Профориентация в школе: нужна ли она. Или: кем вырастут наши дети

Профориентация в школе: нужна ли она. Или: кем вырастут наши дети

(1 голос5.0 из 5)

Профори­ен­та­ция… Ока­зы­ва­ется, тер­мин этот не про­сто пере­жил все ката­клизмы, слу­чив­ши­еся за послед­ние чет­верть сто­ле­тия. Он зани­мает достой­ное место. И не только в нашем лексиконе.

Несмотря на услож­ня­ю­щу­юся обста­новку на рынке труда, более изощ­рен­ные тех­но­ло­гии под­бора пер­со­нала и неве­ро­ят­ную кон­ку­рен­цию, вопрос под­го­товки совре­мен­ного школь­ника ко взрос­лой жизни не сни­ма­ется с повестки.

Но что будет, когда ребята, поки­нув­шие стены школ, нач­нут делать выбор? Помогла ли школа им выбрать буду­щую про­фес­сию? Научил ли кто-то их защи­щать свои тру­до­вые права, общаться с рабо­то­да­те­лем, про­хо­дить собе­се­до­ва­ние, писать резюме и пр.?

Как это было раньше

Это было про­сто и понятно. Маль­чи­ков обу­чали муж­ским про­фес­сиям, а дево­чек – жен­ским. Формы работы в этом направ­ле­нии были самыми раз­но­об­раз­ными. Резуль­тат такой профори­ен­та­ции давал свои плоды. Страна сла­ви­лась сво­ими дости­же­ни­ями на раз­ных этапах.

Да, не все дети, придя во взрос­лую жизнь, ста­но­ви­лись шве­ями, пова­рами или сле­са­рями, хотя школь­ная прак­тика мно­гих в люди вывела. Но мно­гие могли во взрос­лой жизни упо­тре­бить эти зна­ния в любой сфере жизни.

Чему учат в школе сейчас

Оте­че­ствен­ной школе не особо везет, т.к. ей дове­лось жить в эпоху пере­мен. И не всем роди­те­лям они по душе. Увы, есть сомне­ния в том, что нынеш­нее поко­ле­ние юных рос­сиян состо­ится вообще, смо­жет учиться, найти про­фес­сию по душе и устро­иться потом на работу…

В чем дело и кто вино­ват? Навер­ное, все поне­многу. Семья на школу наде­ется. А потому камни чаще летят в ее сто­рону, ведь она в свое время играла боль­шую роль в выборе профессии.

Но сей­час заня­тия по про­фес­си­о­наль­ной ори­ен­та­ции – дело доб­ро­воль­ное. Хотят – выби­рают дети те или иные уроки. Не хотят — могут зани­маться в круж­ках, посвя­щен­ных совре­мен­ным профессиям.

Кое-где в шко­лах устра­и­вают заня­тия в  рам­ках допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. Правда, опять же, инте­рес детей огра­ни­чен воз­мож­но­стями школы, да и родителей.

Есть учеб­ные заве­де­ния, где даже экс­пе­ри­мент про­во­дят в виде спе­ци­аль­ных мед­клас­сов, готовя буду­щих вра­чей со школь­ной скамьи.

Спе­ци­а­ли­сты уте­шают, что, мол, совре­мен­ная система про­буж­дает рано инте­рес у ребенка к раз­ным про­фес­си­о­наль­ным сфе­рам. Да и общее коли­че­ство пред­ме­тов поне­многу сокра­ща­ется, все ори­ен­ти­ро­вано на сдачу ГИА в 10‑х и ЕГЭ в один­на­дца­тых классах.

В итоге, гово­рят спе­ци­а­ли­сты от обра­зо­ва­ния, это вле­чет за собой зна­чи­тель­ную спе­ци­а­ли­за­цию, в том числе при выборе буду­щей про­фес­сии. И выпуск­ни­ков сей­час уже не спра­ши­вают, как раньше, куда, мол, они хотели бы посту­пить. Кем хотят они стать – таков вопрос.

Кто больше действует на выбор профессии: виды профориентации

Опре­де­лен­ным обра­зом дей­ствует семья, при­чем в боль­шей сте­пени, чем школа. И это оче­видно, ведь роди­тели имеют боль­шее вли­я­ние на ребенка. При этом полу­чен­ная в школе базо­вая спе­ци­а­ли­за­ция дает воз­мож­ность вни­ма­тель­ным педа­го­гам видеть как силь­ные, так и сла­бые сто­роны подопечных.

Но, как твер­дят спе­ци­а­ли­сты, дети сами должны делать свой выбор. К кому они в этот момент при­слу­ша­ются – к семье, к школе? Если мне­ния сов­ме­стятся, выявить про­фес­си­о­наль­ные склон­но­сти ребенка будет легче.

Правда, опять же, как твер­дят спе­ци­а­ли­сты, школь­ная профори­ен­та­ция сей­час в отрыве от учеб­ного про­цесса. Хотя и есть школы, где она сохра­нена. Но кто про­во­дит там такие уроки? Спе­ци­а­ли­сты, пред­став­ля­ю­щие раз­ные про­фес­сии? Нет. Это могло бы про­ис­хо­дить по-разному.

Напри­мер, в школе на каж­дого уча­ще­гося заво­дится что-то типа досье с инфор­ма­цией о его успе­ва­е­мо­сти и пове­де­нии, при­ме­ров его работ и, воз­можно, резюме. Затем свою лепту вно­сят заин­те­ре­со­ван­ные в буду­щей раб­силе — центр заня­то­сти, ВУЗы, кото­рые и смо­де­ли­руют момент при­ема на работу, рас­ска­жут, на что обычно обра­щают вни­ма­ние рабо­то­да­тели, что надо уметь соискателю.

Без сомне­ния, такое моде­ли­ро­ва­ние не навре­дит. Но помо­жет ли опре­де­литься с выбо­ром про­фес­сии? Воз­можно, но только в слу­чае, если кон­крет­ная школа при­вле­чет к этому про­цессу как можно больше спе­ци­а­ли­стов, кото­рые очень подробно и озна­ко­мят ребят с той или иной профессией.

Есть еще одна форма профори­ен­та­ции, кото­рая может при­не­сти пользу школь­ни­кам. Это игра. Она может быть пси­хо­ло­ги­че­ской, т.е. направ­лен­ной на уточ­не­ние пси­хо­грамм детей, или обыч­ным биз­нес-тре­нин­гом, кото­рый при­зван раз­вить в ребенке некие каче­ства и позна­ко­мить с осно­вами про­фес­сий, или прак­ти­че­ской – с посе­ще­нием пред­при­я­тий, с обще­нием с узкими спе­ци­а­ли­стами и др.

Изменится ли что-то в школьной профориентации

Вполне воз­можно. Во вся­ком слу­чае, тема под­ни­ма­ется. Вот и летом про­зву­чало такое пред­ло­же­ние — вер­нуть профори­ен­та­цию в школу. Идея под­дер­жана была даже в Сов­Феде, где счи­тают, что это поз­во­лит детям больше созна­тель­но­сти про­яв­лять в выборе буду­щей спе­ци­аль­но­сти, выби­рать век­тор сво­его развития.

Здесь отме­тили поло­жи­тель­ный опыт школь­ной профори­ен­та­ции в совет­ское время и воз­же­лали адап­ти­ро­вать эту прак­тику к совре­мен­ным усло­виям, зна­ком детей с про­фес­си­ями и спо­со­бами про­из­вод­ства. Но пока что воз и ныне там.

Надо ли все это нам и нашим детям? Ско­рее всего, да. Ведь это им когда-то при­дется реа­ли­зо­вы­вать свои спо­соб­но­сти и таланты, дан­ные Богом, и дви­гаться, куда стране позо­вет. А зна­чит, они должны быть под­го­тов­лены к этому моменту.

Поэтому, как бы это ни зву­чало три­ви­ально, нужно сде­лать все для выра­ботки чет­кой стра­те­гии про­ве­де­ния самых раз­ных меро­при­я­тий (уро­ков, кон­фе­рен­ций, бесед, дис­пу­тов, круг­лых сто­лов и т.д., тема­ти­че­ских экс­кур­сий и т.д.), раз­ви­тия профори­ен­та­ци­он­ной направ­лен­но­сти уро­ков и т.д.

И делаться это должно не на уровне кон­крет­ной школы. Госу­дар­ство должно наве­сти поря­док в этой сфере. Изме­не­ния должны кос­нуться всех. Ведь речь идет о буду­щем страны…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки