О борьбе с блудной страстью

О борьбе с блудной страстью

(103 голоса4.8 из 5)

Когда совер­ша­ется блуд­ный грех — сердце пре­вра­ща­ется в камень, в льдину. От чело­века на мно­гие годы отхо­дит бла­го­дать Божия. При этом чело­веку, осо­знав­шему глу­бину сво­его паде­ния, необ­хо­димо пони­мать: страсть вра­чу­ется не столько ста­ра­нием плоти, сколько Божией мило­стью. Самым глав­ным настро­е­нием каю­ще­гося должно стать сми­ре­ние и ста­ра­ние при­влечь к себе эту бла­го­дать. Для этого необ­хо­димо под­клю­чать сердце к каж­дой хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели: к молитве, к пока­я­нию, к послу­ша­нию духов­нику, к милостыне.

Автор: По Древ­нему Патерику
Испол­ни­тель: Про­то­и­е­рей Андрей Овчинников
Изда­тель­ство: Дани­лов­ский благовестник
Год выпуска: 2010

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B 
Как слу­шать книги офлайн?

Изу­че­ние пятой главы Древ­него Пате­рика «Раз­ные пове­сти к управ­ле­нию про­тив вос­ста­ю­щих на нас блуд­ных бра­ней» слу­ша­тели вос­крес­ной школы для взрос­лых храма Хри­ста Спа­си­теля начали в пред­две­рии Вели­кого поста и про­дол­жали на всём его про­тя­же­нии. Вели­кие слова молитвы Ефрема Сирина: «Дух же цело­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и любве даруй ми, рабу Тво­ему» дают точ­ный ори­ен­тир на те доб­ро­де­тели, кото­рые помо­гают в борьбе с блуд­ной стра­стью. Отцу Андрею оста­ва­лось только акцен­ти­ро­вать наше вни­ма­ние на прак­ти­че­ском при­ме­не­нии сове­тов древ­них еги­пет­ских стар­цев в жизни совре­мен­ного христианина.

Авва Анто­ний Вели­кий выде­ляет три глав­ные при­чины, по кото­рым чело­века одо­ле­вает блуд­ная страсть: есте­ствен­ное дви­же­ние чело­ве­че­ских чувств или инстинкт про­дол­же­ния рода, кото­рый под воз­дей­ствием невоз­дер­жа­ния и изли­шеств пре­вра­ща­ю­ще­еся в похоть; чрез­мер­ное упо­треб­ле­ние еды и пития, раз­жи­га­ю­щие плоть, и дей­ствие на чело­века пад­ших духов, от кото­рого не сво­бодны даже святые.

Когда совер­ша­ется блуд­ный грех — сердце пре­вра­ща­ется в камень, в льдину. От чело­века на мно­гие годы отхо­дит бла­го­дать Божия. При этом чело­веку, осо­знав­шему глу­бину сво­его паде­ния, необ­хо­димо пони­мать: страсть вра­чу­ется не столько ста­ра­нием плоти, сколько Божией мило­стью, Его вра­чу­ю­щей бла­го­да­тью. Самым глав­ным настро­е­нием каю­ще­гося должно стать сми­ре­ние и ста­ра­ние при­влечь к себе эту бла­го­дать. Для этого необ­хо­димо под­клю­чать сердце к каж­дой хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели: к молитве, к пока­я­нию, к послу­ша­нию духов­нику, к мило­стыне, к мытью посуды или полов…

Очень важ­ный совет — любую страсть необ­хо­димо откры­вать духовно муд­рому настав­нику, это очень дей­ствен­ный спо­соб её вра­че­ва­ния. В древ­нем мона­ше­стве была прак­тика откры­ва­ния помыс­лов не только духов­нику, но и всему народу на общей испо­веди и чем раньше — тем лучше. «Ибо ничто так не огор­чает демона блуда, как откры­тие дел его, — и ничто так не радует его, как ута­е­ние помыс­лов», — сви­де­тель­ствуют настав­ле­ния Пате­рика. Нашему вре­мени, гово­рит отец Андрей, дано немного дру­гое пра­вило: регу­ляр­ная испо­ведь у одного духов­ника. При этом ни в коем слу­чае нельзя под­да­ваться соблазну открыть постыд­ный грех какому-нибудь иному свя­щен­нику, чтобы не пор­тить о себе мне­ние духов­ного наставника.

Любое паде­ние попус­ка­ется Богом пре­муд­рым обра­зом, чтобы увра­че­вать те постыд­ные стра­сти, кото­рые мы не видим, кото­рые таятся в глу­би­нах нашего сердца: утон­чён­ное тще­сла­вие, само­до­воль­ство, тон­кое осуж­де­ние ближ­него… Авва Доро­фей, чьи тво­ре­ния также изу­ча­лись слу­ша­те­лями под руко­вод­ством отца Андрея, сове­тует пом­нить: «Брат согре­шил сего­дня, а я — зав­тра. Только он пока­ется, а я — нет!»

Даже если грех или помы­сел о нём не уда­ётся побе­дить про­дол­жи­тель­ное время — не надо отча­и­ваться. Состо­я­ние борьбы само по себе очень полезно, в иску­ше­ниях необ­хо­димо молиться о даро­ва­нии тер­пе­ния их пере­но­сить. Пате­рик сви­де­тель­ствует о матери Сарре, кото­рая нахо­ди­лась в борьбе с демо­ном блуда 13 лет и нико­гда не про­сила изба­вить её от борьбы, но только молила Бога о помощи.

«Спа­се­ние невоз­можно лежа на постели! Необ­хо­димо тру­диться, бодр­ство­вать, молиться, каяться, искать, тол­кать — и отвер­зется тебе!» — при­зы­вает нас отец Андрей. Бла­го­дать Божия даётся труждающемуся!

«Свя­тые отцы о целомудрии»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

23 комментария

  • Сер­гей, 26.11.2015

    Нуж­ные, полез­ные и духо­нос­ные беседы.

    Ответить »
  • Евге­ний, 17.11.2015

    Очень инте­рес­ные и полез­ные рассказы,грамотная речь.

    Ответить »
  • Вяче­слав, 21.10.2015

    Мир вам !Борьба со сво­ими гре­хами очень тяже­лая ноша.Этот рас­сказ очень полезен.Спаси нас Господи.Всем здоровья,счастья.

    Ответить »
  • Марина, 22.04.2015

    Спа­сибо! Очень интересно.
    Ока­зы­ва­ется, муж­чины сильно чув­стви­тельны к внеш­но­сти жен­щин. Поэтому жен­щи­нам надо ста­раться выгля­деть хорошо, но при­стойно пра­во­слав­ной христианке.
    Нам, конечно, легче — муж­ская внеш­ность не явля­ется для нас таким соблазном.

    Милые дамы! Не соблаз­няйте муж­чин своим не скром­ным видом и поведением.

    Ответить »
    • Лука, 02.02.2021

      Как хочется ино­гда крик­нуть эту фразу в слух!

      Ответить »
  • Евге­ний, 17.04.2015

    Я скло­нен счи­тать что именно это и была ошибка Адама что он не рас­ка­ялся а пере­ло­жил ответ­ствен­ность на Еву. Если бы он рас­ка­ялся то Бог его простил.

    Ответить »
    • Ольга А., 18.04.2015

      Евге­ний, Ева пер­вая нару­шила запо­ведь и она винов­ница поги­бели мужа. Адам про­явил бес­печ­ность, послу­шав жену, и тоже пре­сту­пил запо­ведь. То, что Адам не рас­ка­ялся, — это уже после­ду­ю­щая ошибка, но никак не един­ствен­ная. Попытка Адама сва­лить вину на жену — это уже дока­за­тель­ство помра­че­ния ума вслед­ствие гре­хо­па­де­ния. Вот как пишет об этом свя­ти­тель Иоанн Златоуст:

      Жене над­ле­жало бы из самого этого начала дога­даться о край­ней дер­зо­сти диа­вола, — что он умыш­ленно гово­рит о том, чего нет, и еще как будто забо­тясь об них, (гово­рит) для того, чтобы узнать, что запо­ве­дал им Бог, и таким обра­зом увлечь их к пре­ступ­ле­нию. Итак, жена могла тот­час узнать хит­рость диа­вола, укло­ниться от беседы с ним, как гово­ря­щим пустое, и не дове­сти себя до такого уни­же­ния; но она не захо­тела (этого). Ей сле­до­вало бы даже и не всту­пать в беседу с ним, а бесе­до­вать только с тем, для кого она сотво­рена, кому равна была по досто­ин­ству и создана помощ­ни­цею. Когда же она, не знаю как увлек­шись, всту­пила уже в раз­го­вор со змием и чрез него, как через ору­дие, при­няла гибель­ные слова диа­вола, и тогда, поняв несо­об­раз­ность слов его, и видя, что иное запо­ве­дал Созда­тель, а дру­гое, про­тив­ное сло­вам Творца, гово­рил диа­вол, тот­час должна была отвра­тить слух, бежать от беседы с ним, и пре­зреть дерз­нув­шего изощ­рять свой язык про­тив дан­ной им запо­веди. Но по край­ней невни­ма­тель­но­сти она не только не укло­ни­лась, но и вполне открыла ему запо­ведь Божию, повергла бисер перед сви­ньей, и испол­ни­лось слово Хри­стово: «не поме­тайте бисер ваших пред сви­ни­ями, да не попе­рут их ногами сво­ими, и вра­щ­шеся рас­торг­нут вы» (Мф.7:6). Это и было теперь: (жена) повергла боже­ствен­ные бисеры пред сви­ньей, пред этим злым зве­рем, или демо­ном, дей­ство­вав­шим чрез него, и он не только попрал их и вос­про­ти­вился ска­зан­ному (от Бога), но обра­тив­шись, увлек в без­дну пре­слу­ша­ния не только жену, но вме­сте с нею и первозданного…

      Велика бес­печ­ность и мужа. Хотя (пред­ла­гав­шая плод) была и одной с ним при­роды, и жена его, но ему, как живо пом­нив­шему запо­ведь Божию, нужно было пред­по­честь ее неумест­ному жела­нию жены, не при­ни­мать уча­стия в пре­ступ­ле­нии, для крат­ко­вре­мен­ного удо­воль­ствия не лишать себя столь­ких блага и не оскорб­лять такого Бла­го­де­теля, Кото­рый явил ему столько любви и даро­вал такую без­бо­лез­нен­ную и без­бед­ную жизнь. Разве не поз­во­лено было тебе в избытке насла­ждаться всеми дру­гими пло­дами рай­скими? Зачем же и ты не захо­тел соблю­сти такую лег­кую запо­ведь? Но ты, конечно, услы­шал от жены об обе­ща­нии лука­вого совет­ника тот­час, сам увлек­шись надеж­дою, при­нял уча­стие в снеди. Поэтому и нака­за­ние про­сти­ра­ется на обоих вас, и самый опыт научит вас — не верить вну­ше­нию злого демона более, нежели Богу.

      (Беседа 16 на Книгу Бытия)

      Ответить »
  • Сер­гей Щ., 16.04.2015

    Ольга А., раз­ме­стив древо позна­ния “среди рая”, Он, как мини­мум, допус­кал ТАКОЕ раз­ви­тие собы­тий. Не мог не допус­кать — Он ведь Все­ви­дя­щий и Все­зна­ю­щий. Более того, воз­можно Он спе­ци­ально “поса­дил” это древо среди рая. Зачем? Не познав зла, не пой­мешь что такое добро. Не познав скорбь, не пой­мешь что такое сча­стье. Может быть, не познав грех, не пой­мешь всю силу Божьей бла­го­дати…? Может быть, именно поэтому Бог больше любит не пра­вед­ни­ков (как я слы­шал. Не знаю так ли это), а рас­ка­яв­шихся грешников…?

    Ответить »
    • Ольга А., 17.04.2015

      Сер­гей, Вы допу­стили хулу на Бога, выска­зав мысль, что Бог спе­ци­ально поса­дил древо позна­ния добра и зла для того, чтобы пер­вые люди соблаз­ни­лись и пали в смерть вечную. 

      Наса­див древо позна­ния добра и зла в раю, Бог, таким обра­зом, закре­пил за пер­вым чело­ве­ком сво­боду. Дар сво­боды был дан чело­веку, чтобы он, исполь­зуя ум и сво­бод­ную волю, мог сам выбрать: быть ли ему вечно со своим Твор­цом или укло­ниться от Него. В этом про­яви­лась любовь Бога к чело­веку. Бог не хочет насильно при­вя­зы­вать Своё тво­ре­ние к Себе. Создав Адама, Гос­подь вло­жил в него только начатки доб­ро­де­те­лей, кото­рые Адаму нужно было совер­шен­ство­вать, мак­си­мально при­бли­жа­ясь к Богу, ста­но­вясь богом по бла­го­дати. Если бы Гос­подь пер­вого чело­века пол­но­стью запол­нил бла­го­да­тью, как сосуд, то уже ничего не могло изме­ниться в нём. Бог пре­ду­пре­дил чело­века, что с дан­ного древа плоды вку­шать нельзя, если вку­сит, то в тот же день и умрет. Но далее Адам посту­пает по своей сво­боде. И зло вхо­дит в чело­века и сме­ши­ва­ется с добром.

      Ваша тео­рия, Сер­гей, что, не познав зла, не пой­мешь, что такое добро, лож­ная. Она от лука­вого. Вот сей­час во всех чело­ве­ках добро и зло пере­ме­шано. Очень часто люди добро при­ни­мают за зло, а зло за добро. Чтобы начать раз­ли­чать добро и зло, нужно очи­щать ум и сердце. А мно­гие ли это делают и мно­гие ли хотят это делать? Мно­гие пред­по­чи­тают быть в том состо­я­нии, какое имеют и ничего в своей жизни менять не желают. 

      И эти Ваши слова, — Не познав скорбь, не пой­мешь что такое сча­стье, — Сер­гей, я бы поправила.

      Сей­час люди знают скорби, но при­ни­мают ли их? Несут ли их как воз­мез­дие за свои грехи? Не оби­жа­ются ли на ближ­них и не про­кли­нают ли их, счи­тая их винов­ными в своих бедах? И тру­дятся ли, чтобы обре­сти Цар­ствие Небес­ное, кото­рое силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­щают его (Мф.11,12).

      Сер­гей, Вы напи­сали: Может быть, не познав грех, не пой­мешь всю силу Божьей благодати…? 

      Свя­тые Отцы ухо­дили в пустыню, пре­бы­вали в раз­лич­ных лише­ниях, стес­нен­ных обсто­я­тель­ствах, день и ночь пла­кали о гре­хах своих, и уми­рая, не знали, при­несли ли они долж­ное покаяние.

      А совре­мен­ные немощ­ные хри­сти­ане до того рас­слаб­лены, так любят свои грехи и так не желают с ними бороться даже тогда, когда уже что-то знают о гре­хах. Какую Божию бла­го­дать они могут при этом испытывать?

      Огром­ная без­дна раз­де­ляет совре­мен­ных людей и первозданных.

      Сер­гей, Вы напи­сали: Может быть, именно поэтому Бог больше любит не пра­вед­ни­ков (как я слы­шал. Не знаю так ли это), а рас­ка­яв­шихся грешников…?

      Сер­гей, любовь Божия не лице­при­ятна. Но есть избран­ные сосуды Божией бла­го­дати, наи­бо­лее при­бли­зив­ши­еся к Богу. Бог при­шёл при­звать не мни­мых пра­вед­ни­ков, а осо­знав­ших себя пад­шими грешниками.

      Ответить »
      • Аза­рий, 11.06.2017

        Ольга,

        Стиль Вашей мысли мне пока­зался избы­точно кате­го­ри­чен и в в этой кате­го­рич­но­сти ино­гда про­ти­во­ре­чив. Напри­мер, созда­вая “не зака­лен­ного” чело­века, Все­выш­ний навер­няка отда­вал Себе отчет в том, что этот чело­век решит вку­сить всю суть поня­тия сво­боды и при этом наса­дил это дерево. Таким обра­зом было создано непре­одо­ли­мое для “не зака­лен­ного” чело­века иску­ше­ние, что Сер­гей Щ. и име­но­вал “про­ек­ти­ро­ва­нием” со сто­роны Наи­муд­рей­шего Бога. Ника­кой хулы тут нет. Вку­сив суть сво­боды Адам повре­дился, его потом­ство также уна­сле­до­вало дан­ный недуг, что гаран­ти­ро­вано вно­сит все это потом­ство в оби­тель стра­стей, с кото­рыми и пред­стоит кон­так­ти­ро­вать,  осо­знать как можно, а как нельзя делать, где допу­сти­мые гра­ницы при­ме­ни­мо­сти сво­боды и т.п.…Таким обра­зом, скла­ды­вая опи­сан­ное в гар­мошку, полу­чаем, что дерево позна­ния добра и зла было создано, как стар­то­вая пилюля, при­зван­ная зака­лить чело­века, обо­зна­чить гра­ницу при­ме­ни­мо­сти сво­боды, познать одну истину — без Бога нет ничего, небы­тие. Это дерево это начала пре­об­ра­же­ния Адама, кото­рый может ослу­шаться Бога в Адама, кото­рые ничего не слы­шит и не видит, кроме Свя­той Воли Бога.

        Ответить »
  • Евге­ний, 14.04.2015

    Очень инте­ресно! На все Воля Божья. Аминь.

    Ответить »
    • Ольга А., 15.04.2015

      Евге­ний, разве может быть воля Божия на грех?

      Ответить »
  • дима, 20.11.2014

    От блуда лучше всего помо­гает При­ча­стие, с испо­ве­дью накануне.

    Ответить »
    • Ольга А., 08.03.2015

      Дмит­рий, про­чтите у свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова) о При­ча­стии ста­тью «Слово в Вели­кий Чет­вер­ток на Литур­гии. О Свя­тых Хри­сто­вых Таинах”.

      Ответить »
    • алла, 24.03.2015

      думаю, что не само при­ча­стие помо­гает, а пра­виль­ное духов­ное устро­е­ние и стрем­ле­ние к нему (ведь иуда тоже причастился!).у меня есть пери­мер, когда чело­век устроил свою духов­ную жизнь так :утром и вече­ром читал молитвы, при­ча­щался каж­дые 2‑недели, при этом он почти с гор­до­стью гово­рил об этом (я еще тогда поняла что чело­века вроде бы отваж­ного и реши­тель­ного ждет падение…)в резуль­тате во время поста согре­шил блу­дом и запутался…

      Ответить »
      • Ольга А., 24.03.2015

        Да, печаль­ная исто­рия. Сколько нас теперь таких стра­даль­цев, вере не научен­ных, отно­ся­щихся к Свя­тому При­ча­стию, как к таб­летке. Беда! Горят души греш­ни­ков, попа­ля­е­мые огнём Небес­ным, потому что дер­заем при­ча­щаться со смерт­ными гре­хами и с люби­мыми стра­стями. Горе в том, что о смерт­ных гре­хах блуд­ной стра­сти теперь гово­рить вообще не при­нято. Гово­рят, что нельзя вле­зать в лич­ную жизнь чело­века, что это интим, что это свя­зано с есте­ствен­ной стыд­ли­во­стью. Однако, если забо­лят эти (интим­ные) части тела, то к вра­чам-то лечиться ходим, и врачи не отка­зы­ва­ются. Ни врач, ни боль­ной не сты­дятся, потому что один — про­фес­си­о­нал, а дру­гому жить хочется. Почему же в духов­ной жизни по дру­гому? Или про­фес­си­о­на­лов не стало? Или боль­ные стали счи­тать себя здо­ро­выми? Но кто же ска­жет об этом? Мол­ча­ние в этой теме пре­даёт людей в лапы сатане, потому что со смерт­ными гре­хами в рай не входят.

        “Да иску­шает чело­век себя, да рас­смат­ри­вает себя, прежде нежели при­сту­пить к Свя­тым Таи­нам, – и, если он погряз в скверне гре­хов­ной, да устра­нится страш­ного при­ча­ще­ния, чтоб не навер­шить и чтоб не запе­чат­леть гре­хов своих самым тяж­ким гре­хом: над­ру­га­нием над Свя­тыми Таи­нами Хри­сто­выми, над­ру­га­нием над Хри­стом” (свя­ти­тель Игна­тий, т.4, стр. 125).

        Ответить »
  • Мария, 13.12.2013

    Спа­сибо Вам Ува­жа­е­мый Про­то­и­е­рей Андрей Овчин­ни­ков! Дай Бог Вам и нам миря­нам тер­пе­нья жить по запо­ве­дям Его!
    Слу­шая Вашу 1 аудиок­нигу, мне открылся вопрос, кото­рый уже давно назре­вал. Мой муж, чело­век хоро­ший, но к сожа­ле­нию дале­кий от церкви. Нахо­диться на самом начале духов­ного пути. Он не может пред­ста­вить себе ни одного потреб­ле­ния пищи без про­смотра теле­ви­зора (пере­дачи раз­ного харак­тера, осо­бенно ново­сти). Меня это очень сильно отвле­кает не только от при­ема пищи, но и пра­вед­ной жизни, роботы.
    Не знаю как с этим бороться. Как обьяс­нить мужу весь вред теле­ви­зора кото­рый он нано­сит не только себе но и заодно мне.
    Пожа­луй­ста, помо­гите сове­том. Я очень от этого страдаю.
    Зара­нее Спасибо!

    Ответить »
    • Кирилл, 13.12.2013
    • Кузь­мич, 08.03.2015

      Про­стите меня.Спаси Вас Гос­поди Мария Вас и Вашу семью.Моя жена со мной не боролась.а посто­янно не навяз­чиво пред­ла­гала отка­заться от теле­ви­зора и меньше чем через год.моя семья дружно отка­за­лась от него .лет семь назад.Сначала было скучно но не долго.Привыкли.Фильмы смот­рели на дисках.Православный канал по интер­нету. а потом осо­знав насколько много теле­ви­зор заби­рал жизни то радо­ва­лись посто­янно что изба­ви­лись от ещё одного про­яв­ле­ния сатаны в доме..но я муж­чина а муж­чина глава семьи .отве­чает также и за Без­опас­ность своей семьи. Поэтому я дол­жен быть в курсе про­ис­хо­дя­щего в мире вокруг моей семьи.поэтому смотрю ново­сти выбо­рочно в интернете.занимает вре­мени 5–10 минут.Простите с ув.Виктор

      Ответить »
  • Марина, 19.11.2013

    Спаси Гос­поди за Ваши без­цен­ные труды, доне­сти нам миря­нам такую цен­ную инфор­ма­цию в таком инте­рес­ном и доступ­ном виде! Мне эти беседы помогли разо­браться в неко­то­рых, вол­ну­ю­щих меня, ситу­а­циях, да и пере­смот­реть свою жизнь.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки