Содержание
- Краткая история применения епитимий
- Значение епитимьи
- Если епитимия является удовлетворением за грехи (средством искупления грехов), не противоречит ли это тому, что Искупитель – Христос и к Его искуплению мы ничего добавить не можем?
- Правила наложения епитимии духовником
- Изменение епитимии
- Ударение в слове «епитимия»
- Цитаты о епитимии
Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία – наказание) – церковное наказание, налагаемое на мирян.
Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.
При назначении епитимии духовнику рекомендуется обращать внимание более на духовное состояние человека, чем на тяжесть его грехов. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.
Краткая история применения епитимий
Наказания за нравственные преступления применялись в Церкви с апостольской эпохи. Апостол Павел лично отлучил на время коринфского кровосмесника (1Кор.5:1-5) и предписывал отлучать от Церкви всякого нераскаянного грешника (1Кор.5:11).
Самое строгое церковное наказание – отлучение (анафема), – предполагает исключение преступившего из общения с Церковью. Оно налагалось за тяжкие нравственные и канонические преступления.
Практика тайной исповеди и наложения епитимий священником-духовником с тайным исполнением епитимьи распространилась в Церкви позже, не ранее середины первого тысячелетия.
Древняя практика предполагала, что христианин, совершивший тяжкий грех и даже исповедовавший его, не получал прощения сразу же, но отлучался от церковного общения на продолжительный срок и получал прощение греха, а также позволение причащаться, после успешного выполнения данного наказания. Древняя дисциплинарная практика, однако, не предполагала жесткой связи длительности пребывания на разных ступенях покаяния с видом совершенного греха, поскольку время покаяния ставилось в зависимость от состояния души верующего. Принцип индивидуального применения церковных наказаний сформулирован в 8-м каноне свт. Григория Нисского: «В любом виде греха прежде всего нужно наблюдать, каково душевное расположение врачуемого, и для исцеления считать достаточным не время (ведь какое исцеление происходило от времени?), но произволение того, кто врачует покаянием». Кающиеся не допускались до причащения до окончания срока исполнения епитимьи. Исключение составляли находящиеся при смерти, однако если их состояние улучшалось после причащения, то они возвращались на ту ступень покаяния, на которой их застала угрожавшая смертью болезнь.
В конце IV века практика покаяния в Церкви существенно изменилась. Как пишет проф. Н.С. Суворов, «...публичное покаяние на востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились... епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в восточной церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника». Сроки епитимий были существенно сокращены, а многолетнее покаяние заменялось исполнением благочестивых дел: усиленным постом, земными поклонами, раздачей милостыни нищим. Примерно с этого времени епитимьями стали называть не только отлучение от причащения, но также все прочие меры, применяемые для наказания и исправления грешника. Дисциплина церковных покаяний, принятая в Византии перешла в Древнюю Русь. В чинопоследовании исповеди, которое печатается в Требниках, до сих пор излагается средневековый порядок покаяния, включающий многолетнее отлучение от причащения за смертные грехи с их немедленным отпущением кающемуся грешнику, при условии, что он обещает исполнить епитимью.
В Новое время (с эпохи Петра I), в Русской Православной Церкви постепенно произошли изменения в покаянной практике. С появлением нового чинопоследования исповеди, из власти духовника было изъято право на отлучение верных от причащения Святых Тайн. Так называемое, «малое отлучение» (временное удаление от участия в церковной молитве и запрещение причащаться Св. Таин), согласно практике синодального периода, стало накладываться за тяжкие грехи лишь на упорствующих грешников и только епархиальным архиереем. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1722 года было предписано проявлять мягкость в отношении кающихся грешников: «...исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». Святейший Синод (указом от 1734 г.) запретил священникам, без благословения правящего архиерея, налагать епитимии в виде отлучения от причащения.
В настоящее время суровые наказания, назначаемые древними правилами, практически не применяются буквально. В документе «Об участии верных в Евхаристии» (принят Архиерейским собором 2016 года) говорится: «При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд» (гл. IV). Возможность согласования с архиереем необходимости отлучить грешника от причащения никак не регламентирована. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным, во искупление своих грехов».
Значение епитимьи
Патриарх Константинопольский Иеремия II в своем «Ответе лютеранам» выделяет несколько причин, по которым на кающихся грешников накладываются епитимии: «Во-первых, для того чтобы чрез добровольное злострадание здесь грешнику освободиться от невольного наказания там, ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как страданием, и тем более страданием добровольным. Потому и святой Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием. Во-вторых, для того чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех, ибо мы знаем, что противное врачуется противным. В-третьих, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается. В-четвертых, для того чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов. В-пятых, для того чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех».
Обратим внимание на первую причину. О каком наказании в загробной жизни идет речь? По объяснению митрополита Стефана (Яворского), каждый смертный грех имеет своим следствием вечное и временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. Это связано с тем, что хотя отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом. На это мы имеем примеры из Священного Писания. Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок (2Цар.12:13-14); Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на три дня моровая язва (2Цар.24:10-12); Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную (Чис.20:12). Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. По этой причине Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Поэтому в интересах самого кающегося попросить и добросовестно исполнить епитимью за грех.
Если епитимия является удовлетворением за грехи (средством искупления грехов), не противоречит ли это тому, что Искупитель – Христос и к Его искуплению мы ничего добавить не можем?
Противоречия не возникает, если мы правильно понимаем, как соотносится частное удовлетворение (искупление грехов) с искуплением Христовым. Искупления Христова вполне достаточно для прощения всех наших грехов и спасения. Однако для того, чтобы воспользоваться плодами искупления Христова человеку необходимо их принять и усвоить, что требует от него определенных действий (например, сокрушения о грехах, исповедания грехов, исполнения епитимьи). При этом вся сила этих действий зависит от спасительных заслуг Господа Иисуса Христа, поэтому не идет речи о замене искупления Христова собственными делами, которые бы имели значение для спасения сами по себе.
Митрополит Стефан (Яворский) дает такое объяснение: «Знаем и познаем самим опытом, что целебный пластырь и другие лекарства хотя и имеют большую силу для исцеления, но не приносят никакой пользы больного, если не приложатся к язвам и ранам. И сокровище, приготовленное для искупления пленников, не приносит пользу пленникам, если самим делом не будет использовано и употреблено для искупления. Так подобает понимать и об удовлетворении Христовом. Преизобильно удовлетворение Христово за грехи всего мира, но как драгоценнейший пластырь, имеющий великую силу для исцеления, если не приложишь его к твоим греховным язвам, никакой пользы не получишь. Но как прилагается сей пластырь, то есть как удовлетворение Христово приносит нам пользу?
Приложением и употреблением этого неистощимого богатства. Образы же приложения и употребления таковы: взрослым людям на исцеление от смертного греха и на отмену вечной казни прилагается пластырь удовлетворения Христова Таинствами Крещения и Покаяния, не без веры, надежды, страха Божия и сокрушения сердечного. Младенцам же прилагается только одним Крещением. На отмену же наказания временного прилагается нашим удовлетворением, имеющим силу от заслуг и удовлетворения Христова. То же самое, что говорю, утверждает и апостол, говоря: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17)». Из слов апостола очевидно, что страдания Христова не отменяют значения страданий христиан, которые духовно связаны с подвигом Спасителя, то же можно сказать и о значении епитимий. В качестве примера можно также привести совет пророка Даниила царю об искуплении его грехов: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан.4:24).
Правила наложения епитимии духовником
- Епитимия должна быть назначена в определенных и ясных словах. Духовник должен всегда в точности определить способ, время и место исполнения епитимии, сказать кающемуся, когда ему исполнять епитимию, когда начать, назначив с точностью время.
- Духовник должен соотносить назначаемое наказание с состоянием, индивидуальными особенностями и обстоятельствами кающегося, избегая нерассудительности, чрезмерной мягкости или суровости.
- Духовник, действуя всегда с христианской кротостью и любовью должен довести кающегося до того, чтобы тот охотно принял епитимию и исполнил ее во всей точности.
Изменение епитимии
По правилам Церкви, наказанный одним не может быть разрешен другим лицом равной иерархической степени (12-е и 32-е апостольское правило; 5-е правило I Вселенского собора; 6-е правило Антиохийского собора).
Исключения из этого принципа допускаются правилами: а) в случае смерти отлучившего (32-е апостольское правило); б) в случае смертной опасности (13-е правило I Вселенского собора; 52-е правило Карфагенского собора; 5-е правило свт. Григория Нисского). В последнем случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом, но при условии, что в случае выздоровления, человек исполнит возложенную епитимию.
На основании этих правил, духовник может:
а) совсем снять или изменить епитимию наложенную другим духовником, только в случае смерти последнего. И в таком случае, если близко архиерей, правильнее поступит священник, если направит кающегося к архиерею.
б) в случае отсутствия или отдаленности духовника, наложившего епитимию, исповедующий священник не должен произвольно изменять наложенную епитимию, но если она еще не выполнена, приказать исполнить ее.
в) священник не может изменить епитимии, хотя бы кающийся жаловался на тягость епитимии, наложенной другим священником, или сетовал на ее несправедливость. В таком случае священник может только направить кающегося к архиерею на его усмотрение (5-е правило I Вселенского собора).
г) Если бы священник узнал, что кающийся перешел к нему от прежнего духовника за тем, чтобы избежать выполнения наложенной на него епитимии, он должен не только удержать прежнюю епитимию, но даже усилить ее, «поскольку он солгал и обманул Церковь Божию», как говорит 13-е апостольское правило.
д) Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающегося (например, внезапная нищета, перемена службы и занятия), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае, при отдаленности или долговоременном отсутствии наложившего епитимию, может изменить ее и другой духовник (52-е правило Карфагенского собора), но не иначе, как при совершении Таинства Покаяния, и после подробного исследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающегося.
Ударение в слове «епитимия»
Ударение в слове «епитимия́» вне зависимости от написания (через «ь» или через «и») всегда падает только на последний слог. Этот вариант зафиксирован как в старых изданиях (Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко, 1899 г.; Словарь церковно-славянского и русского языка под. ред. А.Х. Востокова, 1847 г.), так и в современных (Русский орфографический словарь. Под ред. В.В. Лопатина и О.Е. Ивановой; Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь; Большой орфоэпический словарь русского языка. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Р.Ф. Касаткина и др.)
Цитаты о епитимии
«Образ епитимии может быть разный, например, делание добродетели противоположной греху. Вот, человек украл что-то, грех воровства, почему бы ему не предложить, предложить именно, раздать милостыню нуждающимся. У женщин очень часто специфический грех – искусственное прерывание беременности, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отговорить от этого греха, вот рядом будет человек, который будет колебаться: сделать или нет, в данном случае – поделиться тем, что она испытала потом – своими угрызениями совести…»
протоиерей Дмитрий Дашевский
«Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления».
митрополит Афанасий (Николау)
«Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен, он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли потаковниками – иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху».
архимандрит Тихон (Шевкунов)
«Никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием и каким-либо незначительным умилением, без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться, хотя и будет иметь время для своего исправления и удовлетворения за грехи».
свт. Димитрий Ростовский
«Третьей частью покаяния должен быть канон и епитимия, что назначает и налагает духовник. К этому относятся: молитва, милостыня, посты, паломничество к святым местам, поклоны и тому подобное, что посчитает подходящим духовник».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
«Не забывай, духовник, советовать грешникам, чтобы они самонадеянно не думали и не верили, что получают от Бога прощение своих грехов только ради епитимьи и удовлетворения, которые они исполняют – отнюдь нет! – потому что эта мысль еретическая. Ибо грех, будучи, согласно богословам, бесконечным как оскорбление бесконечного Бога, не может быть уничтожен посредством дел и удовлетворения ограниченного создания и, тем более, создания нечистого, каким является грешник, ибо сказано: Быхом яко нечисти еси мы, якоже порт нечистыя вся правда наша (Ис.64:6). Но пусть твёрдо верят, что получают прощение своих грехов: во-первых, по бесконечной милости Божией; во-вторых, ради бесконечного удовлетворения, которое принёс за грешников Сын Божий посредством смерти и крови, пролитой Им на кресте Его, как сказал о первом Павел: Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас (Тит.3:5), и как сказал о втором Иоанн: И кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха (1Ин.1:7). Поэтому и Василий Великий говорит: Грехов оставление предлежит в крови Христовой. Третьей же и последней причиной прощения своих грехов (согласно Корессию) пусть считают все добрые дела и плоды покаяния, которые они приносят после греха, причём не одни эти их добрые дела сами по себе, понимаемые сообразно с их природой (ибо, если их понимать таким образом, они никогда не смогут очистить грехи и принести вечное спасение), но постольку, поскольку они соединяются с даруемой по вере вышеестественной благодатью Иисуса Христа, которая их представляет и полагает перед Богом и делает достойными божественного принятия. Сказанное выше подтверждает Сам Бог, говорящий через Исаию: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради (Ис.43:25). Слышишь, грешник? Аз есмь, – говорит Он, – изглаживающий беззакония твои и прощающий их, и не ради твоей епитимьи и терпения наказания, но ради Моей милости и благоутробия, Мене ради».
прп. Никодим Святогорец
Литература по теме
- Епитимия Энциклопедия изречений
- Епитимии Сокровищница духовной мудрости
- О епитимиях прот. Геннадий Нефедов
- О епитимии архиеп. Платон (Фивейский)
- Круглый стол о покаянии Радио «Град Петров»
- Церковные каноны о епитимии
- Номоканон при Большом Требнике
- Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями свщисп. Никодим (Милаш)
- Епитимии протопр. Михаил Помазанский
- Епитимьи Вячеслав Пономарев
- Епитимья в пастырской практике иером. Иоанн (Лудищев)
- Епитимья не наказание игумен Нектарий (Морозов)
- Епитимия преп. Оптинские старцы
- Ежедневные епитимии для монахов преп. Феодор Студит
Комментировать