Азбука веры Православная библиотека священник Евгений Веселов Таинство покаяния. Учебный диспут православного священника с протестантами

Таинство покаяния. Учебный диспут православного священника с протестантами

Источник

Другие диспуты

Пятидесятническая практика говорения на языках: учебный диспут

Крещение: диспут с баптистами; учебный диспут

Спасение: диспут с баптистами; учебный диспут

Евхаристия: диспут с баптистами; учебный диспут

Священное Писание и Священное Предание: диспут с баптистами; учебный диспут

Личные взаимоотношения со Христом: диспут с баптистами

Иконопочитание: диспут с баптистами; учебный диспут

Водительство Духом Святым: диспут с баптистами

Апостольская преемственность: диспут с баптистами

Вера евангельская: диспут с баптистами

Единство Церкви земной и Небесной: диспут с баптистами; учебный диспут

О Символе веры: учебная беседа

Священство: учебный диспут

О Церкви: учебный диспут

Эсхатология: учебный диспут

22 июля 2024 г. в Костромской духовной семинарии состоялся учебный диспут на тему: «Таинство покаяния». В диспуте раскрыто значение данного Иисусом Христом по воскресении благословения апостолам прощать грехи христианам и показано, что такова воля Божия – подавать это прощение не просто в ответ на личное покаяние, но именно властью, которую Бог дает епископам и священникам.

Организатор и ведущий диспута – иерей Евгений Веселов – преподаватель сектоведения Костромской духовной семинарии. В диспуте за протестантов выступали Алан Бедоев (г. Кострома) и Алексей Грязнов (пгт. Некрасовское Ярославской обл.) – православные христиане, бывшие неопятидесятники.

Содержание

Приветствие Доклад протестанта Покаяние и возрождение Исповедание грехов может быть лишь перед единственным Посредником Связь покаяния и оправдания во Христе Почему в баптистах действует грех, хотя они уже возрождены, спасены и освящены? Краткое обсуждение первого доклада Доклад православного Первоначальное покаяние грешника и крещение Прощение личных грехов в таинстве покаяния. Власть апостолов Возможно ли повторное покаяние? Применение апостолами своей власти Как происходит прощение грехов у христиан? Возможно ли многократное покаяние? Свт. Иоанн Златоуст о власти священника прощать грехи Обсуждение докладов Какой грех является смертным Достаточно ли личного покаяния перед Богом или нужно прощение грехов через священника? Объяснение случая с Симоном волхвом. Проблема лицемерного покаяния Участие пастора в покаянии грешников-неопротестантов Пример получения прощения от Бога: при осуждении других Заключительное слово

Приветствие

Иерей Евгений Веселов: Братья и сестры, приветствую вас в Костромской духовной семинарии. Сегодня у нас очередная встреча, учебной диспут. Тема наша сегодня – покаяние. Как обычно, со мной беседуют Алан и Алексей, которые представляют точку зрения баптистов, и вообще, шире если взять, евангеликов. Мы обсудим в рамках этой встречи, что такое покаяние вообще, как оно понимается в Православной Церкви и в евангелическом движении, и чуть подробнее о Таинстве покаяния и механизме разрешения грехов. Алексей, прошу вас.

Доклад протестанта

Покаяние и возрождение

Алексей Грязнов: В нашем понимании – баптистов, может быть, других евангельских христиан,– покаяние тесно связано с возрождением, и Сам Христос об этом говорит неоднократно, в частности, в Ин.3 Он говорит, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин.3:3); если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5); должно вам родиться свыше (Ин.3:7). То есть это рождение свыше необходимо для спасения. И Бог по Своему милосердию совершил всё для того, чтобы люди могли спастись, но в то же время грешнику, чтобы это спасение обрести, необходимо покаяние. Иисус Христос учил в Мк.1:15: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие». Иоанн Креститель говорил: совершите достойный плод покаяния (Мф.3:8); апостол Павел говорит в Деян.17:30: «Бог ныне повелевает всем людям повсюду покаяться». То есть этот призыв к покаянию звучит через весь Новый Завет. Что такое истинное покаяние. Греческое слово метанойя, разворот на сто восемьдесят градусов, как таким простым языком говорят обычно, это внутреннее осознание своей греховности, решение порвать с греховной жизнью и начать новую жизнь во Христе Иисусе. Иисус Христос в Мф.7 говорит: «Входите тесными вратами» (Мф.7:13), и там же Он говорит о широких вратах. То есть если обычная жизнь, жизнь обычного человека сравнивается с широким путём, а когда человек обращается, кается, он начинает идти по этому узкому пути. То есть покаяние – это сознательный переход из этого широкого пути на узкий путь. Как пример библейский, очень яркий – это притча о блудном сыне. Когда сын уходит, когда у него приходит осознание, кто он такой, что он натворил, что он сделал, у него происходит разворот, он идёт к отцу. Отец не требует от него ничего, больше того, даже слов не слышно, он выходит, обнимает его. То есть это и есть суть истинного покаяния.

Исповедание грехов может быть лишь перед единственным Посредником

Истинное покаяние также непосредственно связано с исповеданием грехов. Исповедание греха – это не просто внутреннее решение, нужно проговорить это вслух неоднократно, хотя это не о буквально конкретном грехе, а о грехе вообще говорится. В 1Ин.1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен», то есть произнести вслух. «Если сердцем веруем, а устами исповедуем, то спасёмся» (Рим.10:10), так говорится. То есть нужно проговорить: Иисус Христос – это единственный посредник, Который стоит между Богом и человеком. Ни кто-то другой, ни Дева Мария, ни святые Божии угодники, только Иисус Христос. И в 1Тим.2:5: «един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус,». Также в Ин.14:6: «никто не приходит ко Отцу, иначе как чрез Меня». Поэтому должен грешник принести это своё исповедание непосредственно Самому Иисусу Христу, ходатаю, любящему Спасителю нашему. Но в то же время исповедание грехов не означает, что надо перечислять все грехи, вспоминать, достаточно просто попросить прощения за грех вообще. Мф.6:7: «А молясь, не говорите лишнее, как язычники; ибо мнят они, что в многоглаголании своем услышаны будут». Поэтому мы не согласны с тем, что православные перечисляют всё, что можно и нельзя, вот-вот, не говорите лишнего. также в1Цар.16:7: «человек смотрит на лицо, Господь смотрит на сердце». Грешница, которая помазала ноги Иисуса в Лк.7:47–48, она вообще ни слова не говорит, просто кается, и Господь принимает. Конечно, вероисповедание вслух – это есть исключение, что можно вот так покаяться, даже без слов, но в идеале нужно всё-таки это сказать, принять Иисуса в своё сердце, попросить простить за грехи.

Также можно отметить, что для рождения свыше необходима вера в прощение грехов, потому что без веры Богу угодить невозможно, ибо надобно, чтобы всякий приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт (Евр.11:6). Вера – это как бы соединение, как рука, которая, доверяясь Божьим словам, невзирая на своё недостоинство, принимает то, что Бог предлагает. То есть мы верой принимаем Иисуса Христа, это обязательно. Всякий верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную (Ин.3:15). Также надо понимать, что спасение – это не будущее, это уже настоящее. Все первые христиане (хотя наши православные братья не согласны с этим, но мы видим в Библии) после покаяния верой принимали прощение. Например, в 2Кор.5:1 апостол Павел пишет: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». «Ибо знаем» – ключевая фраза, то есть мы не сомневаемся в том, чтобы как только умрём, перейдём, то есть мы уже спасены. Также в 1Пет.2:9–10 «но вы, род избранный, народ святой, люди, взятые в удел, ныне народ Божий (я выборочно говорю), некогда непомилованные, а ныне помилованы». То есть тут так же апостол говорит открытым текстом, что мы уже помилованы, что нам не надо его как-то заслуживать, и что мы уже сейчас спасение имеем. И всем известный текст: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Связь покаяния и оправдания во Христе

Для личного возрождения необходимы вера в это полное оправдание, которое соделано для нас Иисусом Христом, и оправдание – это больше, чем просто прощение и помилование. Оправданный человек уже не несёт никакой вины, он восстанавливается в прежнем состоянии, то есть это уже как бы окончательное завершение момента спасения, этого момента покаяния. Оправданный человек уже не несёт никакой вины, то есть вся вина ему снята, Бог его оправдал, всё. Как Христос выступает вместо нас, нам прощены все грехи и всё, мы получаем Его святость, какие ещё могут быть грехи? Он восстанавливает нас в первом состоянии не онтологически, а именно перед Богом, несмотря на то, что мы остаёмся грешниками, уже Бог на нас смотрит через Своего Сына и видит нас такими оправданными. Поэтому вера – это единственное условие покаяния. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа. То есть вера в искупительную жертву Христа, в то, что Он умер за нас, дарует нам это полное оправдание. Оправданный грешник примирён с Богом, преграда разрушена. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа»(Рим.5:1). Также нужно отметить, что оправданные люди, настоящие истинные христиане, не придут на суд Божий, Бог уже их принимает так, Он будет судить только грешников, только тех, кто не уверовал. И об этом ясно говорит Ин.3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён».

Иерей Евгений Веселов Какое отношение имеет вообще именно к теме нашей встречи?

Алексей Грязнов: О покаянии.

Иерей Евгений Веселов У вас нет покаяния, у вас оправдание, спасение, вы ушли далеко в сторону. Я бы желал бы по теме поговорить, о покаянии.

Алексей Грязнов: А я же начал, что покаяние тесно…

Иерей Евгений Веселов: Вы начали хорошо, но потом кто остановил вас?

Алексей Грязнов: Я уже говорю о результате покаяния.

Иерей Евгений Веселов: То есть получается, по вашему мнению человек при встрече с Богом, как блудный сын, кается, после этого он оправдан перед Богом ради жертвы Христа и ради принятия этой жертвы. Теперь Бог видит вас оправданными, и вы на суд Божий не придёте?

Почему в баптистах действует грех, хотя они уже возрождены, спасены и освящены?

Алексей Грязнов: Оправданы, потом мы возрождены через Духа Святого и слово Божие, а на суд мы не придём, потому что юридически мы оправданы, хотя онтологически мы ещё остаёмся грешниками.

Иерей Евгений Веселов: Вот об этом я хотел послушать. Всякие там возрождения и прочие – хорошие штуки, но меня интересует то, что вы ещё грешники. Вы вроде святые, вроде безгрешные, а вроде и грешники. И вот когда у вас грехи какие-то случаются, как вам с ними жить-то, об этом подробнее, пожалуйста. Обратите внимание, братья и сестры. Вы помните, что наш диспуты проходят без сценария, то есть мы беседуем просто так, как у нас идёт беседа, и стараемся охватить все необходимые вопросы, но я не знаю заранее доклад. Они тоже не знают, что я буду говорить заранее, то есть мы свободно беседуем. И иногда братья стараются меня увести в сторону с тем, что если им это удастся, то конечно, тема будет не раскрыта, и я проиграл. Алексей сейчас попытался это сделать, но не дадим ему этого шанса.

Алексей Грязнов: От меня требуется показать, как происходит?

Иерей Евгений Веселов: Мы хотели бы узнать: вы, Алексей, праведник или грешник, и если вы грешите, то как решаете вопросы, связанные с грехом и с Богом?

Алексей Грязнов: Хорошо, я процитирую Еф.4:22–24, чуть-чуть начало только урежу: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» – вот что должно происходить. То есть мы откладываем своего ветхого человека, хотя он ещё у нас остаётся, и этот прежний образ греховной жизни устраняется силой Божией, ветхий человек как бы облекается в нового. Когда мы тогда с братьями нашими баптистами, вы тогда доказывали, смеялись над ними, что как это дух мой не грешит – они просто не смогли сформулировать ясно свою мысль.

Иерей Евгений Веселов: То есть это как костюмчик такой сверху у вас: внутри ветхий человек, а снаружи костюмчик нового, чтобы все думали, что вы новый, а на самом деле вы ветхий, правильно понимаю?

Алексей Грязнов: Но он формируется, этот новый внутренний человек внутри нас формируется.

Иерей Евгений Веселов: Да, но ветхий, а костюмчик новый.

Алексей Грязнов: Нет, наоборот.

Иерей Евгений Веселов: Костюмчик ветхий, а вы новый?

Алексей Грязнов: Да, может быть, мы как-то не совсем…

Иерей Евгений Веселов: И костюмчик в заплаточках, и вы не без проблем. Обратите внимание на эту заминку. Я прервал Алексея, виноват перед ним. Но в целом идея показывает внутреннее противоречие концепции баптистов и вообще евангеликов. Потому что, с одной стороны, они говорят, что они обновлены, они освящены, они побеждают грех, а с другой стороны, актуальный грех в них есть, он как-то влияет на их духовную жизнь, на взаимоотношения с Богом, и об этом в докладе не звучало ни единого слова. А именно это и есть центр нашей сегодняшней встречи. Получается, что эти актуальные проблемы того, что мы называем аскетикой, христианской борьбой с грехом, для них не являются существенно важными. Потому что они же освящены и оправданы поэтому, а проблема-то…

Алексей Грязнов: Нет, но освящение всё равно это процесс, как бы новый человек у нас появляется, но он всё равно на месте стоит.

