Закон­чи­лась учеба в инсти­туте, насту­пила взрос­лая жизнь. Пер­вая работа, новые ощу­ще­ния, новая ответ­ствен­ность. И вдруг пони­ма­ешь: я не хочу этим зани­маться всю жизнь. Когда я посту­пал в инсти­тут, я не пони­мал, не осо­зна­вал, что мне это не под­хо­дит. Может быть, мое реше­ние было при­нято под дав­ле­нием роди­те­лей или сверст­ни­ков, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня спо­соб­но­сти? Есть ли вообще у каж­дого чело­века свое при­зва­ние? И как его найти?

Об этом мы раз­го­ва­ри­ваем с Ири­ной Нико­ла­ев­ной Мош­ко­вой, осно­ва­те­лем и руко­во­ди­те­лем пси­хо­ло­ги­че­ской кон­суль­та­ции “Семей­ное благо”

У каждого ли человека есть призвание?

Irina 200x300 - Как найти себя?Решая эту задачу, на про­тя­же­нии всей своей жизни чело­век дол­жен духовно раз­ви­ваться и совер­шен­ство­ваться, при­умно­жая даро­ван­ные Богом таланты и спо­соб­но­сти.Содей­ствуя рас­кры­тию в чело­веке твор­че­ского начала, Гос­подь подает каж­дому из нас бла­го­дать Свя­того Духа для того, чтобы наша вера не оста­лась бес­плод­ной, чтобы она нашла свое выра­же­ние в осо­знан­ном слу­же­нии Богу, дру­гим людям и твар­ному Божьему миру.

Чело­век не дол­жен жить на земле праздно. Чело­век — это выс­шее тво­ре­ние Божие, кото­рое при­звано не про­сто есть, пить, спать и отправ­лять какие-то свои нужды. Гос­подь видит в чело­веке Сво­его друга, помощ­ника и со-работ­ника, спо­соб­ного при­умно­жить кра­соту и мно­го­об­ра­зие твар­ного Божьего мира, уви­деть глу­бо­чай­шие, сущ­ност­ные связи раз­лич­ных сто­рон Бытия. Про­зре­вая с помо­щью Божией суть вещей, изу­чая духов­ные законы бытия чело­ве­че­ского рода, мы можем разумно стро­ить свою жизнь на земле, не нару­шая создан­ную Богом гар­мо­нию мира.

Отсюда сле­дует, что перед каж­дым чело­ве­ком стоят непро­стые задачи: во-пер­вых, задача осо­зна­ния сво­его чело­ве­че­ского при­зва­ния, во-вто­рых,вкла­ды­ва­ния нрав­ствен­ных уси­лий в раз­ви­тие соб­ствен­ной лич­но­сти, без чего невоз­можно раз­вить свои таланты и спо­соб­но­сти, а в–третьих —поиска самого себя и сво­его места слу­же­ния Богу, ближ­нему и твар­ному Божьему миру, на кото­ром при­об­ре­тен­ный твор­че­ский потен­циал лич­но­сти может быть успешно реализован.

У любого чело­века есть та или иная форма и мера ода­рен­но­сти. Есть люди, у кото­рых таланты и спо­соб­но­сти нахо­дятся на уровне гени­аль­но­сти. Про таких гово­рят: «Он ком­по­зи­тор от Бога», «худож­ник от Бога», «учи­тель от Бога», «врач от Бога». Мы гово­рим это, имея в виду, что чело­век не про­сто ощу­тил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар пра­вильно реа­ли­зо­вать. Раз­ви­ва­ясь как лич­ность, этот чело­век сумел так исполь­зо­вать свои дары и спо­соб­но­сти, что в его созна­нии соеди­ни­лось пони­ма­ние своей ода­рен­но­сти с ощу­ще­нием того, как он дол­жен этим даром рас­по­ря­диться. В итоге его хри­сти­ан­ская лич­ность при­об­рела такое вели­чие, что окру­жа­ю­щие люди начи­нают «видеть его доб­рые дела и про­слав­лять Отца Небес­ного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наобо­рот, чело­век с боль­шим тру­дом осо­знает силь­ные сто­роны сво­его «Я» и далеко не сразу раз­ли­чает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя при­ло­жить. Это встре­ча­ется, к сожа­ле­нию, гораздо чаще. Но и эти явле­ния надо пра­вильно истолковать.

На мой взгляд, это не гово­рит о том, что чело­век обде­лен Богом, что у него нет тех дан­ных, за счет кото­рых он мог бы со вре­ме­нем пре­вра­титься в раз­ви­тую лич­ность, кото­рая могла про­сла­вить сво­его Созда­теля. Гос­подь гово­рит в притче о талан­тах, что даже если чело­веку дан всего один талант, все равно нужно поста­раться его рас­крыть, упо­тре­бить по назна­че­нию, реа­ли­зо­вать в ту меру, какая опре­де­лена свыше. Гос­подь мно­го­мило­стив: даже если Он в чем-то огра­ни­чи­вает чело­века, то обя­за­тельно ком­пен­си­рует это пре­из­быт­ком его спо­соб­но­стей в другом.

Очень часто бывает, напри­мер, что недо­ста­ток зре­ния чело­века ком­пен­си­ру­ется хоро­шим слу­хом или, наобо­рот, чело­век не все слы­шит, но зато раз­ли­чает какие-то нюансы цве­то­вых оттен­ков, кото­рые не вос­при­ни­мают дру­гие люди, или уди­ви­тельно тонко ощу­щает запахи.

Неко­то­рое время назад в акто­вом зале Цари­цын­ского КЦСО, где мы рабо­таем как пси­хо­логи, висели кар­тины, кото­рые рисо­вали люди-инва­лиды, име­ю­щие раз­лич­ные душев­ные забо­ле­ва­ния. У мно­гих из них стоят диа­гнозы: шизо­фре­ния, эпи­леп­сия, исте­рия. Когда с этими людьми начи­нают рабо­тать худож­ники, когда они побуж­дают боль­ных людей к твор­че­скому само­рас­кры­тию — рож­да­ются уди­ви­тель­ные по кра­соте и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ные полотна.

В пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии сей­час есть такое направ­ле­ние в лече­нии душев­ных забо­ле­ва­ний: «тера­пия твор­че­ским само­вы­ра­же­нием». Ока­зы­ва­ется, чрез­вы­чайно важно для чело­века зани­маться какими-то твор­че­скими видами труда, чтобы он мог выра­зить себя, свой внут­рен­ний мир, выго­во­рить то, что у него тво­рится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы чело­век нашел себя в жизни, важно не про­сто нали­чие каких-то неза­у­ряд­ных спо­соб­но­стей и талан­тов, — важно, чтобы у чело­века были вос­пи­таны, раз­виты такие свой­ства, кото­рые дают ему воз­мож­ность пра­вильно рас­по­ря­диться тем, что для него откры­ва­ется внутри себя. В пси­хо­ло­гии это назы­ва­ется спо­соб­но­стью к само­со­зна­нию и самопознанию.

Важно под­черк­нуть, что спо­соб­но­сти к осо­зна­нию того, кто я, что я, на что я спо­со­бен, фор­ми­ру­ются в про­цессе жизни. И здесь для детей, кото­рые только раз­ви­ва­ются, опыт роди­тель­ской жизни очень поучи­те­лен и важен. Роди­тели, увле­чен­ные своим тру­дом, своей про­фес­сией, лич­ным при­ме­ром суще­ственно помо­гают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где роди­тели сами зани­ма­ются твор­че­ством, где есть некая твор­че­ская рас­кре­по­щен­ность в обста­новке дома, когда детям доступны книги, хоро­шие иллю­стра­ции, когда есть воз­мож­ность взять холст, краски, кисти и вме­сте с отцом или с мате­рью начать рисо­вать — ребе­нок полу­чает допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти в поиске сво­его люби­мого дела.

Если дети видят, как, напри­мер, отец-худож­ник с увле­че­нием рабо­тает над созда­нием кар­тин — сами начи­нают рисо­вать и сме­ши­вать краски. Если, напри­мер, папа-писа­тель, кото­рый, сидя за ком­пью­те­ром, все время рабо­тает над тек­стами книг — то ребе­нок, вгля­ды­ва­ясь в жизнь роди­те­лей, чаще всего также про­бует себя в сочи­не­нии сти­хов и рас­ска­зов. Дети учатся уме­нию мыс­лить пред­метно, раз­ви­ваться содер­жа­тельно, как пра­вило, в той обла­сти, в кото­рой рабо­тают их родители.

hudojnik 580x454 300x235 - Как найти себя?Мы это заме­чаем в дея­тель­но­сти нашей семей­ной Вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыне, кото­рой я руко­вожу много лет. Если сами роди­тели, ска­жем, хотят зани­маться живо­пи­сью, они могут при­ве­сти на заня­тия и сво­его ребенка. Или, наобо­рот, дети захо­тели зани­маться рос­пи­сью по дереву, а вме­сте с ними могут прийти на эти твор­че­ские заня­тия папа и мама. Роди­тели, кото­рые вме­сте с ребен­ком зани­ма­ются каким-то видом твор­че­ства, огром­ную пользу при­но­сят сво­ему ребенку, потому что он тогда вырас­тает с ощу­ще­нием опыта твор­че­ской деятельности.

 

Чело­век узнает самого себя, зани­ма­ясь твор­че­ской дея­тель­но­стью, выпол­няя постав­лен­ные перед самим собой кон­крет­ные задачи, при­над­ле­жа­щие той или иной пред­мет­ной обла­сти. Этот опыт фор­ми­рует само­со­зна­ние чело­века, ощу­ще­ние объ­ема твор­че­ских ресур­сов, при­су­щих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего само­со­зна­ние чело­века зави­сит от его духов­ного раз­ви­тия, от того, насколько чело­век при­об­щен к жизни Церкви. Когда чело­век сооб­ща­ется с бла­го­да­тью Свя­того Духа, он начи­нает самого себя узна­вать совер­шенно по-новому. Все ненуж­ное, поверх­ност­ное отпа­дает, как некая шелуха, оста­ется глав­ное, суть.

Если чело­век верует не поверх­ностно и воцер­ков­ля­ется глу­боко, если у него есть хоро­ший духов­ный настав­ник, то внутри чело­века про­ис­хо­дит пере­во­рот, внутри него вспы­хи­вает тот внут­рен­ний свет, о кото­ром в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарож­да­ется вера, чело­век при­об­ща­ется Таин­ствам, и свет Хри­стов дает чело­веку воз­мож­ность глубже себя пони­мать. Прак­тика испо­веди, пока­я­ния дает воз­мож­ность наблю­дать за собой, изу­чать самого себя в раз­ных своих проявлениях.

Работа Духа Свя­того в чело­веке при­но­сит огром­ные плоды. И в том числе она непо­сред­ствен­ным обра­зом вли­яет на то, чтобы чело­век пере­смот­рел те осно­ва­ния, на кото­рых была постро­ена его преж­няя жизнь.

В этом слу­чае часто бывает, что люди пере­хо­дят к дру­гой про­фес­сии, начи­нают инте­ре­со­ваться тем, чем раньше нико­гда не увле­ка­лись. Есть уди­ви­тель­ные при­меры, когда чело­век, никак не под­го­тов­лен­ный зара­нее, вдруг начи­нает писать заме­ча­тель­ные ико­но­пис­ные работы. Мы не раз наблю­дали, как жен­щины, увле­ка­лись цер­ков­ной вышив­кой, нахо­дили себя в этом искус­стве, хотя раньше нико­гда этим дома не зани­ма­лись. Или еще при­мер: чело­век нико­гда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созре­вать духовно, его душа начала петь, и вме­сте с этим у него роди­лось жела­ние обу­читься этому делу.

Воз­ник­но­ве­ние новых пред­мет­ных инте­ре­сов у веру­ю­щего чело­века — совер­шенно зако­но­мер­ное явле­ние. Чело­век духовно про­зре­вает, а вме­сте с этим в нем рож­да­ется и новое пони­ма­ние самого себя, а также фор­ми­ру­ется потреб­ность выра­зить духов­ное богат­ство сво­его внут­рен­него мира, кото­рое он теперь обре­тает в своей душе. Если чело­веку в этот момент немного помочь, научить его ори­ен­ти­ро­ваться в новой пред­мет­ной обла­сти и дать воз­мож­ность усво­ить необ­хо­ди­мые тех­ни­че­ские основы инте­ре­су­ю­щего дела, — он смо­жет созда­вать высо­ко­про­фес­си­о­наль­ные работы.

Сам этот пере­во­рот зако­но­ме­рен: чело­век очи­ща­ется от греха, духовно пре­об­ра­жа­ется, а вме­сте с этим иначе осо­знает себя и нахо­дит свое новое поприще. Конечно, не все­гда полу­ча­ется так, что чело­век отбра­сы­вает свою преж­нюю про­фес­сию и начи­сто забы­вает о ней. Чаще всего после воцер­ко­в­ле­ния на новом этапе жизни чело­век ищет воз­мож­но­сти преж­нее обра­зо­ва­ние соеди­нить, сочле­нить с новым хри­сти­ан­ским мировоззрением.

Так слу­чи­лось и в моей соб­ствен­ной жизни. Когда я только начала воцер­ков­ляться (это было в девя­но­стые годы), свя­щен­ники с боль­шим подо­зре­нием отно­си­лись к пси­хо­ло­гии как к науке, потому что она только-только вышла из мате­ри­а­ли­сти­че­ской тра­ди­ции. Плюс к тому в 90‑е годы начали свою прак­ти­че­скую дея­тель­ность кол­дуны, экс­тра­сенсы, маги, чаро­деи всех сор­тов. Мно­гие свя­щен­ники тогда опа­са­лись, что заня­тие пси­хо­ло­гией при­ве­дет к увле­че­нию людей оккуль­тиз­мом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что мно­гие мои кол­леги, как только стали воцер­ков­ляться, реши­тельно оста­вили пси­хо­ло­гию и начали зани­маться совер­шенно дру­гим делом. Я хорошо пони­мала, что преж­нее мое миро­воз­зре­ние рух­нуло. Но одно­вре­менно мне было очень горько терять свой науч­ный багаж, кото­рый я при­об­ре­тала в МГУ в тече­ние мно­гих лет. После неко­то­рых раз­ду­мий, я при­шла к выводу, что мне нужно при­сту­пить к изу­че­нию хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии и на основе ее созда­вать новую пси­хо­ло­ги­че­скую практику.

o.georgiy 200x300 - Как найти себя?Хочу при­знаться, что мне тогда было очень тяжело! Воз­никло ощу­ще­ние, что я сижу на раз­ва­ли­нах, преж­ний опыт не рабо­тает, а нового под­хода вообще не суще­ствует… Конечно, не было тогда у меня ника­кого чув­ства уве­рен­но­сти в своих силах, была лишь тре­вога и неопре­де­лен­ность. Поиск самой себя был тогда в самом раз­гаре! Состо­яться в каче­стве пра­во­слав­ного семей­ного пси­хо­лога мне помог опыт­ный духов­ник, про­то­и­е­рей Геор­гий Бреев.

По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духов­ного настав­ника! Свя­щен­ник, духов­ник, кото­рый знает тре­воги, инте­ресы, раз­мыш­ле­ния сво­его духов­ного чада может побу­дить чело­века к сози­да­тель­ной внут­рен­ней работе. Здесь нельзя коман­до­вать, нельзя запре­тить чело­веку: «вот это брось, вот это начни».

В чело­веке дол­жен совер­шиться про­цесс поиска самого себя в свете Хри­сто­вой веры. Этим про­цес­сом ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ской лич­но­сти руко­во­дит Сам Гос­подь Бог при содей­ствии духов­ного настав­ника. По молит­вам духов­ного отца откры­ва­ется сердце чело­века, и Гос­подь дает ему новое зна­ние, пони­ма­ние самого себя, сво­его места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из преж­ней жизни? На чем стро­ить новое миро­воз­зре­ние? Этот про­цесс не свер­ша­ется в один день, тре­бу­ется время для выпол­не­ния важ­ной внут­рен­ней работы. Нужно мыс­лить, наблю­дать за собой и за людьми, отби­рать, ана­ли­зи­ро­вать, обоб­щать преж­ний опыт своей жизни и т.п. Интен­сив­ная работа созна­ния и само­со­зна­ния со вре­ме­нем поз­во­ляет чело­веку, ищу­щему себя, сде­лать необ­хо­ди­мый духов­ный прорыв.

В насто­я­щее время я воз­глав­ляю Авто­ном­ную Неком­мер­че­скую Орга­ни­за­цию «Пси­хо­ло­ги­че­ская служба Семей­ное благо». Это пра­во­слав­ная пси­хо­ло­ги­че­ская кон­суль­та­ция, дея­тель­ность кото­рой направ­лена на ока­за­ние помощи людям, попав­шим в труд­ные жиз­нен­ные и семей­ные обсто­я­тель­ства. Про­цесс рож­де­ния этой орга­ни­за­ции про­ис­хо­дил в моей душе очень таин­ственно. Это потре­бо­вало около десяти лет соби­ра­ния сил и кри­стал­ли­за­ции мысли. Я помню несколько важ­ных момен­тов, кото­рые опре­де­лили успеш­ность поиска.

Постановка цели

Во-пер­вых, поста­новка цели. Вопрос «как найти самого себя» ста­но­вится акту­аль­ным для тех людей, кото­рые хотят не про­сто «иметь» или «казаться» важ­ными людьми. Такими вопро­сами зада­ются люди, кото­рые хотят по-насто­я­щему «быть», хотят решить задачу посвя­ще­ния себя и своих сил осмыс­лен­ной содер­жа­тель­ной форме бытия в этом мире. Такоестрем­ле­ние зако­но­мерно при­об­щает чело­века к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.Жажда под­лин­ной, насто­я­щей, содер­жа­тель­ной жизни рав­но­сильна поиску Истины, кото­рая нераз­рывно свя­зана с име­нем Гос­пода Иисуса Хри­ста. Пони­ма­ние того, что Сам Хри­стос есть Истина, ради­кально меняет миро­воз­зре­ние людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вме­сте с нача­лом хри­сти­ан­ской жизни и воцер­ко­в­ле­нием у чело­века есте­ствен­ным обра­зом воз­ни­кает жела­ние дви­гаться в глу­бину и жить с пол­ной отда­чей, отно­ситься ко всему ответ­ственно и серьезно. Вме­сте с изме­не­нием миро­воз­зрен­че­ской пози­ции, Гос­подь посы­лает чело­веку пра­виль­ные мысли, пра­виль­ные суж­де­ния, ука­зы­вает пра­виль­ные направ­ле­ния поиска самого себя. Для того, чтобы этот про­цесс начался, надо духов­ные цен­но­сти поста­вить выше мате­ри­аль­ных, и дове­риться Гос­поду Богу, как Творцу, Созда­телю и Пода­телю вся­кого Блага. Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский в своих рабо­тах пишет: если мы сами свою руку про­тя­ги­ваем ко Хри­сту, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обра­титься за помо­щью как к Учи­телю, как к Другу, как к Настав­нику: «Гос­поди, помоги! При­веди меня туда, куда ты име­ешь целью при­ве­сти. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ори­ен­ти­ром была фраза из Еван­ге­лия: «Ищите прежде всего Цар­ствия Божия и правды его, а все осталь­ное при­ло­жится вам». Я часто повто­ряла внутри себя эти слова, и они очень помо­гали мне не сби­ваться с пра­виль­ной дороги.

Еван­ге­лие гово­рит нам о том, что для чело­века важ­нее всего встать перед Лицом Божиим и всту­пить в молит­вен­ное обще­ние с Ним, и, если это будет сде­лано, то Он Сам будет активно содей­ство­вать бла­го­устро­е­нию чело­ве­че­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире. Иначе говоря, если постро­ена в чело­ве­че­ской жизни «вер­ти­каль», то тогда «гори­зон­таль­ные» отно­ше­ния с окру­жа­ю­щим миром фор­ми­ру­ются как бы сами собой, легко и непри­нуж­денно. Сам Гос­подь Бог тогда «ведет» чело­века за руку к целям и зада­чам, утвер­жда­ю­щим его духов­ное достоинство.

Анализ жизни

Во-вто­рых, чтобы найти себя, необ­хо­димо уме­ние осу­ществ­лять ана­лиз соб­ствен­ной жизни, прой­ден­ного жиз­нен­ного пути.

Опять возьму за основу свой лич­ный опыт. В МГУ нам пре­по­да­вали много учеб­ных дис­ци­плин, но среди них были пред­меты, каса­ю­щи­еся такого раз­дела как дет­ская, воз­раст­ная и педа­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия. Именно эти зна­ния мне и помогли в созда­нии хри­сти­ан­ского под­хода к пси­хо­ло­ги­че­скому консультированию.

В 1995 году о. Геор­гий Бреев бла­го­сло­вил меня стать дирек­то­ром Вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыне. В это время в Вос­крес­ной школе учи­лись только дети школь­ного воз­раста. Став дирек­то­ром школы, я четко поняла, что, огра­ни­чи­вая кон­тин­гент уча­щихся школы только детьми, мы непра­вильно ста­вим перед собой учебно-вос­пи­та­тель­ную задачу, посколькусмыс­ло­вой кле­точ­кой, еди­ни­цей рас­про­стра­не­ния пра­во­слав­ной веры должна быть семья. Как только я эти слова про­из­несла вслух, то сразу поняла, что в Вос­крес­ную школу надо при­ни­мать не только школь­ни­ков, но и дошколь­ни­ков, и самое глав­ное, что и под­рост­ков, и моло­дежь, и роди­те­лей, даже бабу­шек и дедушек.

Школа «Живо­нос­ный Источ­ник» стала учебно-вос­пи­та­тель­ным учре­жде­нием, кото­рое учит людей жить по-хри­сти­ан­ски в кругу соб­ствен­ной семьи, потому чтосемья, по уче­нию Церкви, – это малая, домаш­няя цер­ковь. Если чело­век создает в кругу семьи атмо­сферу вза­им­ной под­держки, дове­рия и любви, то вме­сте с этим он фор­ми­рует ту духовно-здо­ро­вую среду, необ­хо­ди­мую для фор­ми­ро­ва­ния хри­сти­ан­ской лич­но­сти. В такой атмо­сфере вырас­тают дети, кото­рые, выходя за порог роди­тель­ского дома, спо­собны жить само­сто­я­тельно и ответственно.

Когда я про­из­несла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспых­нул свет! Я думаю, что это Гос­подь дал мне тай­ный знак, что мы выбрали пра­виль­ный курс. Когда тебя посе­щает некая мысль, послан­ная свыше, от Бога, она осе­няет тебя изнутри, и ты пони­ма­ешь, что неожи­данно перед тобой откры­ва­ется некое новое поприще, новая жиз­нен­ная дорога, пока никем не проторенная.

Когда роди­лась семей­ная школа, одно­вре­менно с этим роди­лась идея созда­ния семей­ной кон­суль­та­ции. В этот момент я и нашла место при­ло­же­ния своих про­фес­си­о­наль­ных зна­ний. Хотя пер­во­на­чально меня о. Геор­гий Бреев, мой духов­ник, бла­го­слов­лял про­сто пре­по­да­вать в Вос­крес­ной школе и потом стать ее дирек­то­ром. Но как только слово «семья» было про­из­не­сено, воз­никло чет­кое пони­ма­ние, где мне надо быть, чем зани­маться и какое направ­ле­ние развивать.

Пра­виль­ная поста­новка задачи дает воз­мож­ность чело­веку ощу­тить свою пред­на­зна­чен­ность, свою мис­сию, свою посвя­щен­ность кон­крет­ной теме.Вме­сте с этим фор­ми­ру­ется пони­ма­ние сво­его про­фес­си­о­наль­ного труда как некого пред­на­зна­че­ния, призвания.

Что такое призвание?

Что такое при­зва­ние? Это не про­сто работа за деньги, «от и до». Это та дея­тель­ность, врас­тая в кото­рую чело­век фор­ми­ру­ется как хри­сти­ан­ская лич­ность. Это та дея­тель­ность, при выпол­не­нии кото­рой про­ис­хо­дит духов­ный рост чело­века, осу­ществ­ля­ется слу­же­ние Богу и окру­жа­ю­щим людям.

Из Еван­ге­лия известно, что Гос­подь Иисус Хри­стос избрал Апо­сто­лов, кото­рым над­ле­жало сна­чала вос­при­нять, усво­ить про­по­ведь Боже­ствен­ного Учи­теля и Настав­ника, а затем стать носи­те­лями и рас­про­стра­ни­те­лями вели­ких идей. Таким обра­зом, Апо­столы Хри­стовы стали теми людьми, кото­рые вна­чале сами про­шли путь фор­ми­ро­ва­ния хри­сти­ан­ской лич­но­сти, а затем стали про­по­вед­ни­ками и созда­те­лями хри­сти­ан­ской Церкви,  в кото­рой обре­тают теперь спа­се­ние души мно­же­ство людей по всей земле.

Непод­куп­ное, чест­ное и твор­че­ское слу­же­ние чело­века Церкви, родине и вся­кому Божьему делу на земле, оду­хо­тво­рен­ное верой во Хри­ста, И.А. Ильин назы­вал «пред­мет­ным пове­де­нием». В работе Ильина «Твор­че­ская идея нашего буду­щего» гово­рится следующее:

«Рус­ский учи­тель дол­жен, прежде всего, про­ду­мать и про­чув­ство­вать до конца свою вели­кую наци­о­наль­ную задачу. Он не спе­ци­а­лист по лик­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти (не «спец» «лик­беза»), а вос­пи­та­тель рус­ских детей. Он дол­жен знать и пони­мать, что дело не только в раз­ви­тии наблю­де­ния, рас­судка и памяти, а в про­буж­де­нии и укреп­ле­нии духов­но­сти в детях».

В свою оче­редь, «пред­мет­ность», по его опре­де­ле­нию, есть зако­но­мер­ный резуль­тат хри­сти­ан­ского подвига твор­че­ского пре­об­ра­же­ния самого себя в Боге и твор­че­ского пре­об­ра­зо­ва­ния мира («миро при­я­тия»). Буду­щее Рос­сии, по мне­нию Ильина, тре­бует вос­пи­та­ния силь­ных духом, «пред­метно» мыс­ля­щих и спо­соб­ных к «пред­мет­ной» дея­тель­но­сти людей, спо­соб­ных жить с пони­ма­нием хри­сти­ан­ской ответ­ствен­но­сти за свое пред­сто­я­ние перед Богом.

Все ска­зан­ное выше поз­во­ляет обо­зна­чить в каче­стве прин­ци­пи­аль­ного под­хода к орга­ни­за­ции учебно-вос­пи­та­тель­ного про­цесса в вос­крес­ной школе «пред­мет­ный» под­ход, кото­рый осно­ван на разъ­яс­не­нии уча­щимся идеи хри­сти­ан­ского подвига жерт­вен­ной любви, а также воз­мож­но­сти и необ­хо­ди­мо­сти его осу­ществ­ле­ния в ходе повсе­днев­ной жизни в кругу семьи.

Раз­мыш­ляя о судьбе Рос­сии после Октябрь­ской рево­лю­ции, И.А. Ильин в книге «Твор­че­ская идея нашего буду­щего» писал, что Рос­сии нужно созда­вать свою систему госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной жизни, свою куль­туру и систему обра­зо­ва­ния. Рос­сия, писал фило­соф, страна хри­сти­ан­ского уклада жизни. Этот уклад явля­ется базо­вым обра­зо­ва­нием рос­сий­ской обще­ствен­ной жизни, фор­ми­ру­ю­щим само­быт­ность само­со­зна­ния народа.

Осуществить свой замысел на практике

Тре­тий важ­ный моментнаходя глав­ную точку при­ло­же­ния своих твор­че­ских сил, важно, чтобы чело­век начал прак­ти­че­ски осу­ществ­лять свой иде­аль­ный замы­сел. Нужно, чтобы дальше были наме­чены кон­крет­ные шаги внед­ре­ния твор­че­ской идеи в жизнь. Этот этап ста­но­вится про­вер­кой жиз­не­спо­соб­но­сти наших замыслов.

Для нас эта ста­дия была свя­зана с созда­нием семей­ной школы, потом созда­нием кон­суль­та­ции, потом пере­не­се­нием кон­суль­та­ции в стены госу­дар­ствен­ного учре­жде­ния – ГУ Цари­цын­ского ком­плекс­ного цен­тра соци­аль­ного обслу­жи­ва­ния (КЦСО). После­до­ва­тель­ное про­хож­де­ние этих эта­пов выво­дило нас на иссле­до­ва­ние новых про­блем, кото­рые мы пер­во­на­чально не думали рас­смат­ри­вать. Напри­мер, про­блем пси­хи­че­ского здо­ро­вья и под­держки со сто­роны семьи пси­хи­че­ски боль­ного чело­века, про­ве­де­ние про­све­ти­тель­ских семи­на­ров с обсуж­де­нием про­блем роди­тель­ского при­зва­ния. Вопросы супру­же­ства и роди­тель­ства соста­вили целый пласт новых тем, над кото­рыми нам при­шлось серьезно заду­маться. Вме­сте с этим роди­лась новая пси­хо­ло­ги­че­ская прак­тика, состо­я­щая из соче­та­ния кон­суль­та­тив­ной, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской работы и про­све­ти­тель­ской деятельности.

Вся наша дея­тель­ность теперь раз­бита по направ­ле­ниям, и каж­дое направ­ле­ние рож­дает какой-то соци­аль­ный про­ект. Мы пони­маем, что мало про­сто объ­явить, что мы будем зани­маться тем-то и тем-то. Нужно дове­сти свою раз­ра­ботку до ста­дии четко очер­чен­ной про­граммы дей­ствий, направ­лен­ной на ока­за­ние помощи кон­крет­ным людям, име­ю­щим опре­де­лен­ный воз­раст, соци­аль­ный ста­тус и т.д. Нужно доби­ваться прак­ти­че­ской пользы, прак­ти­че­ского резуль­тата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важ­ный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не нахо­дят себя люди нетер­пе­ли­вые, кото­рые не могут дождаться поло­жи­тель­ного резуль­тата. Они хотят сразу сни­мать  «пенки» и «сливки».Резуль­таты не появ­ля­ются сразу. Напри­мер, обу­че­ние, обра­зо­ва­ние, про­све­ще­ние – эти виды дея­тель­но­сти не поз­во­ляют быстро уви­деть плоды сво­его труда. Здесь надо сна­чала вка­лы­вать, надо сна­чала вло­жить душу, потра­тить много сил, вре­мени, не побо­яться это сде­лать. А резуль­тат можно уви­деть только с боль­шой отсрочкой.

У свя­тых отцов есть такое поня­тие – «дерз­но­ве­ние». Отец Иоанн Крон­штадт­ский в своих рабо­тах писал:

«Пра­во­сла­вие дает воз­мож­ность чело­веку стать свя­тым, но далеко не все люди ста­но­вятся святыми».

Воз­ни­кает вопрос: почему это про­ис­хо­дит только в ред­ких, исклю­чи­тель­ных слу­чаях? Отец Иоанн в своих про­по­ве­дях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духов­ную лите­ра­туру и зна­ко­мимся с жиз­нью свя­тых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы гово­рим: «Да я‑то нико­гда не смогу так, мне жизни не хва­тит. Стоит ли вообще этим зани­маться»? Для того, чтобы был резуль­тат, чело­век дол­жен научиться «пахать, не оглядываясь».

stremlenie 580x427 300x221 - Как найти себя?Нужно пове­рить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвя­тить тому, что ты будешь про­сто делать все для ее реа­ли­за­ции, не огля­ды­ва­ясь назад. И потом насту­пает такой момент, когда коли­че­ство тру­дов при­не­сен­ных уже само по себе пло­до­но­сит, дает какие-то росточки, какие-то важ­ные твор­че­ские про­дол­же­ния. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

Часть 3. Превратить свою жизнь в служение

В одной из фило­соф­ских работ Иван Ильин гово­рит, что чело­век, при­об­ре­тая веру, «дол­жен родиться как лич­ный дух». У каж­дого чело­века в сердце, как он гово­рит, дол­жен быть соору­жен некий храм, а в нем алтарь, в кото­ром чело­век будет совер­шать свое внут­рен­нее слу­же­ние Богу. Пре­вра­ще­ние чело­ве­че­ского сердца в такой храм или алтарь, в кото­ром он слу­жит Богу в повсе­днев­ной жизни и работе, пре­об­ра­зует чело­века из про­стого «инди­ви­ду­ума» в рев­ност­ного слу­жи­теля Божи­его, в хри­сти­ан­скую лич­ность. Из лич­ного опыта знаю, что как только ты начи­на­ешь осво­бож­даться от каких-то своих гор­де­ли­вых амби­ций, то, пре­вра­щая свою жизнь в слу­же­ние хри­сти­ан­ское, ты начи­на­ешь ощу­щать твор­че­ское пре­об­ра­зо­ва­ние лич­ной жизни. Это Сам Гос­подь обнов­ляет ее, пре­об­ра­жает, насы­щает смыс­лом и содержанием.

Если чело­век будет без­дей­ство­вать, сто­ять на месте, не при­ла­гая ника­кого труда — он ничего не най­дет. Гос­подь как ска­зал: «При­дите ко мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Аз упо­кою вы».

То есть для того, чтобы чело­век успо­ко­ился, уте­шился, насла­дился каким-то ощу­ще­нием пол­ноты жизни, – он дол­жен все время тру­диться. Надо нести на себе бремя заботы о своем внут­рен­нем росте и совер­шен­ство­ва­нии. Как только чело­век успо­ка­и­ва­ется, пере­стает что-либо делать – у него нарас­тает тре­вога, начи­на­ется паника, зависть к успе­хам дру­гих людей.

Есть муд­рая пого­ворка: «Под лежа­чий камень вода не течет»!  Чтобы Гос­подь начал помо­гать чело­веку, чело­век дол­жен обя­за­тельно нахо­диться в пози­ции твор­че­ства, дела­ния, сози­да­ния. Бес­смыс­ленно помо­гать тому, кто раз­бра­сы­вает камни. Гос­подь помо­гает тому чело­веку, кото­рый сози­дает, ищет, строит, кото­рый хочет спра­виться с какой-то проблемой.

Главный результат нашей жизни

Одно­значно не опре­де­лишь, почему кто-то нахо­дит се6я, а кто-то — нет. Но от нашей веры, от нашей заботы о соб­ствен­ном духов­ном раз­ви­тии и фор­ми­ро­ва­нии как лич­но­сти очень мно­гое зави­сит. Опыт духов­ного ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия чело­века как лич­но­сти есть глав­ный резуль­тат нашей жизни. Успеем ли мы по ходу своей жизни что-то такое сде­лать, что оста­нется после нашей смерти в бла­го­дар­ной памяти наших потом­ков? Вот в этом суть: оста­вить после себя резуль­тат сво­его твор­че­ского поиска, стать целе­устрем­лен­ной лич­но­стью, кото­рая может послу­жить при­ме­ром для дру­гих людей. А если этой работы не дела­ется, то, соб­ственно, чело­век нико­гда себя и не найдет.

Суще­ствует Еван­гель­ский образ: бес­плод­ная смо­ков­ница, кото­рую Хри­стос про­клял, когда не нашел на ней ника­ких пло­дов. Не нашел Гос­подь ника­кого смысла суще­ство­ва­ния рас­те­ния – и эта смо­ков­ница сразу засохла. Про­кля­тие «смо­ков­ницы» про­ис­хо­дит тогда, когда чело­век не выра­щи­вает пло­дов жизни, когда он не вкла­ды­вает себя в то, чтоб эти плоды были. Поэтому жизнь ста­но­вится совер­шенно пустой и бес­со­дер­жа­тель­ной. Нужно чтобы чело­век хотел жить по-насто­я­щему, по-хри­сти­ан­ски, хотел «быть под­линно человеком».

Пат­ри­арх Кирилл в одной из своих книг пишет:

«На сего­дняш­ний момент самым глав­ным поня­тием в бого­сло­вии ста­но­вится поня­тие личности».

Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти и обре­те­ние духов­ного досто­ин­ства – как резуль­тат синер­гии, т.е. согла­со­ва­ние воли чело­ве­че­ской и воли Божией. Только тогда есть жела­е­мый резуль­тат, когда чело­век живет по-боже­ски, руко­вод­ству­ясь Его Боже­ствен­ной волей. А когда мы про­сто щеки наду­ваем и хотим казаться вели­че­ствен­ными или про­дви­ну­тыми, или мы много денег имеем — от этого ничего не меня­ется. Ну, сго­рят у тебя твои деньги — и тогда кон­чи­лась «пре­крас­ная жизнь». О духов­ном досто­ин­стве чело­века как лич­но­сти – об этом надо сей­час гово­рить и писать и думать.

Если чело­век идет путем Хри­сто­вой веры, он без осо­бых уси­лий ста­но­вится при­тя­га­тель­ной лич­но­стью, у кото­рой хочется учиться, хочется впи­ты­вать зна­ния. Поэтому в свое время свя­щен­ники хотели послу­жить литур­гию вме­сте с отцом Иоан­ном Крон­штадт­ским, поэтому все вели­кие физики хотели у Эйн­штейна поучиться, за Сокра­том тол­пами ходили уче­ники — этот чело­век тоже обла­дал осо­бой духов­ной силой. Точно также врачи-орди­на­торы в боль­ни­цах хотят асси­сти­ро­вать какому-то выда­ю­ще­муся хирургу. Это сча­стье вели­кое – быть рядом с выда­ю­щи­мися людьми, учиться у тех, кто мно­гого добился.

Актуальный вопрос

— Давайте про­ана­ли­зи­руем при­мер. Ска­жем, обра­тился к вам моло­дой муж­чина. В насто­я­щее время он рабо­тает про­грам­ми­стом, неплохо зара­ба­ты­вает, про­дви­га­ется по службе. Дан­ную про­фес­сию он выбрал себе в под­рост­ко­вом воз­расте, счи­тая, что это круто, здо­рово, совре­менно. Твор­че­ского при­мера у него в семье не было. Когда же он стал посе­щать храм и поне­многу начал воцер­ков­ляться, то понял, что про­грам­ми­ро­ва­ния ему недо­ста­точно. Ему захо­те­лось помо­гать людям, какую-то дру­гую про­фес­сию осво­ить. Роди­тели же счи­тают, что лучше ничего не менять и тихо дожи­вать до пен­сии с тем, что есть. Что бы Вы ему посо­ве­то­вали в этой ситуации?

— Здесь много раз­ных про­блем спрес­со­вано. Во-пер­вых, как пра­вило, люди, кото­рые только в зре­лом воз­расте осо­знали, что они не тем зани­ма­ются, очень инфан­тильны. Часто они имеют много пре­тен­зий к роди­те­лям. Они чув­ствуют себя неудач­ни­ками и часто сетуют на то, что роди­тели чего-то важ­ного недо­дали, не пока­зали, не научили. Счи­таю, что обви­нять своих роди­те­лей — послед­нее дело, это совер­шенно неуместно. В совет­ский период исто­рии нашей страны роди­тели рабо­тали, навер­ное, в каком-нибудь «поч­то­вом ящике», дер­жась за зар­плату инже­нера. Мно­гие люди в совет­ские вре­мена были под прес­сом ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии, поэтому ста­вить перед собой слиш­ком боль­шие жиз­нен­ные задачи они в прин­ципе не могли.

Часто бывает, при­хо­дят на кон­суль­та­цию моло­дые люди и начи­нают вор­чать на своих роди­те­лей: «если б не мама или если б не отец, я бы нико­гда туда не посту­пил». Доля роди­тель­ской вины, конечно, в этой ситу­а­ции есть, но теперь этот моло­дой чело­век уже вполне взрос­лый для того, чтобы взять на себя ответ­ствен­ность за свою судьбу и реше­ние воз­ник­шей про­блемы. Надо совер­шать запоз­дав­ший внут­рен­ний поиск сво­его насто­я­щего места в жизни.

Выбор нового поприща дол­жен быть сопря­жен с ана­ли­зом того, чем чело­век свя­зан на сего­дняш­ний момент. Сей­час ведь, слава Богу, есть воз­мож­ность полу­чить вто­рое выс­шее обра­зо­ва­ние. Чело­век, про­дол­жая рабо­тать по своей спе­ци­аль­но­сти, может одно­вре­менно учиться на вечер­нем отде­ле­нии или учиться заочно, полу­чая допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние, в том числе в пра­во­слав­ных ВУЗах.

Но для этого надо домаш­ним объ­яс­нить, что теперь сво­бод­ное время нужно для того, чтобы про­дол­жить учебу. Потому что чело­век, кото­рый раньше зави­сел от роди­те­лей, может теперь в новых усло­виях в такой же сте­пени зави­сеть теперь от соб­ствен­ной жены. Он может не найти под­держки со сто­роны близ­ких людей. Часто бывает, что на этом фоне воз­ни­кает еще и семей­ный кри­зис. Ведь о семье-то надо забо­титься, детей кормить.

Когда муж­чина начи­нает заду­мы­ваться о себе самом, когда он ощу­щает некую внут­рен­нюю неудо­вле­тво­рен­ность о своем месте в жизни в зре­лом воз­расте — в семье воз­ни­кают про­блемы. Здесь очень важна роль жен­щины, жены-подруги, кото­рая по уче­нию Церкви должна быть для сво­его мужа помощ­ни­цей в реше­нии всех жиз­нен­ных про­блем. Если жен­щина посме­ется над пере­жи­ва­ни­ями сво­его мужа, не вос­при­мет серьезно его болез­нен­ные душев­ные «ком­плексы», то семья может даже дать тре­щину. Ощу­щая себя непо­ня­тыми, бес­по­мощ­ными, инфан­тиль­ные муж­чины ищут воз­мож­но­сти забыться, найти для себя какое-то утешение…

krizis 200x300 - Как найти себя?Чаще всего, муж­чина, ощу­ща­ю­щий себя неудач­ни­ком в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, начи­нает искать любов­ницу. Это дви­же­ние в сто­рону от реше­ния про­блемы поиска самого себя: такой чело­век не может постро­ить кон­струк­тив­ный план реа­ли­за­ции своих талан­тов и спо­соб­но­стей, да и еще и грех совер­шает, нанося колос­саль­ные душев­ные травмы своим близ­ким. Поиск самого себя тре­бует ответ­ствен­но­сти, прин­ци­пи­аль­ных реше­ний и боль­шого труда. А жела­ние пожить для себя свя­зано с капри­зами, поис­ком при­клю­че­ний, кото­рые заби­рают послед­ние жиз­нен­ные силы.

Еще хуже, когда муж­чина чув­ствует, что у него в жизни ничего не полу­ча­ется, и начи­нает выпи­вать. В этом слу­чае он свою про­блему про­сто «зали­вает» спирт­ным, вытал­ки­вает из сво­его созна­ния. Чтобы найти самого себя, надо иметь реши­мость, некое внут­рен­нее муже­ство про­во­дить работу в сфере сво­его самосознания.

Внутри себя надо наве­сти поря­док. Надо думать, надо читать Еван­ге­лие, тво­ре­ния свя­тых отцов, дру­гие хоро­шие книги, надо обя­за­тельно участ­во­вать в Таин­ствах Церкви, сове­то­ваться с духов­ным настав­ни­ком, слу­шать про­по­веди глу­боко мыс­ля­щих свя­щен­ни­ков. Но найти, оце­нить и вос­при­нять духов­ное сокро­вище можно только на трез­вую голову, если ты хочешь насто­я­щей содер­жа­тель­ной жизни, искрен­ней, нели­це­мер­ной веры.

А если чело­век не хочет напря­гаться, думать, про­бо­вать свои силы в раз­лич­ных делах, что ему посо­ве­то­вать? Очнуться надо, выве­сти свою душу из оце­пе­не­ния, задать себе вопрос о смысле соб­ствен­ной жизни. Поэтому надо этого чело­века уви­деть, надо понять, чем он дышит, как он настроен. И самый глав­ный смысл такой кон­суль­та­ции состоит в том, чтобы при­ве­сти его в дея­тель­ное состо­я­ние внут­рен­него поиска, чтобы чело­век не схо­дил с этой дистан­ции, пока не най­дет себя по-настоящему.

Бывает, люди, кото­рые хотят «найти себя», ничего не вкла­ды­вая. А так ни за что не най­дешь. Есть такой анек­дот: чело­век ищет что-то под фона­рем, его спра­ши­вают: «Ты что-нибудь поте­рял? — Да, часы поте­рял, вон там. — А почему ты здесь ищешь-то? — А потому что здесь свет­лее». Когда чело­век ищет не там, где поте­рял, а там, где ему удоб­нее совер­шать этот поиск, понятно, что он нико­гда не най­дет поте­рян­ное. Это самообман.

Кстати, совре­мен­ные муж­чины гораздо более склонны к облег­чен­ным реше­ниям своих про­блем, чем жен­щины. Жен­щина, попав в труд­ную ситу­а­цию, нередко дей­ствует более адек­ватно, более гибко, жен­щина более жиз­не­спо­собна. Часто жен­щины ведут себя в кри­зис­ной ситу­а­ции более ответ­ственно. У меня перед гла­зами про­хо­дят мно­же­ство при­ме­ров жиз­не­стой­ко­сти жен­щин, когда жен­щина и себя нахо­дит, и детей поднимает.

Напри­мер, хочу рас­ска­зать об одной уди­ви­тель­ной жен­щине, назо­вем ее Оль­гой. Несколько лет назад Ольга учи­лась в нашей семей­ной Вос­крес­ной школе сама и детей своих к нам при­во­дила. В тот момент она была семей­ным чело­ве­ком. Через неко­то­рое время Ольга поде­ли­лась своей болью: муж загу­лял, потом ушел из семьи, тре­бует раз­вода. И хотя она очень пере­жи­вала — ведь двое сыно­вей оста­лись без отца — у нее хва­тило сил без скан­да­лов отпу­стить его. Оста­лась с двумя маль­чиш­ками, кото­рых под­ни­мала и ста­вила на ноги одна, с помо­щью Божией.

Пока была семья, Ольга не рабо­тала, была домо­хо­зяй­кой. Но в новой ситу­а­ции, она не сло­ма­лась. Устро­и­лась сна­чала в аптеку кас­си­ром, потом под­учи­лась и стала фар­ма­цев­том. Потом стала заве­ду­ю­щей апте­кой. Про­шло несколько лет, и мы неожи­данно встре­ти­лись на улице. На мой вопрос «как дела?» она отве­тила: «А вы зна­ете, я в инсти­тут посту­пила, решила стать пси­хо­ло­гом». Ольга объ­яс­нила свою пози­цию так: «Я все-таки пони­маю, что я пока не «нашла себя» окон­ча­тельно, не добрала полез­ных зна­ний о жизни. У меня столько было вся­ких горе­стей, теперь я чело­век, умуд­рен­ный опы­том, и я хочу полу­чить пси­хо­ло­ги­че­ское образование».

Моя зна­ко­мая поде­ли­лась идеей ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помощи людям в воз­расте от 40 до 50 лет, когда чело­век начи­нает под­во­дить пер­вые итоги своей жизни, начи­нает терять соци­аль­ную актив­ность и поти­хоньку уга­сать. Эта идея при­шла к ней во время работы в аптеке: «Глядя на то, что в аптеку при­хо­дят пре­иму­ще­ственно люди пре­клон­ного воз­раста, учи­ты­вая, на что они жалу­ются, я поняла, что в этот момент люди забо­ле­вают». Она поняла, что про­блемы здо­ро­вья вырас­тают «из головы», из миро­воз­зре­ния чело­века, из его нрав­ствен­ной пози­ции. А вме­сте с этим Ольга нашла свое под­лин­ное место в жизни и свое хри­сти­ан­ское слу­же­ние. Я думаю, что дан­ный при­мер весьма поучителен.

От всей души хочу поже­лать всем ответ­ствен­но­сти и тру­до­лю­бия, твор­че­ского отно­ше­ния к жизни, помощи Божией в раз­ви­тии и совер­шен­ство­ва­нии личности.