Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни

Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни

(2 голоса5.0 из 5)

Гово­рить о вере со стар­ше­класс­ни­ками непро­сто: в силу воз­раст­ных осо­бен­но­стей пси­хики они скеп­ти­че­ски настро­ены к таким бесе­дам. Между тем, вели­кие хри­сти­ан­ские свя­тыни спо­собны вос­пи­ты­вать обра­зом и смыс­лами. Как? Читайте в нашем интервью.

Раз­ра­бо­тан­ная в мис­си­о­нер­ском отделе Туль­ской епар­хии про­грамма «Загадка Турин­ской пла­ща­ницы» – необыч­ный про­ект. Кото­рый год  под­ряд авторы этого в луч­шем смысле вос­пи­ты­ва­ю­щего начи­на­ния  идут в народ – выез­жают в школы, кол­ле­джи и вузы, чтобы раз­го­вор  с моло­де­жью  о хри­сти­ан­стве  состоялся.

Этот диа­лог – о самых важ­ных момен­тах хри­сти­ан­ской исто­рии, дог­ма­тах веры, пре­да­нии и мисти­че­ском веро­учи­тель­ном опыте, – проще говоря, о чуде. О про­екте рас­ска­зал заме­сти­тель пред­се­да­теля епар­хи­аль­ного мис­си­о­нер­ского отдела Алек­сей Ярасов.

– Алек­сей Вик­то­ро­вич,  какие  цели у программы? 

jarasov 284x300 - Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни  Глав­ные цели про­екта – мис­си­о­нер­ская и про­све­ти­тель­ская, то есть рас­ска­зать о том, что  это за  вели­кая хри­сти­ан­ская свя­тыня – Турин­ская пла­ща­ница – сви­де­тель Стра­стей Христовых.

Рас­ска­зать, что это – то самое «пятое Еван­ге­лие», кото­рое гово­рит  через образ о том, как Сын Божий   при­нял страш­ные нече­ло­ве­че­ские стра­да­ния за нас,  как мучи­тельно умер на Кре­сте, а затем воскрес.

При­чем всё эти собы­тия  – и муче­ния, и смерть, и вос­кре­се­ние – одно­вре­менно отоб­ра­зи­лись на полотне, о чем убе­ди­тельно  язы­ком науки рас­ска­зы­вают совре­мен­ные исследования.

– Кто реа­ли­зует  про­ект и кому он адресован?

– Про­ект вопло­щают спе­ци­а­ли­сты мис­си­о­нер­ского отдела, с этой про­грам­мой  мы  посе­тили много мест в Туль­ской епар­хии. За время реа­ли­за­ции про­екта «Загадки Турин­ской пла­ща­ницы» мы побы­вали во мно­гих учеб­ных заве­де­ниях и учре­жде­ниях куль­туры   города  и обла­сти. Везде  мы подолгу бесе­до­вали, и повсюду нас встре­чали и слу­шали с боль­шим инте­ре­сом, зада­вали вопросы.

Послед­нее время  мы часто высту­пали в учеб­ных  учре­жде­ниях, но это не зна­чит, что про­ект  обра­щен только к школь­ни­кам. Его мы адре­суем всем начи­ная со стар­ше­класс­ни­ков – взрос­лые, то есть роди­тели, педа­гоги, слу­шают и смот­рят с не мень­шим интересом.

Осо­бенно заин­те­ре­со­ванно реа­ги­ро­вали в туль­ской сред­ней школе № 55 , кото­рая явля­ется город­ской пло­щад­кой по пре­по­да­ва­нию «Основ пра­во­слав­ной куль­туры» и где дей­ствует  спе­ци­аль­ный факуль­та­тив для стар­ше­класс­ни­ков. В этой школе уче­ники осо­бенно точно отве­чали на вопросы, пока­зав зна­ние темы.

– Как постро­ена про­грамма, то есть, какова ее струк­тура? И как про­ис­хо­дит обще­ние со слушателями?

– Про­грамма состоит из двух частей. Сна­чала мы рас­ска­зы­ваем  о  том, что такое пла­ща­ница, пока­зы­ваем слайды, подробно гово­рим с залом,  а затем пока­зы­ваем фильм «Загадка Турин­ской пла­ща­ницы»,  кото­рый не так давно был снят Пер­вым каналом.

В  фильме  слово предо­став­лено совре­мен­ным уче­ным, детально  изу­чив­шим свя­тыню. Люди науки еди­но­гласно  под­твер­ждают науч­ный факт: ткань – не сред­не­ве­ко­вая под­делка, а подлинник.

scale 1200 300x175 - Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни

Уди­ви­тельно, что отоб­ра­же­ние Тела Хри­стова на пла­ща­нице пред­став­ляет собой нега­тив. В сред­не­ве­ко­вье ничего не знали о фото­гра­фии, она появи­лась только в новое время. Поэтому  можно ска­зать, что пла­ща­ница и свя­зан­ные с ней откры­тия – это посла­ние нам, совре­мен­ным людям.

– Какие детали и факты, обна­ру­жен­ные уче­ными при иссле­до­ва­нии пла­ща­ницы,    вызы­вают вопросы у моло­дых людей?

–  Вся­кий раз раз­ные. Ста­ра­емся доне­сти глав­ное – то, что пла­ща­ница яви­лась веру­ю­щим сво­его рода «пятым Еван­ге­лием», донес­шим до нас сви­де­тель­ства о стра­стях Хри­сто­вых. При­чем эти детали – более подроб­ные, чем опи­саны у четы­рёх еван­ге­ли­стов. Они не опро­вер­гают сви­де­тель­ство, но пол­нее рас­кры­вают его.

Науч­ные факты поз­во­ляют узнать страш­ную и горь­кую  правду о стра­да­ниях Хри­ста, понять  – или хотя бы при­бли­зиться к пони­ма­нию Его жертвы.

Говоря об этом, не избе­жать страш­ных подроб­но­стей – Спа­си­телю было нане­сено от 60 до 120 уда­ров. Харак­тер ран дает воз­мож­ность заклю­чить, что его биче­вали двумя плетьми, одна  из кото­рых – с двумя хво­стами,  дру­гая – с  тремя. И на пла­ща­нице запе­чат­ле­лось не менее 98 отпе­чат­ков ране­ний этими плетьми.

Удары были нане­сены с боль­шой силой и по всему телу: от плеч до ног кроме обла­сти сердца, потому что такие удары могли быть смер­тель­ными, а бичу­ю­щие должны были оста­вить нака­зу­е­мого в живых. То, как рас­по­ло­жены на теле удары, сооб­щает экс­пер­там, что бичу­ю­щих было двое. У Хри­ста оста­лась широ­кая отме­тина на пра­вом плече, это след от пере­кла­дины кре­ста, к кото­рой при­вя­зали руки казнимого.

Поэтому, неся крест и падая под его тяже­стью, Спа­си­тель не мог выста­вить перед собой руки и падал лицом вниз – об этом гово­рят следы уши­бов на лице, при­став­шие частички земли, ушибы на ногах и коле­нях, следы от поре­зов при паде­нии. Кстати, те виды и породы почвы, кото­рые обна­ру­жили на коле­нях и на лице Хри­сто­вом в отпе­чат­ках на пла­ща­нице, встре­ча­ются очень редко. Ана­логи их можно и сего­дня обна­ру­жить в Иеру­са­лиме – то есть на месте скорб­ных событий.

– Алек­сей Вик­то­ро­вич,  в фильме  и в Вашем рас­сказе довольно подробно пере­чис­ля­ются научно дока­зан­ные факты и детали послед­них часов жизни Спа­си­теля, его крест­ных стра­да­ний. Это не шоки­рует юных зри­те­лей? И какое место зани­мает опи­са­ние стра­стей Хри­сто­вых в мис­си­о­нер­ской программе?

– Да, фильм откро­венно рас­ска­зы­вает о послед­них часах жизни Спа­си­теля. Этим он под­твер­ждает – то, что гово­рит Еван­ге­лие о послед­них днях Спа­си­теля на земле, было.

В  про­грамме мы как раз ста­ра­емся не уде­лять  вни­ма­ние подроб­ному опи­са­нию муче­ний Гос­пода, у нас дру­гие акценты. Кстати, этот же под­ход мы нахо­дим и в Еван­ге­лии, где стра­да­ния Хри­стовы опи­саны очень лако­нично, без лиш­них деталей. 

Мы встре­чаем очень береж­ное отно­ше­ние еван­ге­ли­стов к теме стра­да­ний и Рас­пя­тия Спа­си­теля. То же самое про­сле­жи­ва­ется и в цер­ков­ном искус­стве Пра­во­слав­ной Церкви. Лик Спа­си­теля на ико­нах и Рас­пя­тиях не выра­жает боли, он обычно напи­сан или выре­зан бес­страст­ным, как будто это лицо спя­щего, а не уму­чен­ного жесто­ким обра­зом человека.

Вот и наше сви­де­тель­ство – не о боли и смерти, а о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, о веч­ной жизни. И зри­тели это понимают.

– Как Вам кажется, что осо­бенно пора­зило моло­дежь в уви­ден­ном фильме? 

– Думаю, каж­дого свое, но навер­няка уди­вила  оче­вид­ность факта: то, что полотно – не сред­не­ве­ко­вая под­делка, что оно под­лин­ное. И, что осо­бенно изу­мило стар­ше­класс­ни­ков – на этой ткани масса неопро­вер­жи­мых дока­за­тельств  пре­бы­ва­ния Спа­си­теля на земле.

tihb5jurwzb9grish9 300x234 - Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни

Также невоз­можно не уди­виться, осо­знав, что иссле­до­ва­ния про­во­дили бес­при­страст­ные уче­ные – то есть не бого­словы, а физики, био­логи, химики,  среди кото­рых  есть  и ате­и­сты. Но и им при­шлось поко­риться силе науч­ных аргументов.

Тело, отпе­ча­тав­ше­еся на погре­баль­ных пеле­нах, по сво­ему отпе­чатку ана­то­ми­че­ски точно, сло­вом,  настолько реально, что ни учё­ным, ни  самым «юным цини­кам» воз­ра­зить нечего.

Пожа­луй, никого не оста­вит рав­но­душ­ным и тот факт, что изоб­ра­же­ние на Турин­ской пла­ща­нице, кото­рое сохра­ни­лось до наших дней, отпе­ча­та­лось на ткани под дей­ствием неиз­вест­ного науке мощ­ней­шего излучения.

Уче­ные делают вывод, что про­изо­шло нечто необъ­яс­ни­мое  – что-то вроде мощ­ного взрыва,  выброса ради­а­ции, при кото­ром воз­ни­кают альфа-частицы. А ведь это и был момент Вос­кре­се­ния Хри­стова. То, что наука не может объ­яс­нить, объ­яс­няет вера. И на языке веры есть опре­де­ле­ние про­ис­шед­шему. Это опре­де­ле­ние – чудо.

Мно­гим нашим зри­те­лям, осо­бенно взрос­лым, пока­за­лось  инте­рес­ным и то, что свя­тыня была заново иссле­до­вана и явила нам всю пол­ноту сво­его яркого сви­де­тель­ства именно в тот момент исто­рии, когда  пол­ным ходом шла инду­стри­а­ли­за­ция, утвер­жда­лась тео­рия Дар­вина, а запад­ное хри­сти­ан­ство пере­жи­вало кри­зис – то есть на рубеже XIX и ХХ веков. Сло­вом,  откры­тия в иссле­до­ва­ниях пла­ща­ницы стали вес­ким науч­ным отве­том на науч­ные же  вызовы вере – то есть на ате­и­сти­че­ские воззрения.

– Два­дца­ти­ми­нут­ный фильм о Турин­ской пла­ща­нице, сня­тый Пер­вым кана­лом, свет­ский  научно-попу­ляр­ный фильм – в первую оче­редь, это рас­сказ о науч­ном поиске, о загадке древ­ней хри­сти­ан­ской релик­вии.  На чем задер­жи­ва­ется вни­ма­ние при просмотре?

– В фильме много инте­рес­ных момен­тов. Так, наши взрос­лые зри­тели,  роди­тели, педа­гоги,  обра­щают вни­ма­ние на ста­тью, кото­рая опуб­ли­ко­вана в «Вест­нике РАН» – «К вопросу о дати­ро­ва­нии Турин­ской пла­ща­ницы». Ее авторы – извест­ные люди, это сотруд­ники Инсти­тута кри­ми­на­ли­стики ФСБ РФ А. Фесенко и  Ю. Тиль­ку­нов, дирек­тор Рос­сий­ского цен­тра Турин­ской пла­ща­ницы А. Беля­ков и началь­ник отдела Мини­стер­ства юсти­ции РФ Т. Моск­вин.  

Одна из глав­ных мыс­лей в этой  ста­тье – о несо­вер­шен­стве радио­угле­род­ного метода ана­лиза, при помощи кото­рого иссле­до­вали пла­ща­ницу на Западе. Пла­ща­ница под­вер­га­лась раз­лич­ным воз­дей­ствиям,  два­жды побы­вала в пожаре, из-за чего содер­жа­ние угле­рода в ткани могло изме­ниться. А это могло дать погреш­ность в опре­де­ле­нии  вре­мени ее созда­ния при­мерно на пол­торы тысячи лет.

Объ­яс­нив ошибки дати­ровки, спе­ци­а­ли­сты дока­зали: погре­баль­ные пелены сотканы в начале эры. Об этом гово­рит не только осо­бый состав ткани, но и пыльца рас­те­ний в ней. Уче­ные насчи­тали пять­де­сят восемь видов цве­ту­щих рас­те­ний, оста­вив­ших след в волок­нах пла­ща­ницы. Все они родом с Ближ­него Востока, а 13 из них рас­тут  только в Южной Пале­стине  и возле Мерт­вого моря, что еще раз дока­зы­вает под­лин­ность  реликвии.

И взрос­лых, и юных зри­те­лей также заин­те­ре­со­вала  инфор­ма­ция  о сле­дах от монет на лике. Монеты по древ­нему обы­чаю пола­га­лись на глаза усоп­шего при погре­бе­нии. На них ясно раз­ли­чимы сим­волы – при­знаки вре­мени  прав­ле­ния про­ку­ра­тора Пон­тия Пилата.

Из фильма сле­дует: гроб­ная  пелена  сви­де­тель­ствует о  том, что Гос­подь был нака­зан два­жды, а это бес­пре­це­дент­ный слу­чай  на земле, нахо­дя­щейся в юрис­дик­ции Рима. По сути, был нару­шен закон, ведь осуж­ден­ный мог быть либо при­го­во­рен к смерти через рас­пя­тие, либо под­верг­нут бичеванию. 

В силу обсто­я­тельств и непро­стых отно­ше­ний мест­ной и импер­ской вла­стей Спа­си­телю при­шлось при­нять и то, и дру­гое, при­чем вме­сто 20 поло­жен­ных уда­ров выне­сти во много раз больше – 120.

Никого не оста­вило рав­но­душ­ным заклю­че­ние экс­пер­тизы  – чело­век, завер­ну­тый  в  пелену, умер от уду­шья. А ведь именно уду­шье  – при­чина смерти всех каз­нен­ных через распятие.

–  В начале беседы Вы отме­тили, что пла­ща­ница сви­де­тель­ствует не только о стра­стях Хри­сто­вых, о Его смерти, но и о Вос­кре­се­нии Бого­че­ло­века. В чем заклю­ча­ется это свидетельство?

– В том, что, под­твер­ждая  про­ис­хож­де­ние отпе­чатка  на ткани от  выброса энер­гии, наука рас­пи­сы­ва­ется в своем бес­си­лии повто­рить эти усло­вия опыт­ным путем: «Общая мощ­ность уль­тра­фи­о­ле­то­вой ради­а­ции, необ­хо­ди­мой для мгно­вен­ного окра­ши­ва­ния поверх­но­сти льня­ной про­стыни, соот­вет­ству­ю­щей телу чело­века сред­него роста, равна трид­цати четы­рем мил­ли­ар­дам ватт, а такую мощ­ность не спо­со­бен про­из­ве­сти ни один из суще­ству­ю­щих ныне источ­ни­ков уль­тра­фи­о­ле­то­вого излучения».

Свя­щен­ное Писа­ние дает нам свое опре­де­ле­ние про­ис­шед­шего: «Бог вос­кре­сил Его, рас­торг­нув узы смерти, потому что ей невоз­можно было удер­жать Его (Деян. 2:24).

Когда мы высту­пали с нашим про­ек­том в Туль­ском цен­тре обра­зо­ва­ния №10, запом­ни­лись слова пре­по­да­ва­теля  факуль­та­тива «Основы пра­во­слав­ной куль­туры» Ната­льи Редо­зу­бо­вой, кото­рая ска­зала ученикам: 

«Через Еван­ге­лие мы при­няли на веру момент Вос­кре­се­ния – душой, серд­цем. Все, что про­ис­хо­дило в те дни, нам пока­зали с науч­ной точки зрения.

Сам момент вос­кре­се­ния в фильме подробно опи­сан: словно про­изо­шел некий взрыв, опа­лило все вокруг, и под дей­ствием этого  чуда тело отпе­ча­та­лось на ткани. Оно не раз­вер­нуло эти пелены, а про­шло сквозь них, и эти отпе­чатки словно выжжены, при­чем даже совре­мен­ные уче­ные утвер­ждают, что  опыт­ным путем это нельзя повторить.

original 300x169 - Туринская плащаница: воспитание школьников через святыни

Вспышка в момент Его Вос­кре­се­ния оста­вила след, и эти следы  ока­за­лись на пеле­нах не сна­ружи, а внутри. Как это про­изо­шло? Как вышел из гроба Иисус Хри­стос, не нару­шив печа­тей, наш огра­ни­чен­ный разум пока что не может объ­яс­нить.  Но все самое важ­ное пости­га­ется верой».

– Отоб­ра­же­ние Хри­стова  лика на пла­ща­нице отсы­лает нас к  пер­во­об­разу. Правда ли, что пла­ща­ница стала осно­вой для напи­са­ния лика Спасителя?

– Да,  и мы рас­ска­зы­ваем школь­ни­кам, что именно это изоб­ра­же­ние взято за основу тра­ди­ци­он­ного напи­са­ния лика Спасителя.

В конце ХIХ века пла­ща­ница была сфо­то­гра­фи­ро­вана фото­гра­фом по фами­лии Пиа.

В про­то­коле съемки значится:

«Волосы в бес­по­рядке, неболь­шая борода и усы. Над левой бро­вью капля крови. Левая щека при­пух­лая, отеч­ная. Очер­та­ния рта очень кра­сиво и благородно. 

Рот изу­ми­тельно выра­зи­тель­ный: очень горь­кий и воз­вы­шен­ный, при­дает всему лицу выра­же­ние глу­бо­кой гру­сти, но гру­сти без гнева. 

Этот чело­век очень много стра­дал, и черты лица после смерти не оди­на­ково сохра­ни­лись… Много сле­дов от уда­ров и уве­чий по всему лицу и телу…» 

Мы пока­зы­вали на слай­дах визан­тий­ские образы. Зри­тели могли удо­сто­ве­риться: изоб­ра­же­ние Хри­ста на древ­них ико­нах точно сов­па­дает с отпе­чат­ком лика на ткани.

Полу­ча­ется, древ­ние визан­тий­ские мастера писали пер­вые иконы именно с лика Хри­стова на пла­ща­нице, а древ­не­рус­ские мастера делали точ­ные списки, и, таким обра­зом, ико­но­писцы сохра­нили  Его черты.

Если всмот­реться в древ­ние изоб­ра­же­ния, то можно заме­тить – левая часть лика на иконе Спаса  писа­лась иска­жен­ной, так сим­во­ли­че­ски отра­жа­лись  следы  жесто­ких истя­за­ний, кото­рые пре­тер­пел за нас Христос.

– Пла­ща­ница  – все­хри­сти­ан­ская свя­тыня и по-преж­нему хра­нится в Европе. Как быть тем роди­те­лям и детям, кто хотел бы, но из-за боль­ших рас­сто­я­ний не может покло­ниться  ей?

– Дей­стви­тельно, четы­рех­мет­ро­вое льня­ное полотно, в кото­рое, по пре­да­нию, завер­нул тело Иисуса Хри­ста после Его крест­ных стра­да­ний и смерти пра­вед­ный Иосиф из Ари­ма­феи, хра­нится в соборе Свя­того Иоанна Кре­сти­теля в Турине, а отпра­виться  к свя­тыне в Ита­лию может не вся­кий. Но сего­дня есть дру­гое решение.

Копии  пла­ща­ницы Спа­си­теля нахо­дятся в Рос­сии. Точ­ная копия Турин­ской Пла­ща­ницы в  90‑е годы была пере­дана в Мос­ков­ский Сре­тен­ский мона­стырь, где Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II освя­тил ее как Неру­ко­твор­ный Образ Спасителя.

До недав­него вре­мени  в нашей стране было  всего две копии погре­баль­ной пелены Гос­под­ней: в Москве и в Санкт-Петер­бурге, и вот, тре­тья копия появи­лась у нас, в Туль­ской епархии.

Она хра­нится в одном из хра­мов Венев­ского бла­го­чи­ния, где каж­дый веру­ю­щий с бла­го­го­ве­нием может при­кос­нуться к этому мате­ри­аль­ному образу Турин­ского чуда.

Бесе­до­вала Вален­тина Киденко 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки