Предлагаемая Хрестоматия представляет обильный материал при изучении Теории словесности, при чем почти каждая статья его приспособлена к тем разнообразным занятиям, которые неразрывно связаны с преподаванием этого предмета.
Расположение материала находилось, до известной степени, в зависимости от общих методико-дидактических положений, требующих между прочим, доступности содержания статей как по мысли, так и по выражению, а также и постепенности в переходе от простого к сложному, от реального к абстрактному, от легкого к более трудному. Это последнее наглядней всего можно видеть из сопоставления первых и последних статей каждого отдела первой части. От описания простых предметов, резкие признаки которых как бы сами собой бросаются в глаза наблюдателя, учащийся мало-помалу переходить к характеристикам, требующим и большего развития, и большего наблюдения, и большей способности к обобщениям.
Точно также и в повествовании: от элементарных повествований учащийся постепенно доходить до сложных характеристик.
То же можно сказать и о рассуждениях: в первых статьях находятся элементы рассуждений — определение, разделение, доказательства, и затем следуют рассуждения, в которых встречаются самые разнообразные приемы и изгибы логического мышления.
Как в первой, так и во второй части (поэзии) мною помещены некоторые довольно легкие статьи и уже известные ученикам из предыдущих классов стихотворения, но это вносилось по следующим соображениям: из них весьма удобно извлечь известные выводы дли Теории словесности; так, Три пальмы Лермонтова могут служить драгоценным пособием для выяснения отношения и связи между описанием и повествованием; Песнь о Вещем Олеге, сопоставленная с летописным рассказом, дает благодарный материал к выводу понятия о поэзии вообще и поэтическом повествовании в частности; Утопленник, как типическое произведение известного вида эпической поэзии и т. д.
Нельзя обойти молчанием отсутствие в моей хрестоматии примечаний, которыми не редко так обильно снабжаются некоторые из пособий этого же рода. Я не нашел нужным обременять книгу всевозможными примечаниями, подробным пересказом содержания произведений (в отделе поэзии), ибо убежден в сомнительной их пользе, как для ученика, так и для учителя. В живом преподавании все сказанное или прочитанное учителем глубже западает в душу ученика и, само собою, лучше усваивается и запоминается. Учитель же, в свою очередь, часто не может воспользоваться этими примечаниями по весьма простой причине: сказанное в них составителем весьма часто идет в разрез со статьей и самостоятельною работою над ней преподавателя, а, следовательно, является для него бесполезным балластом.
Вот почему я ограничился в своей Хрестоматии только подбором целесообразного материала, который, по моему мнению, главным образом и нужен в пособиях подобного рода.
Еще одно замечание. Для изучения слога в предлагаемой книге нет особого отдела, но зато во всех её отделах преподаватель найдет обильный материал для занятий стилистикой. (Поэтические произв. Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, графа Л. Толстого и др. Слог Ломоносова, Карамзина, Пушкина, Тургенева и др.).
Составитель.
Комментировать