Развивающие игры для детских праздников

Развивающие игры для детских праздников

(3 голоса5.0 из 5)
К вашему ребенку в гости при­шли дру­зья, или вам скоро пред­стоит устра­и­вать люби­мому чаду день рож­де­ния? И вы, конечно, не пред­став­ля­ете, чем можно занять эту весе­лую и шум­ную ком­пашку? Тогда эта ста­тья для вас! В ней мамы и папы смо­гут найти инте­рес­ные, а, глав­ное, полез­ные раз­ви­ва­ю­щие игры, в кото­рые можно играть с груп­пой детей дошколь­ного возраста.Игры очень про­сты в орга­ни­за­ции, не тре­буют какой-то дли­тель­ной пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки, и, кроме того, очень нра­вятся детям (про­ве­рено!). В эти игры можно также играть в тес­ном семей­ном кругу (осо­бенно в плохую погоду), или исполь­зо­вать для инди­ви­ду­аль­ных заня­тий с ребен­ком, так как они хорошо раз­ви­вают вооб­ра­же­ние, фан­та­зию и твор­че­ское мышление.

Для чего эти предметы?

Мате­риал для игры: набор из десяти обыч­ных, извест­ных детям пред­ме­тов: газета, катушка ниток, носо­вой пла­ток, баночка из-под рас­тво­ри­мого кофе, поли­эти­ле­но­вый пакет, носок, коробка из-под молока, поду­шечка для иго­лок, глу­бо­кая тарелка, зонт.Руководство: взрос­лый берет какой-либо пред­мет, напри­мер, газету, и рас­ска­зы­вает, как ее можно исполь­зо­вать. Так, ее можно про­чи­тать, в нее можно что-нибудь завер­нуть, ее можно поло­жить на ска­мейку в парке, если она не очень чистая, ее можно исполь­зо­вать как “туа­лет” для кота, газе­тами закле­и­вают стены, чтобы потом накле­ить обои; газе­тами можно рас­то­пить печь и т. д.Приводя при­меры, взрос­лый каж­дый раз с помо­щью детей уточ­няет, какие свой­ства газеты дают воз­мож­ность так ее исполь­зо­вать: напри­мер, газет­ная бумага хорошо горит; газета широ­кая и мяг­кая — в нее можно заво­ра­чи­вать и т. д. Детям пред­ла­га­ется поду­мать, пофан­та­зи­ро­вать и назвать как можно больше вари­ан­тов исполь­зо­ва­ния после­до­ва­тельно предъ­яв­ля­е­мых извест­ных предметов.Взрослый пред­ла­гает назы­вать вари­анты исполь­зо­ва­ния пред­ме­тов по кругу, чтобы каж­дый ребе­нок мог хоть раз отве­тить пер­вым. Если будут затруд­не­ния, взрос­лый может помо­гать детям. При­ни­ма­ются и под­сказки дру­гих детей.

Игры на руках и пальцах

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям поиг­рать в игру без игру­шек. Сна­чала он про­сит повто­рять за ним те дей­ствия руками, кото­рые он будет пока­зы­вать. Все дей­ствия сопро­вож­да­ются сло­вами. Затем взрос­лый про­сит по оче­реди каж­дого ребенка изоб­ра­зить что-либо из того, что будет гово­рить взрос­лый, например:

1) У меня в руках малень­кий мячик.
2) Я держу воз­душ­ный шарик.
3) У меня в руках огром­ный надув­ной мяч.
4) Это кры­лышки малень­кого воробышка.
5) Это кры­лья боль­шой птицы — лебедя.
6) А это кры­лья самолета.
7) Мои паль­чики идут.
8) Пальцы прыгают.
9) Пальцы танцуют.
10) У меня на голове корона.
11) Я наде­ваю на голову платок.
12) Я держу руками боль­шую шляпу, кото­рую сду­вает ветер.
13) Курочка клюет зернышки.
14) Собака лает.
15) Цве­точ­ный бутон­чик распускается.
16) У меня в руках ложка.
17) У меня в руках чашка.
18) У меня в руках иголка с ниткой.

После того как дети легко будут про­из­во­дить дей­ствия вслед за взрос­лым, можно перейти к дру­гой форме игры: взрос­лый в сред­нем темпе наго­ва­ри­вает текст, а дети ста­ра­ются пока­зать на руках и паль­цах то, что про­ис­хо­дит в игре.

19) Вот малень­кий улей. (Пальцы сжаты в кулак.)
Где же пчелки?
Они спря­та­лись внутрь, где их никто не видит. (Рас­смат­ри­ваем кулачки.)
Но вот они появ­ля­ются из улья.
Одна-вто­рая-тре­тья-чет­вер­тая-пятая. (По одному пока­зы­ваем пальцы.)
Жуж­жат: “З‑з-з-з‑з”.
Уле­тели! (Пальцы улетают.)

20) Вот моя черепаха.
Она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Пальцы в кулаке.)
Когда она хочет есть, она высо­вы­вает голову. (Выстав­ляем боль­шой палец.)
И пря­чет ее обратно, когда хочет спать. (Пря­чем палец снова.)

21) На ветке сидят два птен­чика — Гуля и Соня. (Ста­вим два кулачка с при­жа­тыми вверху боль­шими пальцами.)
Уле­тай, Гуля! Уле­тай, Соня! (Изоб­ра­жаем плав­ный полет дви­же­ни­ями кисти.)
Летели-летели, на веточку сели. (Плав­ным дви­же­нием воз­вра­щаем кулачки на место.)

22) Окошки в нашем доме крепко закрыты. (Ладо­шки реб­ром при­став­лены друг к другу.)
Откроем окна и впу­стим свет! (Рас­кры­ваем ладо­шки в раз­ные стороны.)

23) Цепочка длин­ная, зве­ньев много. (Дети по оче­реди при­став­ляют кулачки друг к другу, обра­зуя цепочку.)
Потя­нем, потя­нем ее. (Пер­вые дети быстро пере­став­ляют свои кулачки в конец цепочки — цепочка тянется, вьется.)

24) Пять воро­бьев на заборе сидели. (Выстав­ляем рас­то­пы­рен­ную ладошку.)
Один уле­тел, а четыре запели. (При­жи­маем один палец.)
И пели, пока не смо­рила усталость.
Один уле­тел, и их трое оста­лось. (При­жи­маем еще один палец.)
Сидели втроем и немного скучали.
Один уле­тел, ну а двое смол­чали. (Остав­ляем два пальца.)
И вдруг пока­за­лась на улице кошка.
Один испу­гался и — прыг на дорожку. (Остав­ляем один палец.)
Послед­ний нашел под забо­ром зерно.
И вот не оста­лось уже никого. (Зажи­маем кула­чок и уби­раем за спину.)

Пантомима

Руко­вод­ство: взрос­лый рас­ска­зы­вает детям, что можно дви­же­ни­ями тела, рук, головы, глаз и т. д. пока­зы­вать раз­ные дей­ствия, и пред­ла­гает поиг­рать в пан­то­миму. Пер­вое зада­ние он пока­зы­вает сам в каче­стве образца, пред­ла­гая детям повто­рять за ним. После­ду­ю­щие три дети выпол­няют по коман­дам взрос­лого пооче­редно, а дру­гие дети повто­ряют за веду­щим. Пятое зада­ние делают все вме­сте, при­чем начи­нать дей­ствие должны дети, а взрос­лый как бы при­со­еди­ня­ется к ним. В шестом зада­нии взрос­лый дого­ва­ри­ва­ется с одним из детей (пооче­редно), что они вдвоем пока­жут дей­ствие, а осталь­ные дети должны его уга­дать и повто­рить. В седь­мом зада­нии взрос­лый пред­ла­гает дей­ство­вать каж­дому ребенку по отдельности.

Зада­ния:

1. Чьи дей­ствия я сей­час выпол­няю? (Взрос­лый пока­зы­вает образцы дей­ствий регу­ли­ров­щика дорож­ного дви­же­ния, маляра, плот­ника, скри­пача, бок­сера, води­теля авто­буса; матери, кача­ю­щей дитя.)

2. Покажи, что ты чув­ству­ешь, когда:

- тебе в авто­бусе, насту­пили на ногу,
— ты пошел с мамой в мага­зин и потерялся,
— на улице очень холодно,
— у тебя болит живот,
— яркое солнце све­тит тебе прямо в глаза.

2. Покажи руками или паль­цами (дети по пред­ло­же­нию взрос­лого пока­зы­вают поочередно):

- команду “Стой на месте!”
— команду “Идем со мной”,
— как ты бра­нишь наша­лив­шего малыша,
— как ты сту­чишь в дверь,
— как ты прощаешься,
— как ты вде­ва­ешь нитку в иголку,
— как ты наду­ва­ешь воз­душ­ный шарик,
— как ты чистишь зубы,
— как ты расчесываешься,
— как ты посы­ла­ешь воз­душ­ный поцелуй.

3. Покажи походку (пока­зы­вают все пооче­редно) мане­кен­щицы, сол­дата, бале­рины, ста­рика, очень спе­ша­щего чело­века; чело­века, кото­рому жмут ботинки; чело­века, кото­рый несет тяже­лые сумки; маль­чика-вооб­ра­жалы; оби­жен­ного человека.

5. Сде­лаем домаш­нюю работу. (Вме­сте со взрос­лым делают все дети.)
Какую? Под­ме­тем пол вени­ком, вытрем пыль с мебели, помоем посуду, про­пы­ле­со­сим ковер, накроем на стол, пости­раем, раз­ве­сим, погла­дим белье, сгре­бем листья в саду, польем цветы из лейки, польем ого­род из шланга.

6. Отга­дайте, что мы пока­жем. (Взрос­лый с ребен­ком пока­зы­вают вме­сте для дру­гих детей.)
При­ме­ри­ваем новую шляпу, читаем газету, наби­раем теле­фон­ный номер и гово­рим по теле­фону, чистим туфли, вяжем шарф, ведем собаку на поводке (сна­чала она идет спо­койно, а потом бежит, увле­кая нас за собой, потому что уви­дела кошку).

7. Пока­жем, что умеют гово­рить наши части тела (пока­зы­вают дети по сло­вам взрослого):

- как наши плечи гово­рят: “Я гордый!”,
— как спина гово­рит: “Я ста­рый человек”,
— как наш палец гово­рит: “Иди ко мне”,
— как наш рот гово­рит: “М‑мм, как вкусно!”
— как наша голова гово­рит: “Нет-нет-нет”,
— как делает наше ухо, чтобы ска­зать: “Я хочу услы­шать, как поет птичка”,
— как делают нос и рот, когда плохо пахнет,
— как глаза и рот гово­рят: “Мне хочется спать”.

Веселые перевертыши

Мате­риал: набор вопро­сов для моде­ли­ро­ва­ния про­ти­во­по­лож­но­стей (хорошо — плохо):

1. Кон­феты: хорошо или плохо? Хорошо: они вкус­ные. Плохо: если съесть много, могут забо­леть зубы, и их при­дется лечить.

2. Лекар­ство: хорошо или плохо? Хорошо: оно помо­гает выле­читься от болезни. Плохо: много таб­ле­ток — яд.

3. Музыка: хорошо или плохо? Хорошо: можно под нее петь и тан­це­вать. Плохо: если рабо­та­ешь, она мешает; от слиш­ком гром­кой могут забо­леть уши и голова.

4. Ветер: хорошо или плохо? Хорошо: в жару осве­жает, несет про­хладу. Плохо: в мороз при ветре ста­но­вится еще холод­нее; силь­ный ветер может пова­лить дере­вья, сорвать крыши с домов.

5. Дождь: хорошо или плохо? Хорошо: помо­гает расти уро­жаю. Плохо: если сильно вымок­нешь, можешь про­сту­диться и заболеть.

6. Кошка: хорошо или плохо? Хорошо: лас­ко­вая, мяг­кая, при­ятно мур­лы­чет, с ней можно играть. Плохо: может больно оцарапать.

7. Солнце: хорошо или плохо? Хорошо: тепло, можно заго­рать, помо­гает расти рас­те­ниям. Плохо: если пере­греться, можно полу­чить сол­неч­ный удар или обгореть.

8. Ходить пеш­ком: хорошо или плохо? Хорошо: полезно для здо­ро­вья. Плохо: малень­кая ско­рость, боль­шие рас­сто­я­ния быстро не преодолеешь.

9. Осень: хорошо или плохо? Хорошо: созре­вают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто стоит дожд­ли­вая погода, кото­рая мешает гулять.

10. Уехать в дру­гой город: хорошо или плохо? Хорошо: можно уви­деть новые места. Плохо: тяжело рас­ста­ваться с друзьями.

11. Теп­лая одежда: хорошо или плохо? Хорошо: зимой, если замерз или болен, согреет. Плохо: летом, когда жарко, потеешь.

12. Моро­же­ное: хорошо или плохо? Хорошо: вкус­ное, слад­кое, лаком­ство. Плохо: если много или быстро съесть, может забо­леть горло.

13. Стек­лян­ная посуда: хорошо или плохо? Хорошо: кра­си­вая, лег­кая, ее легко мыть, из нее при­ятно есть. Плохо: легко бьется.

14. Поли­эти­ле­но­вый пакет: хорошо или плохо? Хорошо: зани­мает мало места, защи­щает про­дукты от грязи, лег­кий, вме­сти­тель­ный. Плохо: легко рвется, нельзя класть тяжелое.

15. Нож: хорошо или плохо? Хорошо: можно тонко наре­зать, нару­бить, нама­зы­вать масло. Плохо: можно обре­заться, если острый.

16. Швей­ная игла: хорошо или плохо? Хорошо: она помо­гает шить одежду, заши­вать дырки, при­ши­вать пуго­вицы. Плохо: можно уко­лоться, ее легко потерять.

17. Огонь: хорошо или плохо? Хорошо: дает тепло, можно сжечь мусор, при­го­то­вить пищу, осве­щать дом. Плохо: может слу­читься пожар.

18. Вода: хорошо или плохо? Хорошо: уто­ляет жажду, дает жизнь всему живому, по ней пла­вают корабли. Плохо: можно уто­нуть, если не уме­ешь пла­вать, если несве­жая или неки­пя­че­ная, можно отра­виться и забо­леть дизентерией.

19. Тури­сти­че­ский поход: хорошо или плохо? Хорошо: в походе инте­ресно, весело. Плохо: нужно нести тяже­лый рюк­зак с вещами.

20. Теле­ви­зор: хорошо или плохо? Хорошо: можно узнать много нового, посмот­реть хоро­шие кино­фильмы. Плохо: если подолгу смот­реть, можно испор­тить зрение.

21. Лифт: хорошо или плохо? Хорошо: быстро под­ни­мает на любой этаж. Плохо: может застрять, если не будет электричества.

Руко­вод­ство: взрос­лый делит игра­ю­щих детей на 2 команды: одна команда назы­ва­ется “Хорошо”, а дру­гая — “Плохо”. Взрос­лый обсуж­дает с детьми тот факт, что во всем можно найти как хоро­шее, так и пло­хое. В игре пер­вые 2–4 вопроса можно исполь­зо­вать как тре­ни­ро­воч­ные при­меры. Затем начи­на­ется игра: взрос­лый назы­вает слово, а дети из обеих команд по оче­реди пыта­ются при­ду­мать, что в пред­мете, им обо­зна­чен­ным, хорошо, а что — не очень.

Затем команды меняют свое назва­ние, чтобы все дети смогли поис­кать в вещах как хоро­шее, так и пло­хое. В игре детям можно под­ска­зы­вать и помогать.

Волшебные слова

Мате­риал: 1) спи­сок из 8 неслож­ных бес­смыс­лен­ных слов: челап, дум­кор, лиара, зупа­рака, виглу, мумс, бисяка, шупар; 2) спи­сок широ­ких поня­тий: живот­ные, инстру­менты, одежда, мебель.

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям игру со сло­вами незна­ко­мого языка. Он сооб­щает им, что пред­мет, обо­зна­ча­е­мый этим сло­вом, ему неиз­ве­стен, един­ствен­ное, что он знает, что этот пред­мет — одежда (мебель, живот­ное, инстру­мент). Взрос­лый по одному назы­вает слова, пред­ла­гая детям опи­сать пред­мет, кото­рый обо­зна­ча­ется таким вол­шеб­ным словом.

В про­цессе игры взрос­лый сти­му­ли­рует любые про­яв­ле­ния фан­та­зии, зада­вая допол­ни­тель­ные вопросы (напри­мер, как могло бы выгля­деть это живот­ное, на кого (что) оно похоже, где живет, чем пита­ется и т. д.). Взрос­лый дол­жен активно помо­гать детям в этой игре.

Ее можно орга­ни­зо­вать как игру с неболь­шим при­зом для того, кто умеет фан­та­зи­ро­вать лучше всех. Такая игра может быть неод­но­кратно повто­рена, если изме­нить спи­сок вол­шеб­ных слов или рас­ши­рить спи­сок поня­тий, в кото­рых обоб­щены слова (рас­те­ния, пища, фрукты и пр.).

Отгадай, что мы задумали

Руко­вод­ство: взрос­лый и дети выби­рают водя­щего — того, кто будет отга­ды­вать заду­ман­ное. Он выхо­дит за дверь, а остав­ши­еся дети вме­сте со взрос­лым зага­ды­вают какой-нибудь пред­мет и дого­ва­ри­ва­ются, что каж­дый из детей будет назы­вать только один при­знак зага­дан­ного пред­мета по очереди.

Водя­щего при­гла­шают в ком­нату, он ста­но­вится в круг детей. Дети по кругу назы­вают раз­ные при­знаки зага­дан­ного пред­мета. Напри­мер, заду­ман мяч. Дети по кругу гово­рят водя­щему: он крас­ный, он боль­шой, он круг­лый, он катится и т. д. Водя­щий может назвать пред­мет после любого назван­ного при­знака. Тогда тот, на ком про­изо­шло уга­ды­ва­ние, ста­но­вится водя­щим, и игра начи­на­ется снова.

Если на пер­вом круге водя­щий не может отга­дать заду­ман­ное, то он может пройти вто­рой круг. На вто­ром круге дети назы­вают при­знаки заду­ман­ного пред­мета снова, но теперь с части­цей НЕ. Напри­мер, о мяче: он нико­гда не бывает квад­рат­ным, он не тонет в воде, его не делают из металла и т. п. Тот, на ком про­изо­шло уга­ды­ва­ние, сам ста­но­вится водящим.

Все игра­ю­щие дети должны побы­вать как назы­ва­ю­щими при­знаки, так и водя­щими. Сферу зага­ды­ва­е­мых пред­ме­тов сле­дует огра­ни­чить игро­вой ком­на­той, домом и т. п., чтобы ребе­нок мог отга­дать заду­ман­ное. Взрос­лый не дол­жен руко­во­дить пере­чис­ле­нием при­зна­ков, ука­зы­вая на них детям, нужно доби­ваться, чтобы каж­дый ребе­нок делал это само­сто­я­тельно, даже если и не очень удачно. Перед нача­лом игры можно потре­ни­ро­ваться, назы­вая при­знаки каких-либо зна­ко­мых детям предметов.

Переиначивание сказки

Руко­вод­ство: взрос­лый рас­спра­ши­вает детей, какие сказки они знают и любят. Все вме­сте выби­рают одну из ска­зок, и взрос­лый пред­ла­гает ее пере­врать, по оче­реди рас­ска­зы­вая ее и заме­няя в каж­дой фразе извест­ное на про­ти­во­по­лож­ное или новое. Дети рас­ска­зы­вают сказку по оче­реди по кругу, начи­нает же пере­ина­чи­ва­ние сам взрос­лый. Вот, напри­мер, во что может пре­вра­титься извест­ная сказка про Крас­ную Шапочку: “Жил-был маль­чик, кото­рого звали Жел­тый Бере­тик. Позвал его как-то папа и гово­рит: “Сходи-ка, сыно­чек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты”. — Пошел Жел­тый Бере­тик, а навстречу ему мед­ведь…” и т. д. Взрос­лый наравне с детьми участ­вует в пере­ви­ра­нии и дол­жен сле­дить, чтобы во всех клю­че­вых момен­тах сказка была пере­де­лана, но в целом полу­чи­лась бы некая новая исто­рия, моде­ли­ру­ю­щая более или менее логично раз­ви­ва­ю­щу­юся ситуацию.

Что было бы, если бы…

Мате­риал: набор неле­пых пред­по­ло­же­ний: что было бы, если бы …

1) …ты вдруг, проснув­шись, обна­ру­жил, что ты не чело­век, а куз­не­чик (бабочка, кро­ко­дил и т. д.);
2) …все люди стали ходить на руках, вверх ногами;
3) …не стало ночей, а все 24 часа в сутки был бы день и све­тило солнце;
4) …все твер­дое стало вне­запно мягким;
5) …на Земле не стало воды;
6) …все люди стали однорукими;
7) …люди не взрос­лели, а все­гда оста­ва­лись детьми;
8) …все пре­вра­ти­лись в левшей;
9) …мы ходили так быстро, что в один миг могли очу­титься там, где захотели;
10) …наши мысли были всем слышны;
11) …ты пре­вра­тился в шкаф;
12) …вдруг исчезли все книги;
13) …у людей про­пала память;
14) …при­ле­тели ино­пла­не­тяне и при­гла­сили тебя сле­тать на их планету;
15) …нико­гда не было зимы, а все­гда сто­яла жара?

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям по оче­реди при­ду­мать послед­ствия этих неве­ро­ят­ных про­ис­ше­ствий. Каж­дый ребе­нок дол­жен побы­вать пер­вым отве­ча­ю­щим в круге. Гипо­тезы и пред­по­ло­же­ния детей взрос­лый при­ни­мает без огра­ни­че­ний, кри­тики и ком­мен­та­риев, но задает вопросы, побуж­дая дета­ли­зи­ро­вать замысел.

Представь и нарисуй

Мате­риал: 1) бумага — по одному — два листа на каж­дого игра­ю­щего ребенка; 2) цвет­ные каран­даши и фло­ма­стеры; 3) спи­сок из 15 мета­фо­ри­че­ских шаблонов:

1) от удара искры из глаз посыпались;
2) часы ходят минута в минуту;
3) дождь льет как из ведра;
4) похожи, как две капли воды;
5) искать иголку в стоге сена;
6) темно, хоть глаз выколи;
7) про­дрог до костей;
8) вымок до нитки;
9) от холода зуб на зуб не попадает;
10) дайте что-нибудь на зуб положить;
11) замо­рить червячка;
12) от страха мороз по коже;
13) друж­ные — водой не разольешь;
14) не имей сто руб­лей, а имей сто друзей;
15) держи кар­ман шире.

Руко­вод­ство: взрос­лый вме­сте с детьми обсуж­дает, что озна­чают пере­чис­лен­ные мета­форы, про­сит подо­брать при­меры к неко­то­рым из них. Затем каж­дый ребе­нок полу­чает лист бумаги, каран­даши и фло­ма­стеры. Взрос­лый пред­ла­гает им пред­ста­вить и нари­со­вать ситу­а­цию, иллю­стри­ру­ю­щую то или иное выражение.

Каж­дый ребе­нок полу­чает инди­ви­ду­аль­ное зада­ние. Когда рису­нок закон­чен, взрос­лый про­сит ребенка про­ком­мен­ти­ро­вать его.

Вещи из волшебной страны

Мате­риал: спи­сок вол­шеб­ных названий:

1 с е р и я — вол­шеб­ные живот­ные: гацун, челап, рип­кис, сель­бон, зупарака.

2 с е р и я — вол­шеб­ные пред­меты: букиза, крипс, молинг, ополо, варунка.

3 с е р и я — вол­шеб­ная еда: мур­ник, кро­пач, вер­ти­хонг, старз, мутушка.

4 с е р и я — вол­шеб­ная одежда: ира­туп, шупан, малан­кор, пуляска, корсушки.

5 с е р и я — вол­шеб­ные инстру­менты: ратоп, жанувка, толо­мак, жумс, лопорун.

6 с е р и я — жители вол­шеб­ной страны: гло­кая куздра, хлив­кий шорёк, лаху­тый кар­ди­зон, пер­ку­лий-мюм­зик, физай­ский курлан.

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям пред­ста­вить, что они очу­ти­лись в вол­шеб­ной стране, где много незна­ко­мых, самых раз­но­об­раз­ных и фан­та­сти­че­ских пред­ме­тов — одежда, еда, инстру­менты, да и сами жители тоже вол­шеб­ные. Он про­сит детей попы­таться пред­ста­вить эти вещи, живот­ных, жите­лей по их назва­ниям и поста­раться опи­сать сло­вами, какие они, как выгля­дят, как исполь­зу­ются и т. д. Если детям это дается без труда, можно попро­сить их нари­со­вать воображаемое.

Переводчики

Мате­риал: 1) 5 кар­то­чек с опи­са­ни­ями раз­ных язы­ков и 2) списки из 10–20 под­хо­дя­щих игро­вых слов для каж­дого из языков:

1) пол­шин­ский язык: к любому слову добав­ля­ется ‑ца: кош­каца, каран­дашца, гулятьца, конфетаца;

2) буляв­ский язык: во всех сло­вах вме­сто твер­дых зву­ков про­из­но­сятся мяг­кие: булка — бюлькя, дом — дёмь, рыба — рибя;

3) мераб­ский язык: во всех сло­вах с бук­вой “р” она заме­ня­ется на “л”: рыба — лыба, при­вет — пли­вет, поро­шок — поло­шок, порт­фель — полтфель;

4) искуль­ский язык: все глас­ные буквы тянутся в два раза длин­ней: доом, саад, деевоочкаа;

5) ансельм­ский язык: все слова сокра­ща­ются до пер­вого слога: кар­ман — кар, при­вет — при, кошка — кош.

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям пред­ста­вить, что они изу­чают ска­зоч­ные языки — пол­шин­ский, ансельм­ский и т. д. В каж­дом языке есть одно основ­ное пра­вило, кото­рое надо запом­нить, чтобы на нем гово­рить. Взрос­лый пред­ла­гает каж­дому ребенку запом­нить пра­вило какого-либо одного языка, а затем пере­ве­сти на него сна­чала слова, а потом и неслож­ные пред­ло­же­ния. Эта игра под­хо­дит для дет­ского празд­ника, она спо­собна рас­сме­шить даже самого серьез­ного ребенка.

Команды для робота

Мате­риал: 1) несколько про­стых пред­ме­тов — каран­даш, ложка, рас­ческа, зуб­ная щетка, чашка и чай­ник, вере­вочка и т. п.; 2) пульт управ­ле­ния — дощечка с кноп­ками раз­ного цвета, нажи­мая на кото­рые, ребе­нок подает роботу пря­мые и обрат­ные (в слу­чае ошибки) команды (напри­мер, крас­ная кнопка — пря­мые команды, белая — обратные).

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям игру в управ­ле­ние робо­том. Он про­сит детей пред­ста­вить и пока­зать, как выгля­дят дви­же­ния робота, обра­щая их вни­ма­ние на рас­чле­нен­ность его дей­ствий; напри­мер, чтобы под­нять руку, роботу при­дется выпол­нить несколько отдель­ных закон­чен­ных операций.

Опе­ра­тор по оче­реди отдает команды, раз­ла­гая их для робота на отдель­ные дей­ствия. Напри­мер, для того чтобы робот нари­со­вал каран­да­шом квад­рат, необ­хо­димо ему отдать несколько команд: “Накло­нись!”, “Согни руку!”, “Согни пальцы!”, “Под­ними каран­даш!” и т. д. Если команд недо­ста­точно или они непо­сле­до­ва­тельны, робот может метал­ли­че­ским голо­сом ска­зать: “Команды не понял!”, побуж­дая ребенка-опе­ра­тора дро­бить свои команды на более мел­кие действия.

Если опе­ра­тор вдруг обна­ру­жил, что раз­ло­жил дей­ствие непра­вильно, то он может дать обрат­ную команду.
Роли робота и опе­ра­тора нужно чередовать.

Команды:

1) “Нари­суй каран­да­шом квадрат!”
2) “Съешь лож­кой суп!”
3) “При­че­шись расческой!”
4) “Почи­сти зубы щеткой!”
5) “Налей чай в чашку!”
6) “Завяжи узе­лок на веревочке!”
7) “Похло­пай в ладоши!”
8) “Помаши рукой “До свидания”!”
9) “Пого­вори по телефону!”
10) “Поздо­ро­вайся со мной за руку!”

Необитаемый остров

Руко­вод­ство: взрос­лый пред­ла­гает детям пред­ста­вить, что каж­дый из них ока­зался на необи­та­е­мом ост­рове. Взрос­лый опи­сы­вает ост­ров, его при­роду, его теп­лый кли­мат, живот­ных и птиц, а потом про­сит детей по оче­реди при­ду­мать, как:

1) сде­лать себе жилище;
2) сде­лать себе одежду;
3) сде­лать посуду;
4) добыть огонь;
5) отыс­кать или пой­мать что-нибудь на обед;
6) достать прес­ную воду из глубины;
7) сде­лать лодку или плот;
8) сде­лать зонт от солнца;
9) постричься;
10) сде­лать обувь;
11) опре­де­лить время;
12) подать сиг­нал о помощи и т. д.

Хорошие и плохие поступки

Мате­риал: 1) по одному листу бумаги на каж­дого игра­ю­щего; 2) наборы цвет­ных карандашей.

Руко­вод­ство: взрос­лый обсуж­дает с детьми хоро­шие и пло­хие поступки, обоб­щает их поня­ти­ями: жад­ность, воров­ство, ябед­ни­че­ство, драч­ли­вость, веж­ли­вость, доб­рота и т. п. А затем он про­сит детей пред­ста­вить, что все пло­хие поступки, совер­ша­е­мые чело­ве­ком, изме­няли бы его внеш­ность, напри­мер: обжора ста­но­вился бы очень тол­стым, у дра­чуна вырас­тали бы такие огром­ные кулаки, что он не мог бы их под­нять, и т. п. Каж­дый ребе­нок полу­чает каран­даши и бумагу, а взрос­лый про­сит изоб­ра­зить: 1) труса; 2) жадину; 3) дра­чуна; 4) ябеду; 5) обжору; 6) обман­щика; 7) гряз­нулю; 8) непо­слуш­ного ребенка; 9) пре­да­теля; 10) глу­пого маль­чика; 11) злого маль­чика; 12) хит­реца. Каж­дый ребе­нок имеет свое зада­ние. Игру можно повто­рить 2–3 раза, меняя детям задания.

Отыщи сходство

Руко­вод­ство: взрос­лый рас­ска­зы­вает детям, что в мире все свя­зано и между двумя любыми вещами в прин­ципе можно найти какое-нибудь сход­ство. Он сам при­во­дит 2–3 при­мера, а затем пред­ла­гает детям самим отыс­кать сход­ство между назы­ва­е­мыми им парами пред­ме­тов: цып­лен­ком и мото­цик­лом; сто­ло­вой лож­кой и экс­ка­ва­то­ром; моне­той и ракуш­кой; каран­да­шом и мостом; кро­ко­ди­лом и трак­то­ром; само­ле­том и лягуш­кой; фото­ап­па­ра­том и гла­зом; элек­три­че­ством и водо­па­дом; болью и радо­стью, горем и сча­стьем и т. д.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки