Буддизм и христианство. Сравнительная таблица

ТХЕРАВАДА МАХАЯНА ХРИСТИАНСТВО
БОГ Нир­ва­на, абстракт­ная пустота. Нир­ва­на, абстракт­ная пусто­та, а так­же недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ная сущ­ность Будды. Объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щая и неиз­мен­ная Лич­ность.
ЧЕЛОВЕК Непо­сто­ян­ное соеди­не­ние пяти составляющих. Непо­сто­ян­ное соеди­не­ние пяти состав­ля­ю­щих. После смер­ти лич­ность какое-то вре­мя суще­ству­ет в «Чистой земле». Сотво­рен по обра­зу и подо­бию Божье­му. После смер­ти лич­ность не пре­кра­ща­ет существовать.
ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА Зави­сит от его зем­ной жиз­ни (отка­за от наси­лия, воров­ства, бес­по­ря­доч­ных поло­вых свя­зей, лжи, опья­ня­ю­щих и т.п. веществ). После смер­ти чело­ве­ка, его душа, соглас­но зако­ну кар­мы, про­хо­дит бес­ко­неч­ный ряд пере­се­ле­ний, вопло­ща­ет­ся в людях, рас­те­ни­ях, живот­ных, небо­жи­те­лях. Цель пути – избав­ле­ние от пере­рож­де­ний и от стра­да­ния (дости­же­ние нирваны). Цель пути – уже не пре­кра­ще­ние пере­рож­де­ний (нир­ва­на), а про­буж­де­ние (про­свет­ле­ние, бодхи).? Зави­сит от его зем­ной жиз­ни (испол­не­ния запо­ве­дей Бога). Все­об­щее вос­кре­се­ние мерт­вых совер­шит Иисус Хри­стос при Сво­ём Вто­ром при­ше­ствии. Участь пра­вед­ни­ков – бес­ко­неч­ное бого­по­зна­ние, бого­об­ще­ние и бого­упо­доб­ле­ние (обо­же­ние), греш­ни­ков — веч­ные муки нерас­ка­ян­ных стра­стей и неспо­соб­но­сти при­об­щить­ся к Богу.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Мы стра­да­ем, пото­му что жела­ем того, что вре­мен­но, и это удер­жи­ва­ет нас в рам­ках иллю­зии суще­ство­ва­ния наше­го «я». То же, что и в тхераваде. Мы стра­да­ем из-за послед­ствий гре­хо­па­де­ния: гре­ха и смер­ти. Будучи сотво­ре­ны по обра­зу Божье­му, мы можем пол­но­цен­но жить толь­ко в обще­нии с нашим Творцом.
ЕЕ РЕШЕНИЕ Избав­ле­ние от всех жела­ний, что­бы понять, что «я» не суще­ству­ет, и тем самым обре­сти постоянство. Осо­зна­ние при­ро­ды Буд­ды внут­ри себя. Бого­об­ще­ние и обо­же­ние как цель жизни.
СРЕДСТВА Соб­ствен­ные силы. Сле­до­ва­ние Сре­дин­ным путем и накап­ли­ва­ние кар­ми­че­ских заслуг. Соб­ствен­ные силы. Вось­ме­рич­ный путь, опу­сто­ше­ние ума, испол­не­ние риту­а­лов, осо­зна­ние при­ро­ды Буд­ды внут­ри себя, заслу­ги бодхисатвы. Синер­гия – сов­мест­ные уси­лия Бога и чело­ве­ка в деле спа­се­ния.
РЕЗУЛЬТАТ Вхож­де­ние в нир­ва­ну, где «я» пре­кра­ща­ет свое существование. Воз­вра­ще­ние в каче­стве бод­хи­сат­вы, что­бы помочь дру­гим вой­ти в нир­ва­ну или в «Чистую зем­лю», отку­да мож­но вой­ти в нирвану. Обре­те­ние пол­но­цен­ной жиз­ни в веч­ном обще­нии с любя­щей Лич­но­стью — Богом.

 

Таблица. Будда и Иисус Христос

ТХЕРАВАДА ХРИСТИАНСТВО
Буд­да не утвер­ждал, что име­ет какие-то осо­бен­ные отно­ше­ния с Богом. По сути дела, Буд­да вооб­ще не счи­тал вопрос о суще­ство­ва­нии Бога важ­ным, посколь­ку пола­гал, что эта про­бле­ма не име­ет отно­ше­ния к избав­ле­нию от страданий. Иисус гово­рил о Сво­ём Бого­че­ло­ве­че­стве (см. Ин.3:16; 6:44; 10:30; 14:6,9) и явил его.
Буд­да гово­рил, что он ука­зы­ва­ет путь, кото­рый при­ве­дет к избав­ле­нию от стра­да­ний и просветлению. Иисус гово­рил, что Он Сам есть тот путь, бла­го­да­ря кото­ро­му мы можем обре­сти спа­се­ние и веч­ную жизнь (см. Ин.14:6).
Буд­да учил, что путь к избав­ле­нию от стра­да­ний лежит в избав­ле­нии от желаний. Хри­стос учил, что избав­ле­ние от стра­да­ний кро­ет­ся не в избав­ле­нии от жела­ний, но в обре­те­нии пра­виль­ных устрем­ле­ний (см. Мф.5).

 

Таблица. Бодхисатвы и Иисус Христос

МАХАЯНА ХРИСТИАНСТВО
Есть мно­го бодхисатв. Сын Божий вопло­тил­ся один раз. (Евр.9:27–28).
Бод­хи­сат­ва­ми дви­жет чув­ство состра­да­ния к миру, одна­ко это чув­ство не отра­жа­ет чувств, кото­рые испы­ты­ва­ет к миру Пустота. Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос — уни­каль­ное про­яв­ле­ние люб­ви Бога к миру (см. Ин.3:16; Рим. 5:8; 1Ин.4:10).
Бод­хи­сат­вы счи­та­ют мате­ри­аль­ный мир иллю­зи­ей, от кото­рой необ­хо­ди­мо избавиться. Биб­лия гово­рит, что Бог сотво­рил все­лен­ную и был ею дово­лен (см. Ин.1:3; Быт.1:31).
Бод­хи­сат­вы пре­одо­ле­ли свой грех (т. е. при­вя­зан­ность к сво­е­му «я», неве­же­ство) в про­цес­се про­хож­де­ния через мно­же­ство жиз­нен­ных циклов. Иисус Хри­стос был без­гре­шен с момен­та вопло­ще­ния, и Ему не нуж­но было избав­лять­ся от гре­ха (см. Мф.27:4; Лк.23:41; 2Кор.5:21; Евр.4:15).

 
См. раз­дел: ИНДУИЗМ, БУДДИЗМ

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки