Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

Раннее развитие: нагружать или не нагружать малыша?

(1 голос5.0 из 5)

Дис­кус­сии о ран­нем раз­ви­тии детей на роди­тель­ских фору­мах не умол­кают. Стоит ли вклю­чаться в погоню за дости­же­ни­ями в раз­ви­тии интел­лекта малыша, пока ему не испол­ни­лось трех лет, или предо­ста­вить раз­ви­ваться ему есте­ственно? Не пере­гру­зим ли мы дет­скую пси­хику? И, наобо­рот, не упу­стим ли дра­го­цен­ный воз­раст и пери­оды, наи­бо­лее удач­ные для развития? 

Поис­ком отве­тов вопросы  в своей автор­ской про­грамме  заня­лась теле­ве­ду­щая канала «Союз» Марина Лан­ская вме­сте с  пра­во­слав­ным  семей­ным пси­хо­ло­гом Марией Пар­шен­ко­вой, спе­ци­а­ли­стом по ран­нему развитию.

– Мария, у Вас очень боль­шой опыт, больше два­дцати лет Вы рабо­та­ете пси­хо­ло­гом,  пови­дали  раз­ные ситу­а­ции и вели мно­гие семьи, и, навер­ное, часто к Вам при­хо­дят с вопро­сом,  надо ли раз­ви­вать ребёнка в ран­нем возрасте?

Много «волн» и настро­е­ний, кото­рые захва­ты­вают мам в раз­ное время. 

chris child support.jpgw5gihjekrpt0.pomih5eg7w new 300x200 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

Когда мои дети были малень­кие, зани­маться ран­ним раз­ви­тием было модно. Не про­шло и 15 лет, как совер­шенно дру­гая «волна» накрыла нас, и посту­ли­ру­ются иные вещи. Теперь счи­та­ется, что ребёнка надо оста­вить в покое, он дол­жен раз­ви­ваться сам, а мама – только немножко ему в этом помогать. 

И если сле­дует что-то раз­ви­вать, то эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, а не тот интел­лект, кото­рый раз­ви­вали в моем воз­расте мамы моего поколения.

Где же истина и что делать? 

– На самом деле тема инте­рес­ная и обшир­ная. 20 лет назад школ ран­него раз­ви­тия в том же Санкт-Петер­бурге было всего четыре, а во мно­гих неболь­ших горо­дах таких школ не было. И никто не мог и поду­мать, что эта тема ста­нет так попу­лярна и интересна.

Сей­час в каж­дом доме, в каж­дом дворе, и в каж­дой новостройке по три школы ран­него раз­ви­тия с такими мето­ди­ками, c эта­кими мето­ди­ками: тут у нас рас­тет гений, тут у нас рас­тет юный бота­ник, и все активно зазы­вают: при­хо­дите к нам!

А в про­ти­во­по­лож­ность этой волне гипер ран­него раз­ви­тия есть дру­гая волна спе­ци­а­ли­стов, в том числе очень мод­ных нынче ней­ро­пси­хо­ло­гов, кото­рые гово­рят: нельзя, не тро­гайте ребёнка, будет пере­кос в дальнейшем!

И тут  необ­хо­димо разо­браться в том, что есть ран­нее раз­ви­тие, и тогда опре­де­литься, какие мето­дики суще­ствуют, и что я хочу, и на что я готова силы потратить.

– Тогда давайте раз­бе­ремся, дей­стви­тельно, что же такое ран­нее раз­ви­тие, и какое ран­нее раз­ви­тие жела­тельно, а какого стоит избегать.

– Что такое ран­нее раз­ви­тие? Это раз­ви­тие ребёнка. Насколько оно ранее? Условно при­нято счи­тать, что ран­нее раз­ви­тие – это раз­ви­тие до трех лет, до того пери­ода, пока ребе­нок не пой­дет, грубо говоря, в дет­ский сад, в соци­аль­ное учреждение.

Как пра­вило, мамы, ещё будучи бере­мен­ными, зада­ются этой темой и мыс­лью, и забо­тятся о том, как они будут раз­ви­вать сво­его ребёнка.

Но надо пони­мать, что ран­нее раз­ви­тие состоит из двух частей: это пси­хи­че­ское раз­ви­тие и физи­че­ское раз­ви­тие. И обу­че­ние бук­вам в ран­нем воз­расте не есть ран­нее раз­ви­тие. Не надо забы­вать о том, что эти весы должны быть уравновешены.

И физи­че­ское раз­ви­тие должно точно так же при­сут­ство­вать, как и пси­хи­че­ское. Опять же, насто­я­тельно реко­мен­дую всем мамам почи­тать  про воз­раст­ные осо­бен­но­сти детей. Почи­тать, что в каком пери­оде  есть точки опас­но­сти, если ребе­нок чего-то не делает. И тогда делать акцент на этом виде деятельности.

А с дру­гой сто­роны, мама, кото­рая поло­жив малыша в пере­но­сочку, пошла с ним в музей или на кон­церт клас­си­че­ской музыки, на самом деле поме­щает ребёнка  в потря­са­ю­щее твор­че­ское пространство.

И, как мы гово­рили  в одной из пере­дач,  вклю­ча­ются меха­низмы имприн­тинга, меха­низмы запе­чат­ле­ния, когда потом в даль­ней­шем ребе­нок, уви­дев эту кар­тину, кото­рую он видел мимо­летно в музее, или услы­шав эту мело­дию, кото­рую он мимо­летно слы­шал на кон­церте, ее вспом­нит, про­чув­ствует, и уже не так страшна будет ему музыка, или живо­пись, или фут­боль­ный матч.

Но в этот момент надо очень тонко пони­мать, для чего я туда иду: для нашего общего с ним раз­ви­тия или для пози­ци­о­ни­ро­ва­ния себя как совре­мен­ной актив­ной мамы?

– Что каса­ется раз­ви­ва­ю­щих цен­тров, то Вы верно ска­зали, сей­час почти в каж­дом доме тако­вых по два-три. Это не пре­уве­ли­че­ние. Мы с нашей съе­моч­ной груп­пой ездили сни­мать один пра­во­слав­ный дет­ский сад, кото­рый рас­по­ла­га­ется в новострой­ках, и нашли его с трудом. 

Потому что в каж­дой парад­ной видели раз­ви­ва­ю­щий центр, и все они были похожи друг на друга. Я тогда поду­мала: неужели дей­стви­тельно есть потреб­ность в таком огром­ном коли­че­стве раз­ви­ва­ю­щих учре­жде­ний? Ока­за­лось, есть. 

scale 1200 300x230 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

В каж­дом из них дети зани­ма­ются, пре­по­да­ва­тели полу­чают зар­плату. Зна­чит, совре­мен­ные мамы наце­лены на то, чтобы раз­ви­вать детей. 

Воз­ни­кает опас­ность, что у мам, кото­рые не хотят так активно про­дви­гать своих детей в этом направ­ле­нии, воз­ни­кает страх: а будет ли ребе­нок соот­вет­ство­вать высо­ким стан­дар­там, кото­рые задает совре­мен­ность? Пока­жут ли  их дети себя при поступ­ле­нии в вузы  успешно по срав­не­нию с теми детьми, кото­рые с двух лет учатся двум языкам?

– Хоро­ший вопрос, и очень ост­рый. Отвечу сло­вами одной мамы – чудес­ной мамы, вклю­чен­ной и очень осо­знан­ной по отно­ше­нию к трём своим детям.

У меня  опыт работы раз­ви­ва­ю­щего дет­ского цен­тра есть. С этого я начи­нала свою дея­тель­ность, и ею с удо­воль­ствием до сих пор зани­ма­юсь. И всю эво­лю­цию раз­ви­тия дет­ских цен­тров и ран­него раз­ви­тия раз­лич­ных тен­ден­ций могу проследить.

И вот этот малыш у нас зани­мался, а сле­ду­ю­щий малыш, кото­рый родился, не  имел воз­мож­но­сти зани­маться у нас. А мама не захо­тела идти в дру­гой центр, и, конечно, раз­ница была очень велика.

Дети слож­нее соци­а­ли­зи­ру­ются, дети менее гиб­кие в реше­нии раз­ных вопро­сов. Но это при усло­вии, если гра­мотно постро­ена работа цен­тра ран­него раз­ви­тия. Потому что, при­ходя с ребен­ком в центр ран­него раз­ви­тия, мама видит лицо педа­гога, инте­рьер, вывеску – больше ничего. Ну, игрушки, раз­лич­ные посо­бия. И таким обра­зом мама выбирает.

По сути, это не осо­знан­ный выбор. Хорошо, если есть какие-то отзывы в интер­нете или от реаль­ных людей. Но, опять же, насколько это ран­нее раз­ви­тие идет там в соот­вет­ствии с воз­раст­ными осо­бен­но­стями детей, воз­раст­ными потреб­но­стями детей в развитии?

Для меня в работе самой глав­ной целью было не научить чему-то ребёнка, а научить маму вза­и­мо­дей­ство­вать со своим малышом.

Все­гда говорю роди­те­лям: сей­час я его очень быстро научу лепить, но я из вашей жизни через час уйду и появ­люсь только через три дня. Моя задача: научить вас лепить с ребен­ком. И вы дома смо­жете орга­ни­зо­вать досуг, оце­нить дина­мику раз­ви­тия ребёнка. Про­чув­ство­вать его осо­бен­но­сти развития.

d69481e7c07112202916cf5e83e074450107aff9 300x220 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

Потому что каж­дый живет и раз­ви­ва­ется в своем темпе. И вы смо­жете выстро­ить вза­и­мо­от­но­ше­ния со своим ребен­ком, научиться дого­во­риться с ребен­ком, у кото­рого в арсе­нале всего 20 слов, а надо сде­лать божью коровку.

Мария, ответ на вопрос, нужно ли ран­нее раз­ви­тие малы­шам, мы полу­чили: да, нужно. Но выби­рать его нужно с умом, прежде чем мы выбе­рем ребенку тот центр, того педа­гога,  куда его стоит отве­сти. Так на что же кон­кретно роди­тель дол­жен обра­тить вни­ма­ние  кроме внеш­ней при­ят­но­сти места и сотрудников?

– В первую оче­редь важно задать вопрос, какое у педа­гога обра­зо­ва­ние, какой опыт работы, насколько опыт соот­вет­ствует работе именно с малень­кими детьми и семьями. Потому что работа по ран­нему раз­ви­тию идёт больше с семьей, а не с инди­ви­ду­аль­ным ребенком.

Сей­час  в моде моно­си­стемы, и для меня это точка тре­вож­но­сти. Моно­си­стема имеет свои жест­кие стан­дарты, не под­стро­ен­ные под осо­бен­но­сти детей.  Полу­ча­ется, это детей под­би­рают под систему, а не систему под детей. 

Чудес­ные системы, но пусть они будут откры­тые и гиб­кие. И тогда есть ощу­ще­ние, что педа­гог будет не только давать какие-то навыки, но и будет в педа­го­ги­че­ском твор­че­ском процессе.

И тогда вы вме­сте весело, боль­шими шагами пой­дете в этот инте­рес­ный путь.

Обя­за­тельно надо обра­тить вни­ма­ние на дли­тель­ность дея­тель­но­сти. Когда 15 минут мы рисуем, а через 15 минут зво­нит коло­коль­чик – мы пошли пры­гать, ещё через 15 минут зво­нит коло­коль­чик – мы при­шли кар­точки с бук­вами смот­реть, это всё не то.

Не то, потому что надо смот­реть на воз­раст­ные осо­бен­но­сти детей и пони­мать, что кон­цен­тра­ция вни­ма­ния в этом воз­расте – всего лишь несколько минут. Не в состо­я­нии ребе­нок, да ещё за сто­лом, на стуль­чике эту божью коровку рисо­вать 15 минут – ну, про­сто не в состоянии!

Кто-то – да, будет 20 минут рисо­вать, а кому-то доста­точно двух кра­си­вых штри­хов, и он всё нари­со­вал, а у нас по плану про­дол­жа­ется время рисо­ва­ния. Посмот­рите, насколько инте­гра­тив­ная, гиб­кая система суще­ству­ю­щих заня­тий? Насколько она поз­во­ляет детям плавно пере­те­кать, пере­клю­чаться  из одного вида дея­тель­но­сти в дру­гой, не выси­жи­вая минуты в каких-то жест­ких условиях.

– Может быть, стоит на ребёнка посмот­реть: нра­вится ему или не нравится?

– Без­условно. Очень важно, нра­вится ребенку или не нра­вится, инте­ресно или не инте­ресно. Ребе­нок сам про­го­ло­сует за жела­ние там нахо­диться или за неже­ла­ние. И мно­гие детки встают, берут маму за руку и гово­рят: пошли, всё, я позанимался!

Мы тогда гово­рим: идите, идите, при­дете в сле­ду­ю­щий раз.

Но на самом деле эта ситу­а­ция имприн­тинга, ситу­а­ция запе­чат­ле­ния обста­новки, кото­рая нахо­дится в цен­тре, в пря­мом смысле слова тво­рит чудеса. Рас­ска­зы­ваю несколько ситу­а­ций из прак­тики. Закры­тый зал, в сосед­нем поме­ще­нии нахо­дится зер­кало, дверь отсутствует.

Мы зани­ма­емся в закры­том зале, а ребе­нок нахо­дится все время перед этим зер­ка­лом. Мама в тре­воге: ну что, что такое, мы ходим, деньги пла­тим, а мы тут перед зер­ка­лом все заня­тие, мы даже не видим, что там происходит!..

Про­хо­дит совер­шенно неболь­шой период. Я говорю: ну, дайте, ну, подо­ждите, чуть-чуть еще подо­ждите, каж­дый идёт в своем темпе. И вдруг мама заме­чает, что дома ребе­нок делает те же дей­ствия и мани­пу­ля­ции, допу­стим, со стиш­ками, кото­рые мы делали в группе, не видя этого.

boys91 300x215 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

То есть вот эта ситу­а­ция собор­но­сти, эта ситу­а­ция запе­чат­ле­ния, она дей­стви­тельно суще­ствует. И если пра­вильно орга­ни­зо­вано про­стран­ство – и мето­ди­че­ски, и духовно, и эмо­ци­о­нально, где все нахо­дятся в еди­ном дей­ствии, в некой  собор­ной ситу­а­ции, – то она сама орга­ни­зует ребёнка на развитие.

Там не ста­вятся жест­кие рамки, что сего­дня вы должны вот это сти­хо­тво­ре­ние знать наизусть, и мар­керы не ста­вятся: сти­хо­тво­ре­ние не зна­ешь – всё, двойка! И эта ситу­а­ция сама будет сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие ребёнка.

Пони­ма­ете, ни одно слово, ни один жест, ни один пред­мет не про­хо­дит мимо вни­ма­ния ребёнка. Дей­стви­тельно, всё глу­боко  уко­ре­ня­ется в под­со­зна­ние, и в даль­ней­шем в нашей жизни помо­гает или мешает.

Мария, Вы как семей­ный пси­хо­лог зани­ма­е­тесь в том числе на при­ходе – с мамами, кото­рые при­хо­дят в храм со сво­ими малы­шами, настав­ля­ете их по вопро­сам вос­пи­та­ния детей. При храме в деревне Лес­ко­лово есть группа, где дети могут соби­раться, играть, самоорганизовываться. 

Это неболь­шая игро­вая ком­ната, где дети нахо­дятся во время дли­тель­ных бого­слу­же­ний. Кто-то из роди­те­лей за ними сле­дит. Мне кажется, среда, в кото­рую попа­дает ребе­нок, имеет фор­ми­ру­ю­щее вли­я­ние на личность. 

И, навер­ное, стоит обра­щать вни­ма­ние, как выгля­дит, как бы это ни банально зву­чало, центр, куда мы при­вели ребёнка. Не обя­за­тельно он дол­жен быть обстав­лен по новей­шим дизай­нер­ским реше­ниям. Но, все-таки, должна быть при­ят­ная и эсте­ти­че­ски пра­виль­ная атмо­сфера. Вы как пси­хо­лог тоже так считаете?

– Без­условно. Потому что все­гда задаем себе вопрос: что мы хотим дать ребёнку. Хотим дать заряд беше­ной энер­гии, когда  дети будут ска­кать в этих безум­ных розо­вых, лило­вых, фио­ле­то­вых сте­нах с яркими, аля­по­ва­тыми ков­рами?  Или мы хотим гар­мо­ни­зи­ро­вать ребёнка, скон­цен­три­ро­вать его вни­ма­ние на какой-то деятельности?

И тогда, конечно, у нас должно быть прак­ти­че­ски пустое помещение.

Да, может быть, это не ком­мер­че­ский под­ход – пока­зы­вать пустые поме­ще­ния, гово­рить, что вот здесь у нас про­хо­дят занятия. 

Но невоз­можно тре­бо­вать от малень­кого ребёнка  кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на момен­тах рисо­ва­ния или танца, когда на сте­нах нари­со­ваны кар­тинки, кото­рые все время хочется рас­смат­ри­вать, или рас­став­лены неве­ро­ят­ного коли­че­ства доро­го­сто­я­щие игрушки. 

Это непра­вильно, это мето­ди­че­ски неграмотно.

То есть для раз­ви­тия  твор­че­ской энер­гии необ­хо­димо, чтобы пред­меты были попроще, и обста­новка тоже?

– Обста­новка должна быть аске­тич­ная, но педа­гог дол­жен как вол­шеб­ник, как фокус­ник, из сво­его кар­мана всё время что-то доста­вать, и таким обра­зом кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние детей. Здесь что-то зашу­мело, забря­кало – это выва­ли­лись бубны, и мы будем тан­це­вать. А здесь кисточки при­шли, ладо­шки всем поще­ко­тали – мы уже знаем, что наши ладо­шки сей­час зай­мутся рисованием.

А потом – раз! – что-то с гро­хо­том рас­сы­па­лась. Это пазлы, кото­рые надо срочно-срочно собрать. И тогда все, даже самые боль­шие люби­тели рисо­вать, кла­дут кисточки и спо­койно, без скан­дала ухо­дят соби­рать пазлы. И сама обста­новка должна быть организующей.

Всё время в поме­ще­нии для заня­тий  должно быть чисто и акку­ратно, хотя это неве­ро­ятно сложно, имея дело с таким воз­рас­том детей. И тут в ком­пе­тен­ции педа­гога орга­ни­зо­вать про­стран­ство так, чтобы оно всё время рабо­тало на группу.

Напри­мер, у меня мамочки, умницы вели­кие, все­гда столы вытрут, всё убе­рут и при­го­то­вят нам для сле­ду­ю­щего этапа. Но я их всё время вос­пи­ты­ваю, всё время создаю социум единомышленников.

И всё время пово­ра­чи­ваю роди­те­лей к своим детям и говорю, что вы сюда при­шли не про­сто пооб­щаться, а научиться общаться со сво­ими детьми. Раз­во­ра­чи­ва­емся, опус­ка­емся на чет­ве­реньки и вза­и­мо­дей­ствуем с детьми. А друг с дру­гом мы пооб­ща­емся и после занятия.

– Мне кажется, это очень важ­ная мысль, потому что, дей­стви­тельно, мно­гие роди­тели хотят отве­сти ребёнка и отдать его педа­гогу, а еще лучше ани­ма­тору, кото­рый будет ребёнка раз­вле­кать, и самим отдох­нуть, заняться чем-то дру­гим. Но ведь в воз­расте от 0 до 3 ребе­нок не может раз­ви­ваться без мами­ного участия?

– Ребе­нок может раз­ви­ваться, и ребё­нок будет раз­ви­ваться  несмотря ни на что. И есть мамы, кото­рые не настро­ены на такую работу, и для них важен, ско­рее, мар­кер: я успеш­ная мать, я много отдаю вре­мени, сил, много вкла­ды­ваю финан­сов в сво­его ребёнка. Поэтому мой ребё­нок зани­ма­ется в луч­шем учре­жде­нии, с самыми доро­гими игруш­ками, с самыми чудес­ными педагогами!

В конце кон­цов, каж­дый имеет право на выбор и на свой путь. Мы не можем всех под­го­нять под наши клише. И не факт, что из тех детей вырас­тет беда-беда, они тоже будут чудес­ными чле­нами нашего обще­ства, и тоже инте­ресно будут реализовываться.

Но для тех роди­те­лей, кото­рые дей­стви­тельно хотят научиться играть со своим ребен­ком, при­об­ре­сти инте­рес в этой дея­тель­но­сти, группы должны быть именно соци­ально орга­ни­зу­ю­щими.

Ведь в момент рож­де­ния ребёнка, дей­стви­тельно, мама выпа­дает из соци­ума, и зача­стую роди­тели гово­рят: Мария Алек­сан­дровна, боль­шое спа­сибо, в нашей жизни появи­лись среда и суб­бота, и мы знаем, что выско­чили из «дня сурка»!

Думаю, мно­гое свя­зано с ком­мер­че­ским момен­том. Группы ран­него раз­ви­тия кто-то дол­жен под­дер­жи­вать, финан­си­ро­вать, и не все могут себе это позволить.

Но создать вот такую группу инте­рес­ной игры и вза­и­мо­дей­ствия в доме одной из мам, даже с тремя малы­шами – только это очень важно: не с двумя, а с тремя, чтобы появи­лось какое-то вза­и­мо­дей­ствие, можно прак­ти­че­ски в каж­дом дворе, и в каж­дом доме.

И такая группа еди­но­мыш­лен­ни­ков может сама соби­раться. Сей­час огром­ное коли­че­ство посо­бий –  и можно выбрать то, что важно и инте­ресно, и играть с детьми всем вместе.

Это пре­крас­ные советы. Наша съе­моч­ная группа была  в импро­ви­зи­ро­ван­ном дет­ском саду, кото­рый совер­шенно бес­платно орга­ни­зо­ван в квар­тире одной из мам,  и куда при­хо­дят мамы со всех окрест­ных домов. 

Они по оче­реди дежу­рят, кто-то сидит с малы­шами, кто-то зани­ма­ется с ними, и выяс­ни­лось, что у каж­дой мамы есть для этого таланты. И если одна с ними рисует, то вто­рая зани­ма­ется музы­кой, тре­тья под­тя­ги­вает мате­ма­тику, рус­ский язык – на дет­ском уровне, дети зани­ма­ются под­го­тов­кой к школе. 

zanyatiya dlya malyshej 300x201 - Раннее  развитие: нагружать или не нагружать малыша?

И полу­чи­лось заме­ча­тель­ная затея. Может быть, Вы еще дадите какие-нибудь советы для мам – как дома про­во­дить занятия. 

Ска­жем, что если мама не ведет ребёнка на спе­ци­аль­ные заня­тия в группу, а зани­ма­ется с ним дома само­сто­я­тельно, – как ей не рас­те­ряться в мно­го­об­ра­зии мето­дик, кото­рые пред­ла­гают интер­нет, книги и осталь­ные источники?

– Попро­бую сфор­му­ли­ро­вать такой алго­ритм – раз­бить ран­нее раз­ви­тие на локаль­ные составляющие.

Возь­мем пер­вый блок – интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие – это не только уме­ние читать и мани­пу­ли­ро­вать циф­рами, это и логика, и раз­лич­ные мыс­ли­тель­ные операции.

Могу с удо­воль­ствием посо­ве­то­вать роди­те­лям заме­ча­тель­ные посо­бия: это палочки Кюи­зе­нера и блоки Дье­неша, по кото­рым, кстати, в Петер­бурге  раз­ра­бо­таны подроб­ней­шие и раз­но­об­раз­ней­шие мето­ди­че­ские посо­бия. С ними можно зани­маться, и я сама с удо­воль­ствием зани­ма­юсь с детьми, можно начи­нать бук­вально с годика.

Сле­ду­ю­щий блок – это блок твор­че­ского раз­ви­тия. В твор­че­ское раз­ви­тие вхо­дит обя­за­тель­ное рисо­ва­ние крас­ками. Если вы не можете рисо­вать божью коровку –про­сто малюйте, «про­жи­вайте» одну краску за другой.

Лепите из того, что у вас под руками. Готовы вы делать какое-то спе­ци­аль­ное тесто – вы молодцы. Не готовы – тоже молодцы, потому что вы будете лепить из пла­сти­лина или чего-то еще, но обя­за­тельно безопасного.

Сле­ду­ю­щий обя­за­тель­ный момент – это блок физи­че­ского раз­ви­тия. Здесь надо и попры­гать, и побе­гать, и попе­ре­ша­ги­вать, и похо­дить по тонень­ким вере­воч­кам. В любом месте можно сде­лать полосу пре­пят­ствий из поду­шек, стуль­чи­ков – тут обо­шли, тут пере­шли, тут пере­лезли и вот здесь оказались.

И дети это делают бес­ко­неч­ное коли­че­ство раз с огром­ным удо­воль­ствием. И они сами вам при­ду­мают какие-то услож­не­ния и какие-то усо­вер­шен­ство­ва­ния в игре.

Был бы чудес­ный блок – музы­каль­ное раз­ви­тие. Будут ли это танцы под какую-то запись или импро­ви­за­ция с музы­каль­ными инстру­мен­тами – это зави­сит от ваших воз­мож­но­стей и вашего творчества.

Дети обо­жают музы­каль­ные инстру­менты. И мы должны им дать целый арсе­нал, чтобы у них было право выбора. И если вы эти четыре базо­вые пози­ции соблю­дете, то смо­жете как-то впи­сать в них и свою деятельность.

И, без­условно, рече­вое раз­ви­тие. Без­условно, рече­вое раз­ви­тие – очень боль­шая про­блема для мно­гих роди­те­лей: мой ребе­нок не гово­рит, плохо гово­рит, невнятно гово­рит. Дети начи­нают гово­рить руками.

Поэтому все стишки, все потешки, все исто­рии мы пока­зы­ваем паль­чи­ками, и детки, сна­чала не гово­ря­щие, всё это повто­ряют руч­ками, а сле­дом за руч­ками пой­дет и речь.

Вот этого сча­стья – ну, про­сто огром­ное коли­че­ство! А потом  можно и роди­тель­ское твор­че­ство  под­клю­чать, на люби­мые стишки при­ду­мы­вать заме­ча­тель­ные  потешки.

То есть  все эти пять бло­ков важны для ран­него развития.

Очень наде­юсь что кому-то помо­гут наши эмо­ци­о­наль­ные советы, хотя бы  про­бу­дят жела­ние что-то делать. Дальше про­стор фан­та­зии роди­те­лей бес­ко­не­чен. Раз­ви­ва­ются они –  раз­ви­вай­тесь вы. При­ду­мы­вайте, тво­рите вме­сте с соб­ствен­ными детьми – и дети не пере­ста­нут вас удивлять.

Соб. инф.

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки