Школьная адаптация ребенка

Школьная адаптация ребенка

(2 голоса5.0 из 5)

Суще­ствует три пере­лом­ных момента, кото­рые ребе­нок про­хо­дит в про­цессе обу­че­ния в школе: это поступ­ле­ние в пер­вый класс, пере­ход из началь­ной школы в сред­нюю (5 кл) и пере­ход из сред­ней в стар­шую (10 кл).

На что нужно обра­тить вни­ма­ние роди­те­лям пер­во­класс­ни­ков в этот период?

Период адап­та­ции ребенка к школе может длиться от 2–3 недель до полу­года. Это зави­сит от мно­гих фак­то­ров: инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти ребенка, харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щими, тип учеб­ного заве­де­ния (а зна­чит, и уро­вень слож­но­сти обра­зо­ва­тель­ной про­граммы) и сте­пень под­го­тов­лен­но­сти ребенка к школь­ной жизни.

Нема­ло­важ­ным фак­то­ром явля­ется и под­держка взрос­лых — мамы, папы, бабу­шек и деду­шек. Чем больше взрос­лых ока­жут посиль­ную помощь в этом про­цессе, тем успеш­нее ребе­нок адап­ти­ру­ется к новым условиям.

Нередко роди­тели ругают ребенка за то, что он поздно воз­вра­ща­ется из школы, что ему часто зво­нят дру­зья “не по делу”, что слиш­ком много вре­мени у него ухо­дит на про­гулки. Однако хорошо бы пом­нить о том, что в этот период пер­во­класс­ник активно уста­нав­ли­вает кон­такты, ищет свое место в дет­ской среде, учится сотруд­ни­чать с дру­гими детьми и при­ни­мать помощь в свой адрес. Помо­гите ему в этом непро­стом деле! От того, какую нишу зай­мет ваше чадо при рас­пре­де­ле­нии соци­аль­ных ролей, зави­сит весь период его обу­че­ния в школе. Вспом­ните, как тяжело изба­виться от ими­джа “жадины” или “все­знайки”, как много про­блем появ­ля­ется в под­рост­ко­вом воз­расте именно потому, что когда-то малышу не уда­лось про­явить себя долж­ным образом.

Вли­яют ли на адап­та­цию пер­во­класс­ника отно­ше­ние к нему учителя?

Пер­вая учи­тель­ница — это важ­ный чело­век в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу уста­но­вить с ней тес­ный кон­такт, при­слу­ши­ваться к ее сове­там, пред­ла­гать помощь в орга­ни­за­ции празд­ни­ков и общих дел — ведь любое ваше уча­стие в школь­ной жизни пой­дет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гор­диться вами! Обя­за­тельно согла­суйте тре­бо­ва­ния, чтобы ребе­нок не постра­дал от ваших раз­но­гла­сий с педа­го­гом. Если вас не устра­и­вает (или про­сто непо­нятна) мето­дика обу­че­ния, попро­сите учи­теля разъ­яс­нить ее осо­бен­но­сти и пре­иму­ще­ства перед дру­гими спо­со­бами обу­че­ния. Думаем, что любой учи­тель сде­лает это охотно, ведь он заин­те­ре­со­ван видеть в вас в первую оче­редь помощ­ни­ков, а не критиков.

От учи­теля зави­сит и то, какой сосед по парте “доста­нется” вашему ребенку. Это — нема­ло­важ­ный фак­тор успеш­ной адап­та­ции пер­во­класс­ника. Обя­за­тельно поин­те­ре­суй­тесь, какие отно­ше­ния скла­ды­ва­ются у детей, сидя­щих вме­сте. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уро­ках? Не пугай­тесь, дети еще не осво­или непри­выч­ных норм пове­де­ния, да и про­си­деть 30 минут, не отвле­ка­ясь, в этом воз­расте доста­точно сложно. Поста­рай­тесь побе­се­до­вать с вашим школь­ни­ком о том, что уме­ние ува­жать дру­гого, когда тот рабо­тает — очень цен­ное уме­ние. Обя­за­тельно хва­лите его, если чело­век выдер­жал подоб­ное испы­та­ние с честью. Сти­му­ли­руйте помощь детей друг к другу, не поощ­ряйте пози­цию “моя хата с краю”, — кто знает, воз­можно, именно вза­и­мо­вы­ручка и доб­рое отно­ше­ние между одно­класс­ни­ками помо­жет вашему ребенку в труд­ный момент.

Каковы при­знаки успеш­ной адаптации?

1. Удо­вле­тво­рен­ность ребенка про­цес­сом обу­че­ния. Ему нра­вится в школе, он не испы­ты­вает неуве­рен­но­сти и страхов.

2. Насколько легко ребе­нок справ­ля­ется с про­грам­мой. Если школа обыч­ная и про­грамма тра­ди­ци­он­ная, а ребе­нок испы­ты­вает затруд­не­ния при обу­че­нии, необ­хо­димо под­дер­жать его в труд­ный момент, не кри­ти­ко­вать излишне за мед­ли­тель­ность, а так же не срав­ни­вать с дру­гими детьми. Все дети разные.

3. Если про­грамма слож­ная, да еще и пред­по­ла­гает изу­че­ние ино­стран­ного языка — вни­ма­тельно сле­дите, не явля­ется ли такая нагрузка для школь­ника чрез­мер­ной. Лучше вовремя откор­рек­ти­ро­вать это, иначе нач­нутся про­блемы со здо­ро­вьем. Может быть, в дру­гом классе, с мень­шей нагруз­кой, ребе­нок почув­ствует себя комфортнее?

4. Очень важно на пер­вых порах все­лить в школь­ника уве­рен­ность в успех, не давать ему под­да­ваться уны­нию (“У меня ничего не полу­чится!”), иначе бороться с апа­тией вы будете очень долго.

5. При­знак успеш­ной адап­та­ции — это сте­пень само­сто­я­тель­но­сти ребенка при выпол­не­нии им учеб­ных зада­ний, готов­ность при­бег­нуть к помощи взрос­лого лишь ПОСЛЕ попы­ток выпол­нить зада­ние самому. Частенько роди­тели слиш­ком усердно “помо­гают” ребенку, что вызы­вает порой про­ти­во­по­лож­ный эффект. Уче­ник при­вы­кает к сов­мест­ному при­го­тов­ле­нию уро­ков и не хочет делать это в оди­ночку. Здесь лучше сразу обо­зна­чить гра­ницы вашей помощи и посте­пенно умень­шать их.

6. Самым важ­ным при­зна­ком того, что ребе­нок пол­но­стью осво­ился в школь­ной среде, явля­ется его удо­вле­тво­рен­ность меж­лич­ност­ными отно­ше­ни­ями — с одно­класс­ни­ками и учителем.

В чем осо­бен­ность адап­та­ции детей (10–14) лет?

Наи­бо­лее слож­ным для 5‑классника явля­ется пере­ход от одного, при­выч­ного учи­теля, к вза­и­мо­дей­ствию с несколь­кими пред­мет­ни­ками. Лома­ются при­выч­ные сте­рео­типы, само­оценка ребенка — ведь теперь его будет оце­ни­вать не один педа­гог, а несколько. Хорошо, если дей­ствия учи­те­лей согла­со­ваны и детям будет несложно при­вык­нуть к новой системе вза­и­мо­от­но­ше­ний, к раз­но­об­ра­зию тре­бо­ва­ний по раз­ным пред­ме­там. Заме­ча­тельно, если учи­тель началь­ной школы подробно рас­ска­зал класс­ному руко­во­ди­телю об осо­бен­но­стях того или иного ребенка. Но так про­ис­хо­дит не во всех шко­лах. Поэтому задача роди­те­лей на дан­ном этапе — позна­ко­миться со всеми учи­те­лями, кото­рые будут рабо­тать в вашем классе, попы­таться вник­нуть в тот круг вопро­сов, кото­рые могут вызвать затруд­не­ния у детей этого воз­раста как в учеб­ной, так и во вне­учеб­ной дея­тель­но­сти. Чем больше инфор­ма­ции вы полу­чите на этом этапе, тем легче вам будет помочь сво­ему ребенку.

Какие “плюсы” несет в себе пере­ход из началь­ной школы в сред­нюю? Что дает в пси­хо­ло­ги­че­ском плане это раз­ви­тию лич­но­сти ребенка? Прежде всего — дети узнают свои силь­ные и сла­бые сто­роны, учатся смот­реть на себя гла­зами раз­ных людей, гибко пере­стра­и­вать свое пове­де­ние в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции и чело­века, с кото­рым общаются.

В то же время основ­ной опас­но­стью дан­ного пери­ода явля­ется фак­тор изме­не­ния лич­ност­ного смысла уче­ния, посте­пен­ное сни­же­ние инте­реса к учеб­ной дея­тель­но­сти. Мно­гие роди­тели жалу­ются на то, что школь­ник не хочет учиться, что он “ска­тился” на “тройки” и его ничего не вол­нует. Вол­нует, да еще и как! Но — дей­стви­тельно, не учеба. Под­рост­ко­вый воз­раст свя­зан, прежде всего, с интен­сив­ным рас­ши­ре­нием кон­так­тов, с обре­те­нием сво­его “Я” в соци­аль­ном плане, дети осва­и­вают окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность ЗА поро­гом класса и школы. А потому задача роди­те­лей — помочь в этом слож­ном деле. Хорошо бы больше зна­ко­миться с дру­зьями вашего ребенка, при­гла­шать их в дом, инте­ре­со­ваться увле­че­ни­ями и цен­но­стями под­рост­ков. В этом воз­расте в клас­сах обычно фор­ми­ру­ются отдель­ные группки по инте­ре­сам. К какой из них тянется ваш ребе­нок? Почему?

Конечно, обя­за­тельно надо кон­тро­ли­ро­вать школь­ника, осо­бенно в пер­вые 1–2 месяца обу­че­ния в сред­ней школе. Но все же ни в коем слу­чае не сме­ши­вать поня­тия “хоро­ший уче­ник” и “хоро­ший чело­век”, не оце­ни­вать лич­ные дости­же­ния под­ростка лишь дости­же­ни­ями в учебе. Если у ребенка воз­никли про­блемы с успе­ва­е­мо­стью и ему сложно под­дер­жи­вать ее на при­выч­ном уровне, попро­буйте дать ему воз­мож­ность в этот период про­явить себя в чем-то дру­гом. В чем-то таком, чем он мог бы гор­диться перед дру­зьями. Силь­ная зацик­лен­ность на учеб­ных про­бле­мах, про­во­ци­ро­ва­ние скан­да­лов, свя­зан­ный с “двой­ками” в боль­шин­стве слу­чаев при­во­дит к отчуж­де­нию под­ростка и лишь ухуд­шает ваши взаимоотношения.

Еще одной осо­бен­но­стью школь­ни­ков 10–11 лет явля­ется их воз­рос­шая сте­пень само­сто­я­тель­но­сти. С одной сто­роны, это хорошо, так как мно­гое ребе­нок делает сам и не нуж­да­ется в вашей помощи, осо­бенно в быто­вом плане. Но именно эта уве­рен­ность в себе поз­во­ляет детям идти на экс­пе­ри­менты, ино­гда опас­ные для жизни и здо­ро­вья. В этом воз­расте мно­гие дети про­буют нар­ко­тики (в том числе и куре­ние), у них появ­ля­ются сомни­тель­ные зна­ком­ства. Именно в этот период (а пере­ход из началь­ной школы в сред­нюю под­хо­дит как нельзя лучше!) хорошо бы так спла­ни­ро­вать сво­бод­ное время под­ростка, чтобы у него не оста­лось вре­мени на “глу­по­сти” и бес­цель­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. Поста­рай­тесь ВМЕСТЕ поду­мать, какие кружки (или сту­дии, факуль­та­тивы) хотел бы посе­щать ребе­нок, кто из дру­зей мог бы соста­вить ему компанию.

Какие осо­бен­но­сти необ­хо­димо учи­ты­вать роди­те­лям старшеклассников?

Если вашему ребенку при­дется перейти в дру­гую школу (с кон­курс­ным набо­ром), то для вас будут акту­альны все советы, кото­рые даны для роди­те­лей пер­во­класс­ни­ков. Если же он про­сто пере­хо­дит в 10 класс в своей школе, то про­цесс адап­та­ции к новому ста­тусу про­изой­дет легче.

Неко­то­рые дети в этом воз­расте опре­де­ли­лась со сво­ими про­фес­си­о­наль­ными пред­по­чте­ни­ями, хотя пси­хо­логи обра­щают осо­бое вни­ма­ние на тот факт, что выбор про­фес­сии — это раз­ви­ва­ю­щийся про­цесс, кото­рый про­хо­дит в тече­ние дли­тель­ного пери­ода. По сло­вам Ф.Райса, этот про­цесс вклю­чает в себя серию “про­ме­жу­точ­ных реше­ний”, сово­куп­ность кото­рых и при­во­дит к окон­ча­тель­ному выбору. Однако стар­ше­класс­ники делают этот выбор не все­гда осо­знанно и зача­стую при­ни­мают реше­ние о пред­по­чи­та­е­мой обла­сти буду­щей тру­до­вой дея­тель­но­сти под вли­я­нием момента. Сле­до­ва­тельно, они явно диф­фе­рен­ци­руют пред­меты на “полез­ные” и “ненуж­ные”, что вызы­вает игно­ри­ро­ва­ние послед­них. Если это так, попро­буйте вни­ма­тельно отне­стись к воз­ник­шему инте­ресу в какой-то обла­сти, помо­гите углу­бить ребенку свои зна­ния в ней, обя­за­тельно най­дите воз­мож­ность позна­ко­мить ребенка с при­вле­ка­тель­ной про­фес­сией — а вдруг он ошибся с выбо­ром? Лучше свое­вре­менно пере­ори­ен­ти­ро­вать чело­века, чем позже рас­пла­чи­ваться за “мимо­лет­ное увлечение”.

Дру­гой осо­бен­но­стью стар­ших школь­ни­ков ста­но­вится воз­врат инте­реса к учеб­ной дея­тель­но­сти, что не может не радо­вать роди­те­лей. Как пра­вило, в это время дети и роди­тели ста­но­вятся еди­но­мыш­лен­ни­ками, активно обме­ни­ва­ются взгля­дами на выбор про­фес­си­о­наль­ного пути. Боль­шин­ство роди­те­лей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, полу­чить выс­шее обра­зо­ва­ние. Но немно­гие заду­мы­ва­ются о том, насколько у стар­ше­класс­ника при­сут­ствуют обще­учеб­ные навыки, умеет ли он учиться? Чрез­мер­ная акцен­ту­а­ция на объ­еме при­об­ре­та­е­мых зна­ний, а не на спо­собе их полу­че­ния может при­ве­сти к тому, что после поступ­ле­ния в вуз для ребенка это и ста­нет глав­ной труд­но­стью. Поэтому поста­рай­тесь про­на­блю­дать: умеет ли буду­щий аби­ту­ри­ент кон­спек­ти­ро­вать, вла­деет ли эле­мен­тар­ными уме­ни­ями по оформ­ле­нию пись­мен­ных работ, напи­са­нию рефе­рата. Если есть воз­мож­ность, обу­чите его работе в сети Интер­нет, позна­комьте с раз­лич­ными инфор­ма­ци­он­ными тех­но­ло­ги­ями. Все это ока­жется для него очень полез­ным в будущем.

Однако суще­ствуют и неко­то­рые слож­но­сти во вза­и­мо­дей­ствии взрос­лых и детей. Это каса­ется лич­ной жизни под­рост­ков, куда вход роди­те­лям зача­стую запре­щен. При уме­лом дози­ро­ва­нии обще­ния, ува­же­нии права ребенка на лич­ное про­стран­ство этот этап про­хо­дит доста­точно без­бо­лез­ненно. Обра­тите вни­ма­ние, что мне­ние сверст­ни­ков в дан­ный воз­раст­ной период пред­став­ля­ется детям гораздо более цен­ным и авто­ри­тет­ным, чем мне­ние взрос­лых. Но только взрос­лые могут про­де­мон­стри­ро­вать под­рост­кам опти­маль­ные модели пове­де­ния, пока­зать им на соб­ствен­ном при­мере, как надо стро­ить отно­ше­ния с миром.

Источ­ник: сайт “Твой ребенок”

Реко­мен­дуем книги, в кото­рых затро­нуты про­блемы адап­та­ции детей к школе.

1. Без­ру­ких М., Ефи­мова С., Круг­лов Б. Почему учиться трудно?- М., 1996.
2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыс­лить. — Минск, 1998.
3. Коре­нева Е.Н. Ох уж эти пер­во­клашки! — Яро­славль, 1999.
4. Фул­лер Ч. Под­бе­рите ключ к обу­че­нию сво­его ребенка. — Минск, 1998.
5. Хил­ту­нен Е. Когда ребе­нок учит самого себя. — М., 1999.
6. Чуди­нова Е.В. Млад­шие школь­ники в учеб­ной дея­тель­но­сти. — Рига, 1999.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки