День поминовения усопших воинов
Даты
Историческое содержание
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Хотя в первую очередь мы молимся об упокоении тех, кто погиб в годы войны, однако в полной мере уместно вспоминать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые пережили эти годы и скончались позднее (в том числе и тех ветеранов, которые преставились недавно).
Ветхозаветные корни поминовения погибших воинов (а в расширенном смысле – усопших вообще) видят в жертвоприношении, которое Иуда Маккавей принес за павших в битве израильтян (2Мак.12:39-45). Однако важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном богословии считается основанием православного почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).
«Положить душу» — пожертвовать собой; Христос в качестве высшего проявления любви указывает готовность отдать свою жизнь ради друзей. Друзья – это круг избранных людей, которые связаны между собой «союзом любви» (вспомним ирмос 5-й песни канона Великого Четверга: «Союзом любве связуеми апостоли…»); любовь к другу – единственный вид любви, который связан исключительно со свободным выбором. Вообще, есть 4 вида любви, которые обозначаются четырьмя греческими терминами: στοργή — любовь к родственникам, то есть чувство естественное; любовь супружеская ἔρως основана на влечении (которое также не всегда свободно и рационально), любовь ἀγάπη — христианское чувство, которое мы испытываем ко всем ближним. Все эти три указанных типа любви не связаны в полной мере со свободой выбора; только дружба (φιλία) предполагает абсолютную независимость человека при выборе друзей. Потому в узком смысле Христос говорит о самопожертвовании ради друзей.
Сразу следует уточнить два важных аспекта. Во-первых, эта идея была совершенно новой для иудейского мировоззрения (хотя в греческой литературе подобная мысль присутствовала); известный учитель II века раввин Акива утверждал, что собственную жизнь следует ценить выше жизней других людей. Во-вторых, хотя в буквальном смысле речь идет о самопожертвовании ради друзей (то есть узкого круга избранных), Христос Своим примером продемонстрировал расширительное понимание этой заповеди, так как Христос за всех умер (2Кор.5:15); в связи с этим и человек, жертвующий своей жизнью ради других людей, в первую очередь ради защиты Отечества, достоин наивысшей награды.
Церковь допускала защитников Отечества к принятию священного сана: известно, что многие священнослужители Русской Церкви 2-й половины XX века были в юности до рукоположения участниками Великой Отечественной войны (в то же время виновность в совершении даже невольного убийства является каноническим препятствием к хиротонии, см. 5-е прав. св. Григория Нисского). Впрочем, рукоположение участников войны было обусловлено еще и необходимостью по той причине, что подавляющее большинство населения мужского пола были участниками Великой Отечественной войны (при строгом подходе в соответствии с канонами просто некому было бы служить).
И еще важно уточнить: 9 мая возносится сугубая молитва конкретно за воинов-участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; все воины, погибшие в других войнах (Первой мировой, Гражданской, в войнах новейшего времени) поминаются во время остальных нарочитых дней заупокойного поминовения (наряду с другими усопшими).
В этот день совершается ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке:
• Во время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении совершаются особые прошения «о вождех и воинах...».
• По окончании литургии служится благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в войне 1941-1945 годов.
• По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.
На практике порядок последних двух чинов может быть иным: сначала заупокойная лития, потом – благодарственный молебен.
* * *
Справка.
По данным Министерства обороны РФ от 2015 г. общие людские потери СССР в ВОВ составили 26,6 млн. человек. По оценке коллектива военных историков под руководством Г. Ф. Кривошеева, потери Германии и её союзников за всю Вторую мировую войну составили 11,9 млн человек.
Богослужения
Видео

Случайный тест
								
									 - посты
								
								
									 - праздники
								
							
							Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Наверное, именно в отношении Церкви та ситуация, которая в физике называется эффектом наблюдателя, раскрывается в еще большей степени, чем когда мы имеем дело с материальным миром. Какими глазами вы смотрите на Церковь, то вы в ней и увидите.
Поэтому, когда человек смотрит на Церковь хотя бы просто непредвзято, она открывается ему одним образом. Но когда человек пытается посмотреть на Церковь так, чтобы еще раз подтвердить свои заранее уже готовые решения и выводы, он их подтвердит. И совершенно по-другому Церковь открывается человеку, когда он понимает: если где-то и может быть святость, то только здесь.
протоиерей Павел Великанов
 
        
    В 1654 году в Вологде во избавление от моровой язвы за одни сутки был построен Всеградский храм Спаса Всемилостивого.
 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
													