Ребенок и школа

Ребенок и школа

(2 голоса4.5 из 5)

В обще­стве при­няты выра­бо­тан­ные мно­гими поко­ле­ни­ями пра­вила, опре­де­ля­ю­щие пове­де­ние чело­века в раз­лич­ных ситу­а­циях. Эти пра­вила назы­ва­ются соци­аль­ными нор­мами. К ним отно­сятся и нормы веж­ли­во­сти, и при­ня­тые формы пове­де­ния в обще­ствен­ных местах, и воин­ский устав. Часть этих норм давно поте­ряла свой изна­чаль­ный смысл, и сего­дняш­ний их смысл состоит в том, что чело­век, их соблю­да­ю­щий, демон­стри­рует свою при­над­леж­ность к циви­ли­зо­ван­ному обще­ству и готов­ность сле­до­вать его тре­бо­ва­ниям. Если, заходя в поме­ще­ние, чело­век не здо­ро­ва­ется, физи­че­ского урона он никому этим не нано­сит. Тем не менее он пока­зы­вает, что не отно­сится к людям и обще­ству с уважением.

Школа – это не только уроки

Для ребенка это новый образ жизни, когда его обя­зы­вают под­чи­ниться стро­гой системе пра­вил. Во время урока сле­дует сидеть за пар­той спо­койно и вни­ма­тельно слу­шать учи­теля. Нельзя про­сто так выхо­дить из класса, даже если урок совсем наску­чил. Если есть что ска­зать, сна­чала необ­хо­димо под­нять руку и дождаться поз­во­ле­ния учи­теля. Школь­ные пра­вила совсем не таковы, как в дет­ском саду. Там они направ­лены на удоб­ство вос­пи­та­те­лей, и потому их смысл детям хорошо поня­тен. В школе – это пра­вила школь­ной жизни и обще­ствен­ные нормы, опре­де­ля­ю­щие пове­де­ние уче­ника, соблю­дать кото­рые нужно не потому, что их нару­ше­ние кому-то повре­дит, а про­сто потому, что в сте­нах школы так пола­га­ется. При­ня­тие этих новых пра­ви­лам есть пер­вый опыт вхож­де­ния ребенка в обще­ство. В даль­ней­шем стал­ки­ваться с подоб­ными пра­ви­лами ему при­дется неод­но­кратно, а уме­ние под­чи­нять им свое пове­де­ние при­об­ре­та­ется именно на началь­ной ста­дии школь­ного обучения.

Пер­вый учитель

Учи­тель в жизни ребенка – самый пер­вый пред­ста­ви­тель обще­ства. Навер­няка, после такого утвер­жде­ния у мно­гих воз­ник есте­ствен­ный вопрос: «А когда ребе­нок ходил в дет­ский сад? Там ведь тоже был свой пред­ста­ви­тель – воспитатель».

Что ж, давайте зада­димся вопро­сом: на кого больше всего должна быть похожа вос­пи­та­тель­ница? Есте­ственно, на маму, и роль ее состоит в том, чтобы вре­менно заме­нять маму, а не пред­став­лять обще­ство. Так какой же она должна быть? В первую оче­редь – доб­рой. А учи­тель­ница? Спра­вед­ли­вой. И она вовсе не должна похо­дить на маму, кото­рая хва­лит сво­его ребенка невзи­рая на то, сде­лал ли он уроки, освоил ли счет до десяти и выучил ли наизусть стихотворение.

Школь­ный класс

Школь­ный класс ста­но­вится для ребенка пер­вой соци­аль­ной груп­пой –  груп­пой людей, заня­тых одним делом. В дан­ном слу­чае это учеба. Млад­ше­класс­ники в отли­чие от школь­ни­ков постарше склонны при­да­вать боль­шое зна­че­ние оценке учи­теля, поэтому от учи­тель­ской оценки (в первую оче­редь учеб­ной) зави­сит ста­тус ребенка в классе и отно­ше­ние к нему одно­класс­ни­ков. Школа явля­ется пер­вой  для ребенка моде­лью обще­ства. Школь­ные пра­вила – модель соци­аль­ных норм. Вза­и­мо­от­но­ше­ния с учи­те­лем – модель буду­щих вза­и­мо­от­но­ше­ний с началь­ни­ками и руко­во­ди­те­лями. Вза­и­мо­от­но­ше­ния с одно­класс­ни­ками – модель после­ду­ю­щих вза­и­мо­от­но­ше­ний с кол­ле­гами и друзьями.

Пер­вая учи­тель­ница – пер­вая любовь

Как уже гово­ри­лось, для школь­ника млад­ших клас­сов учи­тель­ница – пер­вый в жизни «пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель» обще­ства, чем и объ­яс­ня­ется совер­шенно осо­бое к ней отно­ше­ние мно­гих детей. Это и любовь вплоть до обо­жа­ния, и ува­же­ние вплоть до почи­та­ния, и вос­хи­ще­ние вплоть до пре­кло­не­ния. Такие про­яв­ле­ния со сто­роны детей осо­бенно заметны в пер­вом классе. Во вто­ром чув­ства ста­но­вятся уже более осмыс­лен­ными. Разу­ме­ется, так к своей пер­вой учи­тель­нице отно­сятся не все дети, но очень мно­гие из них, и для бла­го­по­луч­ного вхож­де­ния ребенка в обще­ство такие чув­ства имеют нема­лое зна­че­ние. Дети, у кото­рых это отсут­ство­вало, впо­след­ствии в своих вза­и­мо­от­но­ше­ниях с обще­ством часто испы­ты­вают серьез­ные затруд­не­ния. И это вполне есте­ственно, так как их пер­вый кон­такт с соци­аль­ной сре­дой был неудачным.

Если учи­тель­ница не права

Сохра­не­ние учи­тель­ского авто­ри­тета в гла­зах ребенка важно не для учи­теля и не для школы, а для нор­маль­ного раз­ви­тия самого ребенка. Однако, что же делать, если учи­тель не соот­вет­ствует своей высо­кой роли? Такое, к сожа­ле­нию, слу­ча­ется. Имеет место при­страст­ное отно­ше­ние к детям: одних любят, а дру­гих недо­люб­ли­вают, при­чем, по при­чи­нам, от детей совер­шенно не зави­ся­щим. Бывают и слу­чаи исполь­зо­ва­ния непе­да­го­гич­ных мето­дов вос­пи­та­ния. Одному учи­телю недо­стает про­фес­си­о­на­лизма, у дру­гого не выдер­жи­вают нервы, в резуль­тате чего он «сры­ва­ется», тре­тий про­сто выпол­няет свою работу кое-как. В таких слу­чаях выход суще­ствует только один: объ­яс­нить ребенку, что учи­тель — обык­но­вен­ный живой чело­век, такой же как и все, про­сто в дан­ной кон­крет­ной ситу­а­ции его дей­ствия по той или иной при­чине не совсем верны, но не допус­кать, чтобы в целом у ребенка сфор­ми­ро­ва­лось отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к учителю.

Чего нельзя гово­рить ни в коем случае:

1. Учи­тель тебя не любит.

2. Учи­тель ста­вит оценки несправедливо.

3. Ваш учи­тель – глупый.

4. Тре­бо­ва­ние учи­теля выпол­нять не нужно – оно неправильное.

5. Посту­пать так учи­тель не имеет права.

То, что можно ска­зать ребенку, но лишь в край­нем случае:

1. Если учи­тель тебя ругает чаще дру­гих, несмотря на то что вы все ведете себя оди­на­ково, зна­чит — он про­сто боится, что ты слиш­ком быстро забу­дешь то, что он тебе уже говорил.

2. Отметка ста­вится не только за зна­ния, но и за отно­ше­ние к делу. Навер­ное, учи­тель решил, что, если бы ты не ленился, то выпол­нил бы работу гораздо лучше.

3. Каж­дый может ино­гда о чем-то забыть или чего-то не заметить.

4. Воз­можно, в этот раз учи­тель слу­чайно ошибся. Ино­гда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учи­тель так посту­пил, поэтому лучше давай не будем раз­би­рать его поступок.

Разу­ме­ется, это – лишь отдель­ные при­меры. Их вовсе не нужно заучи­вать и вос­про­из­во­дить дословно — важно только при­дер­жи­ваться общего прин­ципа, вклю­ча­ю­щего три глав­ных условия:

1. Недо­пу­стимо, чтобы дей­ствия учи­теля или ваше обсуж­де­ние их с ребен­ком при­вело к паде­нию само­оценки послед­него и фор­ми­ро­ва­нию у него мне­ния, что он «пло­хой», «глу­пый» и, вообще, «какой-то не такой».

2. Сле­дует под­дер­жи­вать в ребенке пра­виль­ные пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти, о добре и зле. Если вы уве­рены, что учи­тель неправ, то нужно сде­лать так, чтобы ребе­нок не вос­при­нял его дей­ствия как обра­зец для подражания.

3. В любом слу­чае, учи­тель­ский авто­ри­тет сле­дует под­дер­жи­вать, и даже если учи­тель допус­кает серьез­ные про­счеты, объ­яс­нять их детям сле­дует ситу­а­ци­он­ными при­чи­нами, а не ее недо­стат­ками педа­гога как личности.

А.Л. Вен­гер, дет­ский пси­хо­лог, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, профессор

Источ­ник: сайт psiholog.kollegia.RU

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки