Как выбрать профессию? Советы родителям

Как выбрать профессию? Советы родителям

(7 голосов4.6 из 5)

Дет­ство про­ле­тает как сон. Боль­шую часть своей созна­тель­ной жизни мы явля­емся взрос­лыми людьми. Но заду­мы­ва­лись ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрос­лой жизни зави­сит от того, как мы «пора­бо­тали» в детстве?

Как учи­лись в школе, сколько книг успели про­чи­тать, в каких ремес­лах себя попро­бо­вать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели зани­маться в жизни, и опре­де­литься, какая про­фес­сия нам по душе и по силам? Согла­си­тесь, от роди­те­лей здесь тоже очень мно­гое зави­сит. И каж­дый роди­тель рано или поздно встает перед вопро­сом: как помочь своим детям в выборе жиз­нен­ного пути?

В каче­стве «шпар­га­лок» для реше­ния этой непро­стой задачи пред­ла­гаем Вашему вни­ма­нию раз­мыш­ле­ния семей­ного и дет­ского пси­хо­лога Елены Гро­мо­вой.

- Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о буду­щей про­фес­сии, и когда стоит бить тре­вогу и пред­при­ни­мать какие-то дей­ствия роди­те­лям, чтобы ребе­нок заду­мался о своем будущем?

- Надо ска­зать, что мысли о буду­щей про­фес­сии при­хо­дят к детям доста­точно часто и меня­ются несколько раз. Поэтому сле­дует предо­став­лять им воз­мож­ность объ­ять все, что они хотят, и не застав­лять насильно ходить на те допол­ни­тель­ные заня­тия, кото­рые ребе­нок выбрал. Неко­то­рые роди­тели гово­рят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это ска­зал? Ребе­нок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он дол­жен мно­гое попро­бо­вать, чтобы понять, что ему нра­вится, что ему близко. Если уже к 9‑му классу, когда ребе­нок сдает экза­мены ГИА в школе, и когда уже есть воз­мож­ность выбора: идти в кол­ледж, или ухо­дить в 10‑й класс дальше учиться, — он еще не опре­де­лился, тогда стоит заду­маться – куда же ему все-таки дви­гаться дальше. До 8‑го класса и начала 9‑го можно еще спо­койно дать ему воз­мож­ность менять свое мнение.

- Моему сыну 10 лет, и он про­фес­сией фут­бола бре­дит уже прак­ти­че­ски, как начал раз­го­ва­ри­вать. Стоит ли серьезно к этому отно­ситься, или может, нужно пред­ла­гать ему какие-то дру­гие вари­анты про­фес­сий, а не только фут­бо­ли­ста, есть же еще что-то инте­рес­ное. Я не знаю, посо­ве­туйте.

- Мне кажется, что роди­те­лям нужно трезво оце­нить успехи ребенка. Если он зани­ма­ется на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени, и тре­нер гово­рит, что из маль­чика может дей­стви­тельно полу­читься в буду­щем хоро­ший фут­бо­лист, и карьера может сло­житься, то может быть, уже так рано, но опре­де­ли­лась его буду­щая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чув­ство неуве­рен­но­сти в том, что это его путь, то, надо все-таки нахо­дить какие-то запас­ные пути, они нико­гда не поме­шают, и посмот­реть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку инте­ресно, помимо фут­бола. Фут­бол, в край­нем слу­чае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузи­лось на фут­боле, то есть риск, что когда у него что-то не зала­дится на каком-то этапе, это может стать серьез­ным стрес­сом в его жизни именно в том слу­чае, когда отсту­пать будет некуда, если больше ничего нет.

- Когда моя дочь под­росла, и при­шло время выби­рать про­фес­сию, она очень долго затруд­ня­лась. Хоте­лось бы услы­шать совет пси­хо­лога — как помочь под­ростку опре­де­литься с буду­щей профессией.

- Я думаю, что для начала стоит опре­де­лить, что же все–таки инте­ресно девочке, и к какому типу про­фес­сии она больше себя отно­сит, что у нее полу­ча­ется лучше. В тра­ди­ци­он­ной клас­си­фи­ка­ции выде­ляют несколько типов про­фес­сий: «чело­век — при­рода», «чело­век — тех­ника», «чело­век – зна­ко­вая система», «чело­век – чело­век» и «чело­век — худо­же­ствен­ный образ». Есть еще новые вея­ния в этом вопросе: кто-то выде­ляет шестой тип: «чело­век — само­ре­а­ли­за­ция». Тра­ди­ци­онно их пять. Давайте, я о них рас­скажу немного подробнее.

«Чело­век- при­рода». Есте­ственно, что таким людям нра­вится вза­и­мо­дей­ство­вать с живой или с нежи­вой при­ро­дой, вообще с при­ро­дой. Им нра­вится про­во­дить время в заботе о живот­ных, им инте­ре­сен мир рас­те­ний, и здесь можно сразу понять, что этот чело­век отно­сится к этому типу.

«Чело­век- тех­ника». Здесь все тоже лежит на поверх­но­сти — это чело­век, у кото­рого доста­точно легко полу­ча­ется вза­и­мо­дей­ство­вать с тех­ни­кой. Напри­мер, он может быст­ренько почи­нить что-то, раз­би­ра­ется во всех меха­низ­мах, они его слу­ша­ются и под­да­ются ему.

«Чело­век — зна­ко­вая система». Это чело­век, кото­рому инте­ресно, у кото­рого хорошо полу­ча­ется вза­и­мо­дей­ство­вать с миром зна­ков, инфор­ма­цией в виде таб­лиц, цифр, чер­те­жей — все что свя­зано с обо­зна­че­нием, т. е. с пре­вра­ще­нием инфор­ма­ции в зна­ко­вую систему. Если чело­веку это инте­ресно, то можно поду­мать о том, чтобы искать ему спе­ци­аль­ность именно в этом направлении.

«Чело­век — чело­век». К этому типу отно­сится чело­век, кото­рому нра­вится вза­и­мо­дей­ство­вать с людьми. Он любит общаться, легко идет на кон­такт, для него обще­ние очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подой­дут такие про­фес­сии, кото­рые тре­буют обще­ния с дру­гими людьми.

«Чело­век — худо­же­ствен­ный образ». Это твор­че­ские люди, кото­рым инте­ресно рисо­вать, петь, тан­це­вать — то есть не про­сто что-то выпол­нять, а именно при­вно­сить что-то свое. К ним отно­сятся худож­ники, актеры, и т.д.

Шестой тип, кото­рый уже сей­час выде­ляют: «чело­век – само­ре­а­ли­за­ция». Это чело­век, для кото­рого важно добиться каких-то опре­де­лен­ных резуль­та­тов, пока­зать себя, реа­ли­зо­вать себя в чем-то. Это спортс­мены, поли­ти­че­ские дея­тели, фото­мо­дели, — про­фес­сии, свя­зан­ные с реа­ли­за­цией именно самого себя. Хотя надо ска­зать, что очень мно­гие про­фес­сии вза­и­мо­дей­ствуют с раз­ными типами, и нельзя ска­зать, что какая-то про­фес­сия отно­сится только к одному-един­ствен­ному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше отно­си­тесь, ведь это уже помо­жет Вам сузить круг.

Я бы еще ска­зала, что есть люди испол­ни­тель­ского типа и есть люди твор­че­ского типа. Кому-то проще выпол­нять гото­вое зада­ние, кото­рое ему дали. Есть люди – испол­ни­тели, очень хоро­шие испол­ни­тели. Им нужна такая работа, где для них все пред­ска­зу­емо, есть чет­кий гра­фик работы, режим дня, есть чет­кие обя­за­тель­ства, объем работы. А есть те, кото­рым, наобо­рот, очень тесны опре­де­лен­ные рамки, и им проще рабо­тать в каком-то твор­че­ском режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой пора­бо­тать до 12 часов или до 2‑х часов ночи. Когда они сами опре­де­ляют при­мер­ные сроки для себя — они более сво­бодны, и для них это очень важно. Каж­дый кон­крет­ный чело­век дол­жен, прежде всего, честно отве­тить самому себе на вопрос: «Я больше испол­ни­тель, или я больше твор­че­ская натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учи­ты­вая эту осо­бен­ность, по какому про­фес­си­о­наль­ному пути стоит дви­гаться, а где будет доста­точно трудно.

Вообще, при выборе про­фес­сии необ­хо­димо учи­ты­вать инте­ресы, спо­соб­но­сти и лич­ност­ные каче­ства. Бывает так: есть инте­рес к чему-то, а спо­соб­но­стей в этом направ­ле­нии не хва­тает. Или спо­соб­но­сти хоро­шие, но нет опре­де­лен­ных лич­ност­ных качеств, кото­рые нужны именно для этой про­фес­сии. К при­меру, про­фес­сия работ­ника МЧС – ребенку инте­ресно, он может осво­ить это, а не хва­тает вынос­ли­во­сти, выдержки, само­об­ла­да­ния. И тогда встает вопрос: выби­рать ли этот путь, если чув­ству­ется подоб­ное рас­хож­де­ние. Если совсем затруд­ни­тельно с выбо­ром, тогда стоит искать запас­ной вари­ант. А бывает ситу­а­ция, когда чело­век настолько хочет идти по дан­ному про­фес­си­о­наль­ному пути, что он зани­ма­ется само­вос­пи­та­нием, и ему уда­ется выра­бо­тать в себе какие-то лич­ност­ные каче­ства, кото­рых не было изна­чально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

- Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать про­фес­сию. Помо­гите, пожалуйста.

- Навер­ное, здесь все-таки стоит обра­титься за инди­ви­ду­аль­ной кон­суль­та­цией к пси­хо­логу, чтобы понять, какие же все-таки есть силь­ные сто­роны. Я не верю, что в одном чело­веке вот так уж подо­брано, что не за что заце­питься — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не рас­крыто в чело­веке, потому что каж­дому из нас даются какие-то спо­соб­но­сти, но не все их рас­кры­вают. Веро­ятно, в этом слу­чае девочке не повезло, и она не раз­гля­дела — или роди­тели не раз­гля­дели, не помогли ей уви­деть в себе то, что она может выбрать. Пред­меты на «три» — это не пока­за­тель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть все­гда, поэтому глав­ное — разо­браться в себе и найти какие-то заце­почки: что же все-таки больше нра­вится, что лучше получается.

- Посо­ве­туйте, куда может под­ро­сток 15-ти лет, само­сто­я­тельно обра­титься, где ему могут помочь с выбо­ром профессии?

- Во-пер­вых, это школа, в кото­рой он учился. В каж­дой школе есть ответ­ствен­ные за профори­ен­та­цию, поэтому надо подойти к дирек­тору, к завучу, и спро­сить о том, кто же в школе отве­чает за профори­ен­та­цию. Ино­гда это бывает пси­хо­лог, кото­рый сов­ме­щает эти две долж­но­сти, ино­гда соци­аль­ный педа­гог, ино­гда про­сто отдель­ный спе­ци­а­лист, или про­сто учи­тель, кото­рый отве­чает за профори­ен­та­цию. Есть госу­дар­ствен­ные бюд­жет­ные цен­тры профори­ен­та­ции, где можно пройти бес­плат­ную диа­гно­стику и полу­чить проф­кон­суль­та­цию. Если у вас нет воз­мож­но­сти полу­чить плат­ную услугу, чтобы опре­де­литься с выбо­ром про­фес­сии, есть и бес­плат­ные ресурсы, кото­рыми надо вос­поль­зо­ваться. Сей­час в интер­нете очень много ста­тей на тему, как лучше себя узнать, выло­жены профори­ен­та­ци­он­ные тесты.

- Моей дочке 17 лет, с дет­ства увле­ка­ется тан­цами, поет, хотела бы стать «звез­дой», но гово­рит, что у нее нет для этого доста­точ­ного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем дру­гим зани­маться не хочет. Гово­рит: «Выби­рай для меня любую про­фес­сию, но хотя бы денеж­ную». Учится она хорошо и имеет шансы посту­пить в любой вуз. Что мне делать – дей­стви­тельно выбрать для нее про­фес­сию — брать такую огром­ную ответ­ствен­ность на себя или…. Посоветуйте.

- Здесь я бы зада­лась вопро­сом: дей­стви­тельно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, дей­стви­тельно ли у девочки много каких-то ожи­да­ний, амби­ций, а на самом деле, она и поет не очень, и тан­цует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей воз­мож­ность найти себя в чем-то еще, а все осталь­ное оста­вить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо полу­ча­ется петь и тан­це­вать, но есть какая-то зани­жен­ная само­оценка, неуве­рен­ность в том, полу­чится ли у нее — тогда это уже лич­ност­ные про­блемы, кото­рые надо решать. Если у нее все неплохо полу­ча­ется, может быть, она и решит эти про­блемы и пой­дет впе­ред. А потом – ведь стать «звез­дой», можно и имея выс­шее обра­зо­ва­ние. Если девочка уже опре­де­ли­лась с каким-то худо­же­ствен­ным направ­ле­нием танца, пения – может, ей стоит пойти в музы­каль­ное направ­ле­ние, и если ее там при­знают, возь­мут, это будет для нее опре­де­лён­ной под­держ­кой, что все-таки у нее что-то полу­ча­ется, и пер­вым шагом на пути к своим меч­там. Но все-таки я бы ска­зала, что изна­чально добиться такого успеха, стать зна­ме­ни­то­стью — это все-таки такой инфан­тиль­ный запрос – в неко­то­ром роде дет­ский, нор­маль­ный для под­ростка. Если у чело­века все­гда была только задача стать зна­ме­ни­тым, и вдруг это дей­стви­тельно не полу­ча­ется, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё соору­жать и засе­и­вать, чтобы было, на что опе­реться и чем жить.

Я бы не стала реко­мен­до­вать маме под­да­ваться этому ощу­ще­нию дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выби­рай за меня, я пойду учиться, куда ска­жешь». Ответ­ствен­ность за выбор при­ни­мает чело­век – под­ро­сток, в дан­ном слу­чае. И то, что она для себя выбе­рет, какое направ­ле­ние — она будет идти этим путем дол­гие годы. И очень легко сва­лить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожа­луй­ста, пошла». Нет, изви­ните, выбор делает все-таки сам чело­век, кото­рый будет этим путем и дви­гаться впе­ред. Поэтому маме нужно набраться сил и тер­пе­ния, чтобы выдер­жать это и не под­даться на такие про­во­ка­ции. И все-таки необ­хо­димо обя­за­тельно под­дер­жать дочь, потому что воз­ни­кает такое ощу­ще­ние, что дочке не хва­тает какой-то под­держки в этот момент, она разо­ча­ро­вана, ведь ее меч­та­ния и мысли о том, что она будет зна­ме­ни­той, не воплощаются.

На самом деле, полу­чив про­фес­сию, кото­рая соот­вет­ствует лич­ност­ным каче­ствам, и выбрана с уче­том инте­ре­сов и спо­соб­но­стей, чело­век все­гда смо­жет найти, куда ее при­ме­нить. И я бы еще ска­зала вот о чем: обра­зо­ва­ние отнюдь не закан­чи­ва­ется дипло­мом — есть про­фес­сии, где нужно учиться, и учиться посто­янно. Поэтому пере­обу­читься, пойти дру­гим путем все­гда можно, если ты уме­ешь и любишь учиться.

Рас­шиф­ровка видео-сюжета из цикла пере­дач “Мамина школа”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Анна, 28.05.2018

    Здрас­т­вуйте, хотела попро­сить совета мне 16, учусь в коли­дже, знаю 5 язы­ков( про­фе­сию туризм), но пони­маю что мне это не нра­вится, поли­тика и право мне больше по душе, мама живёт за гра­ни­цей и счи­тает  что эта про­фес­сия не пер­спек­тив­ная, что делать, куда идти после коли­джа  ??? Я про­сто не знаю как убе­дить маму.…

    Ответить »
    • Valentina, 28.05.2018

      Доро­гая Анна! Вопрос выбора жиз­нен­ного пути очень важ­ный, и хорошо, что Вы сомне­ва­е­тесь и раз­мыш­ля­ете об этом. То, что Вам легко даются языки и Вы осво­или целых пять, гово­рит о Вашей ода­рен­но­сти. Зна­ние язы­ков — еще и при­знак спо­соб­но­сти про­ни­кать в суть вещей, потому что Сло­вом тво­рился мир. Если Бог дал Вам таланты, нужно их реа­ли­зо­вы­вать. Пуш­кин был пре­крас­ней­шим поэтом, но посред­ствен­ным чинов­ни­ком. Если бы он заглу­шил в себе жела­ние писать, нам бы не оста­лось столько пре­крас­ных произведений.
      Поэтому выби­рать нужно то, к чему при­зы­вает сердце. Но кроме Вашего соб­ствен­ного жела­ния и выбора, есть еще Божий Про­мысл о каж­дом чело­веке. Гос­подь ведь чего-то ждет ЛИЧНО от Вас, у Него на Вас Свои планы. Но путей, чтобы их реа­ли­зо­вать, может быть много. Думайте, моли­тесь вме­сте с мамой по согла­ше­нию, чтобы вер­ное реше­ние было най­дено. Пути Гос­подни неис­по­ве­димы. При­ме­ров- мно­же­ство. Одна моя зна­ко­мая девушка учила немец­кий, ста­жи­ро­ва­лась в Гер­ма­нии и соби­ра­лась посту­пать в МГИМО. Вме­сте с мамой они потра­тили много средств на репе­ти­то­ров и поездки, много сил ушло на под­го­товку. Но в послед­ний момент девушка поняла, что хочет совсем дру­гого, и не стала посту­пать. Сей­час она зани­ма­ется люби­мым делом — рабо­тает кино­ло­гом, как ее папа, рас­тит слу­жеб­ных овча­рок и очень довольна жиз­нью. Ее мама наде­ется, что и немец­кий ей одна­жды пригодится.

      Ответить »
  • Виталий, 20.10.2016

    Здрав­ствуйте, меня зовут Вита­лий, мне 15 лет. В один период я хотел стать про­фес­си­о­наль­ным пчеловодом,и сей­час это жела­ние не исчезло. Но одна­жды я ска­зал маме, что хочу после школы посту­пить в Духов­ную Семи­на­рию, стать литур­ги­стом. Маме не понра­ви­лось, она поду­мала, что этот тот, кто про­во­дит литур­гию, но я ей объ­яс­нил, и мне­ние у нее “смяг­чи­лось”. Она не про­тив моего стрем­ле­ния к вере, но ее тре­во­жит… А я хочу при­нять Пра­во­сла­вие из ААЦ, но не могу ей это ска­зать, знаю, будет про­тив. Помо­гите пожалуйста!!!

    Ответить »
    • Кирилл, 21.10.2016

      Вита­лий, каж­дый отве­чает за свою жизнь, Ваша мама за свою, а Вы за свою.
      Перед поступ­ле­нием в семи­на­рию обычно неко­то­рое время слу­жат в храме чте­цом, алтар­ни­ком. После этого полу­чают реко­мен­да­цию от насто­я­теля и уже тогда поступают.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки