Оглавление
- Полный текст
- На перекрестке цивилизаций
- Наша колыбель
- Инкерман
- Фиолент
- Мангуп и другие пещерные города
- Бахчисарай и окрестности
- Поэзия Крыма
На перекрестке цивилизаций
Даже при беглом взгляде на карту Крыма потрясает количество храмов и монастырей, которыми освящен этот небольшой полуостров. А в древности было их намного больше. До сего вре-мени наименование «святой» имеют многие горные кряжи Крыма, реки, ручьи и озера, ущелья, урочища, балки, мысы, отроги, источники и леса[1]. Не знаю, есть ли где-нибудь еще такая земля, где память о святости в ее топонимах утверждалась бы с таким постоянством.
По свидетельствам историков, в прежние времена на всех или почти на всех возвышенностях Тавриды[2] стояли кресты. Христианство сюда пришло уже через несколько лет после Воскресения Спасителя и утверждалось среди разных народов и племен на протяжении всей истории Крыма.
Паломничество по Крыму дает нам уникальную возможность путешествия во времени. Здесь каждый камень хранит огромное прошлое.
В Крыму пробуждается обостренное чувство скоротечности земного времени — волны моря напоминают о волнах времени, о смене народов и рас. Почти все поселения в Крыму «многослойные» — они стоят на местах, где с давних пор селились люди. Одно только перечисление народов и государственных образований, которые существовали на протяжении веков на этой прекрасной земле, впечатляет: тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, гунны, сарматы, аланы, угры, печенеги, хазары, половцы, рим-ляне, генуэзцы, венецианцы, турки, татары, славяне.
Крым всегда стоял на перекрестке цивилизаций и продолжает быть таким перекрестком. За него всегда шла борьба, подобная постоянной борьбе за Святую Землю Палестины.
О мировой исторической значимости Крыма глубже и прекраснее всех из когда-либо писавших о нем сказал Максимилиан Волошин[3]:
Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал.
Вон там — за профилем прибрежных скал…
Доселе грезят берега мои
Смоленые ахейские ладьи,
И мертвых кличет голос Одиссея,
И киммерийская глухая мгла
На всех путях и долах залегла,
Провалами беспамятства чернея.
Наносы рек на сажень глубины
Насыщены камнями, черепками,
Могильниками, пеплом, костяками.
В одно русло долздями сметены
И грубые обжиги неолита,
И скорлупа милетских тонких ваз,
И позвонки каких-то пришлых рас,
Чей облик стерт, а имя позабыто.
Сарматский меч и скифская стрела,
Ольвийский герб, слезница из стекла,
Татарский глёт зеленовато-бусый
Соседствуют с венецианской бусой.
А в кладке стен кордонного поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная арабская плита
И угол византийской капители.
Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата —
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата.
Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень — Простор столетий был для жизни тесен, Покамест мы — Россия — не пришли.
Эта книга задумана как путешествие не только в пространстве, но и во времени. При этом заранее оговорюсь, что это очень личное путешествие. Не только с датами и фактами, разно-образными сведениями и информацией мы хотим вас познакомить, но и поделиться переживаниями, связанными с тем или иным местом. В Крыму мы можем почувствовать мощь вселенского Православия, но только при условии осознания себя наследниками великой культуры, памятники которой встречают нас на Крымской земле почти на каждом шагу. И потому начать наше путешествие, несомненно, следует с того места, которое сосредоточило в себе «бег времени» — с Херсонеса или, как называли его в древности — с Херсона или Корсуня.
Наша колыбель
Расположенный на берегу одной из многочисленных севастопольских бухт Херсонес[4] — колыбель нашей веры и нашей культуры[5]. Начнем с метафизической культуры Древней Греции, которая стала основой богословских понятий святых отцов Церкви и передала многие свои достижения христианскому изобразительному искусству.
Позволю себе личные воспоминания. Много лет назад автору этих строк посчастливилось участвовать в раскопках древнего города, и при таком близком соприкосновении с отшумевшей на этих берегах жизнью тех, кого мы называем «древними греками»[6], родилось благоговение перед этой глубокой и возвышенной культурой. Потом, побывав в мемориальном кабинете священника Павла Флоренского, я увидела, что напротив красного угла с иконами на его книжных шкафах «парят» фотографии античных статуй, подтверждая не им одним высказанное утверждение: греки (сами того не осознавая) жили ожиданием Христа. Учение о мире и о человеке, открытое Спасителем, они в своих лучших произведениях предчувствовали и предсказывали. Они были «детоводителями ко Христу».
В Херсонесе в прошлом году открыли новую экспозицию античной части музея, эпиграф к ней, выведенный большими буквами на стене, гласит: «Античность оставила нам бессмертные образцы нравственного величия и доблести. Ф. Зелинский».
Справедливость этих слов выдающегося русского историка начала XX века понимали наследники Херсонеса: экспонаты, которые сейчас украшают античную экспозицию, прежде хранились в Свято-Владимирском монастыре, располагавшемся на территории древнего города. Потому, прежде чем я начну рассказывать о христианских святынях Херсона-Корсуня, позволю себе кратко рассказать и о древней истории города.
В «Одиссее» Гомер изображает землю, которая теперь носит название Крым, в мрачных тонах:
Плыли; корабль наш бежал,
повинуясь кормилу и ветру.
Были весь день паруса путеводным дыханием полны.
Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного,
сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.
Мрачное восприятие ныне нами ублажаемой за тепло и красоту земли было связано с нравами народов, живших в те времена на ней, о которых «отец историков» Геродот писал так: «Жили они разбоем и войной, принося в жертву богине Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Это он написал о таврах и киммерийцах. Воинственным и жестоким народом были и скифы, пришедшие на эту землю в VII веке до P. X. Грекам суждено было облагородить эту землю.
В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, обилие рыбы, удобные гавани. Ведущую роль в колонизации играл малоазийский город Милет. Во второй половине VII в. до P. X. было основано первое в Северном Причерноморье поселение на о. Березань, на рубеже VII—VI или в начале VI в. до P. X. — Ольвия (с. Парутино) и Пантикапей (Керчь). В VI в до P. X. — Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Киммерик в восточном Крыму; Фанагория, Гермонасса, Синдская гавань, Кепы — на азиатской стороне Керченского пролива. В юго-западном Крыму основываются Керкинитида (Евпатория) и Хер- сонес (Севастополь).
Оставить комментарий