Вежливость и учтивость  – нелишние добродетели христианина

Вежливость и учтивость – нелишние добродетели христианина

(4 голоса5.0 из 5)

Надо ли быть учтивым, воспитанным и вежливым, если ты христианин, и при этом знаешь, что учтивость, вежливость, доброта, хороший тон, способность поддержать беседу и прочие добродетели порядочного светского воспитанного человека не являются духовными добродетелями в строгом смысле слова?

На интернет-канале Свято-Никольской Гомельской мужской обители  о вежливости, учтивости и грамотности беседует с паствой  архимандрит Савва (Мажуко).

11 otecz savva mazhuko r 1024x762 1 300x233 - Вежливость и учтивость  – нелишние добродетели христианина

– Друзья мои, в ранней юности передо мной встал сложный философский вопрос. Дело было в третьем классе.

Вы знаете, что школьники постоянно переписываются, бросают записки – одним словом ведут двойную тайную жизнь, как будто присутствуют на уроке: слушают учителя, делают задание, и в то же самое время класс бурлит какими-то страстями, планами, находками, шутками, розыгрышами…

Я, конечно, тоже участвовал в этой бурной жизни, которая проходила параллельно и на уроках, и на переменках. И участвовал в этом «секретном литературном творчестве», то есть переписывался с друзьями, перебрасывался записками.

И вот именно тогда возник этот философский вопрос: надо ли в записках друзьям быть грамотным? Следует ли писать на листочках от тетрадки в клеточку, оторванных листочках, которые не будет проверять учительница, не будут читать родители, – следует ли на этих листочках писать грамотно: там, где положено, через «а»; где предписано, через «о»; два «м» в нужном слове; расставляя запятые, выделяя деепричастные обороты и прочее-прочее-прочее. Серьёзный вопрос…

x1cpeh0zwrg 300x208 - Вежливость и учтивость  – нелишние добродетели христианина

И тогда я понял, размышляя над ним (как помнится, очень долго) – понял, что если ты грамотен, надо быть грамотным всегда. Эта философская дилемма, которую решал третьеклассник, является частным моментом проблемы большего масштаба, более взрослой проблемы. Один из моментов этой проблемы связан с нашей христианской духовной жизнью. Я бы так сформулировал его.

Надо ли быть учтивым, надо ли быть воспитанным и вежливым, если ты христианин, и ты знаешь, что учтивость, вежливость, доброта, хороший тон, способность поддержать беседу и прочие добродетели порядочного светского воспитанного человека не являются духовными добродетелями в строгом смысле слова?

Иногда эти способности, эти навыки носят не только светский, но еще и лицемерный характер. Я неоднократно встречался, друзья мои, с людьми, которые на полном серьёзе мне говорили, что они борются с лицемерием – и своим, и с чужим (подчёркиваю это), намеренно выставляя себя грубыми, намеренно обращаясь к старшим на «ты» – видимо, потому, что в наших молитвословах мы тоже обращаемся к Богу на «Ты». Намеренно не следят за своим внешним видом, намеренно не отвечают на письма, и так далее.

Есть  определённая жизненная позиция, которая мотивирована тем, что человек решает якобы духовную проблему или воспитывает в себе духовный навык максимально избавиться от лицемерия, от двурушничества, от налета светскости.

И избавляется от этого… с помощью нечищеных зубов, небритости, немытой головы, грязных ногтей и нарочитой грубости по отношению к старшим, к женщинам, к близким людям, и так далее.

Вот, друзья мои, мне кажется, что это глубокое заблуждение – считать, что христианину не следует быть учтивым. В западном монашестве среди добродетелей, которым намеренно долго и методично обучали монахов в монастырях (а монастыри всегда воспринимались как школы добродетели, школы, в которых были разработаны определённые методы) – так вот, среди списков добродетелей, среди тех навыков, которые намеренно ставились монахам, была добродетель учтивости.

В уставе святого Венедикта Нурсийского этой добродетели уделялось большое внимание. Монах должен быть учтивым.

Если монах должен быть учтивым, то, собственно, каждый христианин должен учиться этой добродетели. На самом деле это христианская добродетель, которая начинается с внимания к мелочам.

В биографии Роальда Даля, замечательного английского писателя, есть такой интересный эпизод. В закрытой английской школе, в которой он учился (он, норвежский мальчик, был отдан родителями в английскую школу, потому что папа считал, что это лучшие школы – школа закрытого типа, пансион), с родителями встречались только на каникулах.

Строгий устав жизни, почти монашеский; дедовщина, которая поддерживалась, в частности, администрацией школы. Но наряду с этим школа непременно ставила несколько навыков, которые, как считают исследователи, сделали англичан сильной нацией.

В воскресенье, в 10 часов утра, вся школа обязана была писать письма маме. Представьте себе, какая интересная традиция! Роальд Даль пишет, что он мучился от этой обязанности: ведь это обязаловка, это неискренне, это не нужно, это даже как-то лицемерно.

Тем не менее, учителя всю школу усаживали за парты, и ровно час, с 10 до 11, все мальчики писали письма домой.

Роальд Даль, который критиковал школу и оставил очень горькие воспоминания о своих детских годах жизни, признаётся, что благодарен английской школе за этот поставленный навык – как один из элементов учтивости. Тогда, с девятилетнего возраста, он привык каждое воскресенье писать маме домой.

xvluddcaopy 300x219 - Вежливость и учтивость  – нелишние добродетели христианина

И потом, когда он закончил школу, уехал работать в Восточную Африку, а потом попал на фронт и не видел несколько десятков лет свой родной дом, он общался с мамой посредством писем, которые писал, исправно сохраняя верность школьной привычке, каждое воскресенье.

И он сказал, что это очень сильно сблизило его с мамой. Его мама была героического нрава и характера. Умирая от рака, она не сообщила своим детям о том, что страдает очень сильно, и только позвонила своему сыну и сказала: «Я тебе, Роальд, послала подарок, небольшую посылку. Там всё, все мои объяснения. Рада очень была тебя слышать, до встречи, до следующего звонка».

Через несколько часов, как узнал потом Роальд Даль, мама умерла, оставаясь мужественной, весёлой, бодрой. Она хотела, чтобы сын запомнил её именно такой. Воспитание не позволяло ей раскисать; воспитание и учтивость не позволяли ей мучить своего сына страхами и тревогой.

Через несколько дней Роальд Даль получил посылку, в которой лежали в нескольких стопках, аккуратно перевязанных зелёной ленточкой, все его письма с девятилетнего возраста. Абсолютно все письма…

Мама берегла эти нехитрые школьные листочки, написанные с ошибками, бережно хранила…

И всё это – благодаря навыку, который был поставлен учителями в английской школе – навыку учтивости. Если бы мы с вами говорили, что все это лицемерие, обязаловка, ну, что можно писать маме, когда  проще позвонить, послать смс-ку, можно через кого-то передать…

Но вот эта систематичность, эта верность, постоянство в учтивости, которая не знала выходных дней, не знала каких-то сезонов, ни в коем случае не обращала внимания на то, что действительно может быть и лицемерие, и какая-то обязаловка, которую мы все очень не любим.

Но любовь и верность не только были сохранены в этой семье, но и приумножились благодаря вот этому маленькому навыку, одному из многих, которые нам, людям духовным, следует воспитывать с малых лет.

Соб. инф.
Фото из открытых источников

2 комментария (всего страниц: 1)

  • Марина, 07.08.2020

    Спасибо, очень важную тему подняли. надеюсь, она будет иметь продолжение.

    Ответить »
  • Сенполия, 07.08.2020

    Большое спасибо за публикацию! Очень полезная и актуальная статья.

    Ответить »

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*