Игры на развитие координации движений для детей дошкольников 3–4 лет

Игры на развитие координации движений для детей дошкольников 3–4 лет

(4 голоса4.0 из 5)

Наблю­дая за своим ребен­ком, вы время от вре­мени заме­ча­ете, что ино­гда он неук­лю­жий, словно малень­кий мед­ве­жо­нок. Так и хочется ска­зать ему: «Ты, как слон в посуд­ной лавке». Неко­то­рая несо­гла­со­ван­ность дви­же­ний встре­ча­ется не только у детей, но и у взрос­лых, и может быть выра­жена в раз­ной степени.

За согла­со­ван­ной актив­но­стью мышц тела стоит раз­ви­тие коор­ди­на­ции у детей с ран­него возраста.

Коор­ди­на­ция поз­во­ляет согла­со­ванно про­из­во­дить каж­дое дви­же­ние, соеди­няя отдель­ные части дви­же­ний в цель­ное дви­га­тель­ное дей­ствие. Из этой ста­тьи вы узна­ете, как играть с ребен­ком и про­сто  и эффек­тивно раз­ви­вать коор­ди­на­цию у детей.

Давайте, для начала раз­бе­ремся, какие же органы отве­чают за раз­ви­тие коор­ди­на­ции у детей?

Раз­ви­тие коор­ди­на­ции начи­на­ется в мла­ден­че­ском воз­расте и про­дол­жа­ется до тех пор, пока рас­тет ске­лет чело­века, а это при­мерно до 16–18 лет.

Моз­же­чок

Осо­бую роль играет раз­ви­тие моз­жечка, кото­рый начи­нает активно раз­ви­ваться при­мерно в 6 мес. от рож­де­ния, в год и 2–3 месяца раз­ви­тие моз­жечка осла­бе­вает и пол­но­стью раз­ви­ва­ется моз­же­чок к 4,5 годам.

Про­цесс раз­ви­тия моз­жечка отра­жа­ется в уме­ниях малыша, в 6 меся­цев ребе­нок начи­нает сидеть, в 8–9 начи­нает пол­зать, в 9–10 встает на ножки, в 11–12 меся­цев делает свои пер­вые шаги, а к полу­тора годам уве­ренно ходит.

Раз­ви­тие моз­жечка в дошколь­ном воз­расте пере­хо­дит на новый этап, в воз­расте 3–4 лет мотор­ные функ­ции каче­ственно совер­шен­ству­ются, ста­но­вится доступ­ным выпол­не­ние новых задач, улуч­ша­ется про­цесс обучения.

Вести­бу­ляр­ный аппарат

Вли­яет на раз­ви­тие коор­ди­на­ции у детей и вести­бу­ляр­ный аппа­рат. Свой рост вести­бу­ляр­ный аппа­рат начи­нает, когда малыш нахо­дится у мамы в животе, а окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние вести­бу­ляр­ного аппа­рата про­ис­хо­дит к воз­расту 12–15 лет.

Вести­бу­ляр­ный аппа­рат — это основа чело­ве­че­ского пря­мо­хож­де­ния, раз­ви­тие именно этого органа поз­во­ляет ребенку делать свои пер­вые шаги, а нару­ше­ния вести­бу­ляр­ного аппа­рата при­во­дит к «пья­ной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упраж­не­ний, рас­счи­тан­ных на раз­ви­тие моз­жечка, важ­ным фак­то­ром явля­ется новизна дей­ствий, раз­но­об­ра­зие уси­лит раз­ви­тие этого органа.

Упраж­не­ния на раз­ви­тие коор­ди­на­ции делятся на два вида – пер­вые выпол­ня­ются ста­тично, вто­рые в динамике.

Для каж­дого воз­раста под­би­райте упраж­не­ния, кото­рые доступны для выпол­не­ния вашим малы­шом. Ниже мы при­ве­дем базо­вые упраж­не­ния — вы сами смо­жете их услож­нить или облег­чить в зави­си­мо­сти от воз­раста и уме­ний вашего ребенка.

Для упраж­не­ний, рас­счи­тан­ных на раз­ви­тие моз­жечка, важ­ным фак­то­ром явля­ется новизна дей­ствий, раз­но­об­ра­зие уси­лит раз­ви­тие этого органа.

Упраж­не­ния на раз­ви­тие коор­ди­на­ции делятся на два вида – пер­вые выпол­ня­ются ста­тично, вто­рые в динамике.

Для каж­дого воз­раста под­би­райте упраж­не­ния, кото­рые доступны для выпол­не­ния вашим малы­шом. Ниже мы при­ве­дем базо­вые упраж­не­ния — вы сами смо­жете их услож­нить или облег­чить в зави­си­мо­сти от воз­раста и уме­ний вашего ребенка.

Игры на замирание:

Вклю­чите музыку и тан­цуйте вме­сте с малы­шом, когда музыка выклю­ча­ется, нужно заме­реть в той позе, в кото­рой был. Это весе­лая и про­стая игра, услож­няйте ее, удли­няя время «зами­ра­ния».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто смо­жет дольше? А если цапля еще и пой­мать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вто­рую под­ни­мите и вытя­ните назад, за кор­пус тела, руки в сто­роны, накло­ни­тесь телом парал­лельно полу. Кто дольше смо­жет пла­ни­ро­вать как ласточка?

Йога. Очень много ста­ти­че­ских асан есть в прак­тике йоги, вы можете поза­им­ство­вать наи­бо­лее доступ­ные для вас и делать их вме­сте с ребенком.

Динамические игры

Игры с вне­зап­ной сме­ной дей­ствий или направления:

По вашей команде ребе­нок резко дол­жен изме­нить направ­ле­ние бега, или начать выпол­нять дру­гое дви­же­ние. Вы сами можете быть про­вод­ни­ком, а малыш повто­ряет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балан­си­ро­вать при помощи рук.

Бор­дюр. Ходите по бор­дю­рам во дворе, пре­красно раз­ви­вает равновесие!

Бревно. Услож­нен­ный вари­ант бор­дюра — прой­дите по бревну, кото­рое лежит на земле, затем можно услож­нять, под­ни­мая бревно выше, и самый слож­ный вари­ант — пройти по кача­ю­ще­муся бревну.

Фит­бол. Упраж­не­ния на неустой­чи­вых поверх­но­стях очень хорошо раз­ви­вают координацию.

Лежа на фит­боле, отпус­кать руки и ноги, ста­ра­ясь не ска­титься с мяча. Услож­ните задачу – лягте на фит­бол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также раз­ви­вают коор­ди­на­цию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на каче­лях, поверьте, от этого нехит­рого заня­тия есть польза!

Как просто  и эффективно  развивать координацию у детей?

Сек­рет заклю­ча­ется в том, что коор­ди­на­цию у детей можно раз­вить только через дви­га­тель­ную актив­ность, поэтому самое про­стое и эффек­тив­ное — это не огра­ни­чи­вать дви­га­тель­ную актив­ность вашего ребенка и вся­че­ски ей способствовать!

Устройте дома спор­тив­ный уго­лок, отве­дите ребенка в спор­тив­ную сек­цию, на танцы, в бас­сейн, отве­дите на спор­тив­ную гим­на­стику или акро­ба­тику. Зимой — лыжи и коньки, езда на сан­ках с горок – все это раз­ви­вает коор­ди­на­цию движений.

Увле­ка­тель­ные игры для трёх­ле­ток на раз­ви­тие лов­ко­сти и коор­ди­на­ции движения.

Игры на развитие координации

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над двер­ным про­емом веревку, при­вя­зав к ней коло­коль­чик. Ребе­нок дол­жен пол­зать под ней туда — обратно, не задев коло­коль­чика. Если коло­коль­чик зазве­нел, зна­чит, ребе­нок проиграл.

◈ Можно исполь­зо­вать и две веревки с двумя коло­коль­чи­ками, при­вя­зав их кон­цами к спин­кам сту­льев. Рас­сто­я­ние между верев­ками должно быть не менее 50 см. Пусть ребе­нок про­бует пере­ла­зить между ними, ста­ра­ясь, чтобы коло­коль­чики не зазвенели.

Достань-ка

◈ При­вя­жите к двер­ному про­ему коло­коль­чик, шарик или любую дру­гую игрушку. Малыш дол­жен под­прыг­нуть и достать пред­мет. Дайте ему зада­ние — дотро­нуться до игрушки 5 раз. Если полу­чи­лось — зна­чит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попа­дать в цель с расстояния.

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: тазик, неболь­шой мяч или ело­вые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Пред­ло­жите ребенку с рас­сто­я­ния в 20–30 см бро­сать туда мяч. Если попал — зна­чит, лов­кий, побе­дил. Бро­сать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закреп­ляем: на про­гулке начер­тите на асфальте круг — ребе­нок дол­жен бро­сить в него мел­кий пред­мет, напри­мер, мячик или каму­шек. Можно устро­ить сорев­но­ва­ние — кто больше заки­нет пред­ме­тов в круг, тот и победитель!

Снежки

Игра учит попа­дать в цель с рас­сто­я­ния и в дви­жу­юся цель

◈ Как играем: зимой очень много раз­вле­че­ний на улице. Поиг­райте в снежки — это полез­ное и весе­лое заня­тие для малы­шей. У кого больше попа­да­ний в цель — напри­мер, в горку или в ствол дерева, тому — приз.

◈ Закреп­ляем: снежки можно бро­сать в ведерко или коробку.

Дорожка препятствий

◈ В дожд­ли­вую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиг­райте дома: устройте дорожку пре­пят­ствий. Напри­мер, ребе­нок дол­жен спрыг­нуть со стуль­чика, пройти по «канату» (веревке, лежа­щей на полу), под­лезть под веревку, про­пры­гать на одной ноге до стуль­чика, где лежит фла­жок, коло­коль­чик, лента и пр., и под­нять этот пред­мет. Если ребе­нок прой­дет всю полосу пре­пят­ствий, ни разу не оши­бив­шись, — дайте ему приз! Он — победитель!

◈ Полосу пре­пят­ствий можно менять и допол­нять: бро­сить мяч в кор­зинку, про­ка­тить мяч по дорожке и т. п.

«Девочка на шаре»

◈ У мно­гих дома есть боль­шие мячи, на кото­рых полезно делать упраж­не­ния, лежа на спине, на животе; пере­ка­ты­ваться, оттал­ки­ва­ясь руками от пола; садиться и ложиться. При­ду­майте вме­сте с ребен­ком инте­рес­ные и полез­ные упраж­не­ния. Пред­ло­жите ему пере­во­пло­титься в цир­ко­вого арти­ста — гиб­кого гим­на­ста. И вы уви­дите, на какие чудеса спо­со­бен ваш малыш.

Рыболов

◈ Помните такую игру, в кото­рой удоч­кой с маг­ни­том надо заце­пить рыбку? Глав­ное, чтобы у вас был маг­ни­тик на вере­вочке, а рыбок вы легко сма­сте­рите сами (напри­мер, из про­бок и гвоз­ди­ков). Кто больше выло­вит рыбок — тот и есть самый удач­ли­вый рыболов.

Вышибалы

◈ В эту игру нужно играть втроем. Двое участ­ни­ков стоят на рас­сто­я­нии друг от друга, тре­тий — в сере­дине. Игра­ю­щим нужно, бро­сая мяч, задеть участ­ника, сто­я­щего в цен­тре. А его задача — увер­нуться в сто­рону. В эту игру можно играть на про­гулке, на пик­нике, на пляже.

Мячик, мячик, ловко скачет

◈ Сколько зани­ма­тель­ных упраж­не­ний можно при­ду­мать с мячом! Бро­сать и ловить его; кидать в вися­щую кор­зину; бро­сать мяч, хло­пать в ладоши и ловить его; бежать и отби­вать его на ходу; вести мяч до про­чер­чен­ной линии; отби­вать его и счи­тать коли­че­ство уда­ров и т. д. Такие игры отлично раз­ви­вают лов­кость и коор­ди­на­цию движений.

Накинь-ка

◈ Хорошо раз­ви­вает лов­кость и коор­ди­на­цию дви­же­ний набра­сы­ва­ние колец на крючки, вися­щие на стене, на шею игру­шеч­ных утки, жирафа. Или пусть взрос­лый дер­жит в руке палку, а ребе­нок будет наки­ды­вать на нее кольца.

Про­стая проверка

Обо­ру­до­ва­ние: узкая дорожка.

На пол нужно посте­лить узкую дорожку любой длины. Вос­пи­та­тель пред­ла­гает детям не спеша друг за дру­гом пройти по ней, повер­нуться, а обратно про­бе­жать под ней. Затем нужно прой­тись по дорожке с под­ня­той рукой, а обратно про­бе­жать с под­ня­тыми руками. Далее дети кла­дут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участ­ники не должны выхо­дить за гра­ницы дорожки, а дви­гаться только по ней.

Акку­ратно по шнуру

Обо­ру­до­ва­ние: шнур дли­ной 4—6 м.

Вос­пи­та­тель кла­дет на пол шнур. Нужно акку­ратно пройти по нему, чтобы не сдви­нуть. Можно сде­лать змее­вид­ную дорожку из шнура, по кото­рой слож­нее пройти. Тем, кому не уда­ется пройти по шнуру, помо­гают дру­гие участ­ники игры (берут их за руку).

Пре­одо­лей коридор

Обо­ру­до­ва­ние: 6 стульев.

Вос­пи­та­тель ста­вит 6 сту­льев в два ряда спин­ками друг к другу. Рас­сто­я­ние между ними около 50 см. Нужно пройти через полу­чив­шийся кори­дор, не задев стулья.

Вари­анты. Пройти по кори­дору из сту­льев с под­ня­той рукой (руками); зало­жив руки за спину; поло­жив их на голову; поло­жив одну руку на голову, дру­гую опустив.

При испол­не­нии неко­то­рых зада­ний ширину кори­дора можно увеличить.

Кри­вая дорожка

Обо­ру­до­ва­ние: 4 стула.

Вос­пи­та­тель ста­вит на неболь­шом рас­сто­я­нии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обе­жать) их «змей­кой» в одну и дру­гую сторону.

Вари­ант. 3 — 5 участ­ни­ков состав­ляют цепочку — встают друг за дру­гом, обхва­ты­вают соседа руками и про­хо­дят «змей­кой» этот путь. Если цепочка разо­рва­лась, винов­ный встает в конец.

Дружу с малень­кой подушечкой

Обо­ру­до­ва­ние: 2 стула, поду­шечка или тря­пич­ный мячик.

Вос­пи­та­тель ста­вит 2 стула на рас­сто­я­нии 3 м друг от друга, на стул он кла­дет малень­кую мяг­кую поду­шечку (тря­пич­ный мячик). Дети сидят на ска­мейке. Один участ­ник под­хо­дит к стулу, берет поду­шечку и, поло­жив ее на голову, направ­ля­ется к про­ти­во­по­лож­ному стулу. Подойдя к нему, он может попра­вить поду­шечку на голове, посто­ять и идти обратно. Пер­вого игра­ю­щего сме­няет вто­рой, кото­рый делает то же, что и пер­вый. Так про­дол­жа­ется, пока не сыг­рают все дети. Если ребе­нок уро­нил поду­шечку, он дол­жен ее под­нять, поло­жить на голову и идти дальше. Сна­чала можно при­дер­жи­вать поду­шечку одной рукой.

Дорожка по доске

Обо­ру­до­ва­ние: доска.

Нужно пройти по доске обыч­ным шагом. Дойдя до конца доски, повер­нуться и пойти обратно.

Вари­ант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выстав­лен­ной впе­ред ноги каса­ется носка дру­гой ноги. Сна­чала лучше потре­ни­ро­ваться — похо­дить таким спо­со­бом по полу.

При­ме­ча­ние. Детям будет намного инте­рес­нее, если уста­но­вить доску на чур­бачки, под­нять доску на высоту 10—15 см. Сна­чала игра­ю­щих можно под­дер­жи­вать за руку.

С кочки на кочку

На полу по пря­мой линии вос­пи­та­тель чер­тит 4—6 пря­мо­уголь­ни­ков раз­ме­ром немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», кото­рое можно пройти, сту­пая по «кочкам»-прямоугольникам. Участ­ники, шагая (пры­гая) «с кочки на кочку», должны пере­браться через «болото» и ни разу не осту­питься. Если «кочек» много, неко­то­рые из них можно сде­лать боль­шими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Рас­сто­я­ние между «коч­ками» выби­рает воспитатель.

Вари­ант. Рас­по­ло­жить «кочки» в беспорядке.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Елена, 28.01.2019

    Очень гра­мот­ная инфор­ма­ция, ком­пакт­ная, понят­ная по исполь­зо­ва­нию. Спасибо

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки