<span class=bg_bpub_book_author>Сост.: Ильюнина Л.А.</span> <br>Святой Крым. Древние обители

Сост.: Ильюнина Л.А.
Святой Крым. Древние обители

(5 голосов4.0 из 5)

Оригинал с фотографиями

На перекрестке цивилизаций

Даже при беглом взгляде на карту Крыма потрясает количество храмов и монастырей, которыми освящен этот небольшой полуостров. А в древности было их намного больше. До сего вре-мени наименование «святой» имеют многие горные кряжи Крыма, реки, ручьи и озера, ущелья, урочища, балки, мысы, отроги, источники и леса[1]. Не знаю, есть ли где-нибудь еще такая земля, где память о святости в ее топонимах утверждалась бы с таким постоянством.

По свидетельствам историков, в прежние времена на всех или почти на всех возвышенностях Тавриды[2] стояли кресты. Христианство сюда пришло уже через несколько лет после Воскресения Спасителя и утверждалось среди разных народов и племен на протяжении всей истории Крыма.

Паломничество по Крыму дает нам уникальную возможность путешествия во времени. Здесь каждый камень хранит огромное прошлое.

В Крыму пробуждается обостренное чувство скоротечности земного времени — волны моря напоминают о волнах времени, о смене народов и рас. Почти все поселения в Крыму «многослойные» — они стоят на местах, где с давних пор селились люди. Одно только перечисление народов и государственных образований, которые существовали на протяжении веков на этой прекрасной земле, впечатляет: тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, гунны, сарматы, аланы, угры, печенеги, хазары, половцы, рим-ляне, генуэзцы, венецианцы, турки, татары, славяне.

Крым всегда стоял на перекрестке цивилизаций и продолжает быть таким перекрестком. За него всегда шла борьба, подобная постоянной борьбе за Святую Землю Палестины.

О мировой исторической значимости Крыма глубже и прекраснее всех из когда-либо писавших о нем сказал Максимилиан Волошин[3]:

Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал.
Вон там — за профилем прибрежных скал…
Доселе грезят берега мои
Смоленые ахейские ладьи,
И мертвых кличет голос Одиссея,
И киммерийская глухая мгла
На всех путях и долах залегла,
Провалами беспамятства чернея.
Наносы рек на сажень глубины
Насыщены камнями, черепками,
Могильниками, пеплом, костяками.
В одно русло долздями сметены
И грубые обжиги неолита,
И скорлупа милетских тонких ваз,
И позвонки каких-то пришлых рас,
Чей облик стерт, а имя позабыто.
Сарматский меч и скифская стрела,
Ольвийский герб, слезница из стекла,
Татарский глёт зеленовато-бусый
Соседствуют с венецианской бусой.
А в кладке стен кордонного поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная арабская плита
И угол византийской капители.
Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата —
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата.
Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень — Простор столетий был для жизни тесен, Покамест мы — Россия — не пришли.

Эта книга задумана как путешествие не только в пространстве, но и во времени. При этом заранее оговорюсь, что это очень личное путешествие. Не только с датами и фактами, разно-образными сведениями и информацией мы хотим вас познакомить, но и поделиться переживаниями, связанными с тем или иным местом. В Крыму мы можем почувствовать мощь вселенского Православия, но только при условии осознания себя наследниками великой культуры, памятники которой встречают нас на Крымской земле почти на каждом шагу. И потому начать наше путешествие, несомненно, следует с того места, которое сосредоточило в себе «бег времени» — с Херсонеса или, как называли его в древности — с Херсона или Корсуня.

Наша колыбель

Расположенный на берегу одной из многочисленных севастопольских бухт Херсонес[4] — колыбель нашей веры и нашей культуры[5]. Начнем с метафизической культуры Древней Греции, которая стала основой богословских понятий святых отцов Церкви и передала многие свои достижения христианскому изобразительному искусству.

Позволю себе личные воспоминания. Много лет назад автору этих строк посчастливилось участвовать в раскопках древнего города, и при таком близком соприкосновении с отшумевшей на этих берегах жизнью тех, кого мы называем «древними греками»[6], родилось благоговение перед этой глубокой и возвышенной культурой. Потом, побывав в мемориальном кабинете священника Павла Флоренского, я увидела, что напротив красного угла с иконами на его книжных шкафах «парят» фотографии античных статуй, подтверждая не им одним высказанное утверждение: греки (сами того не осознавая) жили ожиданием Христа. Учение о мире и о человеке, открытое Спасителем, они в своих лучших произведениях предчувствовали и предсказывали. Они были «детоводителями ко Христу».

В Херсонесе в прошлом году открыли новую экспозицию античной части музея, эпиграф к ней, выведенный большими буквами на стене, гласит: «Античность оставила нам бессмертные образцы нравственного величия и доблести. Ф. Зелинский».

Справедливость этих слов выдающегося русского историка начала XX века понимали наследники Херсонеса: экспонаты, которые сейчас украшают античную экспозицию, прежде хранились в Свято-Владимирском монастыре, располагавшемся на территории древнего города. Потому, прежде чем я начну рассказывать о христианских святынях Херсона-Корсуня, позволю себе кратко рассказать и о древней истории города.

В «Одиссее» Гомер изображает землю, которая теперь носит название Крым, в мрачных тонах:

Плыли; корабль наш бежал,
повинуясь кормилу и ветру.
Были весь день паруса путеводным дыханием полны.
Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного,
сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

Мрачное восприятие ныне нами ублажаемой за тепло и красоту земли было связано с нравами народов, живших в те времена на ней, о которых «отец историков» Геродот писал так: «Жили они разбоем и войной, принося в жертву богине Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Это он написал о таврах и киммерийцах. Воинственным и жестоким народом были и скифы, пришедшие на эту землю в VII веке до P. X. Грекам суждено было облагородить эту землю.

В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, обилие рыбы, удобные гавани. Ведущую роль в колонизации играл малоазийский город Милет. Во второй половине VII в. до P. X. было основано первое в Северном Причерноморье поселение на о. Березань, на рубеже VII—VI или в начале VI в. до P. X. — Ольвия (с. Парутино) и Пантикапей (Керчь). В VI в до P. X. — Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Киммерик в восточном Крыму; Фанагория, Гермонасса, Синдская гавань, Кепы — на азиатской стороне Керченского пролива. В юго-западном Крыму основываются Керкинитида (Евпатория) и Хер- сонес (Севастополь).

Итак, греки основали на территории современного Крыма немало своих колоний, но только Херсонес и до сего дня позволяет нам увидеть или, вернее, представить, каким был античный город и как на смену древнему язычеству пришло христианство.

Основали Херсонес в V веке до P. X. выходцы из греческого города Геракл ей Понтийской, располагавшегося на южном побережье Черного моря. Вначале будущий город представлял собой небольшой поселок, прилепившийся к берегу бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. Местность эта защищена возвышенностью от холодных северных и северо-вос- точных ветров. И самое главное — здесь можно было выкопать колодцы и получить в нужном количестве пресную воду. Об этом свидетельствует тот факт, что один из колодцев, расположенных на склоне балки, спускающейся к бухте, который функционировал в IV в. до P. X., сразу после раскопок наполнился чистой пресной водой.

В конце IV — начале III вв. до P. X. Херсонес вступает в полосу политического и экономического расцвета. Из небольшого поселка он превращается в значительный по тому времени город. Население его в это время достигало десяти тысяч человек. Город занимал площадь в 30 га. Но у него была еще и хора — сельхозуго- дия неподалеку от самого города.

Благодаря раскопкам археологов и непрекра- щающейся плодотворной работеученых-исследо- вателей хороший экскурсовод может провести вас по всем улицам древнего города и рассказать, какие постройки возвышались на месте невысокой каменной кладки, которая располагается геометрически четко, соответствуя улицам построенного по строгому плану (как Санкт-Петербург, например) города. А то, какими были жители города, нам помогают представить экспонаты музея, и прежде всего — надгробные стелы с портретами погребенных и надписями с именем, возрастом и описанием образа жизни. Трудной и не-долгой была жизнь у людей того времени. Но сколько красоты они успели создать! Утилитарные сосуды для хранения зерна и масла, домашняя утварь — все несет на себе отпечаток гармонии, следования канону[7].

Полтысячелетия существовал языческий, античный Херсон, а христианский Корсунь существовал гораздо дольше — первые христиане появились здесь уже в I веке от P. X., а разрушен был город мусульманскими завоевателями в XV веке. Таким образом, Херсонес является древнейшим христианским городом на территории России и одним из самых древних христианских городов в мире. И недаром встречает нас у входа в историко-археологический музей-заповедник не языческая статуя, а замечательный памятник св. апостолу Андрею Первозванному.

Древнее церковное предание, идущее от первых веков христианства (Ипполит, Ориген, Евсевий Кесарийский и последующие отцы и писатели Церкви), признает святого апостола Андрея проповедником Евангелия на тех землях, которые ныне называются Крымом. Об успехе проповеди святого апостола говорится в житии святого Климента, который был сослан в район древнего Херсона спустя несколько десятилетий после того, как тут побывал апостол Андрей: святой Папа Римский нашел здесь немало уверовавших во Христа по слову Первозванного.


[1] Следует иметь в виду, что слово «святой» здесь «отуречено» и звучит как «айя» или «ай», «аю». Например, самое известное: Ай-Петри, Аю-Даг, Ай-Тодор.

[2] Старинное название Крыма происходило от древней народности, обитавшей здесь на протяжении веков.

[3] Отрывки из стихотворения «Дом поэта», 1926 г.

[4] Если вы поселились в Севастополе и хотите добраться до Херсонеса на общественном транспорте, нужно сесть на автобус № 22, единственный, который ходит до музея- заповедника. Автобус № 22 идет со стороны проспекта Острякова, через центр города (пл. Ушакова, ул. Ленина, пл. Нахимова, пл. Лазарева, центральный рынок и далее — в сторону Стрелецкой бухты). Если вы поселились где-то в Гагаринском районе (противоположная сторона города от проспекта Острякова), придется ехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», переходить дорогу и яадать 22‑й автобус на остановке.

[5] В XIX веке Херсонес называли «русской Элладой».

[6] Как теперь шутят, «они-то про себя не знали, что они древние греки», а были ахейцами, дорийцами, македонянами, милетцами и т. д. — уроженцами разных полисов. А значит, в том числе и херсонеситами.

[7] Лучшие образцы найденной в Херсонесе керамики хранятся в Государственном Эрмитаже.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки