Крещенские ныряния: удаль с риском для ребенка?
Print This Post

Крещенские ныряния: удаль с риском для ребенка?

(2 голоса5.0 из 5)

Увы, на богослужении праздника Богоявления  немного молящихся.  Народ подтягивается  к  концу службы и моменту раздачи воды.  Тысячи людей собираются не в храме, а на речных и озерных «иорданях», в которые бесстрашно ныряют  и окунают детей.  Как относиться к традиции купаний на  Крещение  и стоит ли приобщать к ней ребенка?

 

Накануне Богоявления  многие спрашивают  о  свойствах крещенской воды и о современной традиции массового купания в прорубях. Ответы в интернете и в СМИ – оригинальные, но зачастую далекие от истины и церковной традиции. Поддерживает ли Церковь этот обряд и есть ли в нем духовный смысл?  И как благочестиво принимать данную от Бога святыню – святую воду?

Процитируем   главное из прошлогоднего интервью протоиерея  Максима Троеглазова, настоятеля тульского храма св. великомученика Димитрия Солунского.  Эти  духовные посылы не утратили актуальности и одинаково адресованы и взрослым, и детям.

Главное – молитва и таинства

– В любом церковном празднике необходимо различать его смысловое наполнение и сложившиеся вокруг него традиции.

В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, то есть Крещение Христа  Иоанном Предтечей. В этот день открывается учение о Святой Троице. Иоанн Креститель увидел Духа Святого в виде голубя и услышал глас Бога-Отца, говорящий: «Этот есть Сын Мой возлюбленный, в  Котором Мое благоволение!» (Мф.3:17, Мр.1:11, Лк.3:22).

Праздник Крещения – это именно Богоявление! Главное для христианина  любого возраста в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.

Крещенская (богоявленская) вода – великая святыня, которую следует почерпнуть и хранить с большим благоговением, а принимать с верою и молитвой. Церковь не запрещает пить богоявленскую воду в любое время, особенно, не колеблясь,  при недугах или нападениях злых сил, по особой нужде в помощи Божией, в том числе, не натощак,  и, конечно, ее можно и нужно давать детям. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Не купанием проверяется 

– Популярная в последнее время практика купания в прорубях и источниках на Крещение –  это  вовсе не древняя, а совершенно  новая  традиция, которая, по сути, к празднику не имеет никакого отношения. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны – они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.

В самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Не купанием проверяется вера. И, конечно же, необходимо помнить, что крещенские омовения в проруби не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. Это – языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи смываются покаянием, в Таинстве Исповеди и в исправлении своей жизни по заповедям Христовым. И, что самое главное – в окунании в прорубь нет высшей цели служения Богу и ближнему.

Новая мода  крещенских купаний по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою «удаль молодецкую». Но нельзя забывать о том, что купание в ледяной воде – неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием («Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7)), ведь от этого риска нет никакой пользы.

Известны случаи, когда люди сильно простужались, обмораживались и даже умирали после такого купания, поскольку сердечно-сосудистая система даже здорового человека при экстремальном охлаждении испытывает перегрузку  и дает сбой.

Для ребенка  смертельно опасно

Ненадолго прервем высказывание отца Максима, чтобы добавить от себя: риск для здоровья взрослого человека от такого ныряния даже близко не сопоставим с риском для здоровья ребенка. Вспомним, что терморегуляция у  наших чад, особенно если они совсем маленькие, только формируется, а иммунитет очень уязвим  и не стоек к простудным заболеваниям.

Снижая температуру тела ниже привычных малышу 36,6, мы его переохлаждаем. А порог ощущений у маленького человека гораздо выше, к холоду он чувствительнее и замерзает гораздо быстрее.

Стоит только просмотреть снимки этих юных  бедолаг из «иорданей», которые год из года гордые собой родители  выкладывают в соцсетях.  Глядя на них, со всей очевидностью понимаешь, что детям физически ПЛОХО.

Что видим? Покраснение и побеление кожи одновременно, мимика лица, близкая к панике, крик, плач, мышечные судороги и прочее – все это должно бы насторожить и встревожить заботливых мам и пап. Но нет – гордимся, фотографируем, ждем чудес от здоровья и иммунитета. А ведь дальнейшие варианты развития сценария  – возможные стремительные воспаления легких даже с летальным исходом, бронхиты, ангины, простуды. Частота сердцебиения резко меняется – сначала возрастает, затем резко снижается, так что слабое детское сердечко может дать остановку. При таком холоде может начаться и  кислородное голодание мозга, ведущее  к разным патологиям.

Неслучайно врачи советуют активно гулять с детьми, когда за окном не холоднее  минус 15 градусов. На Крещение обычно гораздо холоднее. А в воде, да еще и с полным погружением, холод просто пронизывающий.

Представьте себе,  мамы и папы, что вы отпустили ребенка в школу без куртки, шапки и перчаток в минус 20. Безумие? Пожалуй. Не меньшее безумие окунуть его на морозе в ледяную воду.

Духовная, точнее, бездуховная  сторона ныряния в прорубь  еще более печальна и опасна для ребенка, чем физическая. В общественных местах – парках, зонах отдыха  около прорубей собираются тысячи людей. Среди них много  шумных, веселых сторонников здорового образа жизни. Бывает, что купания людей нецерковных проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Можно ли тут говорить о благоговении перед праздникомО воспитании доброго, мудрого, вечного? Что делать детям посреди такого разнузданного взрослого веселья? Чему  правильному и хорошему можно научить таким примером? Какие качества воспитать? Браваду, самолюбование, гордыню – мол,  вот какой я смелый, сейчас окунусь и всем покажу, что крутой!  К воцерковлению  это никакого отношения не имеет.

Итак, снова передаем слово священнику.

Зимнее увеселение

– К сожалению, на сегодня отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразного подхода – кто-то практикует купания внутри прихода при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на происходящее как на народную традицию.

Беда в другом – многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят – купаются и считают, что приобщились к празднику. Празднование святого Богоявления переходит в увеселительное мероприятие, в народное гуляние.

Многие в течение суток стоят в очереди, чтобы попасть  к «иорданям» на водоемах, толком не понимая, зачем – не отдавая себе отчета, что это не народный обычай, не часть фольклора, а прикосновение к святыне.

С моей точки зрения, хочет человек – пусть ныряет, но пусть делает это осознанно, понимая,  что его ныряние в проруби без духовного осмысления не приблизит его к празднику.

Не оскорбить бы праздник

– Один современный греческий священник рассказывал случай, как на Святой Горе Афон возле почитаемого источника в честь Божией Матери остановился автобус с русскими туристами, которые разделись и поспешили окунуться. Местные монахи смотрели на них с душевной скорбью, ведь приезжие  не понимали, что совершают кощунство. Ни в Греции, нигде в мире такого обычая больше нет.

Так как бултыхание в воду может связать нас с Богом? Как может сделать нас выше на духовном пути? И почему этим действием мы заменяем службу, Предание, евангельский текст, сам Завет Христа и воспоминание о Предтече Господнем Иоанне? Зачастую я вынужден не то что не советовать своей пастве купания, а даже запрещать их – чтобы не допустить подмены, не оскорбить праздника…

Так как же соблюсти благочестие по отношению к святой воде?  Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» протоиерея Сергия Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею).

Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется  для освящения храмов, алтарей, Святой Чаши для причастия, икон и прочих церковных нужд.

…Когда-то в древней Церкви празднование Богоявления Господня было установлено ради достойного ответа еретикам, отрицавшим Святую Троицу. Сегодня на праздник восстает новая ересь – массового купания – ради экстрима, здоровья, бодрости и «смывания» грехов.

И я абсолютно уверен, что в святой день Богоявления христиане, верные Церкви – не в парке, не на реке и не на источнике, а на богослужении.

Желаю всем не просто прийти в этот день в храм за крещенской водой, а помолиться на службе, исповедаться и по возможности причаститься вместе с детьми, чтобы  через  Свои святые таинства  Господь  действительно явился нам.

 

Полный текст статьи «Крещенская вода течет к нам из вечности» опубликован на сайте Тульской епархии и в газете «Тульские епархиальные ведомости» в 2018 году.

Записала Валентина Киденко

Фото из открытых источников