Старец

Литература по теме

Ста́рец – христианин, подвижник, достигший высокой степени духовно-нравственного совершенства (духовной зрелости, опытности, мудрости), пребывающий в теснейшем благодатно-духовном единстве с Богом.

starec - Старец

В афонской традиции старцами именуются лица, занимающие в монастыре руководящие должности.

Традиция использования понятия «старец» применительно к опытным в духовном отношении лицам имеет давнее происхождение. Положим, старцем называл себя апостол Павел (Флм.1:9).

Прак­ти­ка почтенного отношения к старцам за­фик­си­ро­ва­на в жи­ти­ях египетских отшельников IV века (прп. Антония Великого, прп. Макария Великого), во­круг ко­то­рых собирались спасавшиеся, же­лавшие нау­чить­ся у них ду­хов­но­му де­ла­нию. Таким образом, старцы исполняли по отношению к ним роль духовных наставников. Нередко спасавшиеся вступали в послушание к старцам. Мно­гие старцы-на­став­ни­ки не име­ли священного са­на. Главной особенностью, отличавшей их от прочих христиан, бы­ли преданность и близость к Богу, добродетельность и на­ли­чие глу­бо­ко­го духовно­го опы­та. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Духовный врач должен совершенно совлечься и самых страстей, дабы мог он при случае притворно показывать какую-либо из них, и особенно гнев». И в другом месте: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал». Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что истинному старцу Бог открывал душу приходящего, так что ему не требовалось ничего спрашивать: «Только перед духоносцем может быть явна душа ученика, только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Ученик для чистоты своей совести должен с точностью и подробностью исповедовать свои помышления, но наставник не должен руководствоваться этой исповедью в суждении о душевном состоянии ученика, он должен духовным ощущением проникать, измерять его и поведать ему незримое им состояние души его. Так действовали Пахомий Великий, Феодор Освященный и прочие святые наставники иноков. Феодору Освященному говорили ученики: Отец! Обличи меня! – и он, движимый Святым Духом, являл каждому сокровенные в нем душевные недуги». Час­то зва­ние стар­ца преемственно пе­ре­да­ва­лось от на­став­ни­ка к учени­ку.

Впо­след­ст­вии эта практика рас­про­стра­ни­лась в мо­на­ше­ских об­щи­нах на Синае, в Па­ле­сти­не, в Ви­зан­тии и осо­бен­но на Афо­не.

Старчество на Руси принято связывать с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских. О су­ще­ст­во­ва­нии прак­ти­ки старчества на Ру­си в XIV веке сви­де­тель­ст­ву­ет жи­тие прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. В 15–16 вв. старчество под­дер­жи­ва­ли пре­по­доб­ные Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, Нил Сор­ский, Зо­си­ма и Сав­ва­тий Со­ло­вец­кие, Нил Сто­ло­бен­ский. В Новое время развитию старчества способствовала деятельность прп. Паи­сия Величковско­го. В этот период традиции старчества соблюдались во мно­гих русских мо­на­сты­рях. Од­ним из са­мых почитае­мых стар­цев XVIII–XIX века признается прп. Се­ра­фим Са­ров­ский. Важ­ное зна­че­ние для развития традиций старчества имела Оп­ти­на пус­тынь, где в XIX–XX векепросияла целая плеяда стар­цев, которые передавали свой аскетический опыт наставляемым ими верующим. К их ду­хов­но­му опы­ту об­ра­ща­лось боль­шое количество ми­рян. В этот пе­ри­од ме­ня­ет­ся ха­рак­тер старчества в России: оно выходит далеко за пределы монастырей через прак­ти­ку осуществления старцами ду­хов­но­го ру­ко­во­дства над ши­ро­ким кру­гом лю­дей, пре­ж­де все­го ми­рян, по­сред­ст­вом бе­сед и пе­ре­пис­ки. Известным примером такого руководства является наставническая деятельность свт. Феофана Затворника.

В то же время свт. Игнатий (Брянчанинов) писал о глубоком кризисе старчества: «По учению отцов, жительство иноческое, единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий, этот совет опять должно поверять по писанию отцов. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя боговдохновенного, ему предаться в совершенное, безусловное послушание, называют этот путь, каков он и есть, кратчайшим, прочнейшим, боголюбезнейшим. Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, поверяемый по этим писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий. Я желал быть под руководством наставника, но не привелось мне найти наставника, который бы вполне удовлетворил меня, который был бы оживленным учением отцов».

С XIX века по­ня­тие «ста­рец» трактуется более широко. Старицами называют духовных наставниц в женских монастырях, к старцам начинают относить авторитетных священников не из числа монашествующих (св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев) и даже мирян.

К российским старцам XX века можно отнестисвщмч. Сергия Мечева,прп. Серафима Вырицкого, прп. Иоанна Валаамского, прп. Алексия Голосеевского, прп. Серафима Глинского (Романцова), прп. Андроника Глинского, прп. Серафима Глинского (Амелина), праведного Иону Одесского, прп. Кукшу Одесского, прп. Севастиана Карагандинского, прп. Лаврентия Черниговского, прп. Симеона Псково-Печерского, архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Кирилла (Павлова), протоиерея Николая Гурьянова и других. Во второй половине XX века рас­цвет старчества на­блю­дал­ся в Гре­ции (прп. Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит, прп. Паи­сий Свя­то­го­рец, прп. Иосиф Исихаст, прп. Виссарион Агафонский), в Сер­бии – (прп. Иу­стин (По­по­вич), архимандрит Фаддей Витовницкий), в Ру­мы­нии (архимандрит Клеопа (Илие)) и Болгарии.

Каковы признаки истинного старца?

Истинный старец отличается высотой духовной жизни, которая обязательно характеризуется смирением. Свт. Афанасий Великий дает предупреждение: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу».

Наставник, не имеющий чрезвычайных духовных дарований, не должен играть роль духоносного старца. Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет по этому поводу: «Те старцы, которые принимают на себя “роль”, употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого. Страшное дело – принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело – представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно». См.: Младостарчество.

Следует ли искать старца?

Многие люди стремятся найти духоносного наставника, чтобы решить тот или иной житейский вопрос (выбор жениха или невесты, выбор жизненного пути, купля-продажа имущества и т.п.) через получение благословения старца. Другие занимаются поискам прозорливых старцев, желая получить особое откровение. Гораздо меньше тех, кто хочет научиться духовной жизни и попросить душеполезный совет. В самом желании получить совет духовно опытного человека нет ничего плохого. Однако это не должно превращаться в поиск чудес и перекладывание ответственности за свою жизнь на других людей, что свидетельствует о неправильном духовном устроении и инфантилизме человека. Митрополит Лонгин (Корчагин) говорит: «Старец — это именно духовный наставник. А любой духовник все-таки должен знать человека, какое-то время быть рядом с ним. Замечательный пример старца нашего времени — это, конечно, преподобный Паисий Святогорец, который духовно окормлял женский монастырь в Суроти, ныне один из лучших, самых благоустроенных монастырей в Греции. Поэтому когда к старцу — настоящему или просто прослывшему таковым ― приезжает кто-то со стороны и требует немедленного чуда и прозрений: Ну-ка, расскажи мне всю мою жизнь, и что мне делать дальше,― это на самом деле кощунство. Ни один духовно опытный человек не поддастся на такие просьбы, претензии и, скорее всего, тихо-мирно отпустит такого посетителя восвояси, сказав ему несколько слов утешения. Там же, где начинается подыгрывание подобным настроениям, подлинной духовной жизни, подлинного старчества нет и не бывало». Многие вопросы бытового и духовного характера человек может и должен решать самостоятельно, советуясь с опытными в своей сфере людьми и своим духовником.

Цитаты о старце

«Подлинный старец прежде всего благодаря высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные “старцы” (а вернее их будет называть “младостарцами”), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся бремена неудобоносимые (Лк.11:46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве».
патриарх Алексий II

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka