По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Даты
Историческое содержание
Богослужения
Иконография
Отмеченное в Евангелии от Луки событие Обрезания Господня и наречения Его именем Иисус (озвученном Деве Марии архангелом Гавриилом, в день Благовещения) в продолжении достаточно длительного периода времени в жизни Церкви не находило широкого отражения в области христианского искусства. Ряд исследователей небезосновательно объясняют этот факт тем, что обряд обрезания принадлежал к ветхозаветной религиозной традиции. Ситуация стала меняться после утверждения в Церкви практики празднования Обрезания Господня (IV в.). Однако не сразу.
Одно из наиболее ранних изображений этого события встречаем в Ватиканском минологии X в.
Схема изображения проста. На нем представлена Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник, держащие Богомладенца. Рядом – старец с ножом в руке. Из содержания миниатюры не видно, кто именно отмечен в образе этого старца. Кроме того, на данном изображении представлены элементы строения и пейзажа.
В дальнейшем на иконах Обрезания Господня помимо Богомладенца, Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа стали изображаться разные лица. При этом нож стал воспроизводиться в руке священнослужителя.
Скажем, согласно Сводному иконописному подлиннику XVIII в. по списку Г. Филимонова, иконографическая композиция должна была выглядеть следующим образом: «Во святилище стоит архиерей ветхозаконный; подобием сед, брада долгая, риза на нем аки на Захарии пророке, на главе колпак по ветхому закону; против его Пречистая Богородица в руках держит Превечного Младенца, ноги голы. Святитель оный держит в руке нож, а другой держит блюдо, а за Богородицей стоит Иосиф и ины, разным подобием»[1].
Аналогичным образом, но с рядом иных специфических особенностей предписывалось писать иконы этого типа иконописным подлинником, изданным С. Т. Большаковым: «В церкви поп, аки Власий, стоит, риза Захариина, Против Пречистой, а Пречистая держит Младенца, ноги голы, а поп держит в руке нож, а в другой блюдо, а за Богородицею Иосиф стоит и иных жены видет»[2].
На некоторых иконах Обрезания Господня священнослужитель бывает представлен без ножа, протягивающим руки в сторону Богомладенца, которого подносит к нему Богоматерь. Позади Богородицы могут изображаться разные лица, в том числе неидентифицируемые. Лицо, встречающее Спасителя и держащее нож, нередко обозначается как святой Захария. Предвечный Младенец может изображаться благословляющим правой рукой, может – уложенным или укладываемым бережно на «престол» (в этом иконографическом решении можно видеть указание на Младенца как на будущего (по отношению к отображаемому событию) Основателя и Главу Церкви, а также усмотреть евхаристический мотив).
На представленной иконе, в левой её части (если смотреть со стороны зрителя), мы видим Пресвятую Богородицу и праведного Иосифа. Богоматерь держит Своего Сына, Которого из Её рук принимает некий святой. Правее этого святого, как следует из письменного обозначения, представлен святой Захарий. В его руке – тарелка, на которой располагается нож. Богородица представлена в традиционно изображаемом облачении. Звезды на Её челе и плечах указывают на Её Приснодевство (три звезды обозначают Её девство до Рождества, в Рождестве и после Рождества). Спаситель изображен благословляющим правой рукой: Он – не просто человек, а обетованный Мессия, вочеловечившийся Сын Божий. На Его Божественное достоинство указывает и надпись на нимбе: «о он», что в переводе с греческого языка означает: «Сущий» (это имя Бог открыл Моисею перед тем как тот отправился в Египет, чтобы вывести оттуда еврейский народ). В левой руке Спасителя – свиток, указывающий на Него как на (будущего) Учителя, символизирующий Евангельскую проповедь. Вместе с тем, свиток в руке Мессии может указывать на Книгу Жизни. Жест Иосифа – выдвинутые вперед, развернутые ладонями вверх руки – подчеркивают его соучастие в изображенном на иконе событии. Расположенный на заднем плане образ престола напоминает нам об одной из целей Пришествия Сына Божия в мир – создании Спасительной Церкви.
[1] Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. – М.: Университетская типограия (Катков и Ко), 1874. – С. 230-231.
[2] Подлинник иконописный / Издание С. Т. Большакова под редакцией А. И. Успенского. – Паломник, 1998. – С. 62.
Богослужебные (литургические) особенности
Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 1/14 января.