День памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Свя­ти­тель Мак­сим, пре­ем­ник Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла III (1243–1280), ро­дом грек, при­был на Русь, страж­ду­щую под та­тар­ским игом, в сане мит­ро­по­ли­та в 1283 го­ду. Свя­ти­тель по­ла­гал оста­но­вить­ся в Ки­е­ве, но от гра­би­тель­ских на­бе­гов та­тар го­род со­вер­шен­но опу­стел. Мит­ро­по­лит Мак­сим уда­лил­ся в Брянск, а от­ту­да в Суз­даль. Во вре­мя по­се­ще­ния Юж­ной Ру­си на Во­лы­ни свя­ти­те­ля встре­чал игу­мен Рат­ско­го мо­на­сты­ря свя­ти­тель Петр (па­мять 21 де­каб­ря), бу­ду­щий пре­ем­ник мит­ро­по­ли­та.

В 1295 го­ду во Вла­ди­ми­ре свя­ти­тель низ­вел с епи­скоп­ской ка­фед­ры Иа­ко­ва и по­свя­тил Си­мо­на. В это тя­же­лое вре­мя ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол на­хо­дил­ся то во Вла­ди­ми­ре, то в Пе­ре­я­с­лав­ле, то в Тве­ри.

Опа­са­ясь оби­деть юж­ных рус­ских кня­зей сво­им пе­ре­се­ле­ни­ем на се­вер, свя­ти­тель в го­ря­чих мо­лит­вах об­ра­щал­ся к Бо­жи­ей Ма­те­ри и был удо­сто­ен вну­ше­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Ко­то­рая ука­за­ла на Вла­ди­мир как ме­сто его пре­бы­ва­ния. В 1299 го­ду мит­ро­по­лит Мак­сим пе­ре­се­лил­ся во Вла­ди­мир, а в сле­ду­ю­щем го­ду в Нов­го­ро­де по­свя­тил во епи­ско­па свя­то­го Фео­к­ти­ста (па­мять 23 де­каб­ря). В 1301 го­ду мит­ро­по­лит Мак­сим при­был в Кон­стан­ти­но­поль на пат­ри­ар­ший Со­бор, где по во­ле свя­ти­те­ля Са­рай­ский епи­скоп Фе­о­гност пред­ло­жил для ре­ше­ния во­про­сы о нуж­дах Рус­ской Церк­ви. За­бо­тясь об укреп­ле­нии сил по­ра­бо­щен­ной Ру­си, свя­ти­тель убеж­дал Мос­ков­ско­го кня­зя Юрия Да­ни­ло­ви­ча при­ми­рить­ся с Твер­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Яро­сла­ви­чем и не со­ве­то­вал Юрию ехать в Ор­ду для по­лу­че­ния ве­ли­ко­кня­же­ско­го пре­сто­ла. В 1304 го­ду свя­ти­тель во Вла­ди­ми­ре по­са­дил на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Твер­ско­го Ми­ха­и­ла Яро­сла­ви­ча (па­мять 22 но­яб­ря). По­да­вая всем при­мер вы­со­ко­ду­хов­ной жиз­ни, мит­ро­по­лит Мак­сим неустан­но за­бо­тил­ся о ду­хов­ном воз­рас­та­нии сво­е­го сло­вес­но­го ста­да. Так, свя­ти­тель уста­но­вил пра­ви­ло о по­стах, на­зна­чив, кро­ме Ве­ли­ко­го по­ста, Апо­столь­ский, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский по­сты, и опре­де­лил, ко­гда раз­ре­ша­ет­ся пост сре­ды и пят­ка (до XIV ве­ка на Ру­си не со­блю­да­ли по­ста в Пре­по­ло­ве­ние и От­да­ние Пас­хи). Осо­бым по­пе­че­ни­ем свя­то­го мит­ро­по­ли­та бы­ло утвер­жде­ние за­кон­но­го бра­ка: "Пи­шу и о том за­тем, чтобы вы, ча­да мои, рож­ден­ные в ку­пе­ли, но­во­свя­щен­ныя, при­ни­ма­ли жен от свя­той Со­бор­ной и Апо­столь­ской Церк­ви, – же­на для спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го. Ес­ли же дер­жи­те их в блу­де, без вен­ча­ния: что за по­мощь те­бе? Нет, упра­ши­вай и по­нуж­дай их, пусть, ста­ры ли или мо­ло­дые оне, вен­ча­ют­ся в церк­ви".

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель 6 де­каб­ря 1305 го­да; те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском Вла­ди­мир­ском со­бо­ре. Над ме­стом по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на по­зо­ло­чен­ная сень, на ко­то­рой бы­ло на­пи­са­но зо­ло­ты­ми бук­ва­ми: "Мак­сим грек свя­щен бе в ле­то бы­тия ми­ра 6791 от Рож­де­ства Хри­сто­ва в 1283 в Ки­ев при­и­де, ча­сто­го же ра­ди на­хож­де­ния та­тар­ско­го пре­се­ли­ся из Ки­е­ва в ве­ли­ко­рос­сий­ский град Вла­ди­мир, пас Цер­ковь Хри­сто­ву Мак­сим 23 го­да, пре­ста­ви­ся в ле­то бы­тия ми­ра 6812". На стене над гро­бом свя­то­го бы­ла по­став­ле­на Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­пи­сан­ная в 1299 го­ду по ви­де­нию мит­ро­по­ли­ту Мак­си­му. Над­пись об этом ви­де­нии бы­ла укреп­ле­на на ли­це­вой сто­роне гроб­ни­цы.

Случайный тест