Святые о буддизме

Свя­ти­тель Нико­лай (Касат­кин):

Буд­дизм в рели­ги­оз­ном отно­ше­нии – сущая пустота, ибо без Бога – какая же рели­гия!

Днев­ники. Том III

Отслу­жили вечерню, и ска­зано было поуче­ние о необ­хо­ди­мо­сти молитвы и посвя­ще­ния себя Богу, обра­щен­ное боль­шею частию к хри­сти­а­нам, но отча­сти и к языч­ни­кам; им ука­зано было, что молитва их бес­по­лезна и достойна сожа­ле­ния, ибо дерево и камень, или пустое про­стран­ство, в кото­рое они воз­гла­шают свои при­зва­ния к богам и буддам, кото­рых не суще­ствует, не видят, и не слышат, и не могут помочь.

Днев­ники. Том II

У буд­ди­стов нет проч­ных осно­ва­ний для веры; не в кого там соб­ственно веро­вать; оттого буд­ди­сты и в упадке. У нас при­ни­мают веру прежде всего по разум­ному убеж­де­нию, оттого у нас и мужчин не менее усерд­ных, чем женщин; напри­мер, все наши про­по­вед­ники – усерд­ные веру­ю­щие, без чего не были бы и про­по­вед­ни­ками, и так далее.

Днев­ники. Том III

…Буд­дизм вошел кра­еш­ком своего тумана в неко­то­рые пустые головы в Европе и Аме­рике, а отсюда и в Японии – «буд­дизм-де буду­щая рели­гия Европы на место исче­за­ю­щего там хри­сти­ан­ства». Это – вонь мерт­веца здесь, воро­ши­мого неко­то­рыми жуками кав­каз­ской породы. Это же при­знак, что в ино­сла­вии – гибель духу чело­ве­че­скому.

Днев­ники. Том II

Нужно ска­зать правду, япон­ский народ тремя своими рели­ги­оз­ными песту­нами – буд­диз­мом, кон­фу­ци­ан­ством и син­ту­из­мом, и еще своим стро­гим пра­ви­тель­ством вос­пи­таны для сей жизни заме­ча­тельно хорошо; и это доброе вос­пи­та­ние вполне сохра­ня­ется еще в мест­но­стях, закры­тых для ино­стран­ного вли­я­ния…

Буд­дизм – самая глу­бо­кая из язы­че­ских рели­гий, и кон­фу­ци­а­низм – высшая из язы­че­ских нрав­ствен­ных фило­со­фий. Мно­гими пре­крас­ными нрав­ствен­ными каче­ствами, конечно, японцы обя­заны этим двум своим педа­го­гам.

Днев­ники. Том I

Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич):

Чело­ве­че­ский дух был не в состо­я­нии пред­ста­вить себе образ совер­шен­ного чело­века ни как замы­сел, ни как идеал, ни тем более как дей­стви­тель­ность. Отсюда про­ис­хо­дили только блуж­да­ния в поис­ках иде­аль­ного чело­века и у таких выда­ю­щихся мыс­ли­те­лей рода чело­ве­че­ского, как, напри­мер, Платон, Сократ, Будда, Кон­фу­ций, Лао Цзы и др. дохри­сти­ан­ских и нехри­сти­ан­ских иска­те­лей иде­аль­ного, совер­шен­ного чело­века.
Или Будда? – Но пре­сле­ду­е­мый мучи­тель­ным чув­ством своего чело­ве­че­ского несо­вер­шен­ства, Будда все стрем­ле­ния чело­ве­че­ского суще­ства к совер­шен­ству вверг в цар­ство вечной неощу­ти­мо­сти и несо­ощу­ти­мо­сти – Нир­вану. Значит, и он – не совер­шен­ный чело­век.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь и эку­ме­низм

Буд­дизм – совер­шен­но­ле­тие отча­я­ния. Это не только фило­со­фия, но и рели­гия пес­си­мизма. Тайна небы­тия при­ят­нее горь­кой-пре­горь­кой тайны бытия. Смерть явля­ется осво­бож­де­нием от оков этого ужас­ного чудо­вища, кото­рое назы­ва­ется миром. За смер­тью – бла­жен­ство нир­ваны. – Таким обра­зом, буд­дизм не решает, а пере­пры­ги­вает про­блему смерти; он не побеж­дает смерть, а немощно ее про­кли­нает. Подоб­ным обра­зом и осталь­ные рели­гии не пред­став­ляют ничего, кроме банк­рот­ства перед про­бле­мой смерти.

Про­гресс в мель­нице смерти

Мисти­цизм свой­стве­нен всякой рели­гии и всякой фило­со­фии «по чело­веку». Рели­гия «по чело­веку»? – Да: папизм, про­те­стант­ство, буд­дизм, ислам и раз­но­об­раз­ный поли­те­изм, фети­шизм, антро­по­те­изм во всех своих вари­ан­тах.

Том I. На бого­че­ло­ве­че­ском пути. Путь бого­по­зна­ния

Неко­то­рые хри­сти­ан­ские мораль­ные прин­ципы и дог­ма­ти­че­ские истины можно найти в иуда­изме, неко­то­рые в буд­дизме, неко­то­рые в кон­фу­ци­ан­стве. Но в них нельзя найти того, что явля­ется самым глав­ным, того, что «едино на потребу» (Лк.10:42). А это – Лич­ность Бого­че­ло­века Христа. Ибо Она Своей вечной живо­тво­ря­щей силой спа­сает чело­века от греха и смерти, пере­рож­дая его, испол­няя его всем боже­ствен­ным совер­шен­ством.

Досто­ев­ский о Европе и сла­вян­стве

Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:

Индий­ское учение о веч­но­сти и бес­ко­неч­но­сти мира достойно слез и сочув­ствия. Это осно­во­по­ла­га­ю­щее заблуж­де­ние повлекло за собой и все другие жуткие заблуж­де­ния индий­цев. Ведь если этот мир вечен и бес­ко­не­чен, тогда нет места дру­гому миру. Тогда бес­смерт­ной душе некуда выйти из этого мира, и, выходя из одного тела, она входит в другое, и так без конца. Это заблуж­де­ние – камень пре­ткно­ве­ния Будды и матерь буд­дизма. Но оно опро­вер­га­ется даже совре­мен­ной наукой, утвер­жда­ю­щей, что мир нашей все­лен­ной огра­ни­чен и во вре­мени, и в про­стран­стве, то есть он неко­гда возник и когда-нибудь исчез­нет. Отсюда рож­да­ется надежда на то, что в лаби­ринте насто­я­щего мира могут быть двери и окна в какой-то иной мир, в кото­рый души людей, отде­лив­шись от тел, могут перейти из сам­сары мира сего.

Феодул, или Раб Божий

Давайте вспом­ним и другие миро­вые рели­гии, рели­гии Индии: инду­изм и буд­дизм… Основ­ное веро­ва­ние мил­ли­ар­дов индий­цев – вера в карму. Что такое карма? … Слуга или нищий, ведший на своем веку доб­ро­по­ря­доч­ную жизнь, после смерти рож­да­ется вновь бога­чом, князем или учи­те­лем. И наобо­рот: богач, бывший при жизни зло­деем и тира­ном, после смерти может ока­заться обе­зья­ной или попу­гаем, слоном, тигром, змеей. Значит, каждый чело­век заново рож­да­ется в таком теле, какое более всего отве­чает его нрав­ствен­но­сти во время преж­ней жизни. Об этом гово­рится во всех книгах Вед, это испо­ве­дует весь буд­дизм. Что же всё это значит с точки зрения закона? Это значит, что нрав­ствен­ный закон Бога абсо­лю­тен, непре­одо­лим, несо­кру­шим. Закон при­роды в евро­пей­ском смысле, закон мате­ри­а­ли­сти­че­ский, без Бога и без Духа, в этом страш­ном про­цессе метам­пси­хоза, то есть пере­се­ле­ния души из тела в тело, не играет ника­кой роли, не имеет ника­кого зна­че­ния, не дей­ствует. Согласно учению о карме ничто во всей все­лен­ной не сможет вос­пре­пят­ство­вать чело­веку доб­ро­по­ря­доч­ного пове­де­ния обре­сти после смерти более совер­шен­ную жизнь, а злодею – стать еще более низким и гадким. Вот в чем суть кармы, в кото­рую верят мил­ли­арды людей в Индии, Тибете, Китае и Юго-Восточ­ной Азии. И это учение выно­сит обви­ни­тель­ный при­го­вор евро­пей­скому учению о зако­нах при­роды.

Слово о Законе

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:

От четы­рех­сот до пяти­сот мил­ли­о­нов людей испо­ве­дует буд­дизм, кото­рый высшею целью, к кото­рой должен стре­миться чело­век, пола­гает отсут­ствие воли и созна­ния и счи­тает вели­чай­шей доб­ро­де­те­лию отсут­ствие жела­ний, дея­тель­но­сти и мыш­ле­ния.

Днев­ник. Том XVI. 1871–1872 гг.

«Нече­сти­вии не узрят славы Твоея, Христе», то есть неве­ру­ю­щие, неправо веру­ю­щие, като­лики злые, люте­ране бого­хуль­ники и рефор­ми­сты, евреи, маго­ме­тане, все буд­ди­сты, все языч­ники. А мы узрим ли? Это зави­сит от нашей жизни, веры, бла­го­че­стия.

Днев­ники Свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Вос­тор­гов:

Будучи бога­тым, доб­ро­вольно он сде­лался бед­ня­ком; будучи пра­ви­те­лем, захо­тел он обра­титься в неволь­ника, чтобы спасти своих бра­тьев. Это был Будда, осно­ва­тель рели­гии, нося­щей его имя. И, однако, что про­из­вело его учение везде, где только оно было при­нято? Потерю энер­гии, утрату надежды, какое-то неис­тре­би­мое жела­ние уни­что­же­ния, мед­лен­ное само­убий­ство и самое страш­ное раб­ство, кото­рое когда-либо тяго­тело над чело­ве­че­ством. Точно дыха­ние смерти про­нес­лось над всею стра­ною и обра­тило ее в огром­ное духов­ное клад­бище; под вли­я­нием учения Будды, как это ни странно, оста­но­ви­лась и замерла жизнь сотен мил­ли­о­нов людей, оби­тав­ших в пре­крас­ном крае, кото­рый мог обе­щать без­гра­нич­ный рас­цвет сил и спо­соб­но­стей богато ода­рен­ному пле­мени. Где при­чина такого уди­ви­тель­ного явле­ния? Отчего такая страш­ная роко­вая печать мерт­вен­но­сти? Оттого, что учению этому недо­ста­вало истинно-рели­ги­оз­ной основы и выс­шего Боже­ствен­ного авто­ри­тета; оттого, что мораль его не осно­вы­ва­лась ни на какой догме; оттого, нако­нец, что ему недо­ста­вало слова, объ­яс­ня­ю­щего зло, недо­ста­вало и слова победы над злом. А послед­нее зло – есть смерть; если не побеж­дена смерть, если она цар­ствует во всей силе, если она есть един­ствен­ный и неумо­ли­мый вла­дыка жизни, – то не оста­ется уже места ни бод­ро­сти, ни радо­сти. К чему энер­гия? Зачем труд? Зачем борьба? Впе­реди смерть, конец всего, потеря созна­ния навеки… Самый мир и земная жизнь есть мираж и обман, неле­пое и лживое сно­ви­де­нье… Так было в буд­дизме: его окон­ча­тель­ным словом было уни­что­же­ние в смерти, а не жизнь в вос­кре­се­нии. Недо­ста­вало, значит, всей высо­кой мораль­ной системе одного слова: вос­кре­се­ние.

Полное собра­ние сочи­не­ний. Том II

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков):

Все секты и ереси узна­ются по тому, что каждая ста­ра­ется зама­нить в свою лавочку, и схо­дятся лишь в одном: в непри­ми­ри­мой вражде к Пра­во­слав­ной Церкви. Теперь дошли до такого безу­мия, что даже гово­рят: буд­дизм выше хри­сти­ан­ства, про­чтите такие-то и такие книги и вы убе­ди­тесь. Не читайте их, так как там все – ложь!

Вчера были у меня сту­денты из Духов­ной Ака­де­мии. Они рас­ска­зы­вали, что в Петер­бурге воз­двигли уже буд­дий­ский храм, идол Будды уже при­ве­зен и лежит в таможне. Пока­мест откры­того куми­ро­слу­же­ния не совер­шают, но придет время, когда начнут при­но­сить жертвы идолам, как во вре­мена язы­че­ские, и будут повер­гаться люди перед ста­туей как перед богом. Я‑то не доживу до этого вре­мени, а кто из вас помо­ложе, тот дожи­вет. Но не сму­щай­тесь, Гос­подь не оста­вит вас. Про­видя это тяже­лое время, Хри­стос пре­ду­пре­дил нас в Еван­ге­лии – будут гово­рить вам: «Се, зде Хри­стос, или онде: не имите веры. Воста­нут Сю лжехри­сты и лже­про­роцы» (Мф.24:23-24), – и как много их теперь!

Духов­ное насле­дие

Свя­щен­но­му­че­ник Анд­ро­ник (Николь­ский):

«Буд­дизм есть без­бо­жие, ибо Бога нет у него» (Пишу от избытка скор­бя­щего сердца. М., 2007. С. 40).

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Миро­поль­ский):

Глава про буд­дизм

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки