Четыре состояния духовной жизни, или можно ли духовно себя воспитать

Четыре состояния духовной жизни, или можно ли духовно себя воспитать

(3 голоса5.0 из 5)

Обычно в своем раз­ви­тии дети про­хо­дят четыре этапа: мла­ден­че­ство, дет­ство, под­рост­ко­вый период и юность. Подобно им, взрос­лый чело­век может пере­жить четыре этапа внут­рен­него взрос­ле­ния: по при­роде, по закону, по бла­го­дати, по славе. 

Правда, если ребе­нок так или иначе одо­ле­вает все свои четыре воз­раста, то мы, взрос­лые, далеко не до всего можем дорасти. Вос­пи­ты­вая самих себя, мы пони­маем, насколько огра­ни­чены чело­ве­че­ские воз­мож­но­сти. А для нашего духов­ного роста необ­хо­димы воля и уча­стие Небес­ного Отца.

И всё же, без пра­виль­ной само­ор­га­ни­за­ции, вос­пи­та­ния воли и разум­ных воле­вых уси­лий, то есть нашего встреч­ного дви­же­ния к Отцу, раз­ви­тия не будет.

Вос­пи­ты­вая своих детей в хри­сти­ан­ском миро­воз­зре­нии, мы должны оце­ни­вать и свое духов­ное взрос­ле­ние, ведь оно  прямо отра­жа­ется на детях.

Апо­стол Павел опи­сы­вает четыре воз­мож­ные состо­я­ния духов­ной жизни чело­века в Свя­щен­ном Писа­нии, в Посла­нии к Рим­ля­нам. Про­по­вед­ник, писа­тель и попу­ляр­ный бло­гер про­то­и­е­рей Андрей Тка­чев  на своем канале в Интер­нете кратко и эмо­ци­о­нально харак­те­ри­зует эти этапы.

Его выра­зи­тель­ный пуб­ли­ци­сти­че­ский слог бли­зок к живому раз­го­вор­ному языку и под­ку­пает дове­ри­тель­но­стью тона. Про­сто и доступно свя­щен­ник гово­рит о слож­ных духов­ных кате­го­риях. Слово отцу Андрею.

kak izbavitsya ot stradanij uma i tela s pomoshchyu gipnoza 1 - Четыре состояния духовной жизни, или можно ли духовно себя воспитать

Жизнь по природе

«По при­роде – это как скот бес­сло­вес­ный. Когда огра­ни­чи­ва­ются все жела­ния чело­ве­че­ские только телес­ной сфе­рой. Сладко, мягко, вкусно, удобно. При­ятно – не при­ятно. Страшно – не страшно. Съел, выпил, поспал, обнял, поце­ло­вал. «Кино, вино и домино».

Это скот­ская жизнь. Жизнь плоти. Само­лю­бия. При­ми­тив­ных раз­ных заня­тий, и ничего больше. Чело­век живет в рам­ках своей пад­шей природы.

Прошу не забы­вать, что наша при­рода – пад­шая. Чело­век изуро­до­ван. До гре­хо­па­де­ния Адам был насто­я­щий чело­век. И новый Адам – Хри­стос – насто­я­щий человек.

А мы – испор­чен­ные люди. И такими, какие мы есть, мы в рай войти не можем. Мы должны измениться».

Жизнь по закону

«По закону – это когда ты зна­ешь запо­веди. Не делай! Не вку­шай! Не ходи! Не смотри! Не тро­гай! Не говори! Молчи! Про­сти! Мы можем обло­жить себя вся­кими заповедями.

Это есть и в хри­сти­ан­ском мире. «Это пра­вило нужно вычи­тать!» Зна­ете? Это… нужно сде­лать. Это… Это… У нас этого очень много.

«Так не оде­вайся!» «Это про­чи­тай!» «Туда пойди! – Туда не пойди!» «Это ешь! – Это не ешь!»

Жизнь по закону про­из­во­дит очень стран­ное дей­ствие. Она обна­жает грех, но ты пони­ма­ешь, что закон испол­нить не можешь. Ты изне­мо­га­ешь под его гне­том и на каком- то этапе бро­са­ешь это дело.

Жизнь по закону обна­жает твою сла­бость, твою нече­сти­вость, твою повре­жден­ность. И – радо­сти не при­но­сит. Делает чело­века очень мрач­ным, злоб­ным. Он на всех шипит. Сам собою не дово­лен и всем миром не дово­лен. Всем миром недо­во­лен, потому что сам собою не дово­лен. Там плохо. Здесь плохо. Все плохо.

«Везде все плохо, потому что – мне плохо». Потому что я недо­во­лен своей жиз­нью. Я молюсь, и молюсь, и молюсь, а толку ника­кого нет. Сердце, как и было гряз­ное, так и гряз­ное оста­лось. Язык как был лжи­вый, так лжи­вый и остался. Мысли как были сума­сшед­шие, так сума­сшед­шие и оста­лись. И что толку с того?

Вот это закон­ная жизнь. Закон­ная жизнь не дает чело­веку радо­сти. Она дает ему злобу. Она про­све­чи­вает грех.

Закон – это рент­ген. Он пока­зы­вает, что у тебя внутри. Он тебя не лечит. Покой­ный отец Даниил Сысоев (Цар­ство ему Небес­ное) гово­рил, что рент­ге­нов­ским аппа­ра­том никто не лечится. Но им про­све­чи­ва­ются болезни. 

Тебя «про­рент­ге­ни­ро­вали» – есть тубер­ку­лез или нет тубер­ку­леза, поло­маны кости или нет. Лечить тебя им не будут. Он про­сто пока­жет, что в тебе.

А сколько в этом радо­сти? Да ника­кой радо­сти. Жил себе весело и жил. Вдруг закон пока­зал, что я сви­нья, а лекар­ство от свин­ства мне не дал. И я хожу теперь как сви­нья. Сви­нья – сви­ньей. И что дальше делать?

Ходи – не ходи, смотри – не смотри. Ешь – не ешь. Это важно только лишь отно­си­тельно того, к Хри­сту ты идешь или не к Хри­сту. Закон сам по себе ничего не зна­чит, если он к Хри­сту не при­во­дит. Можно так закон сохра­нять, что и про Хри­ста забыть. Если ты к Хри­сту не идешь, это не имеет смысла.

Поэтому ино­гда неко­то­рые юро­ди­вые в Вели­кую Пят­ницу ели кол­басу. Чрево для пищи, а пища для чрева. И то, и дру­гое Бог упразд­нил. Важно то, что ты име­ешь внутри себя в голове и в сердце».

Жизнь по благодати

«Бла­го­дать изго­няет страх. Бла­го­дать исце­ляет грех. Мы гово­рим: «Заступи, спаси и поми­луй нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью». Если при­хо­дит бла­го­дать, чело­веку легко начи­нает делаться все то, что раньше он не мог делать.

Напри­мер, чело­век бро­сал курить лет два­дцать. Борется с собой и не может бро­сить курить. Но при­шла бла­го­дать, и откуда что взя­лось. И не надо. И не хочу. И не буду. И так со всем остальным.

Бла­го­дать – она такая. Она всё побеж­дает. Бла­го­дать – это сила, неза­ви­симо пода­ю­ща­яся чело­веку в меру воз­мож­но­сти его при­я­тия. Насколько чело­век может при­нять, настолько и полу­чает. Бла­го­дать помо­гает побеж­дать то, что ты не можешь одо­леть сам.

Но вот вопрос, можно ли поте­рять бла­го­дать или нельзя? Здесь ответы отли­ча­ются. Неко­то­рые счи­тают, что, если ты уже одна­жды уве­ро­вал, ты спа­сен. Но есть дру­гие, кото­рые гово­рят, что спа­се­ние можно потерять.

Бла­го­дать можно поте­рять. Веру можно потерять.

Когда при­хо­дит бла­го­дать, появ­ля­ется некая опас­ность духов­ного хам­ства. У тебя так хорошо все полу­ча­ется. Ты такой сме­лый. Бла­го­дать дарит чело­веку радость и сме­лость. То, чего нет в обыч­ной жизни. Это её признаки.

Конечно, чело­век и с гре­хом раз­би­ра­ется легче. У него нет соблаз­нов. А тру­сость и тоск­ли­вость – это при­знак без­бла­го­дат­но­сти. Явный признак.

Здесь можно воз­гор­диться и поте­рять благодать.

Чтобы сохра­нить бла­го­дать, нужно иметь сми­рен­ные мысли, сми­рен­ные помыслы. Бла­го­дать Божия соби­ра­ется в сми­рен­ных душах.

Нужно не думать о себе высоко. Не осуж­дать людей. Не зло­рад­ство­вать. Смот­реть на дру­гих с ува­же­нием, снизу вверх, как на тех, кото­рые лучше тебя. И только это будет хра­нить в тебе благодать».

Жизнь по славе

«В славе чело­век и не согре­шает, и не боится, и не теряет. Это вот уже то неко­то­рое состо­я­ние, кото­рое будет потом. Но ино­гда оно бывает и здесь. Напри­мер, у Сера­фима Саров­ского. Или у Иоанна Крон­штадт­ского. Или у Мат­роны Бла­жен­ной. И у дру­гих святых.

Вот четыре состо­я­ния жизни чело­века. Прошу их запом­нить. При­рода – по сути, сло­вес­ное свин­ство. Закон – необ­хо­ди­мый. Бла­го­дать – помо­га­ю­щая побеж­дать грех, но тре­бу­ю­щая сми­ре­ния. И слава – когда все уже хорошо. Но боль­шин­ство из нас это ожи­дает там, а не здесь».

Источ­ник цитат — интер­нет-канал  про­то­и­е­рея Андрея Ткачева

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки