Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона

Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона

(2 голоса5.0 из 5)

В вос­пи­та­нии ребенка только на пер­вый взгляд всё про­сто и понятно. Как вос­пи­тать дитя по-хри­сти­ан­ски? При­во­дим содер­жа­ние видео-беседы мит­ро­по­лита Ила­ри­она (Алфе­ева) с роди­те­лями из цикла “Хри­сти­ан­ская нравственность”.

«В древ­нем мире дети вос­при­ни­ма­лись как непол­но­цен­ные члены общества.

Хри­сти­ан­ство корен­ным обра­зом изме­нило отно­ше­ние к детям. Совре­мен­ные пред­став­ле­ния о досто­ин­стве и пра­вах детей, закре­пив­ши­еся в циви­ли­зо­ван­ном обще­стве, в своей основе имеют хри­сти­ан­ское понимание.

Что нужно знать о христианском воспитании детей?

320023.b - Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона

 

Пер­вое.

Иисус Хри­стос учил с осо­бой забо­той отно­ситься к детям: «Смот­рите, не пре­зи­райте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небе­сах все­гда видят лице Отца Моего Небес­ного» (Мф. 18:10).

Когда уче­ники спро­сили Спа­си­теля, кто больше в Цар­стве Небес­ном, Он, «при­звав дитя, поста­вил его посреди них и ска­зал: истинно говорю вам, если не обра­ти­тесь и не будете как дети, не вой­дете в Цар­ство Небесное;

итак, кто ума­лится, как это дитя, тот и больше в Цар­стве Небес­ном; и кто при­мет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня при­ни­мает» (Мф. 18:1–5).

В этих сло­вах Гос­подь ука­зы­вает, что кри­те­рии оценки зна­чи­мо­сти того или иного чело­века в Цар­стве Небес­ном про­ти­во­по­ложны тем кри­те­риям, по кото­рым чело­века оце­ни­вают на земле.

В при­мер при­во­дится ребе­нок: он в боль­шей сте­пени отве­чает иде­алу, начер­тан­ному в Еван­ге­лии, чем взрос­лый чело­век. Хри­сти­а­нин при­зван дове­рять Богу, подобно тому, как малень­кие дети дове­ряют своим родителям. 

Вто­рое.

Спа­си­тель напо­ми­нает об ответ­ствен­но­сти взрос­лых за вос­пи­та­ние детей: «…кто соблаз­нит одного из малых сих, веру­ю­щих в Меня, тому лучше было бы, если бы пове­сили ему мель­нич­ный жер­нов на шею и пото­пили его во глу­бине мор­ской» (Мф. 18:6).

Раз­вра­ще­ние детей явля­ется тяже­лей­шим пре­ступ­ле­нием. Соблаз­нам, гово­рит Гос­подь, «надобно придти», но не потому, что такова воля Божия, а потому, что в мире, где добро и зло тесно пере­пле­тены, соблазны, подобно пле­ве­лам, рас­тут на одном и том же поле с пше­ни­цей (Мф. 13:24–30).

Тем не менее, каж­дый, кто сеет соблазн, несет за него лич­ную ответ­ствен­ность, кото­рая несрав­ненно усу­губ­ля­ется, если объ­ек­том гре­хов­ных или раз­врат­ных дей­ствий, а также раз­лич­ных форм про­па­ганды греха ста­но­вятся дети.

Тре­тье.

Вос­пи­та­ние детей в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции осно­вы­ва­ется на том, что дети – не менее, чем взрос­лые, – нуж­да­ются в бла­го­дати Божией. И духов­ное раз­ви­тие ребенка не менее важно, чем физи­че­ское. Вот почему роди­тели-хри­сти­ане кре­стят своих детей.

Чет­вер­тое.

С самого мла­ден­че­ства роди­тели-хри­сти­ане при­об­щают ребенка к Церкви. После того, как мла­денца кре­стили, пер­вое, что надо сде­лать, это его при­ча­стить. Пра­во­слав­ная Цер­ковь допус­кает к при­ча­стию груд­ных детей, веря, что спа­си­тель­ная бла­го­дать воз­дей­ствует на них, несмотря на отсут­ствие у них раци­о­наль­ного вос­при­я­тия окру­жа­ю­щей действительности.

Пятое.

После пер­вого при­ча­стия мла­денца сле­дует при­ча­щать регу­лярно – жела­тельно, не реже, чем каж­дое вос­кре­се­нье, с тем чтобы при­ча­стие не было для него ред­ким событием.

Мла­денцы, кото­рые регу­лярно при­ча­ща­ются, как пра­вило, очень пози­тивно реа­ги­руют на атмо­сферу церкви и на само таинство. 

Напро­тив, для мла­денца, кото­рого при­но­сят при­ча­щаться лишь изредка, при­ча­стие может быть сопря­жено со стрессом. 

Важно, чтобы атмо­сфера храма и бого­слу­же­ния не отпу­ги­вала ребенка, но, наобо­рот, была для него род­ной и привычной. 

Шестое.

По мере при­бли­же­ния ребенка к созна­тель­ному воз­расту ему необ­хо­димо объ­яс­нять – на самых про­стых при­ме­рах – основы пра­во­слав­ной веры. С груд­ного воз­раста ребе­нок дол­жен знать, что на небе суще­ствует Бог, Кото­рый его видит и слы­шит, а глав­ное – Кото­рый его любит.

С самого мла­ден­че­ства он дол­жен узна­вать на ико­нах лики Иисуса Хри­ста, Божией Матери, наи­бо­лее почи­та­е­мых свя­тых, пони­мать, кто они такие.

Еван­ге­лие – пусть и в адап­ти­ро­ван­ном вари­анте – сле­дует читать ребенку с самого ран­него воз­раста, чтобы слова Спа­си­теля глу­боко впи­та­лись в его созна­ние. Полезно также чте­ние житий свя­тых и дру­гой хри­сти­ан­ской литературы.

Седь­мое.

Дети, вос­пи­тан­ные в вере и вос­при­ни­ма­ю­щие Цер­ковь как свой духов­ный дом, на всю жизнь полу­чают мощ­ную при­вивку от греха и пороков. 

Конечно, даже самое образ­цо­вое хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние не дает сто­про­цент­ной гаран­тии того, что, достиг­нув опре­де­лен­ного воз­раста, чело­век не отой­дет от веры.

Тем не менее, даже в таких слу­чаях зало­жен­ные в дет­стве креп­кие основы веры про­дол­жают сохра­няться в глу­би­нах души чело­века вплоть до того момента, когда он, подобно блуд­ному сыну из еван­гель­ской притчи (Лк. 15:11–24), не вспом­нит о небес­ном Отце и не захо­чет вер­нуться к Нему.

Вось­мое.

Вос­пи­та­ние детей в хри­сти­ан­ской семье должно стро­иться на любви, а не на наси­лии или при­нуж­де­нии сво­бодно и само­сто­я­тельно выби­рать добро и отвер­гать зло.

Рас­про­стра­нен­ная ошибка – стрем­ле­ние навя­зать ребенку образ Бога, нака­зы­ва­ю­щего за непо­слу­ша­ние роди­те­лям и дру­гие про­ступки. Гораздо важ­нее научить ребенка любить Бога, любить Хри­ста и Цер­ковь.

А для того, чтобы этого достичь, необ­хо­димо, чтобы вся система вос­пи­та­тель­ных мето­дов в семье стро­и­лась на любви. Именно любовь – не только осно­ван­ная на кров­ном род­стве, но духов­ная, осно­ван­ная на любви Божией, – должна скреп­лять чле­нов семьи в еди­ную «домаш­нюю Цер­ковь».

Девя­тое.

Посла­ния апо­стола Павла содер­жат про­стые советы, каса­ю­щи­еся жизни и вза­и­мо­от­но­ше­ний между роди­те­лями и детьми:

«Дети, будьте послушны роди­те­лям вашим во всем, ибо это бла­го­угодно Гос­поду» (Кол. 3:20);

«Дети, пови­нуй­тесь своим роди­те­лям в Гос­поде, ибо сего тре­бует спра­вед­ли­вость… И вы, отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, но вос­пи­ты­вайте их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем» (Еф.6:1–4).

Эти советы отра­жают тот спо­соб вос­пи­та­ния, кото­рый на про­тя­же­нии мно­гих веков суще­ство­вал у раз­ных наро­дов, но в насто­я­щее время оспа­ри­ва­ется в тех обще­ствах, где на пер­вое место ста­вится сво­бода и неза­ви­си­мость ребенка от каких бы то ни было факторов.

Деся­тое.

В наше время рели­гию нередко вос­при­ни­мают исклю­чи­тельно как один из спо­со­бов при­нуж­де­ния ребенка к тому или иному миро­воз­зре­нию или тем или иным нрав­ствен­ным установкам.

4514052 large - Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона

Неко­то­рые оспа­ри­вают право Церкви на вос­пи­та­ние детей, счи­тая, что это нару­шает их свободу. 

Между тем в хри­сти­ан­стве сво­бода – одно из клю­че­вых поня­тий. «К сво­боде при­званы вы, бра­тия», – гово­рит апо­стол Павел. Но тут же при­бав­ляет: «только бы сво­бода ваша не была пово­дом к уго­жде­нию плоти» (Гал. 5:13).

Хри­сти­ан­ство пони­мает сво­боду не как рас­кре­по­ще­ние и осво­бож­де­ние от нрав­ствен­ных норм, а наобо­рот, как уко­ре­нён­ность в добре и в позна­нии истины.

Хри­стос гово­рил Своим слу­ша­те­лям: «И позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными» (Ин. 8:32).

Позна­ние истины, при­об­ще­ние к Богу и Церкви не только не нару­шает сво­боду ребенка: наобо­рот, оно дает ему ту духов­ную сво­боду, кото­рая помо­гает и в отро­че­стве, и в юно­сти про­ти­во­сто­ять тле­твор­ным внеш­ним вли­я­ниям и сохра­нять внут­рен­ний стер­жень, не поз­во­ля­ю­щий укло­ниться от пути добра.

Соб. инф.
Видео-вер­сия передачи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки