Учимся писать сочинение (из опыта преподавателя Воскресной школы)

Учимся писать сочинение (из опыта преподавателя Воскресной школы)

(9 голосов3.0 из 5)

Мно­гие совре­мен­ные дети не любят рус­ский язык и лите­ра­туру.  С одной сто­роны, такое поло­же­ние вещей — резуль­тат посто­ян­ных изме­не­ний, вно­си­мых в систему обра­зо­ва­ния и меня­ю­щих её далеко не в луч­шую сто­рону. С дру­гой сто­роны, каче­ство учеб­ни­ков и самого обра­зо­ва­ния не осво­бож­дает роди­те­лей и учи­те­лей от поиска путей реше­ния воз­ник­шей проблемы.

Одним из наи­важ­ней­ших про­бе­лов в подоб­ном поло­же­нии вещей явля­ется неуме­ние детей пере­ска­зы­вать тек­сты и писать сочи­не­ния. В дан­ной ста­тье хоте­лось бы рас­смот­реть вопрос воз­мож­но­сти обу­че­ния ребёнка тем навы­кам пись­мен­ной речи, кото­рые при­ме­ня­ются при работе над сочинениями.

Учить ребёнка писать сочи­не­ния можно уже с вось­ми­лет­него воз­раста. Но это, конечно же, отнюдь не обо­зна­чает, что вы должны вру­чить сво­ему чаду лист бумаги, ручку и ждать, что ребё­нок что-то смо­жет сде­лать сам. На дан­ном этапе ваша непо­сред­ствен­ная задача – суметь заин­те­ре­со­вать ребёнка, пока­зать, что слово «сочи­не­ние» не явля­ется каким-то скуч­ным или страш­ным. Пер­во­на­чально на заня­тиях вы можете даже не гово­рить ему о том, что сей­час он нач­нёт писать сочи­не­ние. Всё должно быть гораздо инте­рес­нее. Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию несколько обу­ча­ю­щих игр.

  1. «Дополни пред­ло­же­ние».

Пред­ло­жите ребёнку поиг­рать с вами в такую игру: вы пишете начало неслож­ного пред­ло­же­ния крас­ной руч­кой. Затем пред­ла­га­ете ребёнку взять зелё­ную ручку и допи­сать пред­ло­же­ние до конца. Исполь­зо­ва­ние раз­ных цве­тов поспо­соб­ствует зри­тель­ному запо­ми­на­нию и раз­гра­ни­че­нию тек­ста на изна­чаль­ный вари­ант и свой.

Если детей несколько, можно пред­ло­жить им сорев­но­ва­ние на ско­рость. Но в таком слу­чае побеж­дать должна, конечно же, дружба.

Пред­ло­же­ния, состав­лен­ные вами, должны быть понятны ребёнку, но в то же время давать ему воз­мож­ность выска­зать своё лич­ное мнение.

В каче­стве при­мера рас­смот­рим тему «Чудо». Работа состоит всего из трёх пред­ло­же­ний, ребёнку, участ­ву­ю­щему в экс­пе­ри­менте, 9 лет:

Для меня чудом явля­ется моё рож­де­ние.

Люди должны верить в чудеса, потому что, если верить в чудеса, они все­гда сбываются!

Для того, что к тебе при­шло чудо, нужно жить, радо­ваться этой жизни и обя­за­тельно не грешить!

  1. «Пере­верни предложение».

Эта игра, как и после­ду­ю­щая, под­хо­дит для детей деся­ти­лет­него воз­раста. Суть её заклю­ча­ется в том, что ребё­нок дол­жен про­чи­тать состав­лен­ное вами пред­ло­же­ние и запи­сать его в обрат­ном порядке или пере­ста­вить части фразы. Например:

Ваше пред­ло­же­ние: Боль­шин­ство людей счи­тают чудом что-то необыч­ное и необъяснимое.

Пред­ло­же­ние ребёнка: Что-то необыч­ное и необъ­яс­ни­мое боль­шин­ство людей счи­тают чудом.

  1. «При­ду­май синоним».

Здесь под­ра­зу­ме­ва­ется нали­чие более широ­кого сло­вар­ного запаса у ребёнка. Во-пер­вых, нужно доступ­ным язы­ком объ­яс­нить ему, что такое сино­ним, и при­ве­сти при­меры. Затем соста­вить неболь­шой текст из про­стых пред­ло­же­ний, в каж­дом из них выде­лить 1–3 слова, к кото­рым ребё­нок дол­жен подо­брать сино­ним. Если ребёнку сложно, ни в коем слу­чае не отправ­ляйте его в «само­сто­я­тель­ное пла­ва­ние», помо­гайте ему. Малень­кий буду­щий писа­тель не дол­жен почув­ство­вать, что он остался один на один со страш­ным и труд­ным зада­нием. Это только ото­бьёт даль­ней­шее жела­ние и вме­сто помощи навредит.

Хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние, что во всех трёх играх необ­хо­димо соблю­де­ние сле­ду­ю­щих правил:

  1. Сами пред­ло­же­ния, состав­лен­ные вами, должны пред­став­лять собой связ­ный крат­кий текст.
  2. По коли­че­ству пред­ло­же­ний должно быть немного, в иде­але 6–8, мак­си­мально (уже при нали­чии опыта) – 10.
  3. Полу­чив­шийся в итоге текст (осо­бенно на пер­вом этапе вре­мени) сле­дует кра­сиво офор­мить. Либо напе­ча­тать, либо если у ребёнка хоро­ший почерк, попро­сить его напи­сать весь текст и нари­со­вать к нему кар­тинку. Гото­вое про­из­ве­де­ние можно и нужно пока­зы­вать и дарить бабуш­кам, дедуш­кам и осталь­ным род­ствен­ни­кам. При этом акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребёнка на похвале, опи­сы­вая досто­ин­ства его работы, не стоит. Доста­точно искренне пора­до­ваться полу­чив­ше­муся резуль­тату. Если вы явля­е­тесь школь­ным учи­те­лем или пре­по­да­ва­те­лем Вос­крес­ной школы и у вас есть воз­мож­ность создать с детьми тема­ти­че­ские тек­сты и поме­стить их в школь­ную газету – радо­сти ваших уче­ни­ков не будет предела.

Нако­нец, когда ребё­нок уже в воз­расте 12–13 лет, можно начать учить его писать сочи­не­ния. Прежде чем тре­бо­вать от ребёнка гото­вый целост­ный текст, сле­дует объ­яс­нить ему клас­си­че­скую струк­туру сочи­не­ния, состо­я­щего из вве­де­ния, основ­ной части и заклю­че­ния. Вве­де­ние должно содер­жать туман­ный намёк на основ­ную тему, в основ­ной части рас­кры­ва­ется тема, в заклю­че­нии – утвер­ди­тельно зву­чит основ­ная мысль повест­во­ва­ния, при этом воз­можно исполь­зо­ва­ние одного или двух фраз из введения.

Но и здесь необ­хо­димо набраться тер­пе­ния и сна­чала гово­рить ребёнку, о чём он может напи­сать в каж­дой части своей работы. Напри­мер, в сочи­не­нии на тему «Духов­ный подвиг бла­жен­ной Мат­роны Мос­ков­ской во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны» под­ска­жите ему, что во вве­де­нии можно отве­тить на вопросы: «Что такое война? Что делают веру­ю­щие люди во время войны?»

После «пер­вой пробы пера» можно при­сту­пать к заклю­чи­тель­ному этапу обу­че­ния. Сколько он про­длится, зави­сит от мно­гого: и от спо­соб­но­стей ребёнка, и от вашей настой­чи­во­сти, и от пери­о­дич­но­сти заня­тий. Самое важ­ное, что ваша сов­мест­ная работа должна перейти в русло уст­ной речи. Про­во­жая ребёнка на уроки, гуляя с ним, играйте в основ­ную игру, направ­лен­ную на даль­ней­ший само­сто­я­тель­ный труд ребёнка. Назы­ва­ется эта игра «О чём здесь можно ска­зать?» Ваша задача – при­ду­мы­вать раз­ные темы и обсуж­дать вме­сте с ребён­ком, о чём можно ска­зать во вве­де­нии, в основ­ной части и в заклю­че­нии сочи­не­ния на при­ду­ман­ную вами тему. Чем чаще вы будете так зани­маться, тем быст­рее ребё­нок научится образно мыс­лить, рас­суж­дать на любые темы и, в конеч­ном итоге, пре­вос­ходно писать сочинения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки