Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Скорби

Литература по теме

Ско́рби

1) (ед. ч.) внутреннее чувство, характеризуемое как глубокая печаль;
2) (мн. ч.) аскетическое понятие, сближающееся по смыслу с понятием Божественного наказания или действия воспитательного характера, осуществляемого в рамках Божественного Промысла.

carol 141 – Скорби
«Тяжёлые испытания Иова». Ю. Шнорр фон Карольсфельд.

Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?

Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо (Деян.14:22). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? – Отнюдь нет.

Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием (Пс.117:15).

Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» (Лк.1:28) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости (Ин.15:11). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.

Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?

С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» (Ин.16:20).

С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?

Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.

По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души (Рим.5:3-6). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить (1Пет.4:1), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.

Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.

Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь – благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?

Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.

azsaints 256 – Скорби

Скорбят ли о человеческих несчастьях Христос и Его святые?

Святые, пребывающие в Царстве Небесном, находятся в тесном единении с Богом, в общении друг с другом и испытывают состояние блаженства. Между тем, это не означает, что они равнодушны к происходящему на земле.

Согласно Откровению Иоанна Богослова, им не безразличны страдания ближних. Вот что он сообщает о своём видении святых мучеников: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9-10)».

Конечно, святые небожители избавлены от тех прискорбных состояний, которые испытывают люди, живущие земной жизнью, но они участвуют в нашей жизни ходатайством перед Богом и иначе. Достигнув Царства Небесного, они хорошо знают о том благе, которое ждет страдальцев, переносящих несчастье по-христиански смиренно, без ропота на Господа, с упованием на Его благость и милосердие. Вместе с тем, как следует из приведенной выше цитаты, они желают торжества Божественного правосудия (действие которого, как известно из слова Божия, может проявляться в скорбях и страданиях грешников).

Господь Иисус Христос, как Бог (то есть по Божескому естеству) всеблажен, никогда не испытывает ни малейшей неудовлетворенности. Как Человек (то есть по человеческому естеству) Он блаженствует, пребывая одесную Отца. Между тем, как Человек Он является сродником людям и главным нашим Ходатаем: «Мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1Ин.2:1). Но описать детально, досконально, что именно Он чувствует, зная о страданиях людей, живущих на земле, думается, не просто.

Но вот что мы знаем точно: Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без воли Бога (благоволения или попущения), поскольку все происходящее находится в Его руках, как Творца и Промыслителя.

Между тем, исходя из свидетельства Спасителя о том, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7), возможно предположить, что степень радости небожителей бывает различной – большей или меньшей.

Говоря же о будущем состоянии святых в Царстве Славы, апостол Иоанн Богослов свидетельствовал так: «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Цитаты о скорбях

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Ин.16:33.

«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых».
Рим.5:3-6.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Деян.14:22

«Скорби учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому – слава Богу за все!»
архимандрит Иоанн Крестьянкин

«Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией».
преподобный Силуан Афонский

«Раньше я думал: «Зачем Господь посылает скорби на землю?» А теперь я понял: камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу».
преподобный Гавриил (Ургебадзе)

«Как долг неотложный имеет всякий христианин, когда потеряет сердечный мир, делать все от него зависящее, что может способствовать к восстановлению его; так не меньше того обязательно лежит на нем не допускать, чтоб какие-либо случайности текущей жизни возмущали сей мир, разумею: болезни, раны, смерть сродников, войны, пожары, внезапные радости, страхи и скорби, воспоминания о прежних проступках и ошибках, словом – все, чем обычно волнуется и тревожится сердце. Потому обязательно не допускать тревог и волнений в таких случаях, что поддавшись им, человек теряет самообладание и лишается возможности ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования, а то и другое дает врагу доступ взволновать его, еще более и направить на какой-либо шаг, трудно поправимый, или совсем непоправимый. Я не то хочу сказать: не допускай скорби, потому что это не в нашей власти, а то: не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать и право действовать. Это, при помощи Божией, в нашей власти».
прп. Никодим Святогорец

«Для христианина, если он когда-нибудь скорбит, должны быть только два повода к печали, – когда или сам он, или ближний его оскорбит Бога; а так как твоя скорбь не основывается ни на одном из этих поводов, то напрасно ты мучишь себя».
свт. Иоанн Златоуст

«Если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, упорядочив свои мысли, не подвергайся смущению, а потом упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов слишком блестящих, успокаивают их, останавливая на цветах и зелени; так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу, и надежда на воздаяние будет облегчать житейские скорби. Обесчещен ты? Но взирай на славу, какая уготована за терпение на небесах. Нанесен тебе убыток? Но простирай взор к небесному богатству и сокровищу, которое собираешь себе добрыми делами. Изгнан ты из отечества? Но имеешь отечеством Небесный Иерусалим. Лишился ты чад? Но имеешь Ангелов, с которыми будешь ликовать пред престолом Божиим и веселиться вечным веселием. Так настоящим горестям противополагая ожидаемые блага, соблюдешь душу свою беспечальною и невозмущенною, к чему и призывает нас закон апостольский».
свт. Василий Великий

«Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды».
свт. Филарет Московский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka