<span class=bg_bpub_book_author>Чинякова Г.П.</span> <br>Горение ко Христу. Духовный преемник праведного <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/' target='_blank' title='Иоанн Кронштадтский, праведный'>Иоанна Кронштадтского</a>, новгородский протоиерей Александр Ильин

Чинякова Г.П.
Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин

(20 голосов4.9 из 5)

Оглавление

1. Воспоминания–Завещание

«Человек, яко трава дние его,
яко цвет сельный, тако оцветет»

(Пс. 102:15)

Земная жизнь моя приближается к своему пределу. Взор невольно обращается назад, в прошлое, в улетевшие, подобно тени, дни и годы; и вперед, где за порогом смерти раскрывается дверь вечности… Прошлое… Оно невозвратимо… Только там, в глубине души, в памяти, в подсознательной области оно проходит, как живая картина: детство, учение, жизнь в скорбях, мимолетных радостях… А над всей внешней нитью – рука Божия, всемогущая, премудрая, неизреченно любящая… Она живит, ведет, хранит, поднимает, озаряет, вливает силу, влечет невыразимой любовью к блаженной вечности.

Не внешнее течение жизни и отдельные ее моменты, а вот эти дивные дела Божии в малом, в жизни бедного странника, ничтожного червя земного встают живой картиной в моей памяти, поскольку они были доступны моему убогому разуму или открывались мне через ближних. В них чертились пути земной жизни, открывалась завеса вечности, являлась любовь и слава Отца Небесного через Единородного Сына действием Святаго Духа Утешителя. «Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим» (Пс. 106:8).

Желание мое, чтобы эти воспоминания дел Божиих были моим завещанием детям моим, друзьям моим; кого Господь соединил союзом Своей любви в Духе Святом, особенно в Божественном Причащении, подвиге покаяния, посильном хранении Его святых заповедей. Чтобы наши сердца соединились в сей ли или будущей жизни в едином хоре хвалы. «Да восхвалят Имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему» (Пс. 149:3).

Много раз Господь будил мою душу, спящую сном нерадения и уныния, и тихими, и сильными ударами в жизни. Пожалуй, самым сильным ударом поразил Он мое грешное сердце, когда тяжкой болезнью Он взял от меня мою кроткую, верную подругу жизни. Эта горькая утрата и побудила меня вспомнить Его многие милости и великие дела к укреплению моей немощи. «Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия» (Пс. 60:3-4).

29 июня 1958 года Господу угодно было взять от меня мою верную, кроткую подругу земной жизни, Александру Васильевну Пономареву. Боль тяжкой раны разлуки пойдет со мной до моей могилы. «Отвержеся утешитися душа моя»… Безмолвно переношу я эту боль, только часто от нее ложится на уста печать молчания. Пусть о ней узнает только Господь. Он дает, Он и берет. «На всяк день благословлю и восхвалю имя Твое во век и в век века». Внешне я спокойно выполняю мой земной долг. Я знаю, что это – горькая, но лишь короткая разлука перед вечной жизнью. «Любовь никогда не прекращается», над ней не властна смерть.

Она была моей верной женой, моей кроткой духовной дочерью, самым близким другом сорок лет. Соединив свою жизнь с моей, она смиренно несла крест матери трех детей, вместе со мной – крест пастырского служения, и всю свою жизнь принесла в жертву Святой Церкви. Ее любящему и любимому сердцу я посвящаю эти воспоминания. Живой картиной и сейчас во мне стоят эти сновидения, отчасти видения и моему убожеству, и другим. Что в них от Господа, что от прелести, я не знаю. Чего я не понимал, того не принимал и не отвергал, предоставляя оценку будущему.

Может быть, излагаемое здесь будет кому-нибудь малыми уроками жизни к укреплению веры, надежды, любви, мужества в подвиге исполнения заповедей Господа. Тогда можно было бы считать не напрасным этот малый труд, когда от этих уроков будет польза нам на пути спасения и прославится имя Божие.

Протоиерей Александр Иванович Ильин родился в 1895 году в деревне Глинки Тверской губернии.

2. Детство

Мои родители, Иван Ильич Ильин (1855. 25. 08 – 1938. 25. 04) и Ксения Феоктистовна (1857 – 1940. 5. 05), были крестьяне из бывших крепостных. Родители моей матушки, протоиерей Василий Сергеевич Пономарев (Умер в 1941. 21. 11) и мать Александра Ивановна (Умерла в 1943. 20. 01), были духовного звания. Они прошли земной путь, и нет их с нами. Так же уйдем отсюда и мы. Вспоминаем их, об их делах, любви к нам, и они из вечной жизни видят нас и служат нам больше, чем мы им.

Родители моего отца, Илья Антипович и Мария Сергеевна, которых я еще помню, были крепостными крестьянами. Отец мой обучался в Петербурге токарному делу по металлу и там работал сорок лет. В личной жизни духовно он стоял высоко: постоянно читал Псалтирь, соблюдал посты, праздники, имел дар слезной молитвы, был очень милостив и отзывчив к ближним, в работе был аккуратен и усерден, дома за работой пел молитвы. Имел ум глубокий и рассудительный, волю твердую. В 1918 году он уехал из Петрограда на родину, в деревню Глинки Новоторжского уезда Тверской губернии, ныне Калининской области, и там жил до кончины. Мать моя жила в деревне на родине, вела хозяйство со своими дочерьми, имела сердце очень доброе, всегда принимала нищих в своем доме и ухаживала за ними. Ее родители, Феоктист и Митродора, были из соседней деревни Бели, отличались добротой, очень много творили милостыни. Мне далеко до добродетелей моих родителей.

В нашей семье было семь человек детей: три сына – Артемий, Михаил, Александр; четыре дочери – Пелагия, Мария, Татиана и Анна. Еще три умерли младенцами: Иоанн, Евдокия, Афанасия. До восьми лет я жил на родине, в деревне Глинки, с матерью.

Рассказывали, что маленький Саша постоянно носил в сумке за плечами Святое Евангелие, был на редкость серьезным ребенком и никогда не смеялся, как это свойственно ребятишкам. Размеренно и тихо протекало его скромное детство в кругу смиренной крестьянской семьи, в посильных трудах, помощи старшим и духовном воспитании. 

В 1903 году отец взял меня в Петербург. С ним уже там жили два старших брата. Артемий окончил четыре класса городского училища, курсы бухгалтерии и работал бухгалтером до 1919 года в Петербурге, а затем в Баку до 1940 года. Второй брат, Михаил, после городского училища поступил в Петербургскую Духовную семинарию, окончил ее в 1911 году, принял священство. Служил в Гдовском уезде Петербургской епархии в селе Низы, в Петербурге на Малой Охте, в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Торжке Калининской области, в Волосове и в селе Таложне Калининской области, где и скончался 5 мая 1925 года, там и погребен. Через моего брата Михаила Господь открыл путь и мне в Петербургскую Духовную семинарию. Он меня подготовил, я сдал экзамен прямо во второй класс и был принят в 1910 году.

3. Начало служения

Окончил я Духовную семинарию в 1915 году вторым с представлением без экзамена в Духовную академию и был принят в Петербургскую Духовную академию в 1915 году, где прослушал первый курс в 1915/16 году. В 1916 году я был взят в армию, шла война. Прошел школу прапорщиков, год был на фронте. В 1918 году, в перерыв службы между старой и Красной Армией, я жил в деревне, в родном доме. Здесь 13/26 июня я женился, венчание было в этот день в Воскресенской церкви села Таложня в трех километрах от деревни Глинки. В этом же храме я некогда был крещен, около этого храма погребен мой брат, иерей Михаил, и другие родные. На кладбище вблизи храма лежат мои родители и еще многие родственники.

Невесту мне нашла моя мать – учительницу нашей школы, Александру Васильевну, жившую от нас через дом со своей сестрой Антониной, тоже учительницей. В ноябре 1918 года я снова был взят в армию, служил до лета 1922 года по специальности телефонной связи на разных должностях. Жена моя жила в доме моих родителей и продолжала учительствовать.

В 1921/22 году я служил в Петрограде и здесь в конце февраля был рукоположен во диакона преосвященным Алексием, епископом Ямбургским, ныне Святейшим Патриархом, с назначением к церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Петроградской стороне около Введенской церкви. По освобождении из армии в июле 1922 года я уехал на родину к жене и 18 сентября 1922 года был рукоположен во иерея епископом Феофилом Новоторжским, викарием Тверским. Назначен к Пятницкой церкви города Торжка, где и служил четырнадцать лет до 27 августа 1936 года.

Вспоминаются мне за этот период жизни и проявления Промысла Божия, Который всем управлял, руководил, вразумлял, направлял к Своим целям…

Жил я в Петербурге тринадцать лет, с 1903-го по 1916 год, но шума этого города я не любил, жить в нем я не хотел, думал при возможности уехать…

Господь послал мне двух Своих рабов для моей духовной поддержки. В 1918 году весной, по возвращении моем из армии, я сидел в своем родном доме утром, за столом в большой комнате, и читал творения святого Иоанна Златоуста. Вдруг открылась дверь, и вошли две старушки, одна в монашеской одежде, а другая в мирской. Я встал, поздоровался и спросил: «Кого вам угодно видеть?» – «Мы – к Вам». – «Простите, я вас не знаю». – «А мы Вас знаем давно». С этого началось наше знакомство.

Это были две старицы, подвижницы, обладавшие даром исцеления и прозрения: бабушка Параскева, тайная монахиня, и монахиня Сергия (Зорина) из Вышневолоцкого Казанского монастыря. Жила в монастыре пятьдесят два года. Много было мне через них молитвенной помощи, откровений, вразумлений.

Вышневолоцкий Казанский общежительный женский монастырь был устроен 8/21 июля, в день Казанской иконы Божией Матери, 1872 года в городе Вышний Волочек с назначением настоятельницей монахини Досифеи (Салтыковой). Помогал строить монастырь князь А. С. Путятин, который не только материально поддерживал строительство, но и использовал свое знакомство с Государыней Императрицей Марией Александровной. В 1871 – 1873 годах был выстроен и освящен первый теплый домовый храм во имя Казанской иконы Богородицы. В 1877 – 1882 годах по проекту архитектора А. С. Каминского построили и освятили большой каменный собор в честь Казанской иконы Богоматери. В 1881 году Казанская община была переименована в Казанский общежительный женский монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игуменьи. 1/14 мая 1885 года в обитель торжественно была перенесена из Петербурга древняя чудотворная греческая икона Божией Матери, именуемая Андроникова. «Трудно описать, что здесь происходило. Тысячные толпы народа покрывали платформу станции и крыши домов и окружали полотно железной дороги с обеих сторон, по крайней мере, на версту. Холодный ветер, сильный дождь и непролазная грязь повсюду как будто ободряли эти народные массы, стоявшие с обнаженными головами и непрерывно осенявшие себя крестными знамениями», – писал корреспондент Петербургской газеты «Новости». Около 1889 года впервые в Казанскую обитель приехал праведный старец, протоиерей Иоанн (Сергиев), знаменитый Кронштадтский пастырь. Батюшка Иоанн глубоко чтил древнюю греческую Андроникову икону Царицы Небесной. Духовное влияние старца было так велико, что после его посещения сестры монастыря особенное внимание обратили на глубокое внутреннее молитвенное делание. Много оказывал отец Иоанн и материальной помощи обители, особенно при строительстве в 1897– 1903 годах храма во имя Андрониковой иконы Пресвятой Богородицы. В 1918 – 1923 годах монастырь был разорен и закрыт, в начале 1930- х годов чудотворные иконы Божией Матери, Казанская и Андроникова, были переданы в городской музей. В 1990/91 году обитель начала свое возрождение. Первое богослужение было совершено в день памяти святого Иоанна Кронштадтского, 2 января 1991 года.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки