Буддизм

Литература по теме

Будди́зм – религиозное учение, возникшее в Древней Индии около середины I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Несмотря на то, что в его основе лежит определенный набор принципов, некоторые исследователи считают это название в значительной мере собирательным для всех религиозных течений буддистского толка, не имеющих стандартного вероучения.

Термин «буддизм» создан европейцами в XIX веке и указывает на религиозный титул основателя учения. Сами буддисты называют свою религию Дхарма (Учение), или Буддхадхарма (Учение Будды). В мировом масштабе буддизм получил распространение в XX веке благодаря расширению межкультурных связей, миграционным процессам и деятельности буддийских миссионеров.

photo 2024 06 05 18 24 44 – Буддизм
"Будда".

Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, он же Будда Шакьямуни (приблизительно с 623 г. до Р. Х. по 543 г. до Р. Х.).

Главным вероучительным различием между христианством и буддизмом является отрицание последним возможности бытия Божия. Буддолог Дайсэцу Судзуки писал: «Если буддизм назовут религией без Бога и без души или просто атеизмом, последователи его не станут возражать против такого определения, так как понятие о высшем существе, стоящем выше своих созданий и произвольно вмешивающемся в человеческие дела, представляется крайне оскорбительным для буддистов».

Увлечение буддизмом в современной западной культуре в его вульгарном понимании имеет своим следствием создание различных оккультных практик и сексуальных техник. Название буддизма и его терминология часто используются для продвижения различных «энергетических учений». В интересах большего сближения с монотеистическими религиями некоторые современные представители буддизма предпринимали попытки внести в него представления о рае и аде (что изначально чуждо для буддизма), рационализировать представления о нирване и т. п. Сюда же можно отнести усиление миссионерской деятельности и участие в общественной и политической жизни.

Кратко о буддизме

  1. Буддизм представляет собой множество различающихся направлений и школ.
  2. Основу вероучения буддизма составляют четыре «благородные истины»: 1) о страдании (страдание – важнейшая характеристика сансары, круговерти рождений (перерождений) и смертей); 2) о причине страдания (страдание связано со страстным влечением к жизни, с неведением относительно природы «Я»); 3) о прекращении страдания (нирвана не подвластна страданию, нирвану можно рассматривать как результат исчезновения сансары); 4) о пути к прекращению страдания (нирвана достижима, если следовать особым путем, состоящим из 8-ми ступеней – благородным восьмеричным путём).
  3. В буддизме отсутствует понятия Бога-Творца, более того, буддизм отрицает возможность бытия Единого надмирного абсолютного личностного Бога, в то время как Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (Быт.1:1).
  4. Факт существования множества божеств в буддизме не отрицается, имеется даже культ поклонения им. Библия же говорит о воображаемых богах: «Все боги народов – идолы» (Пс.95:5).
  5. Молитва есть плод личных отношений между человеком и Богом: кто не верует в Бога как в Личность, и в личностность самого человека (буддисты полагают, что не существует субстанционально неизменного личностного начала «Я», бессмертной субстанциональной человеческой души), не может и молиться.
  6. Буддизм, в противоположность христианству, проповедует неприятие мира (тогда как христианство проповедует неприятие существующего в мире греха, греховности).
  7. Буддизм учит, что мы страдаем потому, что желаем временного, и это удерживает нас в рамках иллюзии существования нашего «я», а христианство прямо говорит о том, что мы страдаем из-за последствий грехопадения: греха и смерти. Более того, согласно христианскому учению, личностные особенности человека отражают собой Божественные совершенства (разум, свободная воля, нравственное чувство, царственное достоинство и пр.)
  8. Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства.
  9. Аскетизм буддиста, в отличие от аскетизма христианина, исходит не из цели раскрытия личностных особенностей человека в правильном направлении, не из цели личностного соединения человека с Богом и ближними, а из цели единого постулата – восхождения в безличностность мнимую, ложную реальность.
  10. Некоторые невоцерковленные люди считают себя одновременно буддистами и православными. Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие… – анафема».

Цитаты о буддизме

«Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные «мудрецы», индийские гуру, тибетские ламы, японские учители дзен-буддизма и т.п. … Суть же и цель всех этих «духовных» сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, сокрыть истинное болезненное положение души, создать иллюзию «духовного» и физического здоровья…Все эти учения есть духовный наркоз… Восточные религии внушают больному человеку, что он здоров, пробуждают в нем веру в свои совершенство и божественность, питают гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими «духовными утешениями», «видениями», переживаниями «блаженств», «покоя», «мира» и «бесконечности».
... ступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения к «лучшему» – он, как ему кажется, становится спокойнее, увереннее в себе, бодрее, даже радостнее, примиряется с ближними и т.п., но это плоды глубокой прелести, дворец этот выстроен на ложном основании – на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя».
архимандрит Лазарь (Абашидзе)

«Христиане иногда впадают в прелесть, а йоги в ней изначально находятся».
протоиерей Владимир Цветков

«Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу ее стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира... Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом. То есть, он увидел свойства жизни высшего бытия, силу любви ко всему и сочувствия в страдании... Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нем. Отвергнув же Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия Бога Творца, первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать. Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, греховного человеческого естества».
свщмч. Александр Миропольский

«Освободиться от этого живого тела – есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души – самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи».
свт. Николай Сербский

«В отличие от христианства буддизм учит о необходимости оборвать привязанности не только к дурному, но и к доброму, подавить в себе не только ненависть, но и любовь. Поэтому тексты буддизма воспевают того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому... того, в ком угасло желание существовать (Дхаммапада, 26.415, 418), и рекомендуют: медитируй так, чтобы исчезла разница между любовью и ненавистью (Бардо тодол, 1)».
священник Георгий Максимов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka