Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»

Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»

(7 голосов4.9 из 5)

«Слово сеет Сам Бог, а поле – сердце чело­века.  Почву в нем гото­вит и вос­пи­та­ние роди­тель­ское, и лите­ра­тура – она ведь тоже вос­пи­ты­вает. Хоро­шая книга – все­гда  вос­пи­та­тель души человека».

Так гово­рил писа­тель и пас­тырь про­то­и­е­рей Нико­лай Ага­фо­нов.  Книги автора отве­чают этому тре­бо­ва­нию – они вос­пи­ты­вают без нази­да­тель­но­сти, мно­гие из них адре­со­ваны  под­рост­кам и молодежи.

17 июня 2019 года батюшка поки­нул этот мир.  В память об отце Нико­лае пуб­ли­куем его интервью. 

Только факты

Про­то­и­е­рей Нико­лай Ага­фо­нов – член Союза писа­те­лей Рос­сии, автор рас­ска­зов, пове­стей, рома­нов. Лау­реат Пат­ри­ар­шей пре­мии по лите­ра­туре 2014 года и член попе­чи­тель­ского совета пре­мии на про­тя­же­нии несколь­ких лет.

IMG 2416 - Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»

Отец Нико­лай родился  под Пер­мью в 1955 году. Был руко­по­ло­жен  в диа­кона, затем в 1979 году – в свя­щен­ника. В его послуж­ном списке – Сара­тов, Вол­го­град, Самара. Окон­чил Мос­ков­скую духов­ную семи­на­рию и Санкт-Петер­бург­скую духов­ную ака­де­мию.  Являлся рек­то­ром Сара­тов­ской духов­ной семинарии.

С 1997 года  отец Нико­лай руко­во­дил мис­си­о­нер­ским отде­лом Вол­го­град­ской епар­хии. Про­то­и­е­рей Нико­лай Ага­фо­нов награж­ден орде­ном свя­ти­теля Инно­кен­тия III сте­пени. Он построил две пла­ву­чие мис­си­о­нер­ские церкви, бла­го­даря  чему  жители отда­лен­ных насе­лен­ных пунк­тов, где нет храма, живу­щие возле  реки, смогли участ­во­вать в Боже­ствен­ной литур­гии и цер­ков­ных таинствах.

«Капитанская дочка» – книга  христианская

Наша беседа состо­я­лась три года назад.  Несколько вопро­сов про­то­и­е­рею Нико­лай Ага­фо­нову – члену Палаты попе­чи­те­лей пре­мии – нам уда­лось задать перед вру­че­нием Пат­ри­ар­шей лите­ра­тур­ной пре­мии имени свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефо­дия-2016  в Храме Хри­ста Спа­си­теля в Москве.  

IMG 2408 - Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»

Отец Нико­лай – обла­да­тель все­рос­сий­ских лите­ра­тур­ных пре­мий «Хру­сталь­ная роза Вик­тора Розова» (2005 год) и имени свя­того бла­го­вер­ного князя Алек­сандра Нев­ского (2007 год). Самые чита­е­мые его  про­из­ве­де­ния  сего­дня – роман «Жены миро­но­сицы», сбор­ник рас­ска­зов  «Непри­ду­ман­ные исто­рии» и повесть «Сто­я­ние».

– Отец Нико­лай, чего Вы ждете от Пат­ри­ар­шей пре­мии? У Вас, навер­ное, есть свои пред­по­чте­ния и жан­ров, и авторов?

– Пожа­луй, ничего не жду – сам я пре­мию давно полу­чил. Ну, а если серьезно, то жду награж­де­ния достой­ных, встреч с инте­рес­ными людьми и Слова Свя­тей­шего Патриарха.

А пред­по­чте­ния, конечно же, есть, хотя гово­рить о них пока не имею права – кон­верты еще запе­ча­таны  и  не вскрыты, интрига должна сохра­няться до финала, а резуль­таты еще ни для кого не очевидны.

Без­условно, в списке номи­нан­тов  все  достой­ные, но при­дется делать выбор. И, конечно, среди них есть авторы, кото­рые лично мне инте­ресны и близки.

– Есть ли буду­щее у пре­мии, и как, по-Вашему, она будет развиваться?

– Пре­мия  – не про­сто кон­ста­та­ция «пра­во­слав­но­сти» авто­ров и их таланта, ею награж­дают за вклад в нашу рус­скую словесность.

Стоит пони­мать, что пра­во­слав­ная лите­ра­тура – это книги не обя­за­тельно о Церкви, свя­щен­ни­ках и цер­ков­ной жизни, но о добре,  о том, что Бог есть Любовь. И  если книга учит любви и добру, то это и есть хри­сти­ан­ское мировоззрение.

Вот, ска­жем, повесть Пуш­кина «Капи­тан­ская дочка» – самая что ни на есть хри­сти­ан­ская. Хоро­шее лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние неза­ви­симо от его жанра, формы и вре­мени созда­ния при­бли­жает чело­века к Богу.

– Сего­дня мно­гое гово­рится о необ­хо­ди­мо­сти нрав­ствен­ной лите­ра­туры, осо­бенно для юного поко­ле­ния чита­те­лей. А имеет ли смысл нрав­ствен­ность без Бога?

– Нрав­ствен­ность – вос­пи­та­тель нрава чело­века и может быть осно­вана только на запо­ве­дях, поэтому не может  суще­ство­вать вне Бога и еван­гель­ской системы координат.

Испол­нять волю Божию  – зна­чит испол­нять запо­веди, ведь, как ска­зано в Еван­ге­лии от Мат­фея, «Не вся­кий, гово­ря­щий Мне: «Гос­поди! Гос­поди!», вой­дет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного (7:21).

Помните, в притче о сыно­вьях, один из них согла­сился выпол­нить волю отца, но не сдер­жал обе­ща­ния, а дру­гой отка­зался, а потом усты­дился, пошел и сде­лал, как его просили.

IMG 2428 - Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»

Мы не знаем всех тайн Божиих, так о чем тут можно рас­суж­дать? Бывает, чело­век не ходит пока в храм, но испол­няет запо­веди по веле­нию сердца.

Пожа­луй, здесь про­хо­дит тон­кая грань, но все-таки доб­рый чело­век, если он в силу вос­пи­та­ния или дру­гих при­чин пока еще не хри­сти­а­нин – все­гда бли­зок к Богу и рано или поздно при­хо­дит к Нему.

Почему запад­ные «обще­че­ло­ве­че­ские» цен­но­сти в корне своем гре­ховны? Они идут от при­роды пад­шего чело­века, пота­кают греху. Отли­чить под­мену на самом деле про­сто, для этого стоит задаться вопро­сом, где точка отсчета, какова мера вещей – Хри­стос или человек?

Идея Бого­че­ло­века или чело­ве­ко­бога не про­сто абсо­лютно раз­ные – они про­ти­во­по­лож­ные.  Поэтому обо­жеств­ле­ние всего чело­ве­че­ского  и  ведет к гре­хов­ной сата­нин­ской сво­боде – все­доз­во­лен­но­сти. И мы, хри­сти­ане, не можем их принимать.

– Могут ли пра­во­слав­ные авторы про­ти­во­сто­ять псевдо-ценностям?

– Конечно, могут, и они им про­ти­во­стоят. Конечно,  писа­тели и их про­из­ве­де­ния не могут при­ве­сти чело­века к Богу, но спо­собны помочь  ему оси­лить  путь к порогу храма, напра­вить его на осмыс­ле­ние своей жизни.

Пере­жив катар­сис вме­сте с героем, чита­тель может заду­маться о Божьей воле, о послед­нем часе смерт­ном, о том, как испра­вить свою жизнь. А еще книги помо­гают осмыс­лить жизнь как вели­чай­ший дар Бога.

В этом смысле писа­тель явля­ется паха­рем – он пере­па­хи­вает чело­ве­че­скую душу, чтобы в ней про­росло еван­гель­ское семя.

Понятно, что семени мало про­сто упасть – об этом ска­зано в притче о Сея­теле: какое семечко упало при дороге, какое – на камень, какое заглохло среди пле­вел или скле­вано пти­цами. И  писа­тели ответ­ственны за то, куда падает Слово Божие, а ведь Слово сеет Сам Бог, а поле – сердце человека.

Почву в нем гото­вит и вос­пи­та­ние роди­тель­ское, и лите­ра­тура – она ведь тоже вос­пи­ты­вает. Хоро­шая книга – все­гда  вос­пи­та­тель души чело­века. «И чув­ства доб­рые я лирой про­буж­дал», – гово­рил Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пушкин.

– Ваши книги сего­дня мно­гие знают и любят, а что чита­ете Вы?

– К сожа­ле­нию, в послед­нее время  редко уда­ется погру­зиться в серьез­ную духов­ную лите­ра­туру. В основ­ном, читаю раз­ную бел­ле­три­стику, худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, из совре­мен­ных – прозу Вик­тора Пеле­вина и Сер­гея Лукьяненко.

Из  клас­сики недавно пере­чи­тал несколько рома­нов Нико­лая Лес­кова. Чарльза Дик­кенса очень люблю. Конечно, я много служу и рабо­таю,  поэтому  чте­ние для  меня – луч­ший отдых.

Чудо стояния Зои

stoyanie - Прот. Николай Агафонов: «Хороший писатель – это пахарь»Вспо­ми­ная книгу отца Нико­лая «Сто­я­ние Зои» и реко­мен­дуя ее к про­чте­нию  всем стар­ше­класс­ни­кам, при­ве­дем несколько строк из после­сло­вия автора:

«Рас­сказ о том, как девушка тан­це­вала с ико­ной Нико­лая Чудо­творца и была нака­зана за свое свя­то­тат­ство, я услы­шал еще в дет­ские годы.

В Самаре и сей­час можно встре­тить  немало  сви­де­те­лей,  кото­рые сами видели и люд­ское стол­по­тво­ре­ние на улице Чка­лова, и мили­цию, охра­няв­шую дом.

В 1977 году мне посчаст­ли­ви­лось общаться с жен­щи­ной, кото­рая сумела побы­вать в доме и лично видела сто­я­щую там Зою.

У меня в пове­сти  этот слу­чай опи­сан в главе «Таин­ствен­ный ста­рик». Эта жен­щина яви­лась про­об­ра­зом Марии, подруги Дуни, с кото­рой они вме­сте уго­ва­ри­вают ее брата, лей­те­нанта Мель­ни­кова, про­ве­сти их в дом и пока­зать ока­ме­нев­шую Зою.

С тех пор я стал инте­ре­со­ваться подроб­но­стями этой исто­рии. Мне все­гда везло на встречи с людьми, кото­рые хоть в малой сте­пени могли про­лить свет на чудо сто­я­ния Зои. Народ­ная повесть о сто­я­нии Зои ходила в руко­пи­сях по всей стране…»

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки