Что говорит Библия об отце-христианине?

Что говорит Библия об отце-христианине?

(3 голоса5.0 из 5)

Каким должен быть отец-христианин

Глав­ней­шая запо­ведь Свя­щен­ного Писа­ния гла­сит: «И люби Гос­пода, Бога тво­его, всем серд­цем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами тво­ими» (Втор.6:5). Вер­нув­шись назад, ко вто­рому стиху, мы нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Дабы ты боялся Гос­пода, Бога тво­его и все поста­нов­ле­ния Его и запо­веди Его, кото­рые запо­ве­дую тебе, соблю­дал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы про­дли­лись дни твои». После­ду­ю­щие стихи, шестой и седь­мой, гово­рят: «И да будут слова сии, кото­рые Я запо­ве­дую тебе сего­дня, в сердце твоем; и вну­шай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя доро­гою, и ложась, и вставая».

Исто­рии еврей­ских отцов, опи­сан­ные в Биб­лии, сви­де­тель­ствуют, что они были испол­ни­тель­ными в обу­че­нии своих детей путям и сло­вам Гос­под­ним, чтобы те могли духовно раз­ви­ваться и обре­сти бла­го­по­лу­чие. Отец, при­дер­жи­ва­ю­щийся пред­пи­са­ний Свя­щен­ного Писа­ния, посту­пал именно так. Основ­ная цен­ность выше­упо­мя­ну­того тек­ста состоит в том, чтоб рас­тить своих детей в «уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем», – это явля­ется отцов­ской обя­зан­но­стью. Наши раз­мыш­ле­ния при­во­дят к книге Притч (Притч.22:6–11), с основ­ной мыс­лью, содер­жа­щейся в стихе 6: «Наставь юношу при начале пути его; он не укло­нится от него, когда и соста­рится». Дан­ный стих под­ра­зу­ме­вает пер­вые настав­ле­ния, дан­ные роди­те­лями своим детям, то есть ран­нее обра­зо­ва­ние. Настав­ле­ние пред­на­зна­чено, чтобы открыть ребенку образ жизни, кото­рому ему необ­хо­димо сле­до­вать. Очень важно начи­нать вос­пи­та­ние ребенка именно таким обра­зом, ведь даже дерево рас­тет туда, куда его накло­нили еще черенком.

Новый Завет дает нам чет­кую кар­тину Гос­под­них реко­мен­да­ций отцу отно­си­тельно того, как сле­дует вос­пи­ты­вать детей. В Ефе­ся­нам 6:4 запи­сан итог ука­за­ний роди­те­лям, в лице отца, дан­ный в нега­тив­ном и в пози­тив­ном аспек­тах. «И вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, но вос­пи­ты­вайте их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем». Здесь опи­саны обя­зан­но­сти отца в отно­ше­нии вос­пи­та­ния детей. Нега­тив­ный аспект этого стиха каса­ется того момента, что отец не дол­жен поощ­рять пло­хие наклон­но­сти своих детей жесто­ко­стью, неспра­вед­ли­во­стью, необъ­ек­тив­но­стью или необос­но­ван­ным исполь­зо­ва­нием сво­его авто­ри­тета. Невер­ное обра­ще­ние с ребен­ком будет только содей­ство­вать раз­ви­тию нехо­ро­ших наклон­но­стей в сердце ребенка. Пози­тив­ный же аспект состоит в осно­ва­тель­ном вос­пи­та­нии, а именно в обу­че­нии, взра­щи­ва­нии детей, раз­ви­тии в них жела­ния руко­вод­ство­ваться Божьими ука­за­ни­ями и настав­ле­ни­ями. В этом и состоит про­цесс вос­пи­та­ния и обу­че­ния ребенка. Слово «настав­ле­ние» несет идею кон­струк­тив­ного напо­ми­на­ния ребенку о про­ступ­ках или обя­зан­но­стях, в соот­вет­ствии с его воз­рас­том и пониманием.

Дети не должны расти без опеки или кон­троля. Их сле­дует учить, дис­ци­пли­ни­ро­вать и настав­лять, чтобы дать им зна­ния, помочь им раз­вить само­кон­троль и послу­ша­ние. Весь этот про­цесс вос­пи­та­ния дол­жен быть осно­ван на духов­ном и хри­сти­ан­ском (в истин­ном зна­че­нии этого слова) фун­да­менте. Это и есть уче­ние и настав­ле­ние Гос­подне, что явля­ется един­ствен­ным успеш­ным спо­со­бом вос­пи­та­ния. Любые дру­гие методы могут при­ве­сти к пла­чев­ному резуль­тату. Ведь мораль­ный и духов­ный аспект нашего есте­ства важен настолько, как и интел­лек­ту­аль­ный. Таким обра­зом, духов­ность так же необ­хо­дима для раз­ви­тия разума, как и зна­ние. В Прит­чах гово­рится: «Начало муд­ро­сти – страх Господень».

При таком вос­пи­та­нии отец-хри­сти­а­нин ста­но­вится истин­ным инстру­мен­том в Божьих руках. Хри­сти­ан­ство явля­ется един­ствен­ной истин­ной рели­гией, а Бог во Хри­сте – един­ствен­ным истин­ным Богом, сле­до­ва­тельно, един­ствен­ным воз­мож­ным спо­со­бом дей­ствен­ного вос­пи­та­ния явля­ется уче­ние и настав­ле­ние Гос­подне. Весь про­цесс обу­че­ния дол­жен вестись под Боже­ствен­ным руко­вод­ством и соот­вет­ство­вать Его пред­пи­са­ниям, чтобы Его авто­ри­тет имел посто­ян­ное и непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на разум, сердце и совесть ребенка. Отец нико­гда не дол­жен делать себя выс­шим авто­ри­те­том в опре­де­ле­нии истины и долга. Только предо­став­ляя Богу место учи­теля и упра­ви­теля, сози­дая на Его авто­ри­тете веру и послу­ша­ние, можно добиться успеш­ного воспитания.

Ука­за­ния Свя­щен­ного Писа­ния отцам явля­ются Боже­ствен­ными иде­а­лами. Хотя ино­гда мы стре­мимся при­ве­сти эти иде­алы к нашему, чело­ве­че­скому уровню и опыту. Будучи отцом трех сыно­вей, я вижу, как я далек от вопло­ще­ния этих биб­лей­ских иде­а­лов. Тем не менее, это не вызы­вает у меня сомне­ний в истин­но­сти Биб­лии, ее истин и муд­ро­сти, чтобы ска­зать, что «Биб­лия не помогла».

Поз­вольте под­ве­сти итог выше­ска­зан­ному. Слово «раз­дра­жать» зна­чит сер­дить, воз­му­щать, гне­вить, про­во­ци­ро­вать и т.д. Это дела­ется в невер­ном духе и невер­ными мето­дами, то есть, суро­во­стью, необос­но­ван­но­стью, жесто­ко­стью, рез­ко­стью, жест­кими тре­бо­ва­ни­ями, ненуж­ными огра­ни­че­ни­ями и эго­и­сти­че­ским исполь­зо­ва­нием авто­ри­тета. Такое раз­дра­же­ние ребенка при­ве­дет к его про­ти­во­по­лож­ной реак­ции, уни­что­жит при­вя­зан­ность к роди­те­лям, пере­черк­нет стрем­ле­ние к бого­бо­яз­нен­но­сти и даст понять, что он не в состо­я­нии удо­вле­тво­рить своих роди­те­лей (я знаю – сам ощу­тил это, и посту­пал так). Муд­рый роди­тель (как бы я хотел быть таким в свое время) стре­мится сде­лать послу­ша­ние желан­ным и дости­жи­мым посред­ством любви и мяг­ко­сти. Роди­тели не должны быть деспотами.

Мар­тин Лютер гово­рил: «Дер­жите яблоко возле розги, чтобы дать ребенку, когда он в чем-то пре­успе­вает». Общее вос­пи­та­ние необ­хо­димо осу­ществ­лять с осто­рож­ной забо­той, посто­ян­ным обу­че­нием и непре­стан­ной молит­вой. Уве­ще­ва­ние, вос­пи­та­ние и настав­ле­ние в Божьем Слове, даю­щее как пори­ца­ние, так и под­держку, когда необ­хо­димо, и явля­ется «уче­нием и настав­ле­нием в Гос­поде». Это ука­за­ние идет от Гос­пода, изу­ча­ется в школе хри­сти­ан­ского опыта и выпол­ня­ется роди­те­лями (отцом). Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние должно помочь ребенку вырасти в почте­нии к Богу и ува­же­нии роди­тель­ского авто­ри­тета, в зна­нии хри­сти­ан­ских цен­но­стей и при­вы­чек самоконтроля.

«Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» (2Тим.3:16–17). Вот что Биб­лия гово­рит о том, как стать истин­ным отцом. Спо­собы и методы, кото­рые отцы могут исполь­зо­вать для обу­че­ния Божьим исти­нам, обя­за­тельно отли­ча­ются друг от друга, но эти истины все­гда должны при­ме­няться в любой жиз­нен­ной ситу­а­ции и в стиле жизни вообще. Если отец будет при­дер­жи­ваться изло­жен­ной модели вос­пи­та­ния, то ребе­нок, выросши, будет крепко сто­ять на про­тя­же­нии своей жизни, не зави­симо от того, что он будет делать и куда пой­дет. Он научится любить Гос­пода всем серд­цем, всею душою и всеми силами сво­ими, и желать слу­жить Ему во всем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки