<span class="bg_bpub_book_author">святитель <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/" target="_blank" title="Лука (Войно-Ясенецкий), святитель">Лука (Войно-Ясенецкий)</a></span><br>Блюдите, да не презрите единого от малых сих

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Блюдите, да не презрите единого от малых сих

(4 голоса5.0 из 5)

Пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с мыс­лями свя­ти­теля Луки (Войно-Ясе­нец­кого) по поводу вос­пи­та­ния детей

Блю­дите, да не пре­зрите еди­ного от малых сих. Помните ли вы эти слова Хри­стовы, думали ли вы, что они отно­сятся прямо и непо­сред­ственно к вам? Разве мало у вас этих «малых сих», кото­рых под­ле­жит вам блю­сти? Разве мало у вас сыно­вей, доче­рей, от кото­рых вы льете горь­кие слезы? Разве мало раз­врат­ных доче­рей ваших и сыно­вей воров и хули­га­нов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что вы не помните этих слов Хри­сто­вых: Блю­дите, да не пре­зрите еди­ного от малых сих.

Когда тяжко вам ста­но­вится от того, что тво­рят ваши дети, тогда вы пла­чете, тогда вы Богу моли­тесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша оста­ется без­п­лод­ной. Почему же без­п­лод­ной? Потому что нельзя на Бога воз­ла­гать своих соб­ствен­ных обя­зан­но­стей, потому что вы сами должны были забо­титься о детях ваших и вос­пи­ты­вать их, не ждать, что за вашим нера­де­нием за вас испол­нит это Бог.

Если слуга ваш не радеет о своем долге и ждет, чтобы вы сами испол­нили его, то разве вы ста­нете рабо­тать за него, разве не раз­гне­ва­е­тесь на нера­ди­вого слугу? Что же вы хотите от Бога, если сами не раде­ете о детях ваших? Свя­той Иоанн Зла­то­устый ска­зал страш­ные слова о тех, кото­рые не вос­пи­ты­вают детей своих: «Роди­тели, кото­рые пре­не­бре­гают вос­пи­ты­вать детей своих по-хри­сти­ан­ски, без­за­кон­нее дето­убийц, ибо дето­убийцы тело от души раз­лу­чили, а они душу и тело ввер­гают в геенну огненную».

Тяж­кий, тяж­кий ответ даст перед Богом каж­дый из вас, кто не забо­тится о вос­пи­та­нии детей, такой тяж­кий ответ, какой изоб­ра­жен в Биб­лии, в Пер­вой книге Царств, где рас­ска­зы­ва­ется о бла­го­че­сти­вом пер­во­свя­щен­нике еврей­ском Илии, кото­рый пять­де­сят лет был судьей народа изра­иль­ского. При нем нахо­дился, ему слу­жил свя­той про­рок Самуил, тогда еще только отрок. И одна­жды, во сне, этому свя­тому отроку Гос­подь пове­лел воз­ве­стить пер­во­свя­щен­нику Илию, что его ждет страш­ная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих.

А дети его были свя­щен­ни­ками и нече­стием своим озлоб­ляли народ и отвра­щали его от Бога. Когда при­но­сили евреи мясо живот­ных для при­не­се­ния в жертву Богу, тогда слуги этих нече­сти­вых свя­щен­ни­ков выби­рали луч­шие куски мяса из котла, в кото­ром оно вари­лось для жерт­во­при­но­ше­ния, и отда­вали этим нече­сти­вым свя­щен­ни­кам. Даже сырое мясо отби­рали они, а на тре­бо­ва­ние при­нес­ших сперва сжечь тук на жерт­вен­нике, отве­чали: если не отдашь, силой возьму. Видя это, и народ отвра­щался от жерт­во­при­но­ше­ний. За такое нече­стие Гос­подь пока­рал не только этих свя­щен­ни­ков, но и самого пер­во­свя­щен­ника Илия. Было наше­ствие фили­стим­лян на землю изра­иль­скую, и во время оже­сто­чен­ного боя этот 98-лет­ний ста­рец сидел на седа­лище у храма в ожи­да­нии изве­стий с поля битвы. И при­бе­жал взвол­но­ван­ный, покры­тый пылью вест­ник и ска­зал ему: «Сыно­вей твоих убили, а Ков­чег Божий взят в плен».

Услы­шав эту весть, пер­во­свя­щен­ник упал навз­ничь, сло­мал позво­ноч­ник и умер тяж­кой смер­тью. А Гос­подь воз­ве­стил, что нака­за­ние будет про­дол­жаться над всем родом его.

Вот видите, как это страшно, – весь род его под­пал под нака­за­ние за то, что пер­во­свя­щен­ник Илий не удер­жи­вал сыно­вей своих от тяж­ких гре­хов. Это гро­зит каж­дому из вас, кто будет нера­деть о вос­пи­та­нии детей своих.

А о тех, кто всем серд­цем стре­мился вос­пи­ты­вать детей в бла­го­че­стии, вы слы­шите на каж­дой утрене в Псалме 102‑м такие бла­го­че­сти­вые слова: «Милость же Гос­подня от века и до века на боя­щихся Его, и правда Его на сынах сынов, хра­ня­щих завет Его, и пом­ня­щих запо­веди Его тво­рити я».

Во веки веков бла­го­сло­ве­ние Божие на тех, кто вос­пи­ты­вает детей своих в бла­го­че­стии. Ска­жите, что будет с несчаст­ною доче­рью вашей, кото­рая в юно­сти пре­да­ется раз­врату и потом, выйдя замуж, родит детей? Будет ли бла­го­сло­ве­ние Божие на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырас­тет небла­го­че­сти­вый, бого­про­тив­ный род. Во веки веков будет тяго­теть про­кля­тие Божие над теми, кого не вос­пи­тали вы в духе хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия. Поду­майте, как это страшно, какую тяж­кую ответ­ствен­ность несете вы перед Богом, если не вос­пи­ты­ва­ете детей своих в нра­вах христианских.

Как же должно их вос­пи­ты­вать? Так, как вос­пи­ты­вали своих детей древ­ние хри­сти­ане, хри­сти­ане пер­вых веков. Они с самого ран­него дет­ства при­учали детей к молитве, храму, постам, к таин­ствам цер­ков­ным. Когда учили их гра­моте, то учили по кни­гам свя­того Писа­ния. Они нико­гда не поз­во­ляли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Они вну­шали детям то, что каж­дое дело, каж­дый шаг хри­сти­а­нина должны начи­наться крест­ным зна­ме­нием и молит­вой. Когда учили они детей своих, то забо­ти­лись не только об обра­зо­ва­нии общем, о муд­ро­сти язы­че­ской, об обу­че­нии фило­со­фии, музыке, искус­ствам. Нет, совсем дру­гому учили они их. Научая детей своих, они руко­вод­ство­ва­лись глу­бо­ким, свя­тым пра­ви­лом: «Того почи­тали несчаст­ным, кто знает все и не знает Бога. Того бла­жен­ным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого».

Не думайте, что этим запре­ща­ется вам учить детей ваших всем свет­ским нау­кам. Нисколько. Вели­чай­шие отцы наши и учи­тели Церкви сами в моло­до­сти очень усердно пре­да­ва­лись изу­че­нию всей муд­ро­сти науч­ной, фило­соф­ской. Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­устый были высо­ко­об­ра­зо­ван­ными людьми сво­его вре­мени. И вашим детям над­ле­жит быть обра­зо­ван­ными, уче­ными. Но только важно, чтобы их обу­че­ние и вос­пи­та­ние не огра­ни­чи­ва­лись одной муд­ро­стью свет­ской, муд­ро­стью мира сего. Чрез­вы­чайно важно, чтобы наряду с этим они позна­вали выс­шую правду и истину, чтобы науча­лись они закону Божию и запо­ве­дям Хри­сто­вым, чтобы при­уча­лись к посто­ян­ному бла­го­че­стию, чтобы они, изу­чая науки, все­гда пом­нили о Боге, о запо­ве­дях Божиих, о пути Хри­сто­вом. Тогда и только тогда они не заблу­дятся на пути муд­ро­сти чело­ве­че­ской, только тогда будут ста­вить выше всего муд­рость хри­сти­ан­скую, позна­ние Бога.

Так над­ле­жит вам учить детей ваших. А как же должны вы вос­пи­ты­вать их, насаж­дать в них выс­шую нрав­ствен­ность хри­сти­ан­скую? Прежде всего вашим при­ме­ром, ибо дети вос­пи­ты­ва­ются именно при­ме­ром роди­те­лей своих. Ска­жите, вырас­тут ли людьми чистыми и хоро­шими дети, кото­рые в лице роди­те­лей своих видят самые дур­ные при­меры без­нрав­ствен­но­сти? Будут ли чисты и цело­муд­ренны дочери ваши, если вы сами пода­ете при­мер пре­лю­бо­де­я­ния? Будут ли чисты, неспо­собны к воров­ству дети ваши, если вы не будете оста­нав­ли­вать их от этого с самых юных лет?

Когда сыно­вья ваши воруют и опу­сто­шают ого­роды, рвут чужое, не остав­ляют созре­вать плоды в садах и когда при­хо­дят жало­ваться на них, то матери спо­койно отве­чают, – ну что же, дети малые, что же с них спра­ши­вать? Гос­подь спро­сит с вас! Спро­сит грозно, зачем поз­во­ляли детям вашим воро­вать с самого юного воз­раста, зачем не учили запо­ве­дям Божиим, зачем не вну­шили отвра­ще­ния и пре­зре­ния к воров­ству и хули­ган­ству? Тяж­кий ответ дадите вы перед Богом за вся­кий соблазн, кото­рый видят в вас дети ваши, за все ссоры, руга­тель­ства, пусто­сло­вие, драки, кото­рые про­ис­хо­дят на их гла­зах. Если сами так посту­па­ете, то чему научите детей ваших?

Вели­кий учи­тель все­лен­ский, вели­чай­ший из цер­ков­ных ора­то­ров, Иоанн Зла­то­устый, вот какие чуд­ные слова ска­зал о роди­те­лях, кото­рые не учат детей своих добру, а поощ­ряют дур­ные свой­ства их, стра­сти и нече­стие: «Ведь вы, как будто наме­ренно ста­ра­ясь погу­бить детей, при­ка­зы­ва­ете им делать только то, что, делая, невоз­можно спа­стись. Вот посмотри прежде всего: Горе, ска­зано, сме­ю­щимся, и вы пода­ете детям мно­же­ство пово­дов к смеху. Горе бога­тым, а вы только о том и ста­ра­е­тесь, чтобы они раз­бо­га­тели; горе егда добре рекут вам вси чело­вецы, а вы часто тра­тите все свое иму­ще­ство из-за славы люд­ской; поно­ся­щий брата сво­его пови­нен есть геенне, а вы счи­та­ете сла­быми и трус­ли­выми тех, кто мол­ча­ливо сно­сит обид­ные речи от дру­гих. Хри­стос пове­ле­вает отвра­щаться брани и рас­при, а вы посто­янно зани­ма­ете детей своих этими злыми делами. Любяй душу свою, ска­зал Гос­подь, погу­бит ю, а вы вся­че­ски вовле­ка­ете их в эту любовь; аще не отпу­ща­ете, гово­рит Он, чело­ве­ком согре­ше­ний их, ни Отец ваш Небес­ный отпу­стит вам, а вы даже попре­ка­ете детей, когда они не захо­тят мстить оби­дев­шим. Хри­стос ска­зал, что любя­щие славу постятся ли, молятся ли, подают ли мило­стыню, все это делают без пользы; а вы только и ста­ра­е­тесь о том, чтобы ваши дети полу­чили славу.

И худо не это одно, что вы вну­ша­ете детям про­тив­ное запо­ве­дям Хри­сто­вым, но и то еще, что доб­рое хулите, назы­вая скром­ность необ­ра­зо­ван­но­стью, кро­тость – тру­со­стью, спра­вед­ли­вость – сла­бо­стью, сми­ре­ние – рабо­леп­ством, незло­бие – без­си­лием. Вы скло­ня­ете их к таким делам, за кото­рые Иисус Хри­стос опре­де­лил неиз­беж­ную поги­бель; вы о их душе, как о чем-то ненуж­ном, небре­жете, а о том, что дей­стви­тельно излишне, забо­ти­тесь, как о необ­хо­ди­мом и важнейшем.

Вы все дела­ете, чтобы был у сына слуга, конь и самая луч­шая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом поду­мать не хотите; нет,– про­сти­рая до такой сте­пени забот­ли­вость о древе и кам­нях, души не удо­ста­и­вайте и малей­шей части такого попе­че­ния. Все дела­ете, только бы на доме сто­яла чуд­ная ста­туя и кровля была золо­тая, а чтобы дра­го­цен­ней­шее изва­я­ние – душа – была золо­тая, об этом и помыс­лить не хотите».

Как гово­рил св. Иоанн Зла­то­устый в древ­ние вре­мена, 1500 лет назад, так нужно ска­зать вам и теперь, ибо разве и теперь не вос­пи­ты­ва­ете вы детей своих так же плохо, не вну­шая им страха Божия? Разве не при­ла­га­ете все заботы к тому, чтобы детям своим дать как можно луч­шее поло­же­ние в жизни, чтобы поста­вить их в ряды власть иму­щих, бога­тых и силь­ных? Разве не вну­ша­ете детям вашим, что в день­гах сила, что нужно при­об­ре­тать боль­шие зна­ния ради богат­ства и обес­пе­чен­ной при­воль­ной жизни? А разве это нужно? Нужно как раз обрат­ное. Нужно детям вашим вну­шать пре­зре­ние ко всему этому – к день­гам, богат­ству, славе, высо­кому поло­же­нию в обще­стве. Нужно при­вить им любовь к чистоте, свя­то­сти, бла­го­че­стию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.

<…> Видите, какие огром­ные задачи перед вами стоят в деле вос­пи­та­ния детей, видите, как святы обя­зан­но­сти мате­рей. Нет более важ­ной обя­зан­но­сти, нет более тяж­кой ответ­ствен­но­сти перед Богом для матери, чем доб­рое вос­пи­та­ние детей. Перед Богом дадите тяж­кий ответ и на все потом­ство навле­чете гнев Божий, если не будете радеть о вос­пи­та­нии детей своих. И будете мучиться и пла­кать, пла­кать, глядя на них.

Итак, блю­дите, да не пре­зрите еди­ного от малых сих. Все­гда заботь­тесь о них, все­гда пода­вайте им чистые свя­тые при­меры бла­го­че­стия, и тогда Гос­подне бла­го­сло­ве­ние будет от века и до века на детях ваших и на вас самих.

Свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки