Игры для медлительных детей

Игры для медлительных детей

(2 голоса5.0 из 5)

Игры для мед­ли­тель­ных детей, направ­лен­ные на уве­ли­че­ние ско­ро­сти нерв­ных процессов.

 

“Арти­сты бывают разные”

Перед тем как объ­яс­нять ребенку пра­вила этой игры, пого­во­рите с ним о том, как зри­тели на кон­церте или спек­такле выра­жают свое отно­ше­ние к тому, что видят на сцене. Конечно же они хло­пают арти­стам. Но всем ли оди­на­ково апло­ди­рует зал? Разу­ме­ется, нет. Чем больше понра­ви­лась зри­те­лям игра арти­ста, тем громче и быст­рее они ему хлопают.

Итак, пра­вила дан­ной игры таковы. Пред­ставьте, что вы с ребен­ком пошли в театр или на кон­церт (для боль­шей прав­до­по­доб­но­сти можно вклю­чить какую-нибудь пере­дачу по теле­ви­зору). После выступ­ле­ния каж­дого арти­ста вы реа­ги­ру­ете на его твор­че­ство ско­ро­стью хлоп­ков. Чтобы хло­пать с ребен­ком в одном темпе (что гораздо весе­лей), обме­ни­вай­тесь с ним сво­ими эмо­ци­ями с помо­щью мимики. Посмот­рите друг на друга после смены кад­ров на экране и изоб­ра­зите на лице скуку, радость или вос­торг. Пусть ребе­нок ско­пи­рует ваше выра­же­ние лица, после чего начи­найте хло­пать в соот­вет­ству­ю­щем темпе. Если вы сде­лали ску­ча­ю­щее лицо, то хлопки должны быть очень мед­лен­ные, как бы про­сто из одол­же­ния. Радост­ное — в доста­точно быст­ром темпе. Если же вы, помимо радост­ного лица, вос­тор­женно сло­жили руки у груди, то изоб­ра­жайте с вашим ребен­ком бур­ные апло­дис­менты, то есть хло­пайте так быстро, как только сможете.

При­ме­ча­ние. Можно дать ребенку воз­мож­ность самому при­ду­мать то или иное выра­же­ние лица, но жела­тельно поме­няться местами только после того, как вы сами про­де­мон­стри­ру­ете ему мимику чело­века с раз­ными эмоциями.

“Бегу, иду, гуляю”

В этой игре ребе­нок идет по кругу. Ско­рость, с кото­рой он это делает, зави­сит от того, какой сиг­нал подаст взрос­лый (или дру­гой водя­щий). Если взрос­лый под­ни­мает руку вверх, ребе­нок бежит как можно быст­рее, если скла­ды­вает руки на груди — малыш идет по кругу доста­точно рит­мично, а если водя­щий опус­кает руки вниз, то игра­ю­щий идет очень мед­ленно, как бы не спеша про­гу­ли­ва­ясь. В слу­чае, если ребе­нок не успе­вает пере­стро­ить свои дей­ствия в соот­вет­ствии с сиг­на­лом, он полу­чает штраф­ное очко. Набрав­ший три штраф­ных очка счи­та­ется проигравшим.

При­ме­ча­ние. В этой игре будет весе­лее участ­во­вать, если вы под­клю­чите к ней еще несколь­ких детей. Однако помните, что лучше сна­чала поиг­рать вдвоем со своим ребен­ком, а дру­гих (воз­можно, более быст­рых) детей при­гла­сить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит пра­вила, чтобы не вызы­вать у него лиш­них ком­плек­сов. Сиг­налы для пере­клю­че­ния темпа дви­же­ний можно при­ду­мать само­сто­я­тельно, а еще лучше пору­чить это самому ребенку — не сомне­вай­тесь, он обя­за­тельно пред­ло­жит какие-нибудь идеи.

“Коша­чьи коготки”

Все навер­няка видели, как кошки, потя­ги­ва­ясь, выстав­ляют свои коготки. Обычно они делают это мед­ленно, полу­чая удо­воль­ствие от соб­ствен­ной лени. Однако, если вдруг непо­да­леку пока­за­лась добыча, дви­же­ния их лапок ста­но­вятся стремительными.

В этой игре ребе­нок дол­жен сжи­мать и раз­жи­мать пальцы рук в опре­де­лен­ном темпе. Сиг­на­лом к смене ско­ро­сти слу­жат слова взрос­лого. Если взрос­лый про­из­но­сит слово “сол­нышко”, то ребе­нок ста­ра­ется пред­ста­вить себя котом (или кош­кой), нежа­щимся на солнце, и мед­ленно сги­бать и раз­ги­бать пальцы. Если взрос­лый вдруг про­из­но­сит слово “мышь”, то ребе­нок делает те же дви­же­ния очень быстро, как бы пыта­ясь не упу­стить коша­чью добычу.

При­ме­ча­ние. Если ваша девочка (или маль­чик) очень любит живот­ных и отка­зы­ва­ется ловить вооб­ра­жа­е­мую мышку, то можно сде­лать пояс­не­ние, что это мышка-игрушка, а не насто­я­щий живой мышонок.

“Быст­рый дятел”

Возь­мите вме­сте с ребен­ком по листу бумаги и каран­дашу. Раз­де­лите каж­дый лист на четыре рав­ные части, про­ведя линии по гори­зон­тали и вер­ти­кали. По сиг­налу (напри­мер, по хлопку) нач­ните ста­вить точки в пер­вом пря­мо­уголь­нике, каж­дый на своем листе. По вто­рому сиг­налу оба оста­но­ви­тесь. Посчи­тайте коли­че­ство точек на листе у каж­дого. Тот, у кого их ока­жется больше, счи­та­ется побе­ди­те­лем. Сле­ду­ю­щий кон игры про­во­дите в дру­гом прямоугольнике.

Игра полу­чила такое назва­ние, потому что стук каран­даша о бумагу на столе напо­ми­нает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так пока­жется, то можно войти в эту роль и в шутку похва­статься коли­че­ством съе­ден­ных чер­вяч­ков или устро­ить “лес­ной чем­пи­о­нат”, где вы будете бороться за зва­ние “самого быст­рого дятла”.

При­ме­ча­ние. Так как сопер­ни­ком ребенка в этой игре может высту­пать взрос­лый, то поза­боть­тесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не ока­за­лись в роли вечно про­иг­ры­ва­ю­щего. Для повы­ше­ния инте­реса ребенка нужно обес­пе­чить ему ощу­ще­ние равен­ства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы ино­гда поле­ни­тесь и поз­во­лите ему выиграть.

“Обмо­та­лочки”

Это народ­ная игра-сорев­но­ва­ние, кото­рая инте­ресна и совре­мен­ным детям. Возь­мите длин­ную веревку (не короче пяти мет­ров) и отметьте ее сере­дину узлом. Встаньте с ребен­ком у раз­ных кон­цов веревки и обвя­жите их вокруг пояса. На счет “раз, два, три” нач­ните кру­титься на месте, обма­ты­вая таким обра­зом себя верев­кой. В какой-то момент вы встре­ти­тесь. Обра­тите вни­ма­ние, у кого на поясе ока­жется узе­лок — зна­чит, этот игрок накру­тил вокруг себя больше поло­вины веревки. Именно он и счи­та­ется выигравшим.

При­ме­ча­ние. Может быть, вашему ребенку будет инте­рес­нее сорев­но­ваться в этой игре не с вами, а с дру­гими детьми. Если у вас есть такая воз­мож­ность, то помо­гите им орга­ни­зо­вать “обмо­та­лочки” как сорев­но­ва­ние в дет­ской группе. Кстати, у этой игры бывают и дру­гие вари­анты. Можно нама­ты­вать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки (только веревка должна быть не слиш­ком тол­стой). Еще можно нама­ты­вать узень­кую тесьму (или шну­рок) на два каран­даша, пред­ва­ри­тельно закре­пив на них концы.

“Зер­кало”

В этой игре один игрок (ребе­нок) будет зер­ка­лом, то есть будет повто­рять все дви­же­ния сто­я­щего напро­тив взрос­лого. Водя­щий делает самые раз­но­об­раз­ные дви­же­ния, то уско­ряя, то замед­ляя темп. Ребе­нок повто­ряет их в точ­но­сти, с такой же скоростью.

При­ме­ча­ние. Как известно любому роди­телю, дети очень любят под­ра­жать дви­же­ниям взрос­лых, часто ими­ти­руют их мимику, походку, дей­ствия. В этой игре мы можем вос­поль­зо­ваться их тягой к под­ра­жа­нию, сде­лав ее полез­ной для раз­ви­тия ско­ро­сти дви­же­ний и вни­ма­ния ребенка. Чтобы раз­но­об­ра­зить эту игру, можно вно­сить в нее шуточ­ные дви­же­ния, а также меняться ролями веду­щего и игрока в каче­стве поощ­ре­ния успе­хов ребенка.

“Запре­щен­ное движение”

Эта игра похожа на преды­ду­щую, но в ней есть прин­ци­пи­ально новое пра­вило. Сна­чала взрос­лый и ребе­нок дого­ва­ри­ва­ются о том, какое дви­же­ние будет запре­щен­ным. Затем начи­на­ется игра, и ребе­нок повто­ряет вслед за взрос­лым все дви­же­ния, кроме одного. Как только он видит, что взрос­лый сде­лал запре­щен­ное дви­же­ние, то ни в коем слу­чае не повто­ряет его, а хло­пает один раз в ладоши. Если игрок “попа­дется” (то есть сде­лает запрет­ное дви­же­ние) три раза, то он счи­та­ется про­иг­рав­шим, и игру можно начи­нать заново.

При­ме­ча­ние. Эта игра раз­ви­вает у детей не только вни­ма­ние, быст­роту реак­ции, но и внут­рен­нее тор­мо­же­ние. Воз­можно, вас уди­вит такая задача в раз­ви­тии мед­ли­тель­ных детей, ведь кажется, что тор­мо­же­ние у них раз­вито гораздо больше, чем нужно. Однако это не так. У мед­ли­тель­ных детей велико только внеш­нее тор­мо­же­ние, а сила внут­рен­него тор­мо­же­ния, как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния, напро­тив, недостаточна.

Автор: Татьяна Ломтева

“Виражи”

Игра “Виражи” начи­на­ется с того, что вы рису­ете дорожки раз­ной формы. На одном конце машина, корабль, ракета, какое-нибудь живот­ное, а на дру­гом конце – гараж, при­стань, дом.

Задача игрока, управ­ля­ю­щего транс­порт­ным сред­ством – как можно быст­рее добраться до дома: т.е. каран­да­шом, не отры­вая руки про­чер­тить путь по изги­бам доро­жек, не пере­се­кая и не каса­ясь их. Вни­ма­ние ребенка обра­ща­ется на том, что дорожка не про­стая, нужно быть вни­ма­тель­ным, осто­рож­ным. Можно засе­кать время пере­дви­же­ния с помо­щью секун­до­мера. Это помо­жет вам и ребенку по умень­ше­нию вре­мени на выпол­не­ние зада­ния, сле­дить, насколько успешно про­дви­га­ется осво­е­ние навыка. Для этого только нужно, чтобы длина дро­жек к дому была при­мерно одинаковой.

“Мет­кий стрелок”

Игра “Мет­кий стре­лок” состоит в том, чтобы суметь попасть в цель раз­лич­ными пред­ме­тами (мячом, стре­лами, коль­цами). Эта игра спо­соб­ствует раз­ви­тию не только коор­ди­на­ции дви­же­ний и их точ­но­сти, но и гла­зо­мера. Для совер­шен­ство­ва­ния этих навы­ков сле­дует посте­пенно умень­шать раз­мер мета­тель­ных пред­ме­тов и уве­ли­чи­вать рас­сто­я­ние до мишени.

“Ком­нат­ный снежок” 

Чтобы поиг­рать дома в “ком­нат­ный сне­жок” сна­чала нужно сде­лать сам “сне­жок” Для этого обер­ните пробку кусоч­ком ваты, пере­вя­жите этот “ком­нат­ный сне­жок” крест-накрест нит­ками. При­вя­зать к снежку тон­кую резинку, сво­бод­ный конец резинки нужно закре­пить на ука­за­тель­ном пальце. Игра состоит в том, чтобы под­бра­сы­вать и ловить сне­жок, попа­дать снеж­ком в сере­дину спинки стула, в наме­чен­ное место на полу. Сне­жок далеко не уле­тит. Пусть ребе­нок научится ловить сне­жок, отска­ки­ва­ю­щий от цели.

“Кто больше”

В игру “Кто больше” инте­рес­нее играть вдвоем — втроем. На полу рас­сы­пают мел­кие пред­меты (шишки, кубики, игрушки). Игра­ю­щим детям завя­зы­вают глаза, а в руки дают кор­зи­ночки. По сиг­налу дети начи­нают соби­рать с пола пред­меты в свои кор­зи­ночки. По сиг­налу “закон­чили” им раз­вя­зы­вают глаза и опре­де­ляют побе­ди­теля по коли­че­ству собран­ных предметов.

Раз­но­вид­но­стью игр для тре­ни­ровки ско­рост­ных воз­мож­но­стей детей явля­ется игра в ловлю мяча или заме­ня­ю­щего его пред­мета с одно­вре­мен­ным назы­ва­нием какого-либо зара­нее ого­во­рен­ного слова (назва­ния горо­дов, мебель, посуда, назва­ния цве­тов, живот­ных). Очень нра­вится детиш­кам ситу­а­ция, когда нужно пой­мать мяч, если его полет сопро­вож­да­ется назы­ва­нием чего-нибудь “съе­доб­ного” и не ловить, если назван­ный пред­мет съесть нельзя. Весе­лят малы­шей ошибки, когда по ошибке кто-то “про­гло­тит” дом или ежа…

Суще­ствен­ную помощь мед­ли­тель­ным детям могут ока­зать заня­тия под музыку. С помо­щью музы­каль­ного ритма можно уста­но­вить рав­но­ве­сие в дея­тель­но­сти нерв­ной системы ребенка, уме­рить слиш­ком воз­буж­ден­ные тем­пе­ра­менты и рас­тор­мо­зить затор­мо­жен­ных детей, уре­гу­ли­ро­вать непра­виль­ные и лиш­ние дви­же­ния. В пси­хо­ло­гии раз­ра­бо­тано целое направ­ле­ние “Музы­ко­те­ра­пия для детей”. Оно вклю­чает спе­ци­аль­ные про­граммы заня­тий, в кото­рых раз­лич­ная дея­тель­ность детей — пан­то­мима, рисо­ва­ние про­те­кает на “фоне” музыки. Напри­мер, дети дви­га­ются под музыку с меня­ю­щимся рит­ми­че­ским рисун­ком: здесь могут быть и вне­зап­ные оста­новки и воз­об­нов­ле­ние дви­же­ния с посте­пен­ным уско­ре­нием или замед­ле­нием темпа. Эту игру можно допол­нить вве­де­нием спе­ци­аль­ных команд. Напри­мер, на слово “зай­чики”, про­из­не­сен­ное взрос­лым, дети должны начать пры­гать, на слово “лошадки” — как бы уда­рять копы­том об пол, на слово “раки” — пятиться, “птицы” — бегать, рас­ки­нув руки в сто­роны, “аист” — сто­ять на одной ноге и т.д. Игра про­те­кает весе­лее, когда команды чередуются.

В музы­каль­ной игре “тополь – ива” взрос­лый дого­ва­ри­ва­ется с ребен­ком о том, что когда зву­чат звуки ниж­него реги­стра фор­те­пи­ано, он дол­жен встать в позу “пла­ку­чей ивы” (ноги на ширине плеч, руки слегка раз­ве­дены в лок­тях и висят, голова накло­нена к левому плечу), когда верх­него – в позу “тополя” (пятки вме­сте, носки врозь, ноги пря­мые, руки под­няты вверх, голова запро­ки­нута назад, смот­реть на кон­чики паль­цев рук).

Попро­буйте поиг­рать с малы­шом с неко­то­рые из пред­ло­жен­ных игр, при­ду­майте на их основе свои игры. Помните, что силь­ная сто­рона тем­пе­ра­мента мед­ли­тель­ных детей – пла­ни­ро­ва­ние. Инту­и­тивно они сами ищут спо­собы, чтобы сде­лать все зара­нее, без спешки.

Авторы: Гано­шенко Н.И., Тихо­ми­рова И.В.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • wella, 26.09.2017

    Мед­ли­тель­ный ребе­нок — осо­бен­ный. Его не рас­ка­чать, если это от при­роды… И надо ли это делать?

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки