Пост и золотой ключик Рождества

Пост и золотой ключик Рождества

(3 голоса5.0 из 5)

Как  про­ве­сти с поль­зой Рож­де­ствен­ский пост?  О чём стоит заду­маться  хри­сти­а­нам помимо пост­ного меню?  Как под­го­то­вить свою душу к встрече с Рож­де­ством Хри­сто­вым, к сим­во­ли­че­ской встрече с Богом­ла­ден­цем, и не пройти мимо праздника? 

В ста­тье “Как не про­зе­вать Рож­де­ствен­ский пост?” об этом раз­мыш­ляет одна из авто­ров пра­во­слав­ного жур­нала «Фома» Марина Борисова.

«Я очень люблю Рож­де­ство. Хотя сего­дня оно очень напо­ми­нает Новый год моего детства. 

Народ­ная память пере­несла на него весь тра­ди­ци­он­ный эмо­ци­о­наль­ный заряд запре­щен­ного совет­ской вла­стью Рож­де­ства – то же рас­ту­щее ожи­да­ние, дол­гая пред­празд­нич­ная суета, елка, «Щел­кун­чик»…

И глав­ное, все­по­гло­ща­ю­щее ожи­да­ние Чуда. С боль­шой буквы.

Вот сей­час, как в сказке, про­бьют куранты, и нач­нется какая-то дру­гая,  насто­я­щая,  уди­ви­тель­ная жизнь, откро­ется вол­шеб­ная дверь в иной, бли­ста­ю­щий мир.

Rozhdestvo Foma1 300x162 - Пост и золотой ключик Рождества

И для боль­шин­ства людей в этом смысле мало что изме­ни­лось. Все эти эмо­ции и сего­дня больше отно­сятся к Новому году, а не к Рож­де­ству. Потому и повто­ря­ются из года в год так вол­ну­ю­щие мно­гих вопросы: а как же быть нам, пра­во­слав­ным – у всех Новый год, а у нас сугу­бый пост?

Лично для меня «кри­зис Нового года» начался с песни Окуд­жавы «Про­ща­ние с ново­год­ней елкой». С ее тра­ги­че­ским финалом:

Но начи­на­ется вновь суета.
Время по-сво­ему судит.

И в суете тебя сняли с креста,
И вос­кре­се­нья не будет.

И прон­зи­тель­ным послед­ним образом:

Ель, моя ель! Словно Спас на крови
Твой силуэт отдаленный,

будто бы след удив­лен­ной любви,
вспых­нув­шей, неутоленной.

В этих сло­вах, по край­ней мере, для меня, ключ к пара­доксу Рождества.

Ведь, если разо­браться, что, соб­ственно, мы празд­нуем? Ну ладно, когда мы в род­доме встре­чаем цве­тами маму с ново­рож­ден­ным, мы раду­емся его при­ходу из небы­тия в бытие. 

Но тут Мла­де­нец, кото­рый и есть сама жизнь, рож­да­ется… в смерть. А перед ней – мы знаем – будет непо­ни­ма­ние окру­жа­ю­щих, отвер­жен­ность, пре­да­тель­ство ближ­них, пуб­лич­ное пору­га­ние и богооставленность.

Да и как Он при­хо­дит в мир? Роди­те­лей, зате­ряв­шихся в толпе «мигрантов»-чужаков, никто в Виф­ле­еме не желает пус­кать на порог. В эту свя­тую ночь их удел, по сло­вам мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния, «оди­но­че­ство – страш­ное, жгу­чее, убий­ствен­ное оди­но­че­ство, кото­рое сне­дает сердца столь­ких людей».

По-моему, чтобы понять смысл Рож­де­ствен­ского поста, нужно про­сто осо­знать тра­ге­дию самого собы­тия Рож­де­ства. Ведь что происходит?

Без­греш­ному Мла­денцу при­ви­ва­ется мой грех, чтобы Он выра­бо­тал в Себе анти­ви­рус, кото­рый потом помо­жет мне изле­читься, даст шанс избе­жать смерти. 

И мне Его не жалко? Мне не страшно от мысли, что по моей вине Он будет стра­дать, болея моими болез­нями? Не хочется пла­кать и каяться, поста­раться избыть хоть часть этой заразы, чтобы она не доста­лась Ему?

Что делать, такие уж мы тол­сто­ко­жие – только потря­се­ние спо­собно выбить в нас искру любви и рас­ка­я­ния (Еван­ге­лие, если читать его вни­ма­тельно, при­ме­няя к себе, таит много таких потря­се­ний). И если это про­ис­хо­дит, наша излюб­лен­ная тема «вкус­ной и здо­ро­вой пост­ной пищи» как-то даже не при­хо­дит в голову.

Она занята дру­гим: как под­го­то­вить свою душу, свое сердце к встрече, как сде­лать там пред­празд­нич­ную уборку, чтобы, когда взой­дет Виф­ле­ем­ская звезда, крик­нуть Свя­тому Семей­ству: идите сюда, ко мне, я давно вас жду!

И тогда кипя­щая вокруг ново­год­няя кутерьма пере­ста­нет быть поме­хой и про­бле­мой. Ведь наво­дить поря­док в душе не обя­за­тельно, посы­пая голову пеп­лом. Дея­тель­ная любовь к ближ­ним рабо­тает ничуть не хуже. Осо­бенно, если уда­ется при этом не забыть о своей глав­ной цели и идти от смысла собы­тия – к быту. А не наоборот.

…И когда это уда­ется, ожи­вает то, забы­тое, дет­ское ожи­да­ние Чуда. И оно про­ис­хо­дит. Рож­де­ство – как ска­зоч­ный золо­той клю­чик – откры­вает завет­ную дверь, за кото­рой дорога, путь, веду­щий к забрез­жив­шей на гори­зонте Пасхе. 

Там, впе­реди, Вос­кре­се­ние, и оно, опро­вер­гая бал­ладу Окуд­жавы, будет. И это делает Рож­де­ство таким без­услов­ным, таким все­лен­ским празд­ни­ком, впус­ка­ю­щим нас в дей­стви­тельно бли­ста­ю­щий, хоть и тра­ги­че­ски труд­но­до­сти­жи­мый для нас мир, где нет и не может быть неуто­лен­ной любви.

Сайт пра­во­слав­ного жур­нала «Фома»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки