Семилетний возраст

Семилетний возраст

(3 голоса5.0 из 5)

При­об­ще­ние к Цер­ков­ным Таин­ствам – неотъ­ем­ле­мая часть жизни пра­во­слав­ного чело­века. В одном из семи Таинств – испо­веди, чело­век, рас­кры­вая свою душу, при­зна­ется пред Богом в совер­шен­ных им прежде гре­хах, кается, наде­ясь на Божие милосердие.

Уча­стие в Таин­стве испо­веди тре­бует опре­де­лен­ной духов­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской зре­ло­сти, поскольку пока­я­ние должно быть осо­знан­ным и сопро­вож­даться реши­мо­стью впредь избе­гать греха. По этой при­чине дети до опре­де­лен­ного воз­раста, обычно семи­лет­него, не испо­ве­ду­ются [1]. Ука­зан­ный воз­раст не кате­го­ри­чен, так как каж­дый ребе­нок раз­ви­ва­ется в соб­ствен­ном темпе, но все же явля­ется неко­то­рым, усто­яв­шимся в Цер­ков­ной прак­тике, ориентиром.

С пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния семи­лет­ний воз­раст, как пред­по­ла­га­е­мый воз­раст пер­вой испо­веди, избран не слу­чайно. С неболь­шими допу­ще­ни­ями, именно в этот период про­ис­хо­дят серьез­ные пере­мены в лич­но­сти ребенка, что суще­ственно отра­жа­ется на его пове­де­нии. Так, если на более ран­них эта­пах раз­ви­тия ребе­нок пре­бы­вает «во вла­сти аффекта», к этому вре­мени воз­ни­кает спо­соб­ность к дей­ствиям, осно­ван­ным на созна­тель­ном наме­ре­нии – про­из­воль­ному пове­де­нию. Появ­ля­ется уме­ние пред­вос­хи­щать резуль­таты своих поступ­ков, мысль начи­нает пред­ва­рять дей­ствие. Внешне это сопро­вож­да­ется утра­той «дет­ской непо­сред­ствен­но­сти», можно ска­зать, что душа ребенка «закры­ва­ется» от дру­гих людей.

К этому же пери­оду скла­ды­ва­ется мало изу­чен­ное в совре­мен­ной пси­хо­ло­гии, но очень зна­чи­мое пси­хи­че­ское обра­зо­ва­ние – совесть, хотя сле­дует отме­тить, что ее раз­ви­тие про­ис­хо­дит в тече­ние всей жизни чело­века. В отли­чие от мораль­ных норм, закреп­лен­ных в опыте мно­гих поко­ле­ний, совесть – поня­тие инди­ви­ду­аль­ное [2]. Совесть про­яв­ля­ется и как осо­зна­ва­ние нрав­ствен­но­сти совер­ша­е­мого поступка (раци­о­наль­ный ком­по­нент), и как эмо­ци­о­нально-нрав­ствен­ное пере­жи­ва­ние (так назы­ва­е­мые угры­зе­ния совести).

Фор­ми­ро­ва­ние сове­сти и ста­нов­ле­ние нрав­ствен­ных иде­а­лов про­ис­хо­дит при непо­сред­ствен­ном уча­стии зна­чи­мого взрос­лого. Изна­чально ребе­нок ори­ен­ти­ру­ется в своих поступ­ках на роди­те­лей, высту­па­ю­щих в каче­стве образца иде­аль­ного пове­де­ния; его дей­ствия регу­ли­ру­ются внеш­ними запре­тами и поощ­ре­ни­ями. На пер­вых эта­пах усво­е­ния мораль­ных норм тре­бу­е­мое соблю­де­ние пра­вил вос­при­ни­ма­ется ребен­ком как обя­за­тель­ное усло­вие полу­че­ния одоб­ре­ния роди­те­лей, а сле­до­ва­тельно, под­твер­жде­ния того, что его любят. К концу дошколь­ного воз­раста на основе усво­ен­ных норм обра­зу­ется пер­вая эти­че­ская инстан­ция, пред­став­лен­ная не только как зна­ние о долж­ном, но и как пере­жи­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти посту­пать долж­ным обра­зом [3]. Нрав­ствен­ные ука­за­ния, иду­щие ранее извне, пере­хо­дят во внут­рен­ний план, в иде­але – ста­но­вятся частью лич­но­сти самого ребенка.

Вме­сте с раз­ви­тием нрав­ствен­ных пред­став­ле­ний к семи годам выра­ба­ты­ва­ются такие соци­аль­ные чув­ства как отзыв­чи­вость, чут­кость, состра­да­ние. Важно пони­мать, что слож­ные соци­аль­ные эмо­ции далеко не все­гда фор­ми­ру­ются сами по себе, в отрыве от уча­стия взрос­лого. Раз­ви­тие ребенка нужно направ­лять. При этом не сле­дует ждать какого-то «осо­бого» слу­чая для того, чтобы пока­зать ребенку при­мер про­яв­ле­ния сопе­ре­жи­ва­ния. Прак­тика пока­зы­вает, что дети вби­рают в себя как раз то, что про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной жизни. Если в ваших пра­ви­лах пода­вать мило­стыню, велика веро­ят­ность, что повзрос­лев, ребе­нок будет посту­пать так же.

Совесть как нрав­ствен­ное пере­жи­ва­ние может про­яв­лять себя в двух чув­ствах – стыда и вины. Чув­ство стыда тягостно и все­гда свя­зано с отно­ше­нием зна­чи­мых для чело­века людей [4]. Оно более при­ми­тивно срав­ни­тельно с чув­ством вины. Поощ­ре­ние роди­те­лями чрез­мер­ной (именно чрез­мер­ной) стыд­ли­во­сти в ребенке бло­ки­рует его твор­че­ские про­яв­ле­ния, про­во­ци­рует неже­ла­тель­ную зави­си­мость от мне­ния окру­жа­ю­щих, что про­яв­ля­ется даже на телес­ном уровне: ребе­нок ста­но­вится зажа­тым и нелов­ким, легко крас­неет [5]. С точки зре­ния нрав­ствен­ного раз­ви­тия чув­ство вины более кон­струк­тивно: если ситу­а­цию стыда и свя­зан­ные с ним эмо­ции чело­век стре­мится в луч­шем слу­чае забыть, то вина тол­кает чело­века на исправ­ле­ние ситу­а­ции путем при­ми­ре­ния с тем, кому нане­сен вред.

Но нега­тив­ными эмо­ци­ями про­яв­ле­ния сове­сти не исчер­пы­ва­ются: она же может являться источ­ни­ком радо­сти. Посту­пок по сове­сти вызы­вает глу­бо­кое внут­рен­нее удо­вле­тво­ре­ние, даже если идет враз­рез с соб­ствен­ными потреб­но­стями [6]. Именно на пози­тив­ном аспекте должно выстра­и­ваться фор­ми­ро­ва­ние эти­че­ских инстан­ций: через под­креп­ле­ние жела­тель­ного дет­ского пове­де­ния, поощ­ре­ние хоро­ших поступ­ков, уста­нов­ле­ние креп­кой связи между совер­ше­нием доб­рых дел и поло­жи­тель­ными эмоциями.

Сле­дует учи­ты­вать, что осо­бое вли­я­ние на пове­де­ние ребенка имеют сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Зна­чи­тель­ное нега­тив­ное воз­дей­ствие может ока­зать бес­кон­троль­ный про­смотр теле­ви­зора, име­ю­ще­гося в каж­дом доме. Дока­зано, что демон­стри­ру­е­мые на неко­то­рых кана­лах сцены наси­лия заметно повы­шают агрес­сив­ность даже у взрос­лого чело­века, создают пред­став­ле­ние о том, что агрес­сия нор­мальна [7]. Однако не стоит впа­дать в край­но­сти и пол­но­стью запре­щать ребенку смот­реть теле­ви­зор. Этот про­цесс лучше кон­тро­ли­ро­вать, выби­рая для про­смотра пере­дачи, транс­ли­ру­ю­щие такие цен­но­сти как дружба, сотруд­ни­че­ство, любовь.

Итак, нрав­ствен­ное раз­ви­тие идет по двум линиям: усво­е­ния мораль­ных норм и фор­ми­ро­ва­ния соци­аль­ных чувств. Для того, чтобы совест­ли­вость стала внут­рен­ним каче­ством, необ­хо­димо ста­вить ребенка в усло­вия эти­че­ского выбора, на доступ­ном языке объ­яс­няя его при­чины и след­ствия. Согласно иссле­до­ва­ниям зару­беж­ного пси­хо­лога Л. Кол­берга для осо­знан­ных мораль­ных поступ­ков ребенку нужно интел­лек­ту­ально «дозреть» [8]. Все же направ­лять его на пути нрав­ствен­ного раз­ви­тия сле­дует немного опе­ре­жая воз­раст. Задача взрос­лого – фор­ми­ро­ва­ние не ори­ен­ти­ро­ван­ного на внеш­ние запреты мораль­ного пове­де­ния, а внут­рен­него нрав­ствен­ного чув­ства, осно­ван­ного на эмо­ци­о­наль­ном сопе­ре­жи­ва­нии дру­гому чело­веку, пре­одо­ле­нии эго­и­сти­че­ских побуж­де­ний, при­ня­тии ответ­ствен­но­сти за себя и свои дей­ствия. Помимо роди­те­лей спо­соб­ство­вать этому могут крест­ные, взяв­шие на себя обя­за­тель­ство направ­лять ребенка на пути духов­ного развития.

Таким обра­зом, семи­лет­ний воз­раст, ука­зы­ва­е­мый как неко­то­рый ори­ен­тир готов­но­сти к пер­вой испо­веди, с пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния избран верно. К этому этапу раз­ви­тия скла­ды­ва­ется спо­соб­ность ребенка оце­ни­вать себя, исполь­зуя усво­ен­ные эти­че­ские пред­став­ле­ния, появ­ля­ется воз­мож­ность созна­тель­ной регу­ля­ции соб­ствен­ного пове­де­ния. За ред­ким исклю­че­нием, ребе­нок более ран­него воз­раста не имеет доста­точ­ных пси­хо­ло­ги­че­ских ресур­сов, необ­хо­ди­мых для уча­стия в Таинстве.

Лите­ра­тура

1) Про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский. Не навре­дить! [Элек­трон­ный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_13-all.shtml#a2 (дата обра­ще­ния: 18.01.2014)

2) Шад­ри­ков В.Д. Пока­я­ние как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния сове­сти // Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей школы эко­но­мики. 2006. № 4. C. 3–13. [Элек­трон­ный ресурс]. URL: http://www.vash-psiholog.info/psihologiya/17532-pokayanie-kak-faktor-formirovaniya-sovesti.html (дата обра­ще­ния: 18.01.2014)

3) Божо­вич Л.И. Лич­ность и ее фор­ми­ро­ва­ние в дет­ском воз­расте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. ил. – (Серия Мастера психологии).

4) Гус­сей­нов А.А. Этика: Учеб­ник. – М.: Гар­да­рики, 2000. – 472 с.

5) Изард К.Э. Пси­хо­ло­гия эмо­ций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с. ил. – (Серия Мастера психологии).

6) Шад­ри­ков В.Д. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию: эмо­ции и чув­ства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.

7) Крайг Г., Бокум Д. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия. – 9‑е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

8) Бар­су­кова С.А. Про­блема ста­нов­ле­ния сове­сти в кон­тек­сте зару­беж­ных пси­хо­ло­ги­че­ских тео­рий // Изве­стия ПГПУ им.В.Г. Белин­ского. 2010. № 16 (20). С. 179–187.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • maxim, 21.01.2014

    Здо­рово, побольше бы таких статей… =)

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки