сайт для родителей

Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

Print This Post

2553


Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?
(6 голосов: 4.33 из 5)

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

3. Ожирение

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

4. Потеря сна

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

8. Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками»1

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров2 пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни»3

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение. 

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

Примечания

1 ГАДЖЕТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ: МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ. А.В. Ковалева, 2014 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, с.92

2 Сноска на статью

3 ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus