Святые о буддизме

Святитель Николай (Касаткин):

Буддизм в религиозном отношении – сущая пустота, ибо без Бога – какая же религия!

Дневники. Том III

Отслужили вечерню, и сказано было поучение о необходимости молитвы и посвящения себя Богу, обращенное большею частию к христианам, но отчасти и к язычникам; им указано было, что молитва их бесполезна и достойна сожаления, ибо дерево и камень, или пустое пространство, в которое они возглашают свои призвания к богам и буддам, которых не существует, не видят, и не слышат, и не могут помочь.

Дневники. Том II

У буддистов нет прочных оснований для веры; не в кого там собственно веровать; оттого буддисты и в упадке. У нас принимают веру прежде всего по разумному убеждению, оттого у нас и мужчин не менее усердных, чем женщин; например, все наши проповедники – усердные верующие, без чего не были бы и проповедниками, и так далее.

Дневники. Том III

…Буддизм вошел краешком своего тумана в некоторые пустые головы в Европе и Америке, а отсюда и в Японии – «буддизм-де будущая религия Европы на место исчезающего там христианства». Это – вонь мертвеца здесь, ворошимого некоторыми жуками кавказской породы. Это же признак, что в инославии – гибель духу человеческому.

Дневники. Том II

Нужно сказать правду, японский народ тремя своими религиозными пестунами – буддизмом, конфуцианством и синтуизмом, и еще своим строгим правительством воспитаны для сей жизни замечательно хорошо; и это доброе воспитание вполне сохраняется еще в местностях, закрытых для иностранного влияния…

Буддизм – самая глубокая из языческих религий, и конфуцианизм – высшая из языческих нравственных философий. Многими прекрасными нравственными качествами, конечно, японцы обязаны этим двум своим педагогам.

Дневники. Том I

Преподобный Иустин (Попович):

Человеческий дух был не в состоянии представить себе образ совершенного человека ни как замысел, ни как идеал, ни тем более как действительность. Отсюда происходили только блуждания в поисках идеального человека и у таких выдающихся мыслителей рода человеческого, как, например, Платон, Сократ, Будда, Конфуций, Лао Цзы и др. дохристианских и нехристианских искателей идеального, совершенного человека.
Или Будда? – Но преследуемый мучительным чувством своего человеческого несовершенства, Будда все стремления человеческого существа к совершенству вверг в царство вечной неощутимости и несоощутимости – Нирвану. Значит, и он – не совершенный человек.

Православная Церковь и экуменизм

Буддизм – совершеннолетие отчаяния. Это не только философия, но и религия пессимизма. Тайна небытия приятнее горькой-прегорькой тайны бытия. Смерть является освобождением от оков этого ужасного чудовища, которое называется миром. За смертью – блаженство нирваны. – Таким образом, буддизм не решает, а перепрыгивает проблему смерти; он не побеждает смерть, а немощно ее проклинает. Подобным образом и остальные религии не представляют ничего, кроме банкротства перед проблемой смерти.

Прогресс в мельнице смерти

Мистицизм свойственен всякой религии и всякой философии «по человеку». Религия «по человеку»? – Да: папизм, протестантство, буддизм, ислам и разнообразный политеизм, фетишизм, антропотеизм во всех своих вариантах.

Том I. На богочеловеческом пути. Путь богопознания

Некоторые христианские моральные принципы и догматические истины можно найти в иудаизме, некоторые в буддизме, некоторые в конфуцианстве. Но в них нельзя найти того, что является самым главным, того, что «едино на потребу» (Лк.10:42). А это – Личность Богочеловека Христа. Ибо Она Своей вечной животворящей силой спасает человека от греха и смерти, перерождая его, исполняя его всем божественным совершенством.

Достоевский о Европе и славянстве

Святитель Николай Сербский:

Индийское учение о вечности и бесконечности мира достойно слез и сочувствия. Это основополагающее заблуждение повлекло за собой и все другие жуткие заблуждения индийцев. Ведь если этот мир вечен и бесконечен, тогда нет места другому миру. Тогда бессмертной душе некуда выйти из этого мира, и, выходя из одного тела, она входит в другое, и так без конца. Это заблуждение – камень преткновения Будды и матерь буддизма. Но оно опровергается даже современной наукой, утверждающей, что мир нашей вселенной ограничен и во времени, и в пространстве, то есть он некогда возник и когда-нибудь исчезнет. Отсюда рождается надежда на то, что в лабиринте настоящего мира могут быть двери и окна в какой-то иной мир, в который души людей, отделившись от тел, могут перейти из самсары мира сего.

Феодул, или Раб Божий

Давайте вспомним и другие мировые религии, религии Индии: индуизм и буддизм… Основное верование миллиардов индийцев – вера в карму. Что такое карма? … Слуга или нищий, ведший на своем веку добропорядочную жизнь, после смерти рождается вновь богачом, князем или учителем. И наоборот: богач, бывший при жизни злодеем и тираном, после смерти может оказаться обезьяной или попугаем, слоном, тигром, змеей. Значит, каждый человек заново рождается в таком теле, какое более всего отвечает его нравственности во время прежней жизни. Об этом говорится во всех книгах Вед, это исповедует весь буддизм. Что же всё это значит с точки зрения закона? Это значит, что нравственный закон Бога абсолютен, непреодолим, несокрушим. Закон природы в европейском смысле, закон материалистический, без Бога и без Духа, в этом страшном процессе метампсихоза, то есть переселения души из тела в тело, не играет никакой роли, не имеет никакого значения, не действует. Согласно учению о карме ничто во всей вселенной не сможет воспрепятствовать человеку добропорядочного поведения обрести после смерти более совершенную жизнь, а злодею – стать еще более низким и гадким. Вот в чем суть кармы, в которую верят миллиарды людей в Индии, Тибете, Китае и Юго-Восточной Азии. И это учение выносит обвинительный приговор европейскому учению о законах природы.

Слово о Законе

Праведный Иоанн Кронштадтский:

От четырехсот до пятисот миллионов людей исповедует буддизм, который высшею целью, к которой должен стремиться человек, полагает отсутствие воли и сознания и считает величайшей добродетелию отсутствие желаний, деятельности и мышления.

Дневник. Том XVI. 1871–1872 гг.

«Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе», то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия.

Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского

Священномученик Иоанн Восторгов:

Будучи богатым, добровольно он сделался бедняком; будучи правителем, захотел он обратиться в невольника, чтобы спасти своих братьев. Это был Будда, основатель религии, носящей его имя. И, однако, что произвело его учение везде, где только оно было принято? Потерю энергии, утрату надежды, какое-то неистребимое желание уничтожения, медленное самоубийство и самое страшное рабство, которое когда-либо тяготело над человечеством. Точно дыхание смерти пронеслось над всею страною и обратило ее в огромное духовное кладбище; под влиянием учения Будды, как это ни странно, остановилась и замерла жизнь сотен миллионов людей, обитавших в прекрасном крае, который мог обещать безграничный расцвет сил и способностей богато одаренному племени. Где причина такого удивительного явления? Отчего такая страшная роковая печать мертвенности? Оттого, что учению этому недоставало истинно-религиозной основы и высшего Божественного авторитета; оттого, что мораль его не основывалась ни на какой догме; оттого, наконец, что ему недоставало слова, объясняющего зло, недоставало и слова победы над злом. А последнее зло – есть смерть; если не побеждена смерть, если она царствует во всей силе, если она есть единственный и неумолимый владыка жизни, – то не остается уже места ни бодрости, ни радости. К чему энергия? Зачем труд? Зачем борьба? Впереди смерть, конец всего, потеря сознания навеки… Самый мир и земная жизнь есть мираж и обман, нелепое и лживое сновиденье… Так было в буддизме: его окончательным словом было уничтожение в смерти, а не жизнь в воскресении. Недоставало, значит, всей высокой моральной системе одного слова: воскресение.

Полное собрание сочинений. Том II

Преподобный Варсонофий (Плиханков):

Все секты и ереси узнаются по тому, что каждая старается заманить в свою лавочку, и сходятся лишь в одном: в непримиримой вражде к Православной Церкви. Теперь дошли до такого безумия, что даже говорят: буддизм выше христианства, прочтите такие-то и такие книги и вы убедитесь. Не читайте их, так как там все – ложь!

Вчера были у меня студенты из Духовной Академии. Они рассказывали, что в Петербурге воздвигли уже буддийский храм, идол Будды уже привезен и лежит в таможне. Покамест открытого кумирослужения не совершают, но придет время, когда начнут приносить жертвы идолам, как во времена языческие, и будут повергаться люди перед статуей как перед богом. Я‑то не доживу до этого времени, а кто из вас помоложе, тот доживет. Но не смущайтесь, Господь не оставит вас. Провидя это тяжелое время, Христос предупредил нас в Евангелии – будут говорить вам: «Се, зде Христос, или онде: не имите веры. Востанут Сю лжехристы и лжепророцы» (Мф.24:23-24), – и как много их теперь!

Духовное наследие

Священномученик Андроник (Никольский):

«Буддизм есть безбожие, ибо Бога нет у него» (Пишу от избытка скорбящего сердца. М., 2007. С. 40).

Священномученик Александр (Миропольский):

Глава про буддизм

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka