Передать ребенку дух правды и справедливости

Передать ребенку дух правды и справедливости

(7 голосов3.9 из 5)

Совесть есть у всех. И есть тысячи спо­со­бов успо­ко­ить совесть, заглу­шить ее. Дети зани­ма­ются этим посто­янно. Ребенка мучит совесть: пло­хие отметки по мате­ма­тике. Сей­час же нахо­дится оправ­да­ние: а зачем мне мате­ма­тика? Я мате­ма­ти­ком ста­но­виться не собираюсь.

Или он пере­но­сит свои каче­ства: все пло­хие, все дураки, все воруют! Или он всех дер­жит в вино­ва­тых. Или, бывает, ухо­дит в свои болезни. Спо­со­бов защиты от самого себя много.

И мы стал­ки­ва­емся с одним из очень труд­ных вопро­сов педа­го­гики: эти дет­ские и юно­ше­ские раз­гла­голь­ство­ва­ния, эти рас­суж­де­ния типа «зелен вино­град» и «ничего страш­ного», эти сделки с сове­стью – боль­шая опас­ность в духов­ном раз­ви­тии ребенка. Не то страшно, что плохо учится, а страшно, что у него еще и совесть спо­койна, нашел оправдание.

Да, мы не все­гда настолько сильны, чтобы посту­пать лишь по сове­сти, но мы должны пони­мать свою сла­бость именно как слабость.

Дели­кат­ней­шее дело – вос­пи­та­ние совест­ли­во­сти! Будет ли ребе­нок совест­ли­вым чело­ве­ком, будет ли он испол­нять тре­бо­ва­ния сове­сти – это цели­ком зави­сит лишь от одного, одного и одного обсто­я­тель­ства: насколько законы сове­сти будут вопло­щаться в жизнь вокруг него. Дру­гими сло­вами – насколько люди будут спра­вед­ливы. Дети нуж­да­ются в повы­шен­ном по срав­не­нию с обыч­ной жиз­нью уровне спра­вед­ли­во­сти. Холод, голод, все­воз­мож­ные лише­ния – ничто не страшно ребенку так, как несправедливость.

Создать вокруг сво­его ребенка зону пол­ной спра­вед­ли­во­сти роди­тели не могут, но то, что мы можем дать, мы дать обя­заны. Если же вме­сто того, чтобы годами пока­зы­вать детям при­мер спра­вед­ли­во­сти, мы нач­нем сво­дить счеты: ты со мной неспра­вед­ливо посту­пил – ну и я с тобой так же; если мы видим спра­вед­ли­вость не в реше­нии про­блем, а в бес­ко­неч­ной череде нака­за­ний и наград, если нам кажется, будто мир устроен по прин­ципу «баш на баш», за добро – поощ­ре­ние, за про­сту­пок – нака­за­ние, то мы только под­ры­ваем веру в правду. И бес­ко­нечно и без­воз­вратно ослаб­ляем духов­ные силы ребенка.

Ребе­нок посту­пает не по сове­сти, совесть спит в нем? Зна­чит, вокруг него ослаб­лен фон спра­вед­ли­во­сти – дру­гой при­чины нет.

Надо не чтобы ребе­нок посту­пал честно – он научится. Надо, чтобы мы посту­пали честно в его гла­зах. Чтобы он чув­ство­вал наше стрем­ле­ние к правде, чтобы неза­метно пере­да­вался ему дух правды и совести.

Спра­вед­ли­вость, то есть посту­пок по правде, детям, как и всем людям, важ­нее еды, сла­до­стей, игру­шек и даже любви.

Правда живет без нас, спра­вед­ли­вость тво­рится нами. Сле­до­ва­тельно, совест­ли­вость появ­ля­ется у детей, когда в мире – правда, в роди­те­лях – спра­вед­ли­вость. При­том без напо­ми­на­ний о сове­сти, без обра­ще­ния к совести.

Из книги С. Соло­вей­чика “Педа­го­гика для всех”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки