Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

(5 голосов5.0 из 5)

Сове­тов по вос­пи­та­нию под­рост­ков много, но боль­шин­ство  не рабо­тает, почему? Веро­ятно, потому, что обоб­щён­ного под­ростка, не суще­ствует. Про­дол­жая тему раз­но­об­ра­зия акцен­ту­а­ций харак­те­ров под­рост­ков, пого­во­рим о сен­си­тив­ном типе.

Вариант нормы

Повто­римся, что дети в под­рост­ко­вый период раз­ви­ва­ются по совер­шенно раз­ным сце­на­риям, поэтому к каж­дой душе клю­чик свой. В преды­ду­щей ста­тье этого цикла мы писали, что есть вполне типич­ные под­рост­ко­вые про­яв­ле­ния, и можно све­сти мно­го­об­ра­зие  внут­рен­него мира  и харак­те­ров под­рост­ков к опре­де­лён­ным пси­хо­ло­ги­че­ским типам.

Это  помо­жет разо­браться, как лучше вести себя  детьми, чтобы не нане­сти им душев­ных ран и  помо­гать раз­ви­тию поло­жи­тель­ных сторон.

На языке пси­хо­ло­гов  раз­ные пове­ден­че­ские типы под­рост­ков – это раз­ные акцен­ту­а­ции харак­те­ров. Мно­гие оши­бочно путают акцен­ту­а­ции харак­те­ров с пси­хо­па­ти­ями. Пси­хо­па­тия – это край­нее про­яв­ле­ние черт за гра­нью нор­маль­ного, мы же гово­рим именно о здо­ро­вых про­яв­ле­ниях у под­рост­ков – не о пси­хи­че­ских пато­ло­гиях и откло­не­ниях, а именно о вари­ан­тах нормы.

Но то, в каком направ­ле­нии разо­вьются эти осо­бен­но­сти ребёнка, во мно­гом будет зави­сеть от нас, муд­рых роди­те­лей и педа­го­гов,  нашего пони­ма­ния осо­бен­но­стей под­ростка и стрем­ле­ния помочь ему пре­одо­леть  кри­зисы. Поста­ра­емся их понять.

Сотканные из противоречий

Под­ростки сен­си­тив­ного типа обла­дают тон­кой душев­ной орга­ни­за­цией и как будто сотканы из противоречий.

Робость, застен­чи­вость, бес­ха­рак­тер­ность и без­воль­ность – то, в чем они упре­кают сами себя и что зача­стую заме­чают роди­тели. Но эти черты не вполне соот­вет­ствуют реаль­но­сти. На деле, сен­си­тив­ные дети обла­дают волей, реши­мо­стью и внут­рен­ней силой, о кото­рых под­час сами не подозревают.

Им непро­сто живётся с собой, а вза­и­мо­дей­ствие с окру­жа­ю­щими пред­став­ля­ется слож­ным и опасным.

Раньше такие акцен­ту­а­ции харак­тера грубо отно­сили  к пси­хо­па­тиям  и сме­ши­вали с шизо­ид­ным типом, но время и иссле­до­ва­ния пока­зали, что такие дети ближе к асте­ни­кам, а не к шизоидам.

Объ­яс­не­ние тому – про­стое и логич­ное: под­ростки шизо­ид­ного типа  не идут на кон­такт даже с близ­кими людьми, они живут в выду­ман­ном мире и  питают страсть к отвле­чён­ным нау­кам и поня­тиям. Дети сен­си­тив­ного типа, вроде бы, тоже отго­ра­жи­ва­ются от незна­ко­мых людей и тяжело идут на кон­такт, отчего кажутся угрю­мыми и нелю­ди­мыми, но это – иллю­зия. И это боль­шое «но» про­во­дит между шизо­ид­ными и сен­си­тив­ными детьми боль­шой водораздел.

Шизо­ид­ный под­ро­сток доволь­ству­ется собой. Сен­си­тив­ному под­ростку плохо одному. Пси­хи­атр П. Ган­нуш­кин обо­зна­чает это как «резко выра­жен­ное чув­ство соб­ствен­ной недостаточности».

Так что не стоит сме­ши­вать эти два совер­шенно раз­ных типа.

Сен­си­тив­ные дети на самом деле нуж­да­ются в обще­нии и могут быть очень общи­тель­ными с теми, кому они дове­ряют. Но заво­е­вать их дове­рие не так про­сто. Мир они вос­при­ни­мают сложно, и ино­гда это делает их жизнь  настолько невы­но­си­мой, что это ведёт к попыт­кам суицида. 

При­чём для окру­жа­ю­щих пере­жи­ва­ния таких детей оста­ются загад­кой, поэтому их суи­ци­даль­ные мысли и попытки часто вызы­вают недо­уме­ние. Во внеш­ней жизни сен­си­тив­ных под­рост­ков вроде бы всё в порядке. Ответы – в непро­стом внут­рен­нем мире.

Под­ростки сен­си­тив­ного типа живут в мире своих пере­жи­ва­ний, кото­рые и состав­ляют для них глав­ные собы­тия. Чув­ствуют они во мно­гом пол­нее, ярче и раз­но­об­раз­нее дру­гих, но делиться пере­жи­ва­ни­ями не спе­шат. Окру­жа­ю­щим они пред­став­ля­ются закры­тыми, осо­бен­ными, не от мира сего.

113131 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Если обра­титься за при­ме­рами сен­си­тив­ного типа акцен­ту­а­ции харак­тера под­ростка к миру искус­ства, то  самый яркий при­мер – Ганс Хри­стиан Андер­сен, а точ­нее, создан­ный режис­се­ром Э. Ряза­но­вым худо­же­ствен­ный герой – пер­со­наж фильма «Андер­сен. Жизнь без любви», по кото­рому мы соста­вили пред­став­ле­ние о гени­аль­ном сказочнике.

С ран­него дет­ства  у такого ребёнка про­яв­ля­ется чрез­мер­ная чув­стви­тель­ность и впе­чат­ли­тель­ность. Ей сопут­ствуют высо­кие мораль­ные тре­бо­ва­ния к самому себе, соот­вет­ство­вать кото­рым трудно, почти невозможно.

И, хотя это люди осо­бой, ред­кост­ной внут­рен­ней чистоты, в вос­при­я­тии самого себя у них обра­зу­ется боль­шой раз­рыв между реаль­ным и жела­е­мым.  Под­ро­сток чув­ствует себя ущерб­ным, ведь он всё время себя оце­ни­вает: взве­ши­вает свою волю, нрав­ствен­ность и соот­вет­ствие эти­че­ским нормам.

Его оценки себя все­гда строги  и кри­тичны – сло­вом, не в его пользу. Это при­чи­няет под­ростку силь­ные внут­рен­ние стра­да­ния  и создаёт почву для про­из­рас­та­ния слож­ных и при­чуд­ли­вых комплексов.

Край­няя обид­чи­вость и рани­мость, робость и застен­чи­вость сильно затруд­няют обще­ние со сверст­ни­ками. В ком­па­нии он редко ста­но­вится лиде­ром и чаще всего дер­жится  один или в паре с похо­жим тихо­ней. Лучше всего такому ребёнку дома.

Помните, у Сер­гея Михалкова:

Он рас­тёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как рас­те­ние мимоза
В бота­ни­че­ском саду.

Пси­хо­ло­ги­че­ский тип опи­сан дет­ским поэтом бле­стяще, правда, его иро­ния зву­чит слиш­ком суро­вым при­го­во­ром. Такая акцен­ту­а­ция харак­тера дана ребёнку от при­роды, и с ней при­хо­дится учиться жить и адап­ти­ро­ваться в непро­стом взрос­лом мире.

Под­ро­сток сен­си­тив­ного типа не ввя­зы­ва­ется в аван­тюры и не полу­чает ника­кого удо­воль­ствия от рис­ко­ван­ных при­клю­че­ний. И в этом есть плюсы – его можно не искать среди поклон­ни­ков  попу­ляр­ных экс­тре­маль­ных раз­вле­че­ний вроде заце­пинга на кры­шах поез­дов или пар­кура на забро­шен­ных стройках. 

Пси­хо­ло­ги­че­ский склад убе­ре­жёт его от мно­гих несчаст­ных слу­чаев и опас­ных ком­па­ний сверстников.

Такой под­ро­сток нико­гда не свя­жется с хули­га­ньем, ско­рее, будет играть один или отпра­вится к малы­шам, с кото­рыми будет чув­ство­вать себя спокойно.

Быть мно­го­кратно битым в среде под­рост­ков ему тоже не угро­жает, ведь он не люби­тель выяс­нять отно­ше­ния и кон­флик­то­вать. Ложь и при­твор­ство чаще всего тоже не про него.  Его под­сте­ре­гает дру­гая опас­ность: на много лет «завис­нуть» дома, поте­рять связь с окру­жа­ю­щими, стать тре­вож­ным  соци­о­па­том без про­фес­сии и сво­его места в жизни.

image w1280 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Поэтому, чтобы адап­ти­ро­вать его в окру­жа­ю­щей среде, дру­же­ские связи и при­вя­зан­но­сти ребёнка надо раз­ви­вать и по воз­мож­но­сти поддерживать.

Да, именно  зани­жен­ная само­оценка и свя­зан­ные с ней про­блемы адап­та­ции – наи­бо­лее яркая черта сен­си­тив­ного под­ростка. Адап­та­ци­он­ные меха­низмы ребёнка сложны, и здесь пси­хо­логу очень трудно что-то скор­рек­ти­ро­вать. На это необ­хо­димо обра­щать вни­ма­ние роди­те­лям и рабо­тать над этим годы – изо дня в день.

Избирательная общительность

Сен­си­тив­ного ребёнка легко отли­чить  с ран­него дет­ства. Ребе­нок раним, любит при­роду и живот­ных. Ещё до шести­лет­него кри­зиса он под­вер­жен стра­хам, и вся­кий раз неиз­вестно, что напу­гает его именно сей­час. Защита взрос­лого делает его уверенней.

Ребё­нок про­яв­ляет боль­шую при­вя­зан­ность к роди­те­лям, бабуш­кам и дедуш­кам и про­чим род­ствен­ни­кам, с кото­рыми зна­ком с ран­него дет­ства. И, если  с посто­рон­ними людьми такие дети дичатся и не идут на кон­такт, то рядом с людьми, кото­рых знают хорошо и кото­рым дове­ряют, они бывают откры­тыми, общи­тель­ными и дружелюбными.

Такие дети тонко чув­ствуют и ценят доб­рое отно­ше­ние к себе, слу­ша­ются тех, с кем сло­жи­лись дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, пове­ряют свои сек­реты и чув­ства. В этом фено­мене пове­де­ния про­яв­ля­ется ещё одна яркая осо­бен­ность сен­си­тив­ных детей и под­рост­ков – изби­ра­тель­ная общительность.

При­сут­ствие роди­теля рядом, как пра­вило, мамы  – гарант защи­щён­но­сти и ста­биль­но­сти. Вдали от близ­кого чело­века ребё­нок чув­ствует тре­вогу, часто он боится тем­ноты, в стрес­со­вых ситу­а­циях вдали от дома и семьи у него бывают про­блемы со сном и едой, пси­хо­со­ма­ти­че­ские нару­ше­ния здоровья.

В под­рост­ко­вом воз­расте начи­нают остро про­яв­ляться внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия таких детей. Домаш­него тихоню и скром­ника не узнать. Само­уни­чи­же­ние  и зани­жен­ная само­оценка  вдруг выли­ва­ются в эпа­таж, бра­вую само­пре­зен­та­цию на гла­зах у педа­го­гов и сверст­ни­ков, кото­рым при­хо­дится наблю­дать их под­рост­ко­вый выпендрёж.

Пси­хо­логи назы­вают это реак­цией деком­пен­са­ции. Под­ро­сток вос­пол­няет то, чего, как ему кажется, ему осо­бенно не хва­тает. Маль­чик, сидев­ший на зад­ней парте в самом даль­нем уголке, вдруг ста­но­вится ста­ро­стой класса и глав­ным героем школь­ной дискотеки. 

Девочка-тихоня при­об­ре­тает апломб, отве­чает на отлично и высту­пает на кон­фе­рен­циях с докла­дами. Дреды, пир­синг, иро­кез на голове и ботинки с шипами порой меняют тихих домаш­них деток до неузна­ва­е­мо­сти. Таким внеш­ним видом супер-впе­чат­ли­тель­ные и рани­мые дети словно гово­рят, что им море по колено и вообще всё равно.

Они пере­стают крас­неть у доски, да и сцена школь­ного театра теперь их не пугает, а притягивает.

Но внут­рен­няя хруп­кость никуда не ухо­дит. Если  под­рост­ков сурово ругают или упре­кают, они могут впасть в отча­я­ние и уны­ние и не сдер­жи­вают слезы.

Страх нового  и проблемы в школе

Сен­си­тив­ный под­ро­сток – чело­век в рако­вине. Он пре­красно осо­знает свои внут­рен­ние про­блемы и труд­но­сти в обще­нии, стра­дает от этого и не пыта­ется что-то изменить. 

Самый про­стой и удоб­ный путь – оста­ваться в сто­роне, зата­иться, быть неза­мет­ным, лиш­ний раз не све­титься на пуб­лике, чтобы не вызвать насме­шек сверст­ни­ков, ведь их он вос­при­ни­мает осо­бенно болезненно.

Ино­гда этим детям при­пи­сы­вают аутич­ные черты. Дей­стви­тельно,  в их пове­де­нии есть нечто, напо­ми­на­ю­щее аутизм. В новых усло­виях под­ростки теря­ются, их робость и застен­чи­вость начи­нает зашкаливать.

Пере­вод в дру­гую школу, новый класс и новые отно­ше­ния  со сверст­ни­ками создают  для них непре­одо­ли­мые пси­хо­ло­ги­че­ские барьеры, отчего ребё­нок может начать про­гу­ли­вать заня­тия, сни­жа­ется его рабо­то­спо­соб­ность и  успеваемость.

Адап­та­ция в школе ребёнку даётся с тру­дом, но когда он при­вы­кает, а заодно и одно­класс­ники при­вы­кают к его осо­бен­но­стям, жизнь поне­многу нала­жи­ва­ется. И, хотя ребё­нок про­дол­жает про­яв­лять склон­ность к уеди­не­нию, посте­пенно он при­ни­мает своё окру­же­ние, а дети при­ни­мают его.

Педа­гоги таких детей обычно любят и ценят, потому что их есть за что любить. Они про­яв­ляют послу­ша­ние, на уро­ках ста­ра­ются, домаш­нюю работу делают вни­ма­тельно и при­лежно, хотят нра­виться, успе­вать и соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ниям учителей.

Учи­тель, кото­рый пони­мает болез­нен­ную застен­чи­вость ребёнка и ведёт себя так­тично, при­об­ре­тает в лице такого шко­ляра бла­го­дар­ного и при­вя­зан­ного к нему друга. И сам под­ро­сток ста­ра­ется быть поближе к педа­го­гам, ока­зать какую-то услугу, быть рядом на пере­мене. В этом нет ни капли под­ха­лим­ства, а только искрен­нее выра­же­ние дружелюбия.

Школь­ная жизнь ребёнку, а потом под­ростку не кажется саха­ром. Сто­ять у доски перед всем клас­сом в ожи­да­нии про­вала, отве­чать на уст­ном экза­мене в при­сут­ствии комис­сии, крас­неть на виду у всех – сущее наказание. 

Муд­рые учи­теля, зная эти осо­бен­но­сти, будут давать больше пись­мен­ных инди­ви­ду­аль­ных зада­ний и реже спра­ши­вать устно.

Если ни у взрос­лых, ни у одно­каш­ни­ков ребё­нок не встре­чает пони­ма­ния, у скром­ника и тихони вдруг может начаться… деви­ант­ное поведение.

Зака­лы­вать школу по несколько уро­ков или при­тво­ряться боль­ным и про­гу­ли­вать по мно­гим неде­лям, бежать из закры­того учеб­ного заве­де­ния и даже из дома такие под­ростки тоже могут. Зна­чит, пру­жину их тер­пе­ния пере­жали: затра­вили ровес­ники, спро­во­ци­ро­вали учи­теля, неспра­вед­ливо обви­нили в том, в чем они не виноваты.

При­чин такого про­тестного пове­де­ния может быть мно­же­ство. Может, все про­блемы – не реаль­ные, а кажу­щи­еся, накру­чен­ные, но с точки зре­ния ребёнка ситу­а­ция достигла пика непе­ре­но­си­мо­сти. Вме­ша­тель­ство взрос­лых необходимо.

Самость и опека

В под­рост­ко­вом воз­расте про­ис­хо­дит сво­его рода ини­ци­а­ция – обычно ребё­нок отде­ляет себя от роди­теля  и тре­бует при­зна­ния своей само­сто­я­тель­но­сти. Бур­ные выяс­не­ния отно­ше­ний,  исте­рики на ров­ном месте и про­чие про­яв­ле­ния само­сти – обыч­ное дело.

Но с сен­си­тив­ными под­рост­ками этого как будто не про­ис­хо­дит. При­вя­зан­ность к роди­те­лям и бабуш­кам оста­ётся креп­кой. Ребё­нок как будто и не стре­мится к сво­боде и само­сто­я­тель­но­сти, не видя в них для себя осо­бых преимуществ.

Сен­си­тив­ные под­ростки рады, когда их опе­кают и не тяго­тятся огра­ни­че­нием своей сво­боды. Роди­тель­ские советы их не напря­гают. Образ мыс­лей, тра­ди­ции и при­о­ри­теты семьи при­ни­ма­ются ими без­условно и транс­ли­ру­ются как свои.

Если  под­рост­ко­вые амби­ции у таких детей все же про­яв­ля­ются, то нена­долго. Под­ро­сток  знает и кри­тично оце­ни­вает свои воз­мож­но­сти, потен­циал и ресурсы и не видит себя кру­тым,  в кри­ти­че­ских ситу­а­циях  он не может быстро реа­ги­ро­вать, и его само­лю­бие стра­дает. Эмо­ци­о­наль­ные вспышки в под­рост­ко­вом воз­расте – именно от этого.

Скажи мне, кто твой друг…

Хоро­ший друг для сен­си­тив­ного под­ростка – боль­шая цен­ность. Но он, как пра­вило, только один. Рас­ши­рять круг сво­его обще­ния он не имеет необ­хо­ди­мо­сти, одного друга вполне доста­точно. Ино­гда это  близ­кий друг с ран­него дет­ства, а порой это чело­век старше и опыт­ней – учи­тель, стар­ший брат, друг роди­те­лей. Ино­гда это това­рищ по общему хобби.

Сен­си­тив­ные дети и под­ростки много вре­мени про­во­дят дома, и их увле­че­ния бывают раз­ме­рен­ными и спо­кой­ными. Соби­ра­ние знач­ков и марок, музи­ци­ро­ва­ние и сочи­не­ние сти­хов и исто­рий, рисо­ва­ние, лепка, куколь­ный театр, шитье  и тому подоб­ное – их конёк. При­чём дела­ется это не напо­каз, а именно для  удо­воль­ствия, для души.

screenshot 298 8 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Всё, что у них полу­ча­ется лучше, чем у дру­гих, они не спе­шат оце­ни­вать высоко, и потому мало с кем этим делятся. Если такой под­ро­сток пока­зал вам свои рисунки – будьте горды собой, зна­чит, вы заво­е­вали его доверие.

Дру­жить с сен­си­тив­ным под­рост­ком весьма непро­сто. Бес­такт­ное или гру­бое слово, кри­ти­че­ское заме­ча­ние могут выве­сти его из рав­но­ве­сия надолго и раз­ру­шить дружбу.

Обид­чи­вость таких детей часто непред­ска­зу­ема, обиды они бере­гут в себе годами, ими эмо­ци­о­нально под­пи­ты­ва­ются. С воз­рас­том страсть памя­то­зло­бия может достичь боль­ших мас­шта­бов, поэтому роди­те­лям с дет­ства нужно обра­щать вни­ма­ние на эту про­блему и учить детей прощению.

К  сво­ему другу этими детьми предъ­яв­ля­ются высо­кие тре­бо­ва­ния: он дол­жен быть спо­кой­ным, неа­грес­сив­ным, дели­кат­ным, вос­пи­тан­ным, уметь сочув­ство­вать и пони­мать непро­стые дви­же­ния души сен­си­тив­ного под­ростка, а ведь понять их он и сам ино­гда не в состоянии.

Если такой ред­кий кан­ди­дат на дружбу най­ден, ребё­нок очень доро­жит им и ста­ра­ется не поте­рять. Душев­ное сбли­же­ние он ценит выше всего. Но в таких отно­ше­ниях тре­тий друг все­гда ока­зы­ва­ется лиш­ний. Раз­рыв дружбы пере­жи­ва­ется остро и болез­ненно – почти как потеря близ­кого человека

Когда рядом нет друга или близ­кого, кто спо­со­бен хотя бы отча­сти пони­мать внут­рен­ний мир сен­си­тив­ного под­ростка  и про­яв­лять к нему уча­стие, чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти  ребёнка зашка­ли­вает, он бли­зок к отчаянью.

Дружба таких детей чем-то сродни влюб­лён­но­сти. А с влюб­лён­но­стью у него и вовсе всё сложно. Ходить сле­дом тенью или ничем не про­яв­лять свои чув­ства, мучи­тельно мол­чать или вдруг на гла­зах у всех пылко объ­яс­ниться в любви – это вполне в его духе.

В под­рост­ко­вом воз­расте влюб­лён­ность вос­при­ни­ма­ется болез­ненно. Из-за неё дети могут про­гу­ли­вать школу, впа­дать в депрес­сию, отка­зы­ваться от еды.

Воля и разум

Отно­ше­ние к ним окру­жа­ю­щих для этих под­рост­ков очень мно­гое опре­де­ляет. Вопрос соб­ствен­ного пре­стижа, само­оценки, про­яв­ле­ния воле­вых качеств свя­зан именно с тем, как его вос­при­ни­мают со стороны.

Само­би­че­ва­ние и само­уко­ре­ние из-за любой мелочи и про­машки у этих под­рост­ков дохо­дит до болез­нен­ной экзаль­та­ции. Ведя себя раз­вязно, вызы­ва­юще и эпа­тажно, в реша­ю­щий момент без види­мых при­чин эти дети могут поте­ряться и раз­ры­даться, обна­ру­жив боль­шую внут­рен­нюю хрупкость.

Такие нев­ро­ти­че­ские про­яв­ле­ния им вообще свой­ственны. Гру­бость и жесто­кость, бес­такт­ность и цинизм, кото­рые они видят вокруг, пусть даже не по отно­ше­нию к ним, вос­при­ни­ма­ются ими как оскорб­ле­ние, при­чи­няют им душев­ную боль. Но такие реак­ции обу­слов­лены не нев­ро­зом, а повы­шен­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти и чув­ством долга.

2f920155e0e7351e28d0c0ab696179f2 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Это дети с высо­кой ответ­ствен­но­стью, у них с ран­него воз­раста есть чёт­кие пред­став­ле­ния о нрав­ствен­но­сти и этике, отсюда и высо­кие тре­бо­ва­ния к себе и  к миру.

Луч­ший спо­соб реше­ния для  сен­си­тив­ного под­ростка – это избе­гать решений.

В ситу­а­ции, когда нужно защи­тить честь и досто­ин­ство дру­гого чело­века, напри­мер, друга, такие под­ростки могут быть очень решительными.

В дру­гих слу­чаях соб­ствен­ная нере­ши­тель­ность их ранит и угне­тает. Про­кли­ная себя за это в кото­рый раз, они ничего не могут с этим поделать.

Воля и разум у этих детей в посто­ян­ном кон­фликте. Роди­те­лям важно не тре­бо­вать от под­ростка слиш­ком много и давать ему поводы, а может, даже созда­вать ситу­а­ции для при­ня­тия воле­вых решений.

Депрессии и суицид

Само­оценка для под­ростка зна­чит мно­гое, и, поскольку она зани­жен­ная, любое незна­чи­тель­ное   про­ис­ше­ствие,  от кото­рого стра­дает их репу­та­ция,  может погру­зить его в подав­лен­ное настро­е­ние. Ино­гда оно даже пере­хо­дит в депрессию.

Свою тоску и боль эти под­ростки обычно не зали­вают алко­го­лем, не при­вле­кают их и дру­гие пси­хо­троп­ные обез­бо­ли­ва­ю­щие сер­деч­ных ран. От выпи­того они ста­но­вятся еще груст­нее и угрю­мее, не ощу­щают при­лива радо­сти и уве­рен­но­сти  в себе, так что это их не привлекает. 

С дет­ства они знают, что пьян­ство – это низко и плохо, обще­ственно пори­ца­емо, и уже поэтому не под­да­ются такому недугу.

Но чув­ство непол­но­цен­но­сти, помно­жен­ное на упрёки дру­зей и заме­ча­ния учи­те­лей, может при­ве­сти к суи­ци­даль­ным попыткам.

Покон­чить с жиз­нью под­ро­сток решает не вдруг. Он дол­гое время раз­мыш­ляет о ник­чём­но­сти  сво­его несчаст­ного суще­ство­ва­ния  и при­хо­дит к мысли, что это пре­кра­тит его стра­да­ния.  Нере­ши­тель­ность тор­мо­зит его, поэтому под­ро­сток долго не совер­шает попы­ток самоубийства.

Но неве­зе­ния и разо­ча­ро­ва­ния имеет нако­пи­тель­ный эффект, и когда пре­тен­зии к миру и к себе пере­пол­няют чашу, любой пустяк  может спро­во­ци­ро­вать самоубийство.

Попытки све­сти счёты с жиз­нью у сен­си­тив­ных под­рост­ков лишены дей­ствия напо­каз. Это не попытка кого-то напу­гать, раз­жа­ло­бить, добиться покупки гад­жета или вни­ма­ния со сто­роны про­ти­во­по­лож­ного пола. Это именно состо­я­ние край­него отча­я­ния, когда даль­ней­шая жизнь невы­но­сима и кажется невозможной.

Покон­чить с собой под­ро­сток решает именно для того, чтобы покон­чить с собой и разо­рвать пороч­ный круг сво­его внут­рен­него стра­да­ния. Для взрос­лых это пол­ная неожи­дан­ность – со сто­роны кажется, что у ребёнка всё хорошо и ника­ких при­чин для рас­ста­ва­ния с этим миром у них нет.

Известно, что под­ростки в силу воз­раста в этот период отда­ля­ются от храма. И все же, сен­си­тив­ные дети очень чутки к вопро­сам веры, поиску Бога. Можно даже ска­зать, что с мла­ден­че­ства мно­гие из них осо­бенно набожны. Именно это защи­щает их в под­рост­ко­вом воз­расте от опро­мет­чи­вых  и непо­пра­ви­мых поступков.

e917f11d2904de07f7a1a5a6bce810cf 804x534 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Потенциальный гений

Не хоте­лось бы закан­чи­вать раз­го­вор о сен­си­тив­ных под­рост­ках на печаль­ной ноте. Не ста­нем утвер­ждать, что каж­дый подоб­ный ребё­нок – гений, но по набору своих пси­хо­ло­ги­че­ских качеств сен­си­тив­ный под­ро­сток наи­бо­лее бли­зок к тому, что часто ведёт талант­ли­вого чело­века к гениальности.

Из таких детей вырас­тают люди, успеш­ные в  сфере искус­ства и  мыс­ля­щие нестан­дартно, зача­стую реша­ю­щие самые слож­ные твор­че­ские задачи. 

Среди них есть бле­стя­щие пере­вод­чики, крипто-ана­ли­тики, поэты, писа­тели, худож­ники и даже пси­хо­логи. Бра­тья Андер­сона – инте­рес­ней­шие люди и глу­бо­кие собеседники. 

Надо мягко и нена­вяз­чиво помочь им пре­одо­леть кри­ти­че­ский период взрос­ле­ния. Побе­див в под­рост­ко­вом воз­расте мно­гие свои ком­плексы, раз­ре­шив внут­рен­ние про­блемы, создав ста­биль­ные семей­ные отно­ше­ния и войдя в при­выч­ную колею, они могут пре­взойти сами себя  и сверх­про­дук­тивно рабо­тать над тем, что нравится.

s. rjadinskij 1024x669 1 - Сенситивные подростки: младшие братья Андерсена

Почи­тайте био­гра­фии талант­ли­вых людей, кото­рые состо­я­лись в твор­че­стве –  и осо­бенно главы, в кото­рых рас­ска­зано о дет­стве и юно­сти. Воз­можно, вы най­дёте много общего с тем, что наблю­да­ете у детей с сен­си­тив­ной акцен­ту­а­цией характера.

Воз­можно,  ваш ребё­нок не ста­нет осо­бен­ным и выда­ю­щимся, а про­сто будет хоро­шим чело­ве­ком. В любом слу­чае, даже пере­жи­вая вме­сте с ним под­рост­ко­вые кри­зисы, бла­го­да­рите Бога за этот подарок.

Вален­тина Патронова

При напи­са­нии ста­тьи исполь­зо­ваны мате­ри­алы сбор­ника  по диа­гно­стике пси­хо­па­тий и акцен­ту­а­ций харак­тера  в под­рост­ко­вом воз­расте Ленин­град­ского пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ского НИИ им. Бехтерева

Читайте в нашей серии мате­ри­а­лов про подростков:
Цик­ло­ид­ные под­ростки: любить, под­дер­жи­вать, не навредить 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки