Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

(8 голосов4.5 из 5)

«Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» (1Кор.6:12).

Раз­ви­тие научно-тех­ни­че­ского про­гресса повли­яло на харак­тер обще­ния людей, изме­нило стиль и спо­собы ком­му­ни­ка­ции, выдви­нув на пер­вое место исполь­зо­ва­ние элек­трон­ных устройств. Чело­ве­че­ство ока­за­лось плен­ни­ком гад­же­тов, поз­во­ля­ю­щих мгно­венно полу­чать необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию, быть на связи с род­ными, дру­зьями, кол­ле­гами, нахо­дясь при этом в любой точке зем­ного шара. Как же вли­яет инфор­ма­ци­онно-ком­пью­тер­ная экс­пан­сия на наших детей? Воз­можно, сюжеты из футу­ри­сти­че­ских сце­на­риев не за горами, и вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­нет неиз­беж­ной дей­стви­тель­но­стью их буду­щего, а посему есть ли смысл роди­те­лям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, дет­ский тера­певт, био­лог, автор книги «Вир­ту­аль­ный ребе­нок», пишет в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в Huffington Post: «Я при­зы­ваю роди­те­лей, учи­те­лей и пра­ви­тель­ство запре­тить поль­зо­ва­ние всеми пор­та­тив­ными элек­трон­ными при­бо­рами детям до 12 лет». Не слиш­ком ли ради­кально? Крис Роуэн выдви­гает сле­ду­ю­щим доводы в пользу запрета:

1. Невер­ное сти­му­ли­ро­ва­ние мозга

Мозг мла­денца трое­кратно уве­ли­чи­ва­ется в своих раз­ме­рах от рож­де­ния до двух лет и про­дол­жает расти вплоть до 21 года. Раз­ви­тие мозга в ран­нем воз­расте опре­де­ля­ется раз­дра­жи­те­лями окру­жа­ю­щей среды или их отсут­ствием. Сти­му­ли­ро­ва­ние мозга избы­точ­ным воз­дей­ствием гад­же­тов, Интер­не­том или теле­ви­де­нием, как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния, свя­зано с когни­тив­ными задерж­ками, повы­шен­ной импуль­сив­но­стью, сни­же­нием спо­соб­но­сти к саморегуляции. 

2. Задержка в развитии 

Ста­тич­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние вле­чёт за собой недо­ста­ток дви­же­ния и может при­ве­сти к задержке физи­че­ского и умствен­ного развития. 

3. Ожи­ре­ние

Теле­ви­де­ние и ком­пью­тер­ные игры — при­мер непи­ще­вых при­вы­чек, кото­рые напря­мую свя­заны с эпи­де­мией лиш­него веса. Среди детей, кото­рые балу­ются пор­та­тив­ными устрой­ствами, ожи­ре­ние встре­ча­ется на 30% чаще. 

4. Потеря сна 

Сухие цифры по США гово­рят, что 60% роди­те­лей вообще не кон­тро­ли­руют, как тесно их чада дру­жат со все­воз­мож­ными гад­же­тами, а три чет­верти семей раз­ре­шают детям тас­кать за собой элек­тро­нику в кро­вать. Све­че­ние экра­нов теле­фо­нов, план­ше­тов и ноут­бу­ков пре­пят­ствует началу сна, что при­во­дит к сокра­ще­нию вре­мени отдыха и недосыпанию. 

5. Пси­хи­че­ские заболевания 

Ряд зару­беж­ных иссле­до­ва­ний про­во­дят чёт­кие парал­лели между видео­иг­рами, Интер­не­том, теле­ви­де­нием и их нега­тив­ным вли­я­нием на пси­хику моло­дёжи. Так, игро­ма­ния ста­но­вится при­чи­ной неудо­вле­тво­рён­но­сти жиз­нью, уве­ли­че­ния тре­вож­но­сти и уси­ле­ния депрес­сии. Все­мир­ная сеть, в свою оче­редь, при­во­дит к замкну­то­сти и раз­ви­тию фобий. 

6. Жест­кость на ТВ и в ком­пью­тер­ных играх нахо­дит своё отра­же­ние в реаль­ной жизни. Ребё­нок полу­чает гото­вую схему пове­де­ния, кото­рую он может реа­ли­зо­вать в окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти. И самое важ­ное, мно­же­ство иссле­до­ва­ний при­хо­дят к одному и тому же выводу: наси­лие с экрана имеет как крат­ко­сроч­ный, так и дол­го­сроч­ный эффект — агрес­сия может про­явиться далеко не сразу. 

7. Циф­ро­вая деменция 

Науч­ные наблю­де­ния дока­зы­вают, что увле­че­ние теле­ви­зо­ром в воз­расте от одного до трёх лет при­во­дит к про­бле­мам с кон­цен­тра­цией вни­ма­ния к седь­мому году жизни. Дети, кото­рые не могут сосре­до­то­читься, попро­сту теряют воз­мож­ность что-либо узнать и запом­нить. Посто­ян­ный поток быст­рой инфор­ма­ции при­во­дит к изме­не­ниям голов­ного мозга, а после к демен­ции — сни­же­нию позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти с утра­той ранее усво­ен­ных зна­ний и прак­ти­че­ских навы­ков и затруд­не­нием или невоз­мож­но­стью при­об­ре­те­ния новых. 

8. Зави­си­мость

Чем больше роди­тели про­ве­ряют почту, стре­ляют в мон­стров и смот­рят сери­алы, тем больше они отда­ля­ются от своих детей. Нехватка вни­ма­ния взрос­лых часто ком­пен­си­ру­ется всё теми же гад­же­тами и циф­ро­выми тех­но­ло­ги­ями. Каж­дый один­на­дца­тый ребё­нок в воз­расте от 8 до 18 лет — «циф­ро­вой наркоман». 

9. Вред­ное излучение 

В 2011 году Все­мир­ная орга­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния и Меж­ду­на­род­ное агент­ство по изу­че­нию рака клас­си­фи­ци­ро­вали радио­из­лу­че­ние сото­вых теле­фо­нов и дру­гих бес­про­вод­ных устройств как потен­ци­аль­ный кан­це­ро­ген, опре­де­лив в группу 2B «воз­можно кан­це­ро­ген­ных для чело­века» факторов. 

Если не знать меру, гад­жеты могут отри­ца­тельно вли­ять и на здо­ро­вье детей. От них можно полу­чить раз­ные проблемы:

  • Раз­дра­жи­тель­ность.
  • Ухуд­ше­ние зре­ния и осанки.
  • Нару­ше­ние режима.
  • Сни­же­ние каче­ства учёбы.

Оте­че­ствен­ные авторы на столь кате­го­ричны в отно­ше­нии гад­же­тов, пред­ла­гают нахо­дить мир­ный путь сосу­ще­ство­ва­ния с ними. Так, А.В. Кова­лева, к.с.н., доцент кафедры соци­аль­ной работы и пси­хо­ло­гии Тихо­оке­ан­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета пишет:

«В насто­я­щее время миро­вое сооб­ще­ство обес­по­ко­енно рас­про­стра­не­нием гад­же­тов и осо­бое бес­по­кой­ство вызы­вает их исполь­зо­ва­ние в кругу дет­ского сооб­ще­ства. Роди­тели кон­ста­ти­руют: «Раньше, когда мы соби­ра­лись ком­па­нией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблю­даем, как они с упо­е­нием погло­щены сво­ими гад­же­тами, и обыч­ные роле­вые игры им уже не инте­ресны. Им инте­рес­ней кнопки пона­жи­мать». И дей­стви­тельно, сей­час мы можем наблю­дать типич­ную кар­тину в сооб­ще­стве детей, увле­чен­ных сво­ими тех­ни­че­скими устройствами.

Известно, что гад­жеты это обще­че­ло­ве­че­ская про­блема, свой­ствен­ная всем стра­нам, где гад­жеты довольно рас­про­стра­нены и не явля­ются новин­кой, это уже не тре­бует дока­за­тельств. Стал­ки­ва­ясь с житей­ской про­бле­ма­ти­кой, воз­ни­кает есте­ствен­ное жела­ние иско­ре­нить ее. Однако известно также, что никто еще не при­ду­мал как от этой про­блемы уйти. Оче­видно, что если мы не можем с ней спра­вится, то необ­хо­димо, хотя бы научиться с ней жить. Это не зна­чит сми­риться, это зна­чит найти ком­про­мисс, что вызы­вает необ­хо­ди­мость взгля­нуть на сущ­ность про­блемы. Чтобы найти аль­тер­на­тивы нужно понять, чем нас бес­по­коит про­блема, что нас тре­во­жит в чрез­мер­ной любви ребенка к гад­жету. Обра­ща­ясь к глу­бин­ным про­ти­во­ре­чиям между при­зна­нием необ­хо­ди­мо­сти тех­ни­че­ского про­гресса и его нега­тив­ных вли­я­ний в сфере дет­ского исполь­зо­ва­ния можно обна­ру­жить два утвер­жда­ю­щих фактора.

Пер­вое утвер­жде­ние. Отда­вая пред­по­чте­ние гад­жету, дети не имеют воз­мож­но­сти полу­чать житей­ского (жиз­нен­ного) опыта, что дают им обыч­ные дет­ские роле­вые игры: дочки — матери, боль­ница, школа, мага­зин, «казаки — раз­бой­ники» и мно­гое другое.

Отсут­ствие чего-либо нуж­ного порож­дает необ­хо­ди­мость поду­мать, чем это ком­пен­си­ро­вать. И здесь есть воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния аль­тер­на­тив. Пер­во­ос­но­вой в дан­ном вопросе явля­ется раз­ви­тие спо­соб­но­стей к меж­лич­ност­ному вза­и­мо­дей­ствию, ком­му­ни­ка­ци­он­ных навы­ков, фор­ми­ро­ва­ние спо­соб­но­стей к поиску опти­маль­ных дей­ствий в кон­крет­ных ситу­а­циях и т.п. Для дан­ного ком­плекса луч­шим спо­со­бом усво­е­ния явля­ются роле­вые игры. Однако, если дет­ское миро­воз­зре­ние не полу­чает инфор­ма­цию из игр, зна­чит необ­хо­димо эту инфор­ма­цию предо­ста­вить в дру­гом виде.

Суще­ствен­ный вклад в дан­ное должны делать, прежде всего, роди­тели. Как аль­тер­на­тива, это три­ви­аль­ные раз­го­воры с ребен­ком, диа­логи в гори­зон­тали «вопрос — ответ». Важно, чтобы раз­го­вор не сво­дился к моно­логу, а фор­ми­ро­вался именно в рам­ках диа­лога, поскольку он пред­по­ла­гает ини­ци­и­ро­ва­ние мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти ребенка. Поста­новка вопро­сов в виде житей­ских роле­вых ситу­а­ций, поз­во­ляет ребенку, в силу своих спо­соб­но­стей, кон­цен­три­ро­вать свою мысль на поиске вер­ного реше­ния. Ребе­нок дол­жен само­сто­я­тельно нахо­дить ответ на пред­ло­жен­ные ситу­а­ции. В ходе раз­го­вора, в слу­чае затруд­ни­тель­ных для ребенка ситу­а­ций, роди­тель помо­гает спра­виться с пред­ло­жен­ными зада­чами гото­выми реше­ни­ями с обос­но­ва­нием послед­них. И здесь важно не пре­вра­щать такие беседы в «уроки». Они должны быть непо­сред­ственны по сво­ему харак­теру и вме­сте с тем часты по вре­мени исполь­зо­ва­ния. Необ­хо­димо запол­нять раз­го­во­рами с ребен­ком любое сво­бод­ное семей­ное время.

В дан­ном кон­тек­сте про­блемы очень важно с ребен­ком раз­го­ва­ри­вать как с взрос­лым, не нужно его лишать взрос­лых про­блем. В ходе обще­ния ситу­а­ция интер­пре­ти­ру­ется на уровне дет­ского миро­воз­зре­ния, под­би­ра­ется тот сленг, кото­рый ребе­нок пой­мет, пере­водя взрос­лые обсто­я­тель­ства на дет­ские при­меры. Рас­смот­рим при­мер. «На работе про­блемы с началь­ни­ком, роди­тель пере­жи­вает». Стоит ли об этом раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком? Каза­лось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже роле­вая ситу­а­ция, с подоб­ными в жизни стал­ки­ва­ются люди. И об этом ребе­нок дол­жен знать, ему должно быть известно, что люди могут испы­ты­вать пре­пят­ствия, с кото­рыми чело­век спо­со­бен спра­виться при помощи необ­хо­ди­мых реше­ний. Таким обра­зом, в раз­го­воре с ребен­ком ситу­а­ция должна быть пред­став­лена как она есть, по взрос­лому с дет­ской интер­пре­та­цией: «У меня на работе появи­лась труд­ная ситу­а­ция с кол­ле­гой, из-за кото­рой у меня пло­хое настро­е­ние (далее на помощь при­хо­дит ана­ло­гия), это как будто ты оби­дела Машу (ува­жа­е­мая подруга в гла­зах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким обра­зом, ребе­нок про­еци­рует ситу­а­цию на себя и про­ни­ка­ется ею, что дает актив­ность мыс­ли­тель­ному про­цессу с бОль­шим эффектом.

Таким обра­зом, роль раз­го­во­ров роди­те­лей с ребен­ком, осмыс­лен­ных диа­ло­гов между ними остав­ляет за собой важ­ную роль в сня­тии напря­жен­но­сти исполь­зо­ва­ния детьми гад­же­тов. Впро­чем нема­лую важ­ность подоб­ные раз­го­воры несут за собой и в дру­гих обла­стях вос­пи­та­ния. В дан­ном кон­тек­сте они высту­пают носи­те­лями ком­пен­са­тор­ных акций в позна­нии мира.

Вто­рое утвер­жде­ние. У ребенка про­ис­хо­дит потеря всех при­о­ри­те­тов перед гад­же­том. Инте­рес к нему захва­ты­вает ребенка так, что ничего дру­гого он делать не хочет.

Согла­симся, что гад­же­тами гре­шат не только дети, но и взрос­лые люди, только в этом вопросе мы отли­ча­емся от детей. Отли­ча­емся при­сут­ствием и мерой ответ­ствен­но­сти. Пред­по­ло­жим, что если взрос­лому чело­веку необ­хо­димо испол­нить работу на про­из­вод­стве или в доме по хозяй­ству, то он откла­ды­вает гад­жет в сто­рону и осу­ществ­ляет сна­чала то, что ему необ­хо­димо выпол­нить пер­во­оче­редно. По мере уве­ли­че­ния моти­ва­ции лич­но­сти рас­тет и чув­ство ответ­ствен­но­сти. Если я не сде­лаю свою работу — лишусь рабо­чего места, не при­го­товлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответ­ствен­ность появ­ля­ется тогда, когда пони­ма­ешь зачем тебе это нужно. Откла­ды­вая вос­пи­та­ние ответ­ствен­но­сти в ребенке, он все больше не справ­ля­ется с ее испол­не­нием, след­ствием чего раз­вле­че­ния ста­но­вятся цен­траль­ными в его пове­ден­че­ской деятельности.

Это ста­вит перед нами задачу научить ребенка ответ­ствен­но­сти. И это про­блема про­блем. В совре­мен­ном обще­стве в раз­лич­ных обла­стях отме­ча­ются тен­ден­ции сни­же­ния лич­ной ответ­ствен­но­сти. Это отра­жа­ется как в семей­ных отно­ше­ниях (рас­про­стра­не­ние «граж­дан­ских» бра­ков, остав­ле­ние детей на плечи госу­дар­ства или супруга, утра­чи­ва­ние связи с пожи­лыми роди­те­лями и т.д.), так и на вне­се­мей­ных уров­нях (про­из­вод­ствен­ная сфера, учеб­ная дея­тель­ность сту­ден­тов и т.д.).

Ответ­ствен­но­сти вообще сложно научить, это весьма важ­ная и труд­ная задача. Педа­гоги гово­рят, что ребенка при­учают к ответ­ствен­но­сти с малого. В первую оче­редь для при­ви­тия навы­ков ответ­ствен­но­сти в доме у ребенка непре­менно должно быть (ско­рее не очень при­ят­ное) обя­за­тель­ство, такое дело кото­рое кроме него никто больше не сде­лает. В раз­ных семьях изби­рают раз­ные обя­за­тель­ства (мытье полов, вынос мусора, уборка за живот­ными и мн. др.), но оно должно быть. При­чем это дело, должно быть полез­ным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти моти­ва­цию для ребенка удел самого роди­теля, но точно не за мате­ри­аль­ные цен­но­сти и тем более не за деньги, здесь важен мораль­ный норматив.

Фор­ми­ро­ва­ние цен­ност­ных ори­ен­ти­ров также явля­ется весьма важ­ным направ­ле­нием, поскольку цен­но­сти явля­ются базис­ным осно­ва­нием про­яв­ле­ния ответ­ствен­но­сти. Необ­хо­ди­мые цен­но­сти в паре с ответ­ствен­но­стью будут выдер­жи­вать парт­нер­ские отно­ше­ния между ребен­ком и гаджетом.

Раз­ре­шив задачу по усво­е­нию ребен­ком ответ­ствен­но­сти, мы при­об­ре­тем массу поло­жи­тель­ных момен­тов. Она, как известно, важна в жизни и не только во вза­и­мо­дей­ствии с гад­же­том. Усвоив навыки ответ­ствен­но­сти, ребенку не сложно будет, рас­ста­вив при­о­ри­теты, отвлечься от люби­мой игрушки. А если ребе­нок смо­жет в нуж­ный момент отло­жить свое устрой­ство, то нет ничего страш­ного в его исполь­зо­ва­нии. В конце кон­цов, уче­ные в исполь­зо­ва­нии гад­же­тов усмат­ри­вают и полез­ные навыки.

В усло­виях совре­мен­но­сти уже нет воз­мож­но­сти отречься от тех­ни­че­ских устройств. Да и есть ли в этом необ­хо­ди­мость? Они несут в себе удоб­ство, ком­форт, а в неко­то­рых слу­чаях даже необ­хо­ди­мость. Однако в рас­про­стра­не­нии гад­же­тов ста­но­вится глав­ной зада­чей убе­речь детей от осо­зна­ния при­о­ри­тет­но­сти тех­ни­че­ских устройств. Глав­ная роль в уре­гу­ли­ро­ва­нии про­блемы исполь­зо­ва­ния детьми гад­же­тов ложится, глав­ным обра­зом, на плечи роди­те­лей. Здесь отра­жают себя раз­лич­ные методы и ресурсы вос­пи­та­ния. Все они известны роди­те­лям в совре­мен­ном обще­стве, однако, не осо­зна­вая сте­пень их важ­но­сти, исполь­зу­ются роди­те­лями не в пол­ную силу, что дает воз­мож­ность тех­ни­че­скому про­грессу брать верх над соци­аль­ными навы­ками»1

С одной сто­роны, с помо­щью Интер­нета и гад­же­тов нахо­дить инфор­ма­цию стало легко и про­сто. Не при­кла­ды­вая уси­лий, ребе­нок полу­чает зна­ние о чем-либо. С дру­гой сто­роны, инфор­ма­ции стало слиш­ком много, и в про­цессе поиска нуж­ной, ребе­нок может поте­ряться и застрять в ненуж­ной, а также полу­чить какое-то лиш­нее зна­ние от пере­из­бытка инфор­ма­ции. В свою оче­редь пре­сы­щен­ность инфор­ма­цией суще­ственно сни­жает эффект новизны и соот­вет­ству­ю­щую моти­ва­цию уче­ния-позна­ния, затруд­няет осо­зна­ние и пони­ма­ние содер­жа­ния. Т.А. Хагу­ров2 пишет о том, что эти спо­соб­но­сти стре­ми­тельно исче­зают у детей ком­пью­тер­ного века: «вме­сто пони­ма­ния фор­ми­ру­ются про­стей­шие интел­лек­ту­аль­ные навыки рас­по­зна­ва­ния и ком­би­на­то­рики, бло­ки­ру­ю­щие само­сто­я­тель­ность мышления».

Про­блема пони­ма­ния также свя­зана с пере­из­быт­ком инфор­ма­ции, кото­рый засо­ряет созна­ние и подав­ляет само­сто­я­тель­ное мыш­ле­ние. Поэтому среди выпуск­ни­ков школ, став­ших нашими сту­ден­тами, немало весьма эру­ди­ро­ван­ных, но всё меньше тех, кто может «дер­жать мысль» (М.К. Мамар­да­швили) и спо­со­бен к систем­ному мыш­ле­нию, осно­ван­ному на соеди­не­нии вооб­ра­же­ния и инту­и­ции с обос­но­ва­нием и доказательностью. 

Нали­чие без­гра­нич­ного доступа к инфор­ма­ции ведет к тому, что у детей фор­ми­ру­ются поверх­ност­ные зна­ния, сов­ме­щен­ные к тому же с «кли­по­вым» созна­нием. То есть они знают немного обо всем, пры­гают «по вер­хам», пере­ска­ки­вают с одной темы на дру­гую, ни одну из них глу­боко не анализируя.

Стоит ли гово­рить, что из-за гад­же­тов мно­гие дети пере­стали читать, а малыши даже недо­слу­ши­вают чита­е­мые им вслух сказки, а про­сят вклю­чить мультик. 

Паш­ков А.Г., д.п.н., про­фес­сор Кур­ского госу­дар­ствен­ного университета:

«Наи­боль­шее вни­ма­ние посе­ти­те­лей соци­аль­ных сетей при­вле­кают сооб­ще­ния с кар­тин­ками, а также спе­ци­аль­ные ресурсы, на кото­рых только изоб­ра­же­ния. Ста­рая доб­рая нагляд­ность, назна­че­ние кото­рой в обу­че­нии — дать тол­чок само­сто­я­тель­ной мысли уче­ника (Я.А. Комен­ский), вытес­нена яркой и завер­шён­ной зре­лищ­но­стью, а учи­тель (пре­по­да­ва­тель) всё чаще высту­пает в роли презентатора.

Но тыся­че­ле­ти­ями созна­ние и мыш­ле­ние детей фор­ми­ро­ва­лись в усло­виях полу­че­ния инфор­ма­ции со слуха, когда в про­цессе раз­ви­тия ребё­нок овла­де­вал сло­вом, состо­я­щим из аку­сти­че­ских обра­зов — зву­ков речи, уста­нав­ли­вал связи между слова

Речь и вер­баль­ное мыш­ле­ние «гад­жет­ных детей» недо­ста­точно раз­виты, поэтому они функ­ци­о­нально слегка глу­хие, немые, огра­ни­чен­ные, хотя и счи­та­ются талант­ли­выми. Речь пере­стаёт быть важ­ной состав­ля­ю­щей дет­ской жизни, так как мно­гие дети, погло­щён­ные яркой и мно­го­об­раз­ной вир­ту­аль­ной сре­дой, не умеют слу­шать и слы­шать, не умеют выра­жать свои мысли и чув­ства. Раз­но­сто­рон­ние, мно­го­мер­ные поня­тия нередко пони­ма­ются при­ми­тивно, а глу­бо­кие чув­ства, не име­ю­щие зри­тель­ного образа, сво­дятся к «смай­лам» и «лай­кам». Даже самые наво­ро­чен­ные гад­жеты не могут доне­сти до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, состра­да­ние, само­по­жерт­во­ва­ние. Однако именно эти поня­тия делают чело­века Чело­ве­ком, высту­пают куль­тур­ными и нрав­ствен­ными регу­ля­то­рами его жизни»3

Есть ли все же польза от гаджетов?

Раз­ра­бот­чики при­ло­же­ний при­кла­ды­вают много уси­лий, чтобы гад­жеты при­но­сили реаль­ную помощь в раз­ви­тии ребенка. Суще­ствует мно­же­ство сай­тов и учеб­ных при­ло­же­ний, направ­лен­ных на раз­ви­тие мел­кой мото­рики, реак­ции, логики, памяти и дру­гих важ­ных навы­ков. Малы­шам гораздо больше нра­вится учиться в игро­вой форме, и под при­смот­ром роди­те­лей такие заня­тия могут быть очень эффек­тивны. Школь­ники могут поль­зо­ваться такими при­ло­же­ни­ями, как гра­фик дел, рас­пи­са­ние уро­ков, веде­ние днев­ника и т. д. Это раз­ви­вает навыки само­сто­я­тель­но­сти и учит извле­кать пользу из гад­же­тов, а не рас­смат­ри­вать их только как развлечение. 

Игры также могут быть не только раз­вле­ка­тель­ными, но и обу­ча­ю­щими. Вряд ли ребе­нок поум­неет, играя целый день в план­шет. Тут важно понять, во что именно он играет. Напри­мер, «стре­лялки» наряду с вни­ма­тель­но­стью могут раз­вить агрес­сию. Стра­те­гии или кве­сты пред­став­ляют мень­шую опас­ность, но сильно «затя­ги­вают».

Пред­по­чти­тель­нее начи­нать зна­ком­ство ребенка с про­све­ти­тель­ских игр, энцик­ло­пе­дий. Напри­мер, ком­пью­тер­ная игра ««Свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир и духов­ные потомки вели­кого кре­сти­теля Земли Рус­ской» поз­во­ляет в интер­ак­тив­ной форме при­сту­пить к изу­че­нию млад­шими школь­ни­ками ряда вопро­сов по исто­рии хри­сти­ан­ства и пра­во­сла­вия, исто­рии Оте­че­ства через позна­ние обра­зов Свя­тых земли рус­ской, выда­ю­щихся вои­нов и дея­те­лей про­све­ще­ния, про­сла­вив­ших нашу Родину: свя­того рав­ноап­о­столь­ного князя Вла­ди­мира, свя­того бла­го­вер­ного князя Яро­слава Муд­рого, свя­того бла­го­вер­ного князя Алек­сандра Нев­ского, свя­того Пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского, свя­того бла­го­вер­ного князя Дмит­рия Дон­ского, пра­вед­ного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поко­ле­ние роди­те­лей, кото­рые зна­комы с ком­пью­те­ром с дет­ства, играли в раз­ные игры, но не стали зависимыми. 

Однако не всем так везет, и неко­то­рым детям изна­чально кате­го­ри­че­ски неже­ла­тельно погру­жаться в вир­ту­аль­ность. Если у ребенка после игр в план­шет появ­ля­ется агрес­сив­ность, либо посто­ян­ное нена­сыт­ное жела­ние быть в сети, о гад­же­тах не может быть и речи. В подоб­ных вопро­сах сле­дует непре­менно руко­вод­ство­ваться сове­том духов­ника (если тако­вой име­ется), сво­ими наблю­де­ни­ями и опытом.

При­ме­ча­ния

1 ГАДЖЕТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ: МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ. А.В. Кова­лева, 2014 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: сбор­ник ста­тей Меж­ду­на­род­ной научно-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (10 ноября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, с.92

2 Сноска на статью

3 ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Паш­ков А.Г. Вест­ник КГУ им. Н.А. Некра­сова 2016, Том 22

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки