Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»

Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»

(2 голоса3.5 из 5)

На встре­чах с одним из люби­мых  пра­во­слав­ных авто­ров и про­по­вед­ни­ков про­то­и­е­реем  Андреем Тка­че­вым  веру­ю­щие задают отцу Андрею раз­ные вопросы, но темы семьи и вос­пи­та­ния детей и под­рост­ков  в диа­логе с пас­ты­рем оста­ются самыми обсуж­да­е­мыми, ост­рыми и полемичными.

Почему  “завихривает” в стороны?

При­е­хав в Тулу в сере­дине марта 2019 года на День пра­во­слав­ной книги, опыт­ный про­по­вед­ник с пер­вых слов завла­дел вни­ма­нием зала, пред­ло­жив участ­ни­кам встречи пого­во­рить о том, что тре­во­жит всех, «чтобы это меньше нас тре­во­жило». В ходе более чем часо­вого  обще­ния с ауди­то­рией  о. А. Тка­чев обо­зна­чил наи­бо­лее акту­аль­ные про­блемы цер­ков­ной и семей­ной жизни.

maxresdefault 1 - Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»Отец Андрей пред­по­ло­жил – каж­дому, у кого есть дети, тема  под­ростка в Церкви близка. Ведь как обычно бывает?

До под­рост­ко­вого  воз­раста  дочери и сыно­вья послушно ходят за руку  в храм, а потом отпа­дают от Церкви, словно мир начи­нает «завих­ри­вать» их дви­же­ние в дру­гие сто­роны.

Такая про­блема была и раньше, но сего­дня обо­зна­ча­ется всё ост­рее: дети пере­стают  жить цер­ков­ной жиз­нью, начи­нают  мыс­лить иными  кате­го­ри­ями и стандартами.

Как к этому под­хо­дить и что это такое?  По сло­вам про­то­и­е­рея А. Тка­чева, вера должна соот­вет­ство­вать раз­ным пери­о­дам взрос­ле­ния, а  каж­дый воз­раст дол­жен соот­вет­ство­вать  сво­ему уровню  веры. 

Убе­лён­ный седи­нами ста­рец не имеет права верить дет­ской верой и быть как дитя на руках у матери. Взрос­лый чело­век дол­жен  веро­вать созна­тельно, зрело и пони­мать, как совер­шить пере­ход от дет­ской  веры к взрос­лой, дол­жен насту­пить внут­рен­ний рубеж: я сам верую, но не оттого, что за руку в храм привели.

В вере должны быть кри­зисы. Отец Андрей при­вел в каче­стве под­твер­жде­ния этого тезиса притчу о блуд­ном сыне. По сути, ушед­ший сын  сво­его отца лучше не ушед­шего, кото­рый ухо­дил  и вер­нулся – опыт отпа­де­ния  ока­зался для него поле­зен.  А вот его брат – мрач­ный чело­век, кото­рый никого не любит.

Он, вроде бы, от  сво­его отца (то есть от Бога)  не ухо­дит, но и не раз­де­ляет его радо­сти о брате. И потому он неслу­чайно стоит в углу притчи, он брата отка­зался бра­том назы­вать, гово­рит о нем: «вот, сын твой». Он не отпал, но к Богу-отцу и не при­бли­зился, и именно поэтому все про­яв­ле­ния оте­че­ской любви доста­ются не ему.

По сло­вам о. Андрея Тка­чева, Цер­ковь состоит из таких вот блуд­ных сыно­вей  – из людей, кото­рые при­шли в нее в зре­лом воз­расте, имели опре­де­лен­ный   опыт поиска, инте­ре­со­ва­лись чем-то духовным. 

Когда чело­век  при­хо­дит к вере, он не может сразу войти в Цер­ковь,  обре­ме­нен­ный ошиб­ками и гре­хами. И мно­гие пере­жи­вали эти слож­ные пери­оды – и тяже­лое воцер­ко­в­ле­ние, и опыт отпа­де­ния, и опыт жизни без молитвы.

Вот и под­ростки  не ушли бы из теп­лых объ­я­тий семьи и из церкви, если бы у них не воз­ни­кали вопросы, ска­жем,  почему такой любя­щий Бог допус­кает боль, болезни и стра­да­ния? Ответы должны быть про­из­не­сены и выстра­даны ими изнутри, и пока этого нет, так они и будут шататься, и роди­те­лям к этому надо быть готовыми.

Вера и её кризисы

«Мало свя­тых от колы­бели до могилы. Подав­ля­ю­щее число людей идут непо­нят­ной тра­ек­то­рией, в под­рост­ко­вом воз­расте колеб­лются.

У нас нет опыта свя­того хри­сти­ан­ского дет­ства. Прийти ко Хри­сту с пока­я­нием – это нам более менее понятно, а что такое жить свя­тым дет­ством? Что такое быть хри­сти­а­ни­ном и, ска­жем, играть в фут­бол,  учиться в пятом классе?

image - Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»

Мы, взрос­лые, этого не знаем. Мы при­шли раз­роз­нен­ные и иска­ле­чен­ные, нам и ска­зать ребенку нечего, когда воз­ни­кают нор­маль­ные дет­ские вопросы», – заме­тил отец Андрей.  Нередко бывает и так, что под­ро­сток, почув­ство­вав пере­мены в себе, думает: «Дайте миром пору­лить», лет в 16  успо­ко­ится,  а потом ста­нет взрос­лый и нач­нет ходить в Цер­ковь. Но у нас нет этого в опыте – по сути, только пер­вое поко­ле­ние людей – это хри­сти­ане  с детства.

В нашем дет­стве не было мно­гих вещей, из-за кото­рых души начали мас­сово поги­бать – в том числе пор­но­гра­фии. Нар­ко­тики не были в ходу. А сего­дня  грех очень досту­пен, легок для  всех, столько соблазнов.

На самом деле, у сего­дняш­них моло­дых людей  совсем дру­гая жизнь, у них  свои скорби, болезни, свои при­зывы ко Хри­сту, а мы только можем  со сто­роны смот­реть и удив­ляться, как они еще живы. Да, вера пред­по­ла­гает кри­зисы. Чехов писал, что чело­век дол­жен либо веро­вать, либо искать веру, иначе он пустой человек.

Надо пере­жи­вать о том, чтобы мы могли помочь  детям разо­браться с недоумениями.

А то чего мы хотим? Чтобы ничего не меня­лось. Вот, ребе­нок ходит с бабуш­кой в цер­ковь, и вдруг – в 14 лет – гово­рит, всё, не пойду. И это нор­мально. Его вера должна меняться. Так не может быть, чтобы все оста­ва­лось в одном русле – надо, чтобы в 45 лет  у чело­века была вера 45-лет­него,  а не 7‑летнего, вера должна расти вме­сте с чело­ве­ком. Через все гор­нила пройти, соблазны, искушения.

Вот, ска­жем, почему рас­па­да­ются браки? Через 15 лет  у семьи про­блем  мно­же­ство, люди больше не могут друг у друга в гла­зах тонуть, им надо мно­гое решать в повсе­днев­но­сти. Надо, чтобы любовь повзрос­лела и была с выдерж­кой, как ста­рое вино – нельзя любить той наив­ной любо­вью, кото­рая была одна­жды – нужно, чтобы через 15 лет она была дру­гая, а через 30 – совсем другая.

«Любовь должна повзрос­леть, зака­литься с вами, пре­вра­титься в сокро­вище, а мы хотим, чтобы все оста­ва­лось тем же. Так и с детьми, и с супру­же­ством – нужно вовремя взрос­леть» – заклю­чает  о. Андрей.

Пас­тырь счи­тает: дети неиз­бежно будут вды­хать отрав­лен­ный воз­дух улицы и интер­нет-про­стран­ства и ста­раться быть на кого-то похо­жими. Юность – опас­ней­шее время жизни, об этом гово­рят свя­тые, напри­мер, Тихон Задон­ский.

ios greece party - Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»

«Пере­жили юность  – ска­жите спа­сибо Богу, что уце­лели – это самое дур­ное время. Кто может зави­до­вать моло­дым? Моло­дежи уми­рает не меньше, чем зре­лых и ста­рых людей. Моло­дость – не гаран­тия, что до ста­ро­сти дожи­вешь. Нечи­стый нач­нет мотать по жизни из греха в грех. От бес­смыс­лен­ной жизни и поги­бают, и нам непо­нятно, как пра­вильно отно­ситься к детям своим.

Чем взрос­лые могут помочь? Моло­дым людям нужно вовремя  услы­шать пра­виль­ные и трез­вые, спра­вед­ли­вые слова о себе и о моло­до­сти, кото­рая про­хо­дит» – заме­чает священник.

И снова женское лицо 

Дру­гая  про­блема, кото­рую выде­лил отец Андрей – это доми­ни­ро­ва­ние жен­щины в Церкви. Давно про­зву­чало, что  у пра­во­сла­вия – жен­ское лицо.

«Где, спра­ши­ва­ется, муж­чины? После Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны жен­щины боро­нили, пахали, стро­или.  Они же и в церкви моли­лись, тогда и пове­лось. Но ведь сего­дня все жен­щины хотели бы, чтобы их муж­чины были веру­ю­щими. И нет свя­щен­ника, кото­рый бы не хотел, чтобы хотя бы 40 про­цен­тов его при­хо­жан были муж­чины, но почему-то не складывается.

У нас пло­хие муж­чины? Вовсе нет, и в уме, и в храб­ро­сти, и в вынос­ли­во­сти они не хуже осталь­ных. Чего им не хва­тает, чтобы в цер­ковь ходить? Навер­ное, чего-то  важ­ного не сде­лано и свя­щен­ни­ками, и жен­щи­нами. Что-то не ска­зано пра­вильно, а где-то муж­чина боится, что жен­щина будет коман­до­вать им не только в быту, но и в храме тоже.

«У муж­чины есть ум, и его нужно кор­мить твер­дой здо­ро­вой пищей цер­ков­ной жизни –  заин­те­ре­со­вать его исто­рией, литур­ги­кой, дог­ма­ти­кой  – у муж­чины голова как ядер­ный реак­тор, ей нужно работать.

А если сюсю­кать с ним, что будет? Уйдет и не вер­нется, – гово­рит отец Андрей. – Да, наши дети должны ходить в цер­ковь, но прежде должны  пойти туда наши муж­чины. Как пареньку пойти в цер­ковь, на маму глядя? Ему нужны муж­ские при­меры – пока­жите ему веру­ю­щих муж­чин, героев, пока­жите Федора Коню­хова, будет инте­ресно. Поэтому  сна­чала надо бы именно муж­чин при­ве­сти в цер­ковь».

Отец Андрей Тка­чев уве­рен, что рели­ги­оз­ное зна­ние сле­дует  пре­по­да­вать  в семье  и делать это посто­янно,  систе­ма­ти­че­ски, не пере­кла­ды­вая это на педа­го­гов обыч­ной или вос­крес­ной школы. Кого спа­сет один час в неделю Закона Божия или ОПК? Это нужно посто­янно  при­ви­вать дома, и пре­по­да­вать, как счи­тает он, должны муж­чины. Почему? Потому что слово муж­ское и жен­ское весят по-раз­ному.

02414887 - Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»В иде­але дедушки должны бы учить рели­гии, это дедушка дол­жен бы рас­ска­зать внуку, взяв его на рыбалку, про свя­тых апо­сто­лов-рыба­ков, как они пошли за Хри­стом, про Нико­лая Чудо­творца, про свя­того Спиридона.

Научить молитве, научить  ребенка  читать книги, чтобы  детям  дед и папа рас­ска­зы­вали о Боге, а не бабушка и мама. Муж­чи­нам и при­ка­зано  свыше делать эту работу, а  вовсе не сажать дерево или стро­ить дом.

Отец  Андрей напом­нил об Иосифе Обруч­нике, о том, как свя­той Иосиф охра­нял дет­ство Хри­ста и покой Бого­ма­тери – Иосиф созда­вал  иллю­зию чело­ве­че­ской семьи, хра­нил Деву Марию, и малень­кий Иисус назы­вал Иосифа папой, хотя един­ствен­ный отец Его – Бог Правды.

Иосиф такую милость мог заслу­жить – беречь  Сына, хра­нить  его жизнь, научить  его читать  свя­щен­ные тек­сты Вет­хого Завета и про­ро­ков, храм посе­щать – то есть пре­по­дать всё рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние. Кроме того, каж­дый папа в древ­но­сти дол­жен  был  пере­дать свою про­фес­сию или обу­чить сына какому-либо делу.

«Най­дите сего­дня таких пап, да и про­сто най­дите пап – во мно­гих семьях их нет. А ведь именно папа обя­зан рас­крыть с ребен­ком Биб­лию, про­честь, обсу­дить с ним опи­сы­ва­е­мые там собы­тия – это его задача» – гово­рит о. А. Ткачев.

Хижина Дяди Тома

В заклю­че­ние встречи пас­тырь и писа­тель отве­тил на вопросы. Спра­ши­вали о заня­тиях ребенка ушу, о при­нуж­де­нии к молитве под­рост­ков, о добрач­ных отно­ше­ниях, о био­мет­ри­че­ских дан­ных, о запрете свя­щен­ника, о том, как про­стить роди­те­лей, кото­рые про­кли­нают детей и мно­гом другом.

На вопрос, не грех ли думать, пода­вая мило­стыню, что соби­ра­ешь себе сокро­вища на небе­сах, он отве­тил так: нет, не грех, но лучше забыть об этом сразу, ведь, если собрать копейки, кото­рые мы отдали в руки бед­ным, и набе­рется хотя бы 20 тысяч руб­лей, то хва­тит ли этого, чтобы поста­вить  себе хотя бы малень­кий домик?

«Хижину Дяди Тома не постро­ишь для нашего рай­ского пре­бы­ва­ния, разве что циновку бро­сишь – такова наша мило­стыня, чтобы только душа не зачерст­вела… Объем нашей мило­стыни – то, что мы зара­бо­тали для Цар­ствия Небес­ного, нам не поз­во­ляет гордиться.

А вот если  кто-то раз­бо­га­тел легаль­ным спо­со­бом, взял и ста­рую машину пода­рил мно­го­дет­ной семье, или купил коляску без­движ­ному, или без­дом­ному отдал дач­ный уча­сток с доми­ком  – вот это уже инве­сти­ция. Ста­ри­кам бес­по­мощ­ным, мно­го­дет­ным, в тюрьму, везде нужно помо­гать. Доб­рые дела как пол­но­вод­ная река должны течь, и не надо этим гордиться».

На вопрос о глав­ном фак­торе,  удер­жи­ва­ю­щем мир  от зла, батюшка отве­тил, что, пока мы воюем с замет­ным злом,  зло непри­мет­ное зача­стую неслышно под­хо­дит  к нам балет­ным шагом, и надо поду­мать каж­дому наедине с собой,  где зата­ился насто­я­щий враг.

«Нач­нем молиться – и будем Цер­ковь.  Да, у нас много боля­чек, и надо, по слову апо­столь­скому, про­мыть их вином и пома­зать елеем. Тру­ди­тесь, спа­сай­тесь, учи­тесь, сми­ряй­тесь, каж­дое вос­кре­се­нье будьте в церкви, иначе вы так и не при­дете по-насто­я­щему в Цер­ковь и не полю­бите Христа.

Кто Он, Удер­жи­ва­ю­щий вся­кое зло на пороге? Хри­стос, живу­щий в литур­гии. Только Боже­ствен­ная литур­гия  удер­жи­вает  мир от зла и подает нам с неба вся­кие блага. Боже­ствен­ная служба дер­жит нас. Любите литур­гию, иначе про­па­дете», – напут­ство­вал пастырь.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки