Прот. Роман Петренко: «Научите детей благодарить»

Прот. Роман Петренко: «Научите детей благодарить»

(1 голос5.0 из 5)

Как ребе­нок вхо­дит в цер­ков­ную жизнь и что вли­яет на его духов­ный выбор, когда он всту­пает в про­ти­во­ре­чи­вый под­рост­ко­вый воз­раст? Что пре­пят­ствует, а что помо­гает воцер­ко­в­ле­нию детей и под­рост­ков? Об этом – наша беседа с про­то­и­е­реем Рома­ном ПЕТРЕНКО.

 

– Отец Роман, мно­гие назы­вают Вас «дет­ским» батюш­кой, навер­ное, потому, что в туль­ском Пре­чи­стен­ском храме с пре­де­лом Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев-муче­ни­ков, где Вы явля­е­тесь насто­я­те­лем, так много дет­ских лиц.  Впро­чем, как и в храме  в честь свя­ти­теля Луки Войно-Ясе­нец­кого  при дет­ской област­ной боль­нице, где Вы слу­жите. Воцер­ко­в­ле­ние детей часто про­ис­хо­дит на Ваших гла­зах. Как это бывает?

– Для ребенка цер­ков­ная жизнь обычно начи­на­ется так: сна­чала его при­но­сят на руках, потом он сво­ими нож­ками идет сле­дом за близ­кими, куда пове­дут, а после, взрос­лея, осо­знанно «про­тап­ты­вает» тро­пинку в храм.

Как  и во все вре­мена, своих чад при­во­дят роди­тели. Конечно, в скорб­ных обсто­я­тель­ствах, в боль­нице, это про­ис­хо­дит чаще.

Самые малень­кие мои ново­кре­щен­ные – как пра­вило, паци­енты отде­ле­ния гема­то­ло­гии с онко­ло­ги­че­скими, ино­гда врож­ден­ными забо­ле­ва­ни­ями крови.

Стра­да­ния мла­ден­цев – то, что так трудно при­нять и веру­ю­щему чело­веку, для неве­ру­ю­щего ста­но­вятся еще более силь­ным потря­се­нием и из глу­бины отча­я­ния обра­щает его к вере.

Это боль­шая тайна – как про­ис­хо­дит в душе кон­крет­ного чело­века пока­я­ние, пере­мена созна­ния, а затем пол­но­стью меня­ется жизнь.  В боль­нич­ном храме бывали слу­чаи, когда при­ни­мали кре­ще­ние не только «тяже­лые» дети в реани­ма­ции, но и их родители.

Кстати, могу засви­де­тель­ство­вать, что после Таин­ства Кре­ще­ния подав­ля­ю­щее боль­шин­ство малы­шей идет на поправку. Шан­сов на выздо­ров­ле­ние у ребенка много, осо­бенно, когда высо­кая от при­роды жиз­не­спо­соб­ность под­креп­ля­ется бла­го­да­тью, дару­е­мой в таинствах.

В боль­нич­ном храме обычно кре­стим детей мало­во­цер­ко­в­лен­ных роди­те­лей – здесь надо ловить момент, в дру­гое время они, воз­можно, и не при­шли бы.  Но если  осо­бой сроч­но­сти нет, обычно сове­тую кре­стить там, где живет семья,  на бли­жай­шем при­ходе: для роди­те­лей малыша удоб­нее, а глав­ное, выра­ба­ты­ва­ется хоро­шая при­вычка ходить именно в свой храм.

naadaaci 2 300x239 - Прот. Роман Петренко: «Научите детей благодарить»Как-то кре­стил дочку своих зна­ко­мых. Через неко­то­рое время у 11-месяч­ной девочки выявили опу­холь голов­ного мозга, и за четыре дня жизнь этой семьи стала дру­гой. Роди­тели дали обет: если Гос­подь вер­нет ребенка, они пол­но­стью изме­нят свою жизнь. Но, видя их лица, я понял, что, даже если про­изой­дет самое страш­ное, теперь они не отой­дут от Бога.

Вот так и про­ис­хо­дит – мама с папой ведут за ручку чадо, или, наобо­рот, чадо в мла­ден­че­стве через свои болезни при­во­дит роди­те­лей, чтобы позже они  при­вели в храм его – рано или поздно, с помо­щью при­вычки или соб­ствен­ным примером…Взрослые – через скорби, дети – через взрос­лых… Полу­ча­ется веч­ное дви­же­ние – мы словно вытя­ги­ваем друг друга к Богу. Так ребе­нок вырас­тает истин­ным христианином.

– Для детей  воцер­ко­в­лен­ных роди­те­лей уча­стие в литур­ги­че­ской жизни Церкви есте­ственно и орга­нично. Такие малыши с пеле­нок в церкви, они оста­ются там подолгу и с удо­воль­ствием, знают, как вести себя и на службе не устают. А как быть, если один из роди­те­лей про­тив  посе­ще­ния храма, и в семье воз­ни­кает напряженность?

– Общих прин­ци­пов нет, помо­гать нужно по-сво­ему в каж­дом кон­крет­ном случае.

Хорошо, когда семья при­хо­дит в пол­ном составе, но хорошо даже, если есть воцер­ко­в­лен­ная мама, а папа, если цер­ков­ную жизнь и не при­ни­мает, то хотя бы не про­ти­во­дей­ствует. При­ча­щать ребенка с пеле­нок очень важно, как и молиться за него.

K petrenko 300x216 - Прот. Роман Петренко: «Научите детей благодарить»Малыш инту­и­тивно под­ра­жает роди­те­лям, ему нужен хоро­ший при­мер, поэтому маме лучше спо­койно наста­и­вать на своем – не остав­лять молитву, соблю­дать пост, идти  на богослужение.

У детей перед гла­зами посто­янно должны быть поло­жи­тель­ные при­меры хоро­ших людей доб­рой жизни. Вообще, роди­тели  обя­заны стать авто­ри­те­том. Ска­жем, ситу­а­ция, когда мама и дочка подружки – в корне непра­виль­ная. Она обед­няет отно­ше­ния, а глав­ное, лишает ребенка почвы под ногами: на него некому повли­ять, а ему не на что опереться.

На соб­ствен­ном опыте я убеж­ден, что все­гда, а не только до 13–14 лет, стоит при­слу­ши­ваться к роди­тель­скому мне­нию и при­ни­мать его со сми­ре­нием. Хотя сего­дня это непопулярно.

– Бывает, что дети из цер­ков­ной среды, ста­но­вясь под­рост­ками, меняют свое отно­ше­ние к Церкви, ухо­дят. Нужно ли про­явить твер­дость, ломать сопро­тив­ле­ние, или  при­нять все как есть и ждать, когда сын или дочь сами разберутся?

– Роди­тели про­сто обя­заны повли­ять, ведь кто это сде­лает, если не они? Вопрос только, какой при­ме­нить поход: ино­гда разум­ные доводы еще больше озлоб­ляют взрос­лого ребенка, вызы­вают оттор­же­ние. В этом созна­тель­ном воз­расте  чело­век уже сам отве­чает за свои поступки: пере­убе­дить сложно,  но обя­за­тельно надо молиться о его вра­зум­ле­нии. Сам он еще не может разо­браться, век­тор опре­де­ленно нужен. Навер­ное, под­ростка не стоит застав­лять верить в Бога. Эту веру может при­вить ему совер­шенно искрен­няя хри­сти­ан­ская роди­тель­ская любовь  – и он обя­за­тельно вернется.

Моя мама все­гда любила цер­ковь, в дет­стве посто­янно брала меня с собой. Мне в храме было хорошо, и с ран­него воз­раста я ощу­щал себя веру­ю­щим. Но в юно­сти на время ото­шел от цер­ков­ной жизни: то лень, то дру­гие нахо­ди­лись мотивы, хотя вера никуда не исче­зала. Она помо­гала не попа­дать в исто­рии, не сле­до­вать пло­хим при­ме­рам, сбе­ре­гать душев­ную чистоту. И уже взрос­лым я снова ока­зался в Церкви. Всё сло­жи­лось так, что иного пути про­сто не могло быть: в пере­лом­ные 90‑е при­е­хал в Рос­сию из Укра­ины, рабо­тал на стройке. Но по Божьему Про­мыслу полу­чи­лось так, что попал в храм. Как-то съез­дил в мона­стырь свт. Тихона Задон­ского, и моя жизнь с того момента больше не была разо­рвана с Домом Божьим. Вскоре ока­зался на пас­тыр­ских кур­сах в Туле, потом стал келей­ни­ком Вла­дыки Сера­пи­она, затем Вла­дыки Кирилла. Женился, меня руко­по­ло­жили, начал слу­жить. Все про­ис­хо­дило очень легко и есте­ственно, без осо­бых воле­вых уси­лий с моей сто­роны, про­сто Гос­подь вел, а я не сопро­тив­лялся. Так и о каж­дом из наших детей Гос­подь забо­тится и всем желает спа­се­ния. Нам бы только не сопро­тив­ляться Ему.

– Батюшка, а что Вы ска­жете по поводу такой про­блемы: воцер­ко­в­лен­ный ребе­нок рас­тет, и не факт, что он попа­дает в пра­во­слав­ную гим­на­зию, чаще – в обыч­ную школу, где дру­гие цен­но­сти и при­о­ри­теты, и для него зача­стую все пере­во­ра­чи­ва­ется с ног на голову. Как его можно адаптировать?

– Про­блема, и правда, слож­ная, одна­жды она воз­никла и передо мной как перед папой. Жизнь ребенка нельзя раз­де­лить на два мира – до школы и в школе, невоз­можно поде­лить на части – свет­скую и духов­ную,  убе­речь от мира и его про­ти­во­ре­чий, но помочь ему разо­браться в про­ис­хо­дя­щем нужно.

Обычно цер­ков­ный ребе­нок дове­ряет всем и не все­гда может дать отпор,  его часто оби­жают, и в ком­па­нии он нико­гда не ста­но­вится до конца своим. Мно­гое ему пред­стоит пере­жить и при этом стать силь­нее, муд­рее. Но, пока он выра­бо­тает  имму­ни­тет к про­ис­хо­дя­щему, он набьет немало шишек. Жаль его, конечно, а как по-другому?

Надо поста­раться вну­шить ему чув­ство соб­ствен­ного досто­ин­ства – не потому что он такой хоро­ший, а потому что несет в себе образ Божий, тогда будет легче. Мно­гое могут роди­тели, они – сим­вол защи­щен­но­сти  и должны быть рядом, чтобы вовремя дать важ­ный совет. И пус­кай в своем внут­рен­нем мире ребе­нок все равно оста­ется один на один с собой, важно дать ему почув­ство­вать, что Гос­подь рядом  с ним и нико­гда его не оста­вит. А еще – что веру­ю­щим все­гда было непро­сто – и взрос­лым, и совсем маленьким.

­– Школь­ные «Основы пра­во­слав­ной куль­туры» у под­рост­ков и роди­те­лей, чуж­дых цер­ков­ной жизни,  порой вызы­вают раз­дра­же­ние и оттор­же­ние. Курс куль­ту­ро­ло­ги­че­ский и не ста­вит целью про­по­ведь, но ведь не все это пони­мают. Каким может и дол­жен быть духов­ный ответ на такую реакцию?

– Одна­жды меня при­гла­шали на школь­ный факуль­та­тив по пра­во­слав­ной куль­туре, и не могу ска­зать, что моя встреча и беседа с уче­ни­ками  была лег­кой и непри­нуж­ден­ной. Сложно гово­рить с детьми – и воз­раст про­ти­во­ре­чи­вый, и вос­при­я­тие у них сей­час совсем другое.

Мне кажется, раньше мы себя так не вели в школе, навер­ное, мы с бОль­шим ува­же­нием отно­си­лись к старшим.

Семя, посе­ян­ное в мла­ден­че­стве, даёт свои плоды: тех детей, кото­рых дей­стви­тельно, а не номи­нально вос­пи­ты­вают, сразу видно – они не будут насме­хаться над сверст­ни­ками в кон­фуз­ных ситу­а­циях, слу­шают вни­ма­тельно, задают вопросы и вообще ведут себя более спо­койно и сдер­жанно. Но таких детей еди­ницы, боль­шин­ство ребят  – внешне уве­рен­ные в себе, рас­тор­мо­жен­ные, а на самом деле заком­плек­со­ван­ные и не очень-то счаст­ли­вые, ищешь к ним под­ход и не можешь найти.

Конечно, это – пре­ро­га­тива учи­те­лей, кото­рые знают мето­дики и тех­но­ло­гии пре­по­да­ва­ния, но зача­стую пасуют перед содер­жа­нием пред­мета, и им нужно помо­гать, тогда пред­мет будет инте­ре­сен и не вызо­вет нега­тив­ной реакции.

Вообще же такие факуль­та­тивы  и  уроки обя­за­тельно нужны, ведь любая инфор­ма­ция или опыт  встречи с пра­во­сла­вием где-то под­со­зна­тельно откла­ды­ва­ются, и воз­можно, в кри­ти­че­ский для под­ростка момент всплы­вут  в памяти и реально ему помогут.

– В совре­мен­ной школе  кра­е­уголь­ный камень вос­пи­та­ния  – уста­новка на успех. Но ведь стрем­ле­ние к успеш­но­сти как к само­цели, кон­ку­рен­ция, сорев­но­ва­тель­ность  – не в духе пра­во­сла­вия. И в то же время, не быть успеш­ным – зна­чит, не быть при­ня­тым. Дети  из цер­ков­ной среды зача­стую испы­ты­вают рас­те­рян­ность – пасуют перед этим про­ти­во­ре­чием. Как же им быть?

– Важно объ­яс­нить, что такое успеш­ность по-пра­во­слав­ному. Успех сам по себе не плох, пло­хим может быть его след­ствие – гор­дыня. Источ­ник благ – Бог, а воз­мож­но­сти, таланты и успех  исхо­дят от Него. При­ни­мая Его помощь, мы, и, правда, смо­жем рисо­вать, петь и Eshhe petrenko 300x246 - Прот. Роман Петренко: «Научите детей благодарить»заби­вать мяч лучше дру­гих, не вста­вая при этом в позу, ведь все это – не наши только дости­же­ния, и не забы­вать при этом Его благодарить.

Вспом­ните Нагор­ную про­по­ведь: «Ищите прежде Цар­ствия Божия  и правды Его, и все осталь­ное при­ло­жится вам» (Мф.6:33).

Под­рост­кам, для кото­рых мир зача­стую пред­стает в чер­ном цвете, жиз­ненно необ­хо­димо знать, что они – люби­мые Божьи дети. И что удача, сча­стье, бла­го­по­лу­чие обя­за­тельно будут им даны – при усло­вии, что это необ­хо­димо для спасения.

Если с дет­ства вну­шить ответ­ствен­ное отно­ше­ние к сво­ему делу (учебе, работе) как к делу Божьему, как к пору­чен­ной  свыше мис­сии, то и во  взрос­лой жизни  под­ростки най­дут свое место.

С одной сто­роны, веру­ю­щий чело­век  в чем-то  уяз­вим, с дру­гой – навер­ное, более защи­щен: у него есть внут­рен­няя «система без­опас­но­сти», он посто­янно про­ве­ряет на соот­вет­ствие вере Хри­сто­вой  и окру­жа­ю­щий мир, и свои поступки. На работе и в семье он наде­жен и поэтому всем нужен, вот это и есть фор­мула его успеха.

И еще о бла­го­дар­но­сти: ребенка надо учить, что надо за всё бла­го­да­рить Бога и быть бла­го­дар­ным своим роди­те­лям. Вообще, это самые глав­ные для его воцер­ко­в­ле­ния запо­веди: почи­тай Гос­пода Бога сво­его и почи­тай отца и мать,– на них, как на мате­рин­ском молоке, наши дети физи­че­ски и духовно растут.

Бесе­до­вала Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки