Кадило, каждение

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фими­а­тос), θυμιατήριον (фими­а­ти­рион), λιβανωτός (лива­но­тос)) – метал­ли­че­ский сосуд, исполь­зу­е­мый в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви для совер­ше­ния каж­де­ния (куре­ния ладана) — важ­ней­шего бого­слу­жеб­ного сим­во­ли­че­ского дей­ствия.

С какого вре­мени в Церкви совер­ша­ется каж­де­ние

Сожже­ние жертв пред Богом появи­лось на Земле в древ­ней­шие вре­мена (доста­точно вспом­нить жертву пра­вед­ного Авеля). Сам Гос­подь в Ветхом Завете пове­лел Моисею сде­лать в скинии особый жерт­вен­ник для свя­щен­ного куре­ния аро­ма­ти­че­ских веществ (Исх.30:1–9).

Такая форма бого­слу­жеб­ного дей­ствия, как каж­де­ние исполь­зо­ва­лась и на рубеже вет­хо­за­вет­ного и ново­за­вет­ного пери­о­дов (Лк.1:9-10).

В хри­сти­ан­ской Церкви, согласно Пре­да­нию, каж­де­ние прак­ти­ко­ва­лось уже со времён зем­ного слу­же­ния апо­сто­лов (см., напр. иконы Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы). Кроме того, из Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета мы узнаём о том, что волхвы, при­шед­шие покло­ниться Христу, среди прочих даров пре­под­несли Богом­ла­денцу ладан, а еван­ге­лист Иоанн Бого­слов видел в Откро­ве­нии в Небес­ном храме Ангела, при­ем­лю­щего золо­тую кадиль­ницу (Откр.8:3-5).
Между тем в науч­ном сооб­ще­стве цир­ку­ли­рует мнение, согласно кото­рому прак­тика исполь­зо­ва­ния кадила утвер­ди­лась в Церкви не ранее IV в.

kadilo kazhdenie - Кадило, каждение

Зачем Богу нужно, чтобы совер­ша­лось каж­де­ние

Бог, будучи Все­б­ла­жен­ным, ни в чём не нуж­да­ется, в том числе в вос­при­я­тии аро­ма­тов воз­жи­га­е­мого ладана. Но Он бла­го­во­лит к тому, чтобы люди жили в соот­вет­ствии с Его – Божьим – зако­ном, в соот­вет­ствии с тем, что чело­веку полезно. Бого­слу­же­ние и бого­по­чи­та­ние необ­хо­димо самим людям, чтобы жить в бла­го­дат­ном духов­ном един­стве со Своим Созда­те­лем, свет­лыми анге­лами и друг с другом.

Каж­де­ние – это одна из форм бого­слу­же­ния (и бого­по­чи­та­ния), и эта форма напол­нена глу­бо­ким сим­во­лиз­мом. Как дым легко воз­но­сится вверх, так и наша молитва должна устрем­ляться к Богу. Когда свя­щен­но­слу­жи­тель кадит пре­стол, иконы и другие свя­щен­ные пред­меты, он воз­дает Богу и святым подо­ба­ю­щую честь. Ещё бла­го­вон­ный дым ассо­ци­и­ру­ется с бла­го­да­тью и любо­вью Божьей.

Во время каж­де­ния людей в храме они освя­ща­ются дей­ствием Божьим. «Через фимиам мы при­ем­лем бла­го­дать, и никто пусть не пре­не­бре­гает каж­де­нием», – писал св. блж. Симеон Солун­ский.

kadilo kazhdenie 12 - Кадило, каждение

Что сим­во­ли­зи­рует каж­де­ние 

По тол­ко­ва­нию Святых Отцов, огонь, как веще­ство сожи­га­ю­щее и согре­ва­ю­щее, изоб­ра­жает собою Боже­ство. Поэтому огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует Боже­ствен­ную при­роду Христа, само веще­ство угля – Его чело­ве­че­скую при­роду, а ладан – молитвы людей, при­но­си­мые Богу.

Кадиль­ница есть образ Бого­ма­тери, вме­стив­шей Невме­сти­мого Христа. Во многих молит­вах Пре­чи­стая назы­ва­ется Кади­лом бла­го­вон­ным.

Когда свя­щен­ник кадит пре­стол, иконы или другие свя­щен­ные пред­меты, он воз­даёт честь и хвалу Богу. Каж­де­ние людей сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние и схож­де­ние Свя­того Духа. 

Какими кади­лами поль­зо­ва­лись хри­сти­ане в преж­ние вре­мена

Счи­та­ется, что среди кадил, исполь­зо­вав­шихся хри­сти­а­нами в преж­ние вре­мена, были напо­ми­на­ю­щие, в неко­то­рой мере, формы совре­мен­ных кадил. Но были и иные. Среди сохра­нив­шихся хри­сти­ан­ских кадил можно отме­тить, к при­меру, кадила в форме ско­во­роды или пред­став­ляв­шие собой кон­тей­нер с руко­ят­кой, а также кадила в виде чаши на ножке (на ножках). Ручные кадила на цепях могли пред­став­лять собой цилиндр, полу­сферу, мно­го­гран­ную призму, они могли напо­ми­нать чашу и не иметь крышки.

На Русь кадиль­ницы с цепоч­ками попали из Визан­тии в XI веке. В XV веке на Руси наряду с про­чими исполь­зо­ва­лись кадила в форме храма. Вплоть до XVII в. широко упо­треб­ля­лись ручные кадила на цепях с откры­тым верхом.

Молитва перед нача­лом каж­де­ния

Перед нача­лом каж­де­ния свя­щен­ник про­из­но­сит молитву: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню (запах) бла­го­уха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный мыс­лен­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­свя­таго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что види­мый дым кадила озна­чает неви­ди­мое при­сут­ствие бла­го­дати Гос­под­ней, духовно укреп­ля­ю­щей веру­ю­щих.

Виды каж­де­ния: полное и малое

Каж­де­ние регу­лярно исполь­зу­ется в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, а также в иных слу­чаях, напри­мер, при погре­бе­нии / отпе­ва­нии хри­стиан. Поря­док каж­де­ния за бого­слу­же­нием зави­сит от ряда усло­вий и обсто­я­тельств. Он обу­слов­ли­ва­ется тре­бо­ва­ни­ями Устава (Уста­вов) и тра­ди­ци­ями (причем, мест­ные тра­ди­ции могут раз­ли­чаться между собою в дета­лях).
Бого­слу­жеб­ное каж­де­ние бывает полным, когда охва­ты­вает весь храм, и малым, когда с амвона кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих людей.
Когда осу­ществ­ля­ется каж­де­ние свя­щен­ных пред­ме­тов – напри­мер, икон, храма, этим, глав­ным обра­зом, воз­да­ется хвала Богу (чем не исклю­ча­ется воз­да­ние хвалы изоб­ра­жен­ных на иконах святых). Когда же каж­де­ние направ­лено на людей, этим также сви­де­тель­ству­ется, что Дух Святой нис­хо­дит на всех верных.
По тра­ди­ции в ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться.

Кем совер­ша­ется каж­де­ние на бого­слу­же­нии

Когда свя­щен­ник служит вместе с дья­ко­ном, послед­ний совер­шает прак­ти­че­ски все каж­де­ния (когда свя­щен­ник служит один, каж­де­ние совер­шает он сам). Это одна из глав­ных обя­зан­но­стей дья­кона наряду с воз­гла­ше­нием молит­вен­ных про­ше­ний — екте­ний. Именно поэтому в пра­во­слав­ной тра­ди­ции дья­кона хоро­нят с кади­лом в руках.

Дей­ствия при­хо­жан во время каж­де­ния

В ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться. Во время каж­де­ния всего храма доста­точно лишь слегка раз­вер­нуться в сто­рону свя­щен­ника с кади­лом и покло­ниться, нет необ­хо­ди­мо­сти кру­титься вокруг своей оси. 

Могут ли миряне само­сто­я­тельно совер­шать каж­де­ние дома?

Не суще­ствует чина освя­ще­ния кадила, но суще­ствует тра­ди­ция, согласно кото­рой свя­щен­но­слу­жи­тели кадят в храме кади­лом с цепоч­ками, а миряне в своих жили­щах исполь­зуют кацею.

Обходя ком­наты в доме и совер­шая кади­лом крест­ное зна­ме­ние, можно про­из­но­сить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Чест­ному Кресту. Заме­тим, что рели­ги­озно направ­лен­ное каж­де­ние не сле­дует путать со сжи­га­нием аро­ма­ти­че­ских веществ, исклю­чи­тель­ной целью кото­рого явля­ется извле­че­ние аро­ма­тов.

Как раз­жи­гают ладан, исполь­зу­е­мый при каж­де­нии

В каче­стве топ­лива для каж­де­ния обычно при­ме­няют уголь в виде таб­ле­ток, кото­рые легко раз­жи­га­ются при помощи спичек (быст­ро­раз­жи­га­ю­щи­еся таб­летки) или на плите (обыч­ные таб­летки). Ладан сле­дует исполь­зо­вать только хоро­шего каче­ства, чтобы полу­чить дей­стви­тельно бла­го­вон­ный фимиам.

Кадило и пани­ка­дило – это разные пред­меты!

  • Кадило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­на­зна­чен­ный для каж­де­ния. Ручное кадило в форме ковша име­ну­ется кацией.
  • Пани­ка­дило – боль­шая свеч­ная люстра или кан­де­лябр в храме.

Теперь вы не пере­пу­та­ете кадило с пани­ка­ди­лом, как это сделал рус­ский клас­сик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раз­ду­вая ладан в старом медном пани­ка­диле (И.С. Тур­ге­нев).

Изоб­ра­же­ние кадила на иконах

С кади­лом в руках изоб­ра­жают в том числе пер­во­свя­щен­ника Аарона и святых архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия (их иконы можно встре­тить на диа­кон­ских вратах ико­но­стаса — они нахо­дятся по обе сто­роны от Цар­ских врат). 

Цитаты о каж­де­нии

«Каж­де­ние при­го­тов­ляет нас к службе «вонею бла­го­уха­ния». Духов­ному, «умному» бого­слу­же­нию пред­ше­ствует это телес­ное, внеш­нее. Фимиам воз­но­сит ум к пре­столу Божию, куда он направ­ля­ется с нашими молит­вами. Во все века и у всех наро­дов сожже­ние бла­го­во­ний счи­та­лось лучшей, чистей­шей веще­ствен­ной жерт­вой Богу, и из всех видов веще­ствен­ной жертвы, при­ня­тых в есте­ствен­ных рели­гиях, хри­сти­ан­ская Цер­ковь удер­жала только эту и еще немно­гие (елей, вино, хлеб). И внеш­ним видом ничто так не напо­ми­нает бла­го­дат­ного дыха­ния Духа Свя­того, как дым фимиама. Испол­нен­ное такого высо­кого сим­во­лизма, каж­де­ние много спо­соб­ствует молит­вен­ному настро­е­нию веру­ю­щих и своим чисто телес­ным воз­дей­ствием на чело­века. Бла­го­во­ния дей­ствуют повы­ша­юще, воз­бу­ди­тельно на наше настро­е­ние. С этой целью устав, напри­мер, пред пас­халь­ным бде­нием пред­пи­сы­вает уже не просто каж­де­ние, а чрез­вы­чай­ное напол­не­ние храма запа­хом из постав­лен­ных сосу­дов с куре­ни­ями».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон.

Кадило

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки