Не высовывайся? — Соответствует ли образ «премудрого пескаря» из одноименного произведения Салтыкова-Щедрина христианскому вероучению?

Не высовывайся? — Соответствует ли образ «премудрого пескаря» из одноименного произведения Салтыкова-Щедрина христианскому вероучению?

(2 голоса4.0 из 5)

В реке живет пес­карь. Его роди­тели про­жили аре­довы веки и умерли своей смер­тью. Отец пес­каря перед кон­чи­ной гово­рит ему, чтобы тот все­гда был осто­ро­жен, ведь повсюду опас­ность! Пес­карь решает вырыть себе малень­кую норку, чтобы никто, кроме него, не мог там поме­ститься, и нико­гда не выхо­дит оттуда днем, а ночью, когда все спят, нена­долго выле­зает, чтобы выпол­нить моцион. Впро­чем, пере­ска­зы­вать клас­сику надоб­но­сти нет. Зада­димся вопро­сом: может ли совре­мен­ный хри­сти­а­нин поз­во­лить себе жить под лозун­гом «не высовывайся»?

Архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин), насто­я­тель хра­мов свя­тых апо­сто­лов Петра и Павла и Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Ясе­неве: Без­мозг­лые рыбешки попа­дают на крючок

Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский гово­рил, что спа­стись не тяжело, но муд­рено. Надо иметь трез­ве­ние, чтобы не попасть на дья­воль­ский крю­чок. Как гово­рит свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский, мир обе­щает злато, а дарует блато (преп. Амвро­сий Оптин­ский, «Пере­писка с мир­скими лицами»). Узкий и тер­ни­стый путь ведет в Цар­ство Небес­ное, а без­мозг­лые рыбешки все на крючке. Только умные люди, в отли­чие от пес­каря, еще и пло­дятся, и учат своих детей не попа­дать на крючок.

* * *

Архи­манд­рит Фео­фи­лакт (Без­уклад­ни­ков), намест­ник Вос­кре­сен­ского Ново-Иеру­са­лим­ского мона­стыря: Это глу­бо­кий образ, но не идеальный

Пре­муд­рый пес­карь хорошо выпи­сан лите­ра­турно. Это глу­бо­кий образ – но не иде­аль­ный, потому что в нем пока­зана некая про­ти­во­ре­чи­вость чело­века. С одной сто­роны, он изо всех сил пыта­ется быть акку­рат­ным. Никуда не втор­гаться и еже­дневно гово­рить: «Славу Богу, что день про­шел, и я не попал ни в какую беду». Само по себе это уже немало. Нечто подоб­ное мы слы­шим от пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского. Один брат жало­вался старцу, что во время молитвы бывает мно­же­ство раз­но­об­раз­ных помыс­лов. Ста­рец на это ска­зал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Пома­леньку-пома­леньку и про­ехал весь базар. Так и ты, что бы ни гово­рили помыслы, все свое дело делай – молись!» Но мы видим из жития свя­тых, кото­рые про­во­дили жизнь в уеди­не­нии: если было необ­хо­димо, реши­тельно и смело они воз­вы­шали свой голос в защиту веры и Церкви. Поэтому нужно быть про­стыми и скром­ными, как голуби, а ино­гда муд­рыми, как змии.

* * *

Ана­ста­сия Оси­тис, пре­зи­дент Фонда рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­тина и Елены, про­фес­сор: Делай что должно

Самое глав­ное, чтобы чело­век выпол­нял свою мис­сию, соб­ствен­ное пред­на­зна­че­ние. Если он поли­тик, дол­жен зани­маться поли­ти­кой, если хозяй­ствен­ник – пусть зани­ма­ется хозяй­ствен­ной дея­тель­но­стью. Глав­ное, чтобы он был про­фес­си­о­на­лом и осо­зна­вал – все с ним про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божию. Если сле­до­вать по этому пути, проще быть сми­рен­ным и с верой. А это глав­ный смысл жизни: полу­чать радость и при­но­сить людям пользу.

* * *

Про­то­и­е­рей Андрей Овчин­ни­ков, кли­рик кафед­раль­ного собор­ного Храма Хри­ста Спа­си­теля: Жить для себя не по-христиански

Хри­сти­ан­ская вера при­зы­вает чело­века отвер­нуться от удобств и выгод и обра­титься к слу­же­нию Гос­поду. Слово «слу­же­ние» тут одно из цен­траль­ных. Поэтому если чело­век не отдает себя дру­гим – он не выпол­няет задачу, кото­рую на него воз­ла­гает Бог. Жизнь только для себя – не христианская.

* * *

Про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров, духов­ник Ново-Алек­се­ев­ского жен­ского мона­стыря, член Союза писа­те­лей Рос­сии: Воин Хри­стов, гото­вый к бою

Сего­дня хри­сти­а­нин дол­жен нахо­дить золо­тую сере­дину, цар­ский путь между край­но­стями, кото­рые все­гда вредны. Cвя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл гово­рит, насколько позорно совре­мен­ному хри­сти­а­нину быть ста­ти­стом в чужой режис­суре (а эта режис­сура не что иное, как стрем­ле­ние буди­ро­вать обще­ство, бала­му­тить его, при­зы­вать «они­же­дети» под­рост­ков-пере­рост­ков на бар­ри­кады, пре­вра­щая их в пушеч­ное мясо). Дру­гая край­ность – участь обы­ва­теля, кото­рый уже и усами не шеве­лит, будучи заживо погре­бен в коро­лев­стве кри­вых зеркал.

Пре­муд­рый пес­карь XXI сто­ле­тия – образ поло­жи­тель­ный. Во-пер­вых, он имеет крышу над голо­вой и счаст­ливо избе­жал уча­сти рыбешки без опре­де­лен­ного места житель­ства. А участь эта весьма пла­чевна: такую стран­ницу съест силь­ней­ший собрат. Во-вто­рых, полю­бив­ший уеди­не­ние чело­век может фило­соф­ски осмыс­лить соб­ствен­ное житие-бытие, наме­тить его цель и с чув­ством, с тол­ком про­жи­вать каж­дый день. В‑третьих, зна­ме­ни­тые отшель­ники древ­но­сти, в том числе свя­той Анто­ний Вели­кий, в тече­ние деся­ти­ле­тий пре­бы­вали вдали от шум­ных горо­дов – но, вни­мая гласу Божию, выхо­дили на тор­жище и оста­нав­ли­вали еретиков.

Пре­муд­рый пес­карь в хри­сти­ан­ской трак­товке – «сокро­вен­ный сердца чело­век в нетлен­ной кра­соте крот­кого и мол­ча­ли­вого духа, что дра­го­ценно пред Богом» (1Пет. 3:4). Вме­сте с тем это воин Хри­стов, кото­рый в час испы­та­ния готов вынуть из ножен меч правды, пола­гая жизнь за други своя.

Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрек­шимся. Совер­шен­ное бес­по­пе­че­ние – их дело, а вам – дела и дела. Вы муж и отец, и дру­гое, может быть, еще. Вся­кое из этих назва­ний на вас нала­гает обя­зан­но­сти, запо­ве­дями Божи­ими опре­де­лен­ные. Испол­нять их есть ваш труд во спасение.
Свя­ти­тель Фео­фан Затворник

Под­го­то­вил Вла­ди­мир Ходаков

Источ­ник: Пра­во­слав­ная Москва

Стр. 1 из 1

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки