сайт для родителей

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Print This Post

18408


Что делать, если учитель обижает ребенка?
(7 голосов: 4.43 из 5)

Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос «нормально», а потом вдруг как гром среди ясного неба: «Учительница плохая».

Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.

Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми. Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди. Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями. Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.

Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?

Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.

Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.

Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье «25 вопросов» мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.

Чаще всего дети жалуются на то, что учительница «орет». Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается. И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать. С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.

Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.

К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение оценок, язвительный тон.

В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.

К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.

Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?

Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту. Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми. Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.

Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно. Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же. Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.

Очень часто беседа с родителем «встряхивает» преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно. Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании. Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.

В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам. В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом. Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.

Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному). С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было. Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.

Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.

Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя. Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.

Азбука воспитания

Комментарии:

да конечно,школ не хватит,переводить из одной в другую.. идите сразу в прокуратуру — там быстро разбираются ..

А что делать, если, хотя бы один из родителей состоит на учёте у психиатра — тогда ведь при поступлении жалобы в ту или иную инстанцию его быстренько упекут в психушку…. и никаких дальнейших проблем (  у школы ). А вот ребёнка будут дразнить — твоя мама дура, и т. д. Что делать ТАКИМ родителям? Вообще не рожать детей? Или бездействовать, видя, как над твоим ребёнком продолжают издеваться?

Я мальчик и учусь в школе в 6 классе. Зашел сюда, чтобы посмотреть, как решить проблему с моим педагогом по русскому языку. В 4 классе выиграл 2 олимпиады. Всегда меня хвалили учителя. Но учительница по русскому на нас орёт, и не на шутку. Мои родители мне не верят, думают, что выдумываю, и наказывают из-за не справедливой двойки. САМИ ПОДУМАЙТЕ! Я сделал все по заданию, все надо делать устно. Но какой-то умник сделал д/з письменно! И сдал последним тетрадь(случайно получилось, не преувеличиваю). Педагог открыл его тетрадь и подумал «ага, надо было делать письменно!» И поставил двойку! НО! Только в дневник! А Классный Руководитель подумал, что нас пожалели. Педагог русского языка просто побоялся поставить в журнал, чтобы не уволили(хотя ей 60, и ей пора на пенсию). Как быть? Я не хочу быть бомжом, а отличником!

    Здравствуйте, юноша (извините, по имени не знаю, как обратиться).

    Ситуация  понятна, несправедливость всегда обидна. Но, скорее всего, надо с родителями попытаться найти общий язык. Есть такой способ общения — проговорить спокойно произошедшее, без эмоций. Наконец, напишите свои мысли, свои аргументы папе или маме — может, так им легче будет вас понять?

    Или пригласите кого-то из них сюда, на наш сайт — пообщаемся, разъясним, словом, попытаемся помочь вам понять друг друга!

    И вы — молодец. Во-первых, пытаетесь решить проблему и ищете помощи. Во-вторых, не падаете духом. Знаете, все решается в этой жизни! Надо, как вы, не унывать, а искать цивилизованные пути.. Очень хочется, чтобы они были найдены…

     

     

    Жаль, что вы оставили несуществующий почтовый ящик..

    Здравствуйте, ANONIM. Мы получили ответ из Минобразования. Если ваш вопрос не решен, прочитайте, пожалуйста, письмо, опубликованное в самом низу этой страницы.

Здравствуйте, такая ситуация, последний день четверти ,сын первый клас пришло со школы, все тихо, мирно, вдруг звонок  от мамы одноклассницы, она говорит, что ей её доч сказала что моему сыну учительница дала пощечину за то что он от неожиданности вскрикнул, когда зазвенел звонок, что делать в такой ситуации??!! Подскажите…

    Тамара, в этой ситуации правильнее было бы задать вопрос сыну. Советуем вам так и поступить. Если факт подтвердится, есть смысл побеседовать с учительницей, уточнив ситуацию. Ребенок должен почувствовать, что вы не оставите его одного и защитите.

Мой сын учится в 5 классе,и начались проблемы,сын стал жаловатся на учительницу,она орет при всех детях,унижает,и говорит что он не способен ничего решить,но исполняя д/з он справляется,это что личная неприязнь?а гогда говорю с учителем у нее нет желания со мной общаться,говорит что я плохая мать,что не воспитываю сына,что он неодекватен,угрожает учетом,при том ,что он нискем не бьется,д/з есть,в дневник ставят нет 2 ,говорит что нехочет ходить в школу,на меня обижается,но манипуляции не вижу,он способный,общительный,но однажды я пришла в школу род кабинет и услышала как она ОРЕТ НА СЫНА!!!,а когда я  стала делать ей замечание,она еще отчитывать меня стала,в высоком недовольном тоне,мол ты девочка помалкивай твоих жалоб никто не боится,это ваш сын ненормальный…как быть

    Людмила, в статье предлагаются другие решения, если учитель не реагирует на ваши попытки исправить положение дел. Это поход к директору школы с заявлением и его копией для соответствующих инстанций, затем  — в УНО или РОНО, а потом и в прокуратуру. Как правило, беседа с директором быстро действует, т.к. есть сроки для реагирования на письменные обращения. И администрация, не желая выносить сор из избы, предпочитает не доводить дело до крайностей.

    Безусловно, ваш сын сейчас нуждается в вашей поддержке, и будет рад, видя ваши усилия. Но и вам надо прояснить ситуацию – насколько все это соответствует действительности. Деликатно побеседуйте с родителями одноклассников на эту тему, не замечали ли они грубости со стороны учителя. Тогда проще будет сориентироваться в дальнейшем. Можно подружиться семьями одноклассников, и устраивать походы на природу, в театр, домашние посиделки и т.д. Возможно, ребенку не хватает и этого…

    Можно обратиться к крайней мере – перевести сына в другую школу или в другой класс. Ведь часто конкретный ребенок не ладит с конкретным учителем.

    Если и тут будут проблемы, значит, попробуйте пересмотреть свое отношение к ребенку. Возможно, вы чего-то недодаете ему, и он таким образом привлекает ваше внимание.

    Так или иначе, надо попытаться сделать все возможное, чтобы ребенку было комфортно учиться в школе. Тем более вы говорите, что он хорошо учится. Выяснив, чем больше сын увлекается, попробуйте развить это, устроив его в кружок или секцию.

    Словом, предстоит работа, и немалая. Ведь 5-й класс – это еще одна ступень взросления ребенка…

    Возможно, есть смысл обратиться в храм, пообщаться с батюшкой, помолиться дома и на богослужении?…

    Пишите, пожалуйста, как меняется ситуация и меняется ли она.

    Людмила, поскольку подобных обращений на наш портал было немало, мы отослали просьбу в Минобрнауки прокомментировать ситуацию и показать алгоритм действий пострадавших. Как и обещали, мы публикуем ответ на наш запрос замдиректора государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ж.В. Садовниковой. Оно опубликовано ниже.

Первый класс, прошло два месяца. Чем больше общаюсь с учительницей, тем меньше она мне нравится. Она орет на детей и дубасит указкой по столу.

Если ребенок забыл учебник, орет на него, чтобы сам складывал свой портфель, а если разговор об этом случается при родителях, то говорит ребенку, чтобы проверял потом за мамочкой. Это не про нас. Но мой ребенок это видит.

Если ребенок рисует на уроке — грозится выбросить карандаши в мусорку, чтобы «твоя мама и папа потом их из мусорки доставали». Это тоже не про нас, но моя дочь это видит.

Через месяц сбросила вещи со стола ребенка. Это было не при нас. Мы болели. Рассказал ученик другой родительницы.

Не оповещает о школьных экскурсиях, только круг любимчиков-тех кто ездит на олимпиады.

Любимчиков — 9. В классе 25 человек. 7 написали заявление с просьбой поменять препода или перевести нас в другой класс. Но увы, в других классах по 29 человек. Директор пока молчит. Скоро закончатся каникулы, и нам придется вести ребенка в школу к неуравновешенной женщине, которая первый раз ведет начальные классы. До этого была воспитателем на продленке… Это не мой с ней конфликт. Нас немало, но только половина класса. Родители любимчиков ее поддерживают. Хотя, я не понимаю, если она травит учеников в классе, и их дети это видят, оно им надо? Как быть?

 

    Татьяна, мы отослали в Минобразования просьбу прокомментировать такие ситуации и прислать алгоритм дальнейших действий для тех, кто оказывается в подобных ситуациях!

    Татьяна, надеемся, вы продолжаете следить за событиями на этой странице. Как и обещали, публикуем ответ на наш запрос замдиректора государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ж.В. Садовниковой. Оно опубликовано ниже.

Добрый день ситуация такая: дочь первоклассца жалуется на учительницу ф-ка,говорит о том что не понимает кое- что,а та орет и позорит перед.одноклассниками,при этом сама ей не обьясняет ничего говорит спроси у мамы,одноклассников кого угодно.Ребенок очень эмоционально рассказывает об этом аж кричит со слезами на глазах это уже вторая жалоба от дочки,думала просто детские выдумки,но я уже в гневе если честно,еще и выясняется что придирки и крик это норма для этого учителя мы не одни попали под раздачу.я просто не знаю как лучше поговорить с ней при классной руководительнице или лично,может потихоньку придти на урок и подслушать?

    Мария, поскольку подобных обращений немало, мы отослали в Минобразования просьбы прокомментировать их и посоветовать, что делать в таких ситуациях родителям. Ждем ответа. Как только мы его получим, опубликуем!

     

    Мария, как и обещали, мы публикуем ответ на наш запрос замдиректора государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ж.В. Садовниковой. Оно опубликовано ниже.

Что делать если заучка обзывать самыми последними словами ученика ?

    Анна, здравствуйте.

    Конечно, такого не должно быть. И вы правы, что хотите защитить ребенка. Выясняя ситуацию, вам придется предоставлять доказательства.

    Прочитайте, пожалуйста, письмо замдиректора государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ж.В. Садовниковой, которое опубликовано ниже.

     

 

Уважаемые родители. Редакция портала Азбука воспитания, отослав в Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) письмо с просьбой прокомментировать ваши обращения по поводу нарушения прав их детей в школе, публикует ответ заместителя директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовниковой:

 

«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.

 

 Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

 

Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.

 

На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

 

В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

 

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.

Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

 

Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование. 

В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

 

 Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации). 

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.

Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.» 

 

 

Помогите разобраться в ситуации!!! Ребёнок учится во втором классе. Вчера рассказал мне, что учитель его выгнала с урока, выбросила в коридор книгу и обозвала его при всем классе очень неприемлемым словом. Как действовать в этой ситуации? Помогите пожалуйста.

Елена, вам надо всего лишь прочитать текст письма, который редакция Азбуки воспитания получила в свой адрес на просьбу родителей помочь в таких ситуациях, как ваша. В нем написан алгоритм ваших действий в случае, если ваш ребенок был оскорблен.

Вот отрывок, который вас, возможно, устроит: «Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации).»

 

Здравствуйте. Я учусь в 6 классе, мне 11 лет. Я учусь в Грузии. Я живу со своей мамой и никто из нас не знает языка. Моя классная учитель — зауч. Она очень злая, орет на нас так, что вся школа слышит, обзывает, унижает детей, говорит что все должны ее бояться, угрожает всем. Один раз я забыла телефон в классе, дежурная одноклассница отдала ей. Потом, через 5 мин как я вышла из шуолы я вспомнила и вернулась. Я со своей одноклассницей пошли искать ее. Потом охранник нас отвел в бухгалтерию. Мы не знали что туда нельзя, открыли двери, а она там кушала. Потом она вышла, мы извинились. А она на нас так накричала, что у меня аж слезы пошли. Сегодня она сказала что будете наряжать елку и кто хочет остается. Я хотела помочь, а она меня просто выгнала. Вообще я отличница, и я не знаю что я такого сделала. А те девочки которые обманывают учителей, подлизываются и командуют всегда им все доверяют, а мама меня не понимает и не защитит меня.

    Ирена, здравствуй!

    Не расстраивайся сильно из-за этой ситуации. В жизни такие неприятности случаются довольно часто. Мне уже 40, но когда я была школьницей, это было СССР, тоже были злые учителя, и воспитатели в детском саду. И били, и кричали, и унижали. Ничего, дети все выросли, в основном хорошими людьми, а это все плохое забылось. Это все не так страшно, как кажется, не надо принимать это близко к сердцу.

    Знаешь, у самого мудрого в истории царя Соломона на кольце была надпись: «Все проходит, и это пройдёт». Так и есть. Когда-то и неприятности в школе пройдут. За темной полосой обязательно наступает светлая.

    надо помнить, что в жизни все от Бога. И такие неприятности тоже. Бог посылает их для того, чтобы мы могли свою душу исправить, улучшить. Ведь мы должны прощать врагов и молиться за них. И ты старайся от всего сердца простить учительницу, молись за неё. Если не можешь простить — проси Бога, чтобы Он помог тебе. И за учительницу молись, чтобы Бог смягчил ее сердце.

    знаешь, Бог творит настоящие чудеса — я много видела это в своей жизни и жизни других людей. Надо только просить Его, молиться Ему.

    и Сам Бог будет защищать тебя. Пусть не мама, но Бог. А Бог самый сильный в мире

    Может, Он и дал тебе эту сложную ситуацию, чтобы ты стала молится, училась молится.

    Желаю тебе счастья, радости и помощи Божией! Благослови тебя Господь!

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus