Практические действия по подготовке к школе

Практические действия по подготовке к школе

(8 голосов3.4 из 5)

Итак, в жизни вашей семьи насту­пил ответ­ствен­ный момент — послед­ний год перед шко­лой. При­чем роди­тели, как пра­вило, больше пере­жи­вают по этому поводу, чем сами дети. Школа не за горами, а ребе­нок еще ничего не умеет: ни читать, ни писать, сти­хов не знает, его инте­ре­суют только игры, мульт­фильмы и вообще он дольше трех минут не может поси­деть на месте.

Что же делать роди­те­лям, чтобы пре­одо­леть период поступ­ле­ния в школу с наи­мень­шими поте­рями для семьи?

Прежде всего, необ­хо­димо успо­ко­иться, про­ана­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию и опре­де­лить так­тику даль­ней­ших действий.

Опре­де­лите ваши цели и (что еще более важно) поря­док их достижения.

Во-пер­вых, не забы­вайте, что ваше оза­бо­чен­ное лицо, посто­ян­ное одер­ги­ва­ние ребенка, рез­кая смена жиз­нен­ного ритма (еще вчера малыш мог гулять хоть весь день напро­лет, а сего­дня ему назна­чают стро­гий режим) может оза­да­чить ребенка и выра­бо­тать у него стой­кое отвра­ще­ние к школь­ному про­цессу еще до начала соб­ственно обучения.

Ни в коем слу­чае нельзя этого допу­стить, ведь вам еще десять лет учиться!

Сле­до­ва­тельно, цель номер один может быть сфор­му­ли­ро­вана под общим заго­лов­ком — “не навредить”!

Во-вто­рых, опре­де­лите “силь­ные” и “сла­бые” сто­роны вашего ребенка. Что в него лучше раз­вито, а что хуже: логи­че­ское мыш­ле­ние, фан­та­зия, память, слу­хо­вое вос­при­я­тие, и т.д.

Цель номер два: найти “сла­бые сто­роны и под­тя­нуть их”.

В‑третьих, необ­хо­димо сфор­ми­ро­вать у вашего ребенка общий поло­жи­тель­ный настрой на буду­щую учебу.

Итак, что вам необ­хо­димо делать, чтобы поступ­ле­ние в школу и даль­ней­шая учеба были успешными?

Не отда­вайте ребенка в школу, если на момент поступ­ле­ния вы чув­ству­ете, что он еще “не готов”. Проще всего, не отда­вать его в школу до семи­лет­него возраста.

Зани­май­тесь со своим ребен­ком дома, осо­бенно, за год до школы.

Часто бывает такая ситу­а­ция. Роди­тели с уми­ле­нием на лице заяв­ляют, что их шести­лет­ний ребе­нок такой умница, что уже абсо­лютно готов к школе: и читает, и пишет, и рисует, и стихи рас­ска­зы­вает, и вообще, зачем ему сло­няться еще целый год в дет­ском саду, ему ведь будет про­сто скучно!

Не забы­вайте, ребенку редко когда бывает скучно. Осо­бенно подвиж­ному, гипер­ди­на­мич­ному малышу, для кото­рого само дви­же­ние — жизнь.

Если вы счи­та­ете, что ваш ребе­нок уже пере­рос дет­ский садик, можете допол­ни­тельно опре­де­лить его в кру­жок или сек­цию “по интересам”.

Шести­лет­ний ребе­нок может сколь угодно хорошо быть под­го­тов­лен­ным к школе в плане общего обра­зо­ва­ния и раз­ви­того интел­лекта, но не стоит упус­кать из виду его пси­хо­фи­зи­че­ского состояния.

Ведь школа — это дис­ци­плина, сиде­ние за пар­той про­дол­жи­тель­ное время, стро­гий режим уро­ков, обще­ние с учи­те­лями, уче­ни­ками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не смо­жет делать только что, что ему нра­вится и столько, сколько ему хочется.

Это пси­хо­ло­ги­че­ская готов­ность к школе более важна на пер­вом году учебы, чем все остальное.

Ника­кие под­го­то­ви­тель­ные курсы и суперот­зыв­чи­вые учи­теля не исчер­пают про­блему фор­ми­ро­ва­ния школь­ной зре­ло­сти ребенка. Вашему малышу нужен инди­ви­ду­аль­ный под­ход, кото­рый най­дут только сами родители.

С ребен­ком нужно зани­маться дома. Не важно кому: маме, папе, бабуш­кам, всем вме­сте. Глав­ное, это систем­ность таких заня­тий и общая направ­лен­ность. И не надо отне­ки­ваться фра­зами “ребенка не тянет к заня­тиям”, “он не слу­ша­ется род­ных”, “посто­янно отвле­ка­ется на посто­рон­ние дела” и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне смо­жете само­сто­я­тельно под­го­то­вить сво­его ребенка к школе или, по край­ней мере, настро­ить его на нуж­ный лад.

Пра­вило первое.

Опре­де­лите период наи­боль­шей рабо­то­спо­соб­но­сти ребенка.

Вы навер­няка зна­ете, что у вашего малыша (как, впро­чем, и у всех детей) бывают “пло­хие” дни и даже часы. Насильно заста­вить его что-либо делать в это время (напри­мер, писать или читать) трудно, а порой и вообще не воз­можно. Наста­и­вать — зна­чит пона­прасну губить и его, и свои нерв­ные клетки.

Учите ребенка само­сто­я­тельно кон­тро­ли­ро­вать свое настроение.

Ино­гда пери­оды наи­боль­шей рабо­то­спо­соб­но­сти можно вычис­лять. Неко­то­рые дети, осо­бенно успешно зани­ма­ются по утрам, перед сади­ком. Зна­чит, их не стоит мучить вече­рами. Дру­гие, наобо­рот, встают с тру­дом, зато вече­ром активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать при­меры и т.д. Такие пери­оды актив­но­сти можно вычис­лить только мето­дом проб и оши­бок. И лучше это сде­лать именно в пред­школь­ный период, исходя их осо­бен­но­стей малыша, а не из соб­ствен­ных пред­став­ле­ний о том, что лучше, а что нет.

Пра­вило второе.

Чет­кий ритуал про­ве­де­ния занятия.

Чтобы заня­тия про­хо­дили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове суще­ство­вало хоть какое-то вни­ма­ние и хоть какая-то внут­рен­няя дис­ци­плина, ему, прежде всего, необ­хо­дима дис­ци­плина внешняя.

Не отно­си­тесь к домаш­ним заня­тиям как к балов­ству, иначе такое же отно­ше­ние будет у ребенка и к обу­че­нию в школе. Ника­ких заня­тий на кухон­ном столе, пока мама стоит у плиты, ника­ких вклю­чен­ных теле­ви­зо­ров, маг­ни­то­фо­нов, радио и т.д.

Ребенку, гото­вя­ще­муся к школе необ­хо­димо посто­ян­ное место про­ве­де­ния еже­днев­ных заня­тий. Это место должно быть орга­ни­зо­вано пра­вильно, можно даже ска­зать, хре­сто­ма­тийно. Стол и стул нуж­ной высоты, свет слева (если ребе­нок левша, то свет справа), на столе ничего лиш­него, сидя за сто­лом, ребе­нок не дол­жен смот­реть в окно и жела­тельно не стену.

Ритуал — клю­че­вое слово при про­ве­де­нии занятия.

Как пра­вило, сами заня­тия — рисо­ва­ние пало­чек-крю­чоч­ков — не вызы­вают у ребенка види­мых труд­но­стей. Глав­ная задача роди­те­лей — не давать малышу отвле­каться. При­чем делать это нужно без види­мого нажима, без окри­ков и вообще повы­ше­ния голоса. Все должно быть спо­койно, так­тично, уверенно.

Надежда на то, что ребе­нок с пер­вых же разов будет выпол­нять зада­ния само­сто­я­тельно (осо­бенно если это гипер­ди­на­мич­ный ребе­нок) мала. В начале обу­че­ния с малы­шом при­дется “сидеть”. Нуд­ное рисо­ва­ние одних и тех же знач­ков без кон­троля роди­те­лей при­ве­дет к совер­шен­ней­шему без­об­ра­зию в тет­ради, кото­рое, в первую оче­редь, будет рас­стра­и­вать именно его, а также зани­жать его само­оценку и в конеч­ном итоге может при­ве­сти к разо­ча­ро­ва­нию в своей спо­соб­но­сти обу­чаться в целом.

Пра­вило третье.

Отра­ботка пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти выпол­не­ния заданий.

Мно­гие педа­гоги реко­мен­дуют начи­нать работу с самого слож­ного зада­ния, посте­пенно пере­ходя к более про­стым. Но такой ритм под­хо­дит далеко не всем детям, столк­нув­шись сразу со слож­но­стями в самом начале работы, ребе­нок, образно говоря, “опу­стит руки” и пол­но­стью поте­ряет и без того невы­со­кую сосре­до­то­чен­ность инте­рес и готов­ность к работе. Дети любят делать то, что у них полу­ча­ется и слы­шать слова одоб­ре­ния. Труд­но­сти спо­собны сти­му­ли­ро­вать только взрос­лых, сфор­ми­ро­вав­шихся лич­но­стей. Поэтому начи­нать выпол­не­ние зада­ний нужно с самого лег­кого (с точки зре­ния именно вашего ребенка), с такого, кото­рое обя­за­тельно полу­чится. Дальше нужно пере­хо­дить к более труд­ным зада­ниям, дости­гая мак­си­маль­ного уровня слож­но­сти при­бли­зи­тельно в сере­дине заня­тия. Закан­чи­вать урок, в этом слу­чае, вы будете также доста­точно лег­ким зада­нием. А в конце можно вообще повто­рить что-нибудь из уже прой­ден­ного мате­ри­ала. Таким обра­зом, у ребенка оста­нется ощу­ще­ние успеш­но­сти всего заня­тия в целом.

Пра­вило четвертое.

При любых обсто­я­тель­ствах исхо­дите только из осо­бен­но­стей именно вашего ребенка.

Дети все­гда готовы к сотруд­ни­че­ству. Под­го­то­вить ребенка с нор­маль­ным интел­лек­том к сред­не­ста­ти­сти­че­ской обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе можно прак­ти­че­ски все­гда, но ино­гда при­хо­дится весьма при­чуд­ли­вым обра­зом учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти малыша. Нико­гда не наве­ши­вайте ярлы­ков на сво­его ребенка. Не ломайте его пси­хику. У него все получится.

Готов­ность номер один.

Учи­ты­вая все выше­пе­ре­чис­лен­ные советы, не стре­ми­тесь однако напич­кать малыша кучей зна­ний обо всем — важен не столько объем, сколько их каче­ство. То есть роди­тели должны не только учить ребенка читать и писать, но и раз­ви­вать речь, спо­соб­ность раз­ли­чать звуки, созда­вать усло­вия для раз­ви­тия мото­рики, осо­бенно дви­же­ний руки и пальцев.

Иными сло­вами, роди­те­лям нужно:

• раз­ви­вать в ребенке спо­соб­ность слушать;

• учить пони­ма­нию прочитанного;

• раз­ви­вать уме­ние пере­ска­зы­вать; про­во­дить зри­тель­ное сопоставление;

• решать с ним про­стые задачи;

• вме­сте с ребен­ком ана­ли­зи­ро­вать, срав­ни­вать слова.

Все это необ­хо­димо для того, чтобы буду­щий школь­ник на момент поступ­ле­ния в пер­вый класс умел:

• слу­шать взрос­лого и вос­при­ни­мать его ука­за­ния, руко­вод­ству­ясь ими во время занятий;

• осо­зна­вать необ­хо­ди­мость спра­ши­вать, если зада­ние ему не понятно;

• оце­ни­вать свою работу;

• вла­деть поня­ти­ями “больше”, “меньше”, “оди­на­ково”, “столько же”, “корот­кий”, “длин­ный”, “старше”, “младше”;

• срав­ни­вать самые про­стые предметы.

При поступ­ле­нии в школу вашему ребенку могут устро­ить проверку.

Помните, что вы при­вели ребенка в школу для того, чтобы его там учили, то есть он вовсе не обя­зан знать ответы на все вопросы, уметь читать, писать, и т.д. Глав­ное, это пси­хо­ло­ги­че­ская готов­ность, чтобы ребе­нок не сму­щался, отве­чал на вопросы, ответы на кото­рые ему известны, про­явил общую осве­дом­лен­ность о том как его зовут, где он живет, чем зани­ма­ются родители.

Гото­вить ребенка к пред­сто­я­щему собе­се­до­ва­нию нужно обя­за­тельно. Дома это удоб­нее всего сде­лать в форме игры.

Для про­верки сло­весно-логи­че­ского мыш­ле­ния при­ду­майте некую тему и попро­сите ребенка рас­ска­зать все, что он думает по этому поводу, вы можете его спро­сить, напри­мер, какие виды спорта он знает, зачем людям транс­порт, какого чело­века назы­вают доб­рым, и т.д.

Чтобы раз­вить вни­ма­тель­ность и остроту вос­при­я­тия на слух, про­из­не­сите некое пред­ло­же­ние и попро­сите ребенка повто­рить его. Посмот­рите, насколько точно это ему удастся, пред­ло­же­ния могут быть самые раз­ные, напри­мер такое: “С утра шел дождь, но после обеда выгля­нуло сол­нышко и стало тепло”.

Про­ве­рить сло­вар­ный запас ребенка можно так. Спра­ши­вайте по оче­реди о каком-нибудь слове (тема­тика должна быть самой раз­ной) и посмот­рите, насколько пол­ным и обсто­я­тель­ным будет ответ ребенка. Важно, чтобы он не только смог объ­яс­нить зна­че­ние слова, но и делал это не только с помо­щью прак­ти­че­ских дей­ствий, жестов, рисо­ва­ния, но и сло­весно опи­сы­вая как можно более полно.

Это напо­ми­нает люби­мую мно­гими игру “корова” или “кро­ко­дил” с той лишь раз­ни­цей, что здесь слова можно и нужно объ­яс­нять с помо­щью дру­гих слов.

При­мер­ный набор слов такой: “машина, письмо, ручка, кожа, ехать, зонт, раз­ре­зать, острый”.

Про­верьте, насколько хорошо ваш малыш “чув­ствует” слова, пусть он объ­яс­нит какое из при­ве­ден­ных слов длин­нее, какое короче и почему. Слова могут быть самые раз­ные: мяч и мячик, земля и чер­вя­чок, кит и кот.

Еще одна очень полез­ная игра. Взрос­лый начи­нает ее про­из­неся: “Мы соби­ра­емся в гости к бабушке и берем с собой яблоки”. Ребе­нок повто­ряет ска­зан­ное и добав­ляет еще что-нибудь: “Мы соби­ра­емся в гости к бабушке и берем с собой яблоки и бананы”. И так далее. На каком-то этапе вы можете спе­ци­ально допу­стить ошибку в пере­чис­ле­нии и посмот­реть, заме­тит ли это ваш малыш.

В школе при­дется вос­при­ни­мать инфор­ма­цию на слух. Про­из­не­сите не спеша десять раз­но­пла­но­вых слов, напри­мер: трава, пять, рука, солнце, пла­тье, каран­даш, теле­фон, нос, чашка, дом. Пусть ребе­нок повто­рит слова, кото­рые запом­нил, норма — 6 слов.

Не забы­вайте о зри­тель­ной памяти. На листке бумаги начер­тите две­на­дцать квад­ра­тов раз­ме­ром 3x3 и в каж­дом из них нари­суйте что-нибудь, напри­мер, сол­нышко, букву, дом, машину. Рисунки не повто­ряйте. Пусть ребе­нок вни­ма­тельно рас­смот­рит рисунки в тече­ние 30 секунд. Затем пере­вер­ните листок и попро­сите малыша пере­чис­лить кар­тинки, кото­рые он запом­нил (нор­маль­ный уро­вень — 8 картинок).

Опре­де­лите само­оценку буду­щего школь­ника. Это важ­ный фак­тор успеш­ной учебы, ведь зна­ния вашего ребенка каж­дый день будут оце­ни­вать и нужно, чтобы он пра­вильно реа­ги­ро­вал как на похвалу, так и на наре­ка­ния со сто­роны учителя.

Пусть на каж­дое из десяти пред­ло­жен­ных слов-харак­те­ри­стик о себе ребе­нок даст поло­жи­тель­ный или отри­ца­тель­ный ответ, напри­мер: хоро­ший, доб­рый, умный, веж­ли­вый, тру­до­лю­би­вый, и т.д. сред­ний уро­вень само­оценки 4–7 баллов.

Не спе­шите рас­стра­и­ваться, если пока­за­тели вашего ребенка не очень высоки. Глав­ное помните, что и под­го­то­ви­тель­ные курсы, и пред­сто­я­щее собе­се­до­ва­ние в школе, и домаш­няя репе­ти­ция — это всего лишь сбор необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции, кото­рая помо­жет разо­браться в сла­бых и силь­ных сто­ро­нах буду­щего уче­ника, кото­рый даст пищу для раз­мыш­ле­ний роди­те­лям и учителям.

Источ­ник: сайт Art.Thelib.Ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

5 комментариев

  • Оля, 21.08.2019

    Пыта­лась само­сто­я­тельно зани­маться под­го­тов­кой к школе с доче­рью, не полу­чи­лось, вечно на муль­тики отвле­ка­лась, лени­лась. Запи­сала ее в нуле­вой класс. Ей очень понра­ви­лось там, даже ухо­дить не хотела, с ними там зани­ма­ются не только осно­вами для школы, но и учат общаться, учат ответ­ствен­ному отно­ше­нию к делам, а глав­ное, что это досуг ребёнка на целый день, а не на 2 часа, как на дру­гих кур­сах по под­го­товке в школу. Наде­юсь, хорошо будет учиться, благо дру­зей мы уже нашли. 

    Ответить »
  • Федор, 30.08.2018

    Я для сво­его ребенка нанял репе­ти­тора на бирже. Счи­таю, что нельзя эко­но­мить на буду­щем сво­его же ребенка. Поэтому когда в про­шлом году пошел в школу отлично справ­лялся со всеми домаш­ними зада­ни­ями сам. 

    Ответить »
  • Коти­кЛиля, 02.05.2017

    Мы столк­ну­лись с тем, что дочка не пони­мала, что такое школа, что от нее тре­бу­ется в плане пове­де­ния, учебы, как будет оце­ни­ваться ее работа, как всё вообще устро­ено в школе. Под­го­то­вить к этому ребенка зара­нее КРАЙНЕ ВАЖНО! И про­сто раз­го­воры об этом мало помо­гают, важно потре­ни­ро­ваться на соб­ствен­ном опыте в игро­вой форме! Нам всем уже учи­тель­ница посо­ве­то­вала, но я безумно жалею, что не знала об этом ПЕРЕД шко­лой. Посмот­рите “Письма из сказки- обу­че­ние с увле­че­нием”. Это сде­лано как пере­писка с игруш­ками из Музея игру­шек, они хотят учиться в школе, но у них школы нет. Они про­сят ребенка открыть для них школу и стать в ней учи­те­лем. Ребе­нок учит их писать, читать, счи­тать… Про­ве­рят тет­радки, ста­вит оценки! Парал­лельно с игруш­ками слу­ча­ются вся­кие исто­рии, ребе­нок им помо­гает… Все сде­лано как интер­ак­тив­ная бумаж­ная пере­писка — 11 писем. Это чудо!!!! Реко­мен­дую от чистого сердца.

    Ответить »
  • Акжар­кын, 23.03.2016

    Очень полез­ная статья! =)

    Ответить »
  • Алеся, 16.12.2013
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки