О духовных истоках хамства и непослушания

О духовных истоках хамства и непослушания

(3 голоса5.0 из 5)

На уро­ках в школе и дома дети чув­ствуют себя всё рас­ко­ван­нее. Резко, невос­пи­танно, а зача­стую и про­сто хам­ски отве­тить учи­телю или маме – увы, теперь в порядке вещей.  Между тем, оче­видно: у хам­ства и непо­слу­ша­ния есть глу­бо­кие духов­ные причины.

«Дети, будьте послушны роди­те­лям вашим во всем, ибо это бла­го­угодно Гос­поду. Отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, дабы они не уны­вали» ‒ одна их основ­ных мак­сим, кото­рые пред­ла­гает нам Свя­щен­ное Писа­ние как обра­зец для устро­е­ния отно­ше­ний между поколениями.

Пред­ла­гаем мате­риал на эту тему штат­ного свя­щен­ника Свято-Тро­иц­кого кафед­раль­ного собора города Май­копа, руко­во­ди­теля моло­деж­ного отдела Май­коп­ской и Ады­гей­ской епар­хии иерея Вяче­слава Лемешко.

original - О духовных истоках хамства и непослушания

Отцы и дети XXI века.
Проблемы взаимоотношений в молодежной среде

“Дети, будьте послушны роди­те­лям вашим во всем, ибо это бла­го­угодно Господу.
Отцы, не раз­дра­жайте детей ваших, дабы они не унывали”.
(Кол. 3:20–21)

Боль­шин­ство из нас росло вне пра­во­сла­вия. Теперь мы при­шли в храм. У нас появи­лись свои дети, вос­пи­тан­ники. Нам бы хоте­лось, чтобы они не повто­ряли мно­гих наших оши­бок и были муд­рее, лучше и чище нас с самого начала, смолоду.

Но так как сами мы лишены каких–либо рели­ги­оз­ных кор­ней и семей­ных цер­ков­ных тра­ди­ций, то еже­ми­нутно стал­ки­ва­емся с мас­сой труд­но­раз­ре­ши­мых про­блем в воспитании.

Сего­дня семья как основа народа раз­ру­ша­ется, почти уни­что­жена. Уни­что­жено кре­стьян­ство, кото­рому нет сей­час даже назва­ния в рус­ском языке, оста­лись сель­ские жители, но это не кре­стьяне. В горо­дах – деградация.

Мы пере­жи­ваем страш­ное раз­ру­ше­ние нрав­ствен­ных устоев народ­ной жизни, кото­рое про­ис­хо­дит из-за изме­не­ния миро­по­ни­ма­ния, утраты нрав­ствен­ных цен­но­стей, потому что вос­при­ни­маем любую глу­пость, веща­е­мую сред­ствами мас­со­вой инфор­ма­ции, и, сле­до­ва­тельно, нами легко бывает управлять.

В ста­рое доб­рое время ува­же­ние к стар­шим вос­пи­ты­ва­лось очень после­до­ва­тельно, реши­тельно и гра­мотно. Одна пожи­лая жен­щина рас­ска­зы­вала мне о том, как ее вос­пи­ты­вал отец:

– Папочка, а можно, я в цер­ковь пойду? – спра­ши­вала она, тогда шести­лет­няя дочка.

– Нет, доченька, нельзя.

– А почему, папочка?

– А ты сего­дня по улице шла?

– Шла, папочка.

– Ста­рушку видела?

– Видела.

– А ты ей в пояс поклонилась?

– Нет, папочка.

– А почему? Она перед тобой уже свою жизнь про­жила, она тебе дорожку про­ло­жила, а ты ей не покло­ни­лась. Нет, доченька, в цер­ковь ты сего­дня не заслу­жила пойти.

Обра­тите вни­ма­ние, как мягко, доб­ро­же­ла­тельно и, вме­сте с тем, строго отве­чает отец, и с каким почте­нием, не помыш­ляя «качать права», гово­рит с ним дочь. 

Вот так строго и оду­хо­тво­ренно вос­пи­ты­вали детей в кре­стьян­ских семьях. Какое мы здесь видим уди­ви­тельно ува­жи­тель­ное и береж­ное отно­ше­ние к ребенку!

Отец мог даже выпо­роть сына за то, что тот не покло­нился ста­рику. Авто­ри­тет стар­ших под­дер­жи­вался, но и сами стар­шие были такими, что их нельзя было не слу­шать и не ува­жать: это были люди с огром­ным жиз­нен­ным, духов­ным и прак­ти­че­ским опытом.

Воз­можно ли сей­час так вос­пи­ты­вать детей? С тру­дом пред­став­ля­ется, что совре­мен­ные дети смо­гут так же осмыс­ленно обсу­дить с роди­те­лями при­чину того или иного роди­тель­ского запрета.

К сожа­ле­нию, такое вос­пи­та­ние – про­шлый век. Пра­виль­ное вос­пи­та­ние детей нужно начать с вос­пи­та­ния взрослых.

Сего­дня часто можно видеть, как ребе­нок зама­хи­ва­ется на маму. Это недо­пу­стимо, это нужно реши­тельно и быстро пре­сечь! В Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано не только «Чти отца и матерь, и благо тебе будет», но и «Зло­сло­вя­щий отца и матерь смер­тию да умрет».

Если мама не пре­се­кает такое пове­де­ние сразу, потому что у нее «слав­ный ребе­но­чек», зна­чит, она сама под­ры­вает свой авто­ри­тет в гла­зах ребенка, и не только свой, но и авто­ри­тет всех старших.

Ребе­нок не вино­ват, он пока не пони­мает, что можно, а что нет, но роди­тели должны сразу же твердо опре­де­лить, что можно и что нельзя их ребёнку. Нужно сде­лать все, чтобы он больше нико­гда такого не повторил.

Вос­пи­та­ние совре­мен­ной моло­дежи осно­вано на посто­ян­ном повто­ре­нии. Ребе­нок может не вос­при­нять, может не запом­нить, забыть, может устать – в этом нет ничего страш­ного. Нужно снова и снова повто­рять, ста­ра­ясь это повто­ре­ние сде­лать мак­си­мально эффективным.

Если хам­ский и гру­бый тон под­дер­жи­ва­ется в семье, зна­чит, такая гру­бость – норма и для обще­ства, поэтому и вырас­тает поко­ле­ние людей, кото­рое не имеет пред­став­ле­ния о том, как пра­вильно и как непра­вильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так вос­пи­тали. Такое хам­ство про­ни­зы­вает всю нашу жизнь.

Вза­и­мо­от­но­ше­ния со стар­шими бра­тьями и сест­рами, несо­мненно, закла­ды­вают основы отно­ше­ния к стар­шим. Млад­шие должны помо­гать стар­шим, а пока они еще малень­кие, слу­шаться стар­ших бра­тьев и сестер.

В «Песни про купца Калаш­ни­кова» у вели­кого рус­ского поэта М. Ю. Лер­мон­това есть такие строки: «Ты нам стар­ший брат, нам вто­рой отец». Стар­шего брата нужно слу­шать в отсут­ствие отца. Без­условно, это отно­сится и к матери.

Ребе­нок рас­тет, ста­но­вится под­рост­ком. Меня­ются жиз­нен­ные ори­ен­тиры, меня­ется отно­ше­ние к роди­те­лям. Неиз­бежна и пере­оценка цен­но­стей. В пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской общине у дево­чек этот период про­хо­дит более неза­метно, чем у маль­чи­ков. Мно­гое зави­сит от харак­тера и вос­пи­та­ния. Если роди­тели с самого начала рас­тили детей в разум­ной стро­го­сти, инте­ресно, раз­но­сто­ронне, то, ско­рее всего, в труд­ный пере­ход­ный воз­раст ребе­нок не будет обособ­ляться, мне­ние роди­те­лей и их авто­ри­тет будут зна­чи­тель­ными, несмотря на серьез­ную и миро­воз­зрен­че­скую, и физи­че­скую пере­стройку, про­ис­хо­дя­щую в ребенке.

Жизнь малень­кого чело­вечка вме­сте с тем должна быть напол­нен­ной и труд­ной: если ему легко учиться, можно пере­ве­сти в более силь­ную школу, отдать в кру­жок, в спор­тив­ную секцию.

Мно­гие слож­но­сти и беды, свя­зан­ные с вос­пи­та­нием детей, начи­на­ются, когда ребе­нок не может заста­вить себя зани­маться чем–то серьез­ным, а зани­ма­ется глу­по­стями и ерун­дой, ста­но­вится неуправляемым.

Если найти то, что ему самому инте­ресно, увлечь его, если учить чему-то важ­ному и содер­жа­тель­ному, это, без­условно, при­не­сёт доб­рые плоды. Но для этого взрос­лые должны про­во­дить сами над собой слож­ную напря­жен­ную работу, сове­то­ваться, читать книги о вос­пи­та­нии, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время вос­пи­та­ния упу­щено, то нужно пом­нить: нет ничего непо­пра­ви­мого. Если чело­века испор­тили непра­виль­ным вос­пи­та­нием, то доб­рым вос­пи­та­нием его же можно и исправить.

Если роди­тели не научили сво­его ребенка почти­тельно отно­ситься к стар­шим, зна­чит, они поз­во­ляли себе не ува­жать окру­жа­ю­щих и самих себя. Зна­чит, начи­нать нужно с вни­ма­тель­ного и кри­ти­че­ского ана­лиза соб­ствен­ного сте­рео­типа пове­де­ния, осо­зна­ния своих же ошибок.

Если тре­бо­вать от самих себя глу­бо­кого ува­же­ния к окру­жа­ю­щим, то на при­мере роди­те­лей и дети будут учиться такому же отно­ше­нию, посте­пенно пере­стра­и­вая свое при­выч­ное поведение.

Среди рас­про­стра­нен­ных недо­стат­ков – излиш­няя мяг­ко­те­лость. Вос­пи­та­тель дол­жен быть твер­дым, доб­рым, весе­лым, но в то же время спо­кой­ным, упорным.

Можно при­ве­сти клас­си­че­ское срав­не­ние: у вос­пи­та­теля должна быть желез­ная рука в бар­хат­ной пер­чатке. Для этого он дол­жен твердо знать, чего хочет, что хорошо, а что плохо.

Зло нужно побеж­дать доб­ром. Если под­ро­сток ведет себя по-хам­ски, нужно побеж­дать такое пове­де­ние актив­ным муд­рым доб­ром. Раз­ли­чать добро и зло – плод духов­ных усилий.

Неува­же­ние к стар­шим сего­дня при­вело к тому, что совре­мен­ная моло­дежь стала источ­ни­ком агрес­сии: страшно вече­ром выйти на улицу. Утра­чена чистота нра­вов, чело­век сам себе гос­по­дин и хозяин, он живет, отно­сясь к жизни потре­би­тель­ски. Почти­тель­ным ува­же­нием к стар­шим, при­чем не только к роди­те­лям, мы воз­даем долг бла­го­дар­но­сти их жиз­нен­ному подвигу, их труду и заботе о нас.

Но если мы счи­таем, что подоб­ное отно­ше­ние мы заслу­жили как некий дар, кото­рый можно при­нять гото­вым, мы тем самым про­яв­ляем небла­го­дар­ность. Зна­чит, и к нам в свое время будут отно­ситься неблагодарно.

Небла­го­дар­ность – это нега­тив­ный заряд, кото­рый при­во­дит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, зло умно­жится, а добро будет теряться перед таким напо­ром зла.

При­веду при­мер: в Госу­дар­ствен­ном исто­ри­че­ском музее в Москве есть один инте­рес­ный исто­ри­че­ский экс­по­нат: модель желез­но­до­рож­ной стан­ции, кото­рую сде­лали уче­ники Реаль­ного учи­лища в пода­рок госу­дарю импе­ра­тору Нико­лаю II ко дню коро­на­ции. Реаль­ное учи­лище – это совре­мен­ное ПТУ. Могут ли совре­мен­ные уча­щи­еся ПТУ сде­лать не про­сто уди­ви­тель­ной кра­соты модель, но такую тон­кую, фили­гран­ную музей­ную работу? Утрата нрав­ствен­ных цен­но­стей ска­зы­ва­ется на всем, даже на мастерстве.

Забве­ние, небреж­ность и невни­ма­ние к исто­рии во мно­гом спо­соб­ствуют раз­ви­тию хам­ски-цинич­ного отно­ше­ния к старшим. 

Зна­ко­мый свя­щен­ник рас­ска­зы­вал леде­ня­щую исто­рию о том, как обо­крали вете­рана Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парад­ный пиджак ста­рика, на кото­ром были при­креп­лены все его бое­вые награды. 

Как вете­ран пере­жил это – трудно ска­зать, но на Парад Победы 9 мая он не пошел: стыдно было перед одно­пол­ча­нами появиться без бое­вых наград. Этот при­мер уже не про­сто неува­же­ние, это над­ру­га­тель­ство над всей нашей историей.

Исто­ри­че­ская память у хамов выбита прочно, и этот про­вал не запол­нен ничем. Рабо­тая в гума­ни­тар­ном ВУЗе, я как-то спро­сил пер­во­курс­ни­ков, кто из трех исто­ри­че­ских дея­те­лей – Алек­сандр Нев­ский, Батый и Дмит­рий Дон­ской были современниками.

Один сту­дент робко отве­тил, что, навер­ное, Батый и Димит­рий Дон­ской. Осталь­ные про­мол­чали. Это гово­рит о каче­стве обра­зо­ва­ния в нашей сред­ней школе, ведь пер­во­курс­ники – это вче­раш­ние школьники.

Семья и школа должны при­ви­вать гор­дость за свою исто­рию, а сей­час в голо­вах у школь­ни­ков – некий склад, в кото­ром витают отдель­ные раз­роз­нен­ные мифы.

Вос­пи­та­ние же на при­ме­рах исто­ри­че­ских, на при­ме­рах доб­ле­сти и отваги наших пред­ков спо­собно сфор­ми­ро­вать твер­дый харак­тер и почте­ние к старшим.

Что же озна­чают слова «отцы, не раз­дра­жайте детей ваших»?

Каж­дый чело­век – лич­ность, сотво­рен­ная по образу и подо­бию Божи­ему, поэтому в чело­веке, неза­ви­симо от его воз­раста, нужно ува­жать лич­ность. Отец и мать могут быть стро­гими, но если они отно­сятся к ребенку с ува­же­нием, то, без­условно, не будут про­во­ци­ро­вать его, будут всеми силами ста­раться не раз­дра­жать, ведь и самые непри­ят­ные вещи можно гово­рить с уважением.

Довольно часто роди­тели слиш­ком настой­чиво и тре­бо­ва­тельно вме­ши­ва­ются в жизнь уже вырос­ших детей. Такие про­блемы осо­бенно отчет­ливы в тех семьях, где есть только один ребе­нок. Всё вни­ма­ние, все роди­тель­ские силы сосре­до­то­чены на нем. 

Конечно, и в мно­го­дет­ных семьях могут воз­ник­нуть такие про­блемы, мно­го­дет­ность – это не пана­цея, но обычно они свой­ственны пре­иму­ще­ственно семьям малень­ким. Инфан­тиль­ность и эго­изм роди­те­лей, родив­ших одного ребенка, его соб­ствен­ный эго­изм –это то, с чем ребе­нок может не справиться.

Во все вре­мена рели­ги­оз­ный смысл почте­ния к роди­те­лям: «Ибо Бог запо­ве­дал: почи­тай отца и мать; и: зло­сло­вя­щий отца или мать смер­тью да умрет» (Мф.15,4) осо­бенно ясно про­яв­лялся в повсе­местно рас­про­стра­нен­ном у сла­вян отно­ше­нии к роди­тель­скому бла­го­сло­ве­нию, смысл и зна­че­ние кото­рого мы должны объ­яс­нять нашим детям и буду­щим поколениям.

Сайт «Обра­зо­ва­ние и пра­во­сла­вие» Ново­си­бир­ской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки