Дети в храме: мама, ты молись, а не воспитывай

Дети в храме: мама, ты молись, а не воспитывай

(7 голосов5.0 из 5)

«Маленький ребенок способен выстоять литургию с матерью. Только нужно, чтобы мать молилась прилежно. Если у женщины, которая плохо молится, плачет ребенок, я предлагал дать его на руки той, которая молится хорошо. И всё – ребенок затихал». 

Нужно ли брать маленьких детей в храм на всю службу? В продолжение вызвавшей оживленное обсуждение темы – интервью клирика Лысковской епархии, настоятеля Никольского храма в селе Просек протоиерея Владимира Антипина, автора книги «Записки о воспитании детей», получившей одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви.

В церкви

– Отец Владимир, о браке, о воспитании детей написано много, что вас подвигло еще раз обратиться к этой теме?

– В свое время я окончил педагогический институт, потом три года работал в общеобразовательной школе, десять лет в высшем учебном заведении. Когда стал священником, снова столкнулся с проблемами воспитания.

Дети – они все разные, и все, если можно так сказать, с дефектами в духовном плане. Рождаются уже с дефектами! А потом, попробуй, исправь…

В Библии я наткнулся на замечательные слова. Господь говорит, что накажет до третьего-четвертого колена детей ненавидящих Его. То есть за грехи родителей. Казалось бы, родитель наделал грехов – почему же ребенок должен за них отвечать?

Нужно понимать, что на Страшном суде Бог не будет наказывать сына за то, что отец убил кого-то, но что дети унаследуют от родителей их страсти и будут из-за этого страдать – это без всякого сомнения. Недостатки родителей в детях проявятся обязательно – такова воля Божия, и никакие педагогические приемы тут не помогут.

– Зачем тогда прилагать усилия к воспитанию, если все равно мы не исправим недостатков детей?

– Исправляются во Христе. Без Христа неисправимо. Вот я книжку-то и стал писать, чтобы донести до людей, как нам родить нормальное потомство, воспитать его верующим во Христа. Эта задача – самая злободневная сейчас.

Но прежде, чем родить, нужно зачать нормальное в духовном плане дитя. И прежде, чем зачинать ребенка, нужно исповедоваться подробнейше – не только мужу и жене, но и всем сродникам.

Милостыню какую-нибудь крупную сделать, в паломническую поездку съездить…

Причащаться каждую неделю обязательно! Тогда совсем другой ребенок родится. Дети сейчас, конечно, стали не те, что несколько десятилетий назад. Но тут не от детей зависит, а от родителей. В мире падает вера. 

В советские времена хоть и был атеизм, но веры было больше. А сейчас вроде свободно веруй, никто не мешает, а у людей веры меньше… Грехи родителей умножились, и рождается духовно больное потомство. Родители, кто поумнее, в церковь бегут.

Люди, живущие у нас в Просеке, каждый день (а когда я был в силах, служил каждый день) приносили младенцев причащать. Это было массово. Все родившиеся у нас на приходе младенцы прошли через это.

У нас в приходе один ребенок, которому еще и года не было, причащался очень часто. Однажды его мать подходит под благословение, а этот младенец берет мой наперсный крест и целует его с обеих сторон, потом складывает ручки для благословения, целует мою руку несколько раз и склоняет почтительно головку.

Скажите, кто этого младенца учил это делать? Мамаша? Нет. Ей в голову не приходило учить его креститься-то даже. Откуда научился этот младенец так поступать? А он не раз делал так. Его научил Дух Святый.

А проходит три-четыре года – он уже так не делает, под благословение-то подходит, если только ему подскажут. Дома замахивается на сестру, даже на мать. Почему? Просто он все больше и больше усваивает дух родителей. Дети всегда поступают по духу родителей.

Хорошо, если мать научит его молиться как следует. Тогда он стал бы замечать в себе страсти и к четырнадцати-шестнадцати годам, когда они особенно начинают действовать, умел бы видеть врага, который его искушает, и активно молился бы, чтобы отразить, не принять.

Если б их вот так-то воспитать, то они были бы опытные ратоборцы с диаволом, плотью и миром.

– В книге есть глава «Как научить ребенка молиться». Но у меня создалось впечатление, что она рассчитана на родителей (на матерей, во всяком случае), которые не работают. Например, работающая мама, живущая вдали от храма, вряд ли сможет приносить ребенка каждый день к причастию…

– Я пишу о том, что надо бы каждый день. Но раз-то в неделю, по воскресеньям, прийти с ребенком в храм, думаю, может каждый. Причем ребенок маленький, даже до двух лет, способен выстоять всю литургию рядом с матерью.

Да, примеры такие я наблюдаю постоянно. Я учу прихожанок сначала ребенка держать на руках, подрастает – ставь рядом, потом немного опять подержи. Приучай, не позволяй ходить по храму. Категорически!

Только на метр от матери – и тут же назад. И дети спокойно стоят. Но только нужно, чтобы на службе мать молилась действительно прилежно, от всего сердца молилась. Если она будет так молиться, ребенок у нее будет, как птенец, тихий.

Наблюдал картину: женщина, не нашего прихода, пришла на литургию. Ребенок на руках. А я смотрю – она не молится. Ребенок у нее туда-сюда, она ему и какие-то фломастеры, и четки сует, а он не успокаивается. Я ей говорю: «Мамаша, ты молись, ты его не воспитывай сейчас, не трогай его.

Ты только молись, больше ничего не делай». Она не поняла меня… Не поняла, она просто не умеет молиться! А я даже делал так: если у женщины, которая плохо молится, плачет ребенок, то предлагал дать его на руки той, которая молится хорошо. И все – ребенок затихал.

Я бы хотел еще сказать, что воспитать детей в вере сейчас чрезвычайно трудно. Особенно если люди живут, так сказать, индивидуально, не ощущая себя частью церковной общины. 

Даже если оба родителя ходят в храм, все равно очень трудно сделать так, чтобы, подрастая, ребенок сам стал ходить в храм по воскресеньям и миновал все искушения современности. 

Лучше получается дело, когда, допустим, при церкви люди объединились в общину. Вместе молятся, вместе трудятся, и когда у них дети рождаются, они растут в этом оазисе любви.

Здесь уже воспитывает не одна семья, а несколько. Один скажет, второй одернет, третий остановит, пятый помолится. Это не решает, конечно, всех проблем. Но лучше воспитывать в такой атмосфере.

Беседовала Надежда Муравьева
В основе материала – публикация сайта Нижегородской митрополии

Комментировать