Иерей Евгений Веселов: А в каком месте, если вы остаётесь ветхим?

Алексей Грязнов: В сердце нашем, в духе.

Иерей Евгений Веселов: Вот, это очень важно. То есть тело у него ветхое, с душой непонятно что, а дух у него новый, да?

Алексей Грязнов: Да, но мы все равно разводим греховную природу человеческую. Природа греховной остаётся, но мы юридически, несмотря на наши грехи, Христос на нас смотрит уже как на праведников.

Иерей Евгений Веселов: Итак, поскольку у вас природа греховная, то грех себя проявляет. Как вы относитесь ко греху, имеете ли вы власть над грехом, или грех имеет над вами какую-то власть?

Алексей Грязнов: Само собой, ибо мы имеем власть над грехом. Иисус нам дал Духа Святого, дал слово.

Алан Бедоев: Всякий, кто рождён от Духа, тот побеждает грех.

Иерей Евгений Веселов: Хорошо, я понял, благодарю, продолжайте.

Алексей Грязнов: Я уже дальше хотел о средствах рассказать, средствах для рождения свыше.

Иерей Евгений Веселов: Так вы же уже уверовали, что вам ещё надо?

Алексей Грязнов: Я и хотел рассказать.

Иерей Евгений Веселов: Как вы уверовали? Я думаю, что у вас получилось хорошо.

Алексей Грязнов: Что это покаяние как рождение свыше, происходит от воды и Духа, то есть от Божиего слова и от Духа Святого. Православные часто это место используют и говорят, что это крещение.

Иерей Евгений Веселов: Вы решили сегодня обо всём поговорить.

Алексей Грязнов: Но это всё взаимосвязано. Тогда вы задавайте свои вопросы.

Краткое обсуждение первого доклада

Иерей Евгений Веселов: Давайте я кратенько изложу свое видение, и после этого мы перейдём к дискуссии. Несколько слов скажу о докладе Алексея. Он меня, надо сказать, в тупик поставил, потому что я ожидал беседы только о христианской жизни и борьбе с грехом. Собственно это то, что в первую очередь для нас является покаянием. Но Алексей, как и положено баптисту, начал покаяние раньше, поскольку он взрослым уверовал, постольку он и это своё начальное покаяние озвучивает как решающее, меняющее его отношения с Богом. А вот всё, что было после начального покаяния, для него уже не играет существенной роли. Это элемент освящения, конечно, но даже он не может сформулировать это безупречно теоретически, он путается в словах, как вы видели. Не он один, то есть это проблемы не Алексея, эта проблема в принципе богословия протестантского, такого неопротестантского, баптистского, пятидесятнического. Потому что они теоретически спасены, теоретически они свободны от греха, побеждают грех, а по факту грех их побеждает, зачастую некоторых побеждает так, что они попадают в тяжкие грехи, даже и в то, что мы называем смертными грехами. Таких примеров в протестантских общинах весьма много. Когда мы встречались с баптистами, о чём Алексей уже сказал, то их пастор свидетельствовал, что за годы его пастырства многие из братьев впадали в смертные грехи, кто-то в блудный, кто-то ещё в какие-то. Это общее место, не то, что все это грешат, но это бывает не один раз на миллион, а гораздо чаще. Поэтому механизма борьбы с такими грехами какого-то развёрнутого, аскетического, они не предлагают и не могут предложить, потому что это противоречит теории, которую Алексей подробно озвучивал, а именно, что они уже спасены, и значит, по идее такого быть не должно.

Алексей Грязнов: Я хотел уточнить. Для нас само покаяние – это решающий момент. Как ребёнок рождается – всё, он не может два раза войти в утробу матери и выйти, об этом даже Библия ясно говорит. Для нас ещё, кроме рождения свыше, определяет то, как мы потом будем жить в нравственной сфере, сколько служить людям, сколько мы людей к Богу приведём. От этого будет зависеть наша награда на небесах. Спасены мы будем да, в момент покаяния уже, а как мы служили, сколько мы плодов сделали, совершили, принесли, сколько мы добрых дел сделали – от этого уже будет зависеть то, о чём нас Бог…

Алан Бедоев: И на важный момент ещё раз хочу обратить внимание, на то, что сказал Алексей, что покаяние для протестанта – это акт единоразовый. То есть условно говоря, это метанойя, действительно перемена ума, наша жизнь переходит на совершенно другие рельсы. И об этом также говорит Библия это Евр.6:6: «и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. В Ин.3:6 Господь говорит, что всякий, кто видит Бога, не согрешает. То есть мы видим Бога, мы не согрешаем, и мы являемся святыми не потому, что мы, условно говоря, безгрешны, а потому что, как опять-таки сказал Алексей, Господь Отец смотрит на нас через призму, через Христа.

Иерей Евгений Веселов: Нет, так не годится. У нас один докладчик, вы уже к прениям переходите. Попрошу не нарушать регламент. Я уточнял, я имею на это право.

Алексей Грязнов: Просто вы путаете. Когда мы говорим с православным человеком, для них покаяние и исповедание грехов вы это разводите. А у нас покаяние – это единовременный акт, это рождение свыше, почему я и начал с рождения свыше. Но также есть исповедание грехов. Мы не отрицаем, что даже мы и говорим, что люди после покаяния грешат, но есть исповедание. Если исповедуем грехи наши, то Он простит.

Алан Бедоев: И не перед священником, кстати.

Иерей Евгений Веселов: А как это выглядит? Господи, я грешник, и достаточно?

Алан Бедоев: Всем сердцем, да, Господи, и прости нам долги наши, как мы прощаем, Сам Господь нас научил, как мы прощаем должникам нашим, ибо если вы будете прощать согрешения их, то и отец ваш простит (Мф.6:12,14).

Иерей Евгений Веселов: Вот и славно. Вам Он ничего не давал, Он нам дал.

Алексей Грязнов: У нас есть такой термин «тайная комната». То есть мы уходим, где нас никто не слышит, молимся, и просим Иисуса, единого посредника, и мы Его просим.

Иерей Евгений Веселов: Да-да-да. А если пастор требует, если вы согрешили, чтобы вы покаялись публично, если пастор отлучает вас, на замечание ставит, это не имеет отношения к покаянию, да?

Алексей Грязнов: Ну почему? За эти грехи я каюсь.

Иерей Евгений Веселов: Только перед Иисусом, а пастор ни причём.

Алексей Грязнов: Пастор нас может наказать, по-вашему, это епитимья.

Алан Бедоев: Нет, он иногда вызывает к сцене, бывает такое.

Алексей Грязнов: Но это редко бывает, это надо очень сильно…

Иерей Евгений Веселов: А хотя бы даже и редко, но это же есть. Это теорию вашу разрушает про тайную комнату, личное покаяние Иисуса как единого посредника. У пятидесятников даже недавно инструкции вышли по тому, как исповедь проводить для их пасторов, ни больше, ни меньше, настолько это неважно. Позвольте, я перейду к своему докладу и постараюсь говорить кратко.

Доклад православного

Первоначальное покаяние грешника и крещение

Иерей Евгений Веселов: Итак, всякий человек, придя в разум, конечно, понимает свою греховную нечистоту перед Богом. Если он ещё не крещён и лишь переживает первую встречу с Богом, то перед крещением он нуждается в том, чтобы переосмыслить свою жизнь и пообещать Богу исправиться, начав христианскую жизнь. Если же он уже крещён и всё равно по немощи человеческой и по действию дьявольскому согрешает, то нуждается в очищении совершенных после крещения грехов. Итак, надо различать два покаяния: покаяние первичное и покаяние впоследствии, уже после крещения, это не одно и то же. Что касается покаяния первичного, которое связано с движением души человека исправиться. Иное дело моё личное желание, иное акт прощение грехов. Это прощение грехов доставляется человеку не моим только личным желанием, но таинственным действием от Самого Бога. Об этом говорит апостол Пётр в первой же своей проповеди в Деян.2, где он говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа» (Деян.2:38). Итак, это крещение является одновременно и актом прощения грехов.

Прощение личных грехов в таинстве покаяния. Власть апостолов

Если мы вспомним события евангельские, то там Господь прощал грехи и лично. Скажем, прощал грехи расслабленным, упомянутая женщина блудница, ей прощались грехи личным словом Христа. Но поскольку Господь вознёсся, оставил после Себя компетентных людей, то есть апостолов и их преемников, оставил нас без Себя, оставил нам Святого Духа, то способ прощения, который был во время Евангелия, уже невозможен, Господь лично не является. Но теперь он иной. Какой же это иной способ прощения грехов? он таков. Господь после Воскресения, являясь апостолам, дунул на них и сказал: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22–23). Итак, это подаёт Святого Духа – не вообще все дары Святого Духа, ещё не было Пятидесятницы, а узконаправленный дар для прощения грехов. И этим даром апостолы пользовались впоследствии, причём пользовались не только двенадцать – одиннадцать тогда было, потом ещё Матфий добавился, – но пользовались и другие апостолы. Скажем, апостол Павел отлучает корифнского блудника за кровосмешение от общения (1Кор.5:3–5). Потом этот же апостол Павел пишет второе послание этой же общине Коринфской и предлагает принять его обратно в общение (2Кор.2:6–8), и те его принимают. Апостол Павел отлучает от общения Александра медника, например (2Тим.4:14), который сделал много зла; предал сатане, чтобы они не богохульствовали, Именея и Филита (1Тим.1:20, 2Тим.2:17). Как видим, апостольская власть связана и с прощением грехов, связана и с оставлением грехов.

Итак, всякий человек, приходящий впервые к Богу, получает прощение грехов в Таинстве крещения, последующие его грехи обусловлены сакраментальным действием апостольской власти и самих апостолов, и их преемников, потому что ту же власть апостол Павел Тимофею усваивает, говорит: обличая во время и не во время, запрещай. Запрещай. Запрет – это действие апостольской власти. Обличай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2), при этом это всякое долготерпение и назидание, которое требует апостол Павел от Тимофея означает, что не нужно, видя грех, сразу за это запрещать человека, то есть отлучать его от общения церковного, изгонять его из общины, но нужно понуждать грешников к покаянию, и видя его раскаяние, можно опять возвращать в общение, даже при тяжких грехах, как это было с коринфским блудником.

Возможно ли повторное покаяние? Применение апостолами своей власти

На самом деле друзья баптисты нам всё сказали о том, что человек не может каяться повторно, если он совершил тяжкие грехи, то уже нельзя это первичное покаяние возобновить. Но мы видим, что коринфский блудник совершает грех смертный, за который обещается мука вечная. И однако апостол, видя его искренне раскаяние, принимает его в общение, то есть властью, ему данной Богом, он прощает этому грешнику его грех. Слово Христово, данное по Воскресении о том, что кому простите грехи, тому простятся, исполняется на апостолах. Именно так всегда понимала это Церковь. То есть сами апостолы, епископы, как их прямые преемники, священники, которым дана такая власть, имеют власть от Бога прощать грехи человеку после крещения, тем самым возобновляя наш завет с Богом, очищая нас от греховной нечистоты, укрепляя нас в желании бороться с грехом и давая нам силу для борьбы с грехом. Вместе с тем условием прощения грехов является искреннее раскаяние человека. Мы видим в Книге Деяний случай Симона волхва, когда Симон волхв принёс деньги апостолам для того, чтобы купить дар Святого Духа. Апостол Пётр обличил его в этом (Деян.8:18–21), сказал, что серебро его будет с ним погибель. Предлагает ему каяться, чтобы отпустил тебя помысел сердца твоего. Но Симон не кается, он не говорит, что виноват перед Богом, прости меня, Господи, или ты, Пётр, помоги мне. Симон так не говорит (Деян.18:22–24), но Симон просит апостола, чтобы ничего из сказанного им не случилось, чтобы он не был в горьких узах желчи, о чём сказал ему до этого Пётр. Итак, в Симоне не было покаяния, поэтому апостол и не прощает Симону его тяжкого греха. В другом случае, мы знаем что когда Анания и Сапфира пытаются обмануть апостола, а вместе с ним и Святого Духа (Деян.5:9–10), то апостол властью, данной ему Богом, лишает жизни вначале Ананию, потом Сапфиру. То есть то, что Господь говорит, на ком оставите, на том останутся, исполняется на апостолах. Итак, Таинство исповеди предполагает свободную волю преемника апостолов епископа, священника, который властью, данной ему Богом, либо прощает их, видя раскаяние и способность человека возобновить завет с Богом, исправиться. Либо, если человек не несёт в себе должного покаяния, то он и не прощает ему грехи, потому что это нецелесообразно. Итак, всякий кающийся должен сокрушаться о своих грехах, иметь твёрдое намерение исправить свою жизнь, иметь веру в Иисуса Христа, надежду на Его милосердие и устно исповедоваться перед пастырем Церкви.

В самом деле, хотя един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Иисус Христос (1Тим.2:5–6), но когда дальше сказано в тексте, предавший Себя для искупления всех, такой посредник действительно один. Но если мы просим других помолиться о себе, они тоже как бы посредники между мной и Богом. Когда умирает Тавифа, христиане зовут апостола Петра (Деян.9:36–41), чтобы он помолился о ней, сами не молятся, потому что мы не можем оживить мертвеца, это выше наших сил. Молится апостол, и Тавифа встаёт живой. То есть мы видим, что апостолы имели особую благодать за чистоту своей жизни, за те Божественные дары, которые они получили. Верующие это понимали.

Как происходит прощение грехов у христиан?

То же самое происходит в покаянии. Хотя покаяние начинается у меня в сердце: я каюсь, я прошу Бога о прощении, прошу Его о милости, прошу Его, чтобы Он помог мне исправиться, но актом отпущения грехов, после которого Бог не накажет меня за содеянное, является установленная форма, то есть Таинство покаяния, Таинство исповеди совершаемое епископом или священником. И, конечно, эта возможность прощения грехов радикально отличает нас от баптистов. Мы уже выяснили в ходе беседы, что если баптист согрешает после своего покаяния первичного, после того, как он уверовал во Христа, то уже для него невозможно повторное покаяние. Для нас же можно каяться и повторно, и трижды. Нелицемерно, конечно, не так, что я говорю, что каюсь, а на самом деле хочу снова грешить. Каяться надо искренне, желая исправиться, потому что мы по немощи забываемся и падаем, мы снова и снова можем каяться, каждый раз, доколе говорится ныне.

Возможно ли многократное покаяние?

Что же касается приведённой цитаты из Послания к Евреям, то как обычно, друзья баптисты немножко не договаривают в этой цитате. Точнее, прочитав текст, они забыли очень важную вещь. Итак, там сказано так (Евр.6:4–6): «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». А если не распинают? А если искренне каются и обещают исправиться? А если прибегают к Нему не для насмешки над Ним, но с покаянием? Об этом не сказано в этом тексте. То есть если покаяние лицемерное, оно и покаянием не является, они желают грешить, считая себя христианами. С такими, апостол говорит, и не есть вместе (1Кор.5:11). Но если покаяние не лицемерное, а искреннее, то почему же нельзя такого человека принять? Если Бог заповедует христианам даже до семидесяти по семь раз принимать кающегося (Мф.18:21), неужели Он Сам не примет? Да, блудный сын согрешил тяжко, пришёл один раз. Но если бы впоследствии, скажем, нахамил бы отцу, а потом сказал: «Прости, отец» – что же, отец отверг бы его? То есть вы поймите, притча о блудном сыне – очень яркий пример, когда человек совершает начальное покаяние, оно необходимо в духовной жизни. Но последующая жизнь-то она тоже как-то продолжается. Итак, в крещении обновляется наша природа, нам даются силы бороться с грехом. Но если мы по немощи падаем, то Таинство покаяния укрепляет нас, возобновляет нас в решимости продолжить борьбу и даёт нам прощение уже совершенных грехов.

Свт. Иоанн Златоуст о власти священника прощать грехи

Я завершу своё выступление цитатой из одного древнего отца, святителя Иоанна Златоуста. Он написал знаменитые «Шесть слов о священстве», показывая высоту священнического служения, и говорит в конце IV века такие слова: «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотью и кровью, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершаются эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Какая власть может быть больше этой? «Отец весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам» – (Из 6 Слов о священстве, слово 3,5). Итак, должно каяться постоянно в душе перед Богом, но должно получать прощение от Бога установленным Им способом, то есть через священников. Я закончил.

Обсуждение докладов

Какой грех является смертным

Алан Бедоев: Да, большое спасибо, перейдём к вопросам.

Алексей Грязнов: Вы сказали, в 1Кор. там произошло, что коринфский блудник отпал и его приняли. Но это же не смертный грех в том случае. Смертный грех – это хула на Духа Святого, только он не простится, а все остальные грехи имеют возможность проститься.

Иерей Евгений Веселов: Очень интересное у вас представление о смертных грехах. В этом же Послании Коринфянам, в 1Кор.6, то есть сразу после рассказа о блуднике апостол говорит следующим образом (1Кор.6:9–10): «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Итак, мы видим здесь, что если человек является блудником, например как этот коринфский блудник, то он не наследует Царство Божие. Так это грех смертный или не смертный, если он вводит в муку вечную?

Алексей Грязнов: Но есть разница, если блудник, например, до покаяния, и когда он уже рождённый свыше.

Иерей Евгений Веселов: Нет, подождите. Коринфский блудник был крещёным, он был членом общины. После этого впал в тяжкий грех, описанный апостолом. Таким образом здесь не то, что он раньше был блудником, потом стал христианином, а будучи христианином, он совершал такой грех, которого не слышно даже у язычников, как говорит апостол. Вот для него возможно покаяние или нет, его грех является смертным или не является? Апостол говорит, что блудники Царства Божия не наследуют. Значит, смертный грех, по идее, вводит в муку вечную, или не так? А в ответ тишина…

Алан Бедоев: Там естественно смертный грех, конечно.

Иерей Евгений Веселов: Вот и хорошо. Как быть такому человеку?

Алан Бедоев: Он должен покаяться, естественно.

Иерей Евгений Веселов: А второй раз же невозможно.

Алан Бедоев: Но если распинали, вы нам объяснили…

Иерей Евгений Веселов: То есть я вам объяснил, отлично.

Достаточно ли личного покаяния перед Богом или нужно прощение грехов через священника?

Иерей Евгений Веселов: Он не распинает, он понял, что был неправ, он бьёт себя в грудь и говорит: «Господи я был не прав, я больше не буду». Дальше?

Алан Бедоев: Если он это искренне делает, Господь его принимает.

Иерей Евгений Веселов: Искренне. А с чего вы решили, что принимает? Приведите текст, который показывает, что человека принимает.

Алан Бедоев: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Человек приходит к Нему, и Господь его не изгонит. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Господь говорит, то есть это очевидность. И притча о блудном сыне нам это показывает, множество текстов, здесь без вопросов абсолютно всё понятно.

Алексей Грязнов: Если исповедуется человек, то он простит нам грехи.

Иерей Евгений Веселов: А способ прощения не указан в тексте?

Алан Бедоев: Есть, в Мф.6. то есть идёт «Отче наш», потом «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец (а не священник, батюшка!) ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).

Иерей Евгений Веселов: Отлично. Но я вам уже прочитал два текста. Первый в цитате Иоанна Златоуста из Мф.18:18, а второй до этого я читал, после Воскресения Господь дует на апостолов и даёт им власть прощать грехи. То есть действительно Бог готов нам простить грехи. Но если первичное прощение происходит не просто: «Ах, Господи, я виноват перед Тобой!» а в Таинстве крещения, о чём говорит апостол Пётр, как мы видели; также и прощение грехов после крещения происходит не просто: «Ах, Господи, я виноват, прости!», а Господь действительно не изгоняет вон, но человека, который соблюдает все правила, которые сам Бог установил. Если человек просто говорит: «Ах, я хотел бы стать праведником!», но сам грешит, то, конечно, он распинает Сына Божия в себе, конечно, он хулит благодать Святого Духа, который ему готов податься в Таинстве покаяния, а он отвергает протянутую руку Божию.

Алан Бедоев: Ну, это всё правильно, но дело в том, что таких установок нет в Библии.

Иерей Евгений Веселов: Как же? Я вам показал слова Христовы. Власть, данная Христом апостолам – я в докладе показал, что апостолы применяли власть, некоторым прощали грехи, некоторым не прощали грехи, объясните, пожалуйста, как понимать эти тексты.

Алан Бедоев: Я вам объясняю, то есть (Ин.20:23): «кому простите грехи, тому простятся». Во-первых, нигде в Библии нет свидетельства, чтобы апостолы и шли, и прощали грехи. Вы дали там какие-то тексты, условно говоря, когда там отлучал апостол, это совершенно другое, не надо это всё смешивать. Обещанный властью авторитет прощать грехи дан в соответствии с проповедью Евангелия. То есть ученики лишь объявляют, на каких условиях может человек получить прощение грехов, или на каких он не может, условно говорится, если он не будет исполнять заповеди и прочее.

Иерей Евгений Веселов: Для этого власть никакая не требуется, читайте Библию, и достаточно.

Объяснение случая с Симоном волхвом. Проблема лицемерного покаяния

Алан Бедоев: Смотрите, вы важный момент упустили с Симоном. Пётр и не простил Симону его грехи, а сказал «Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8:22), то есть он мог сам отпустить, но сказал, я ничего не могу, я только могу дать тебе путь – Евангелие.

Иерей Евгений Веселов: Он так не сказал. Он показал, что Симон не кается. Вы, конечно, как люди, далёкие от церковной жизни, не знаете житие апостола Петра и не знаете историю Симона волхва. А история Симона такова, что он когда-то на встрече с апостолами говорил, что он есть великая сила Божия, также стал говорить впоследствии, он стал родоначальником гностицизма, он стал первым еретиком, продолжая сопротивляться апостолам и желая даже убить апостола Петра, но однако ему это не удалось впоследствии в Риме. То есть Симон не каялся. Апостолы ему говорили, что условием прощения греха является покаяние, в тебе его нет. Может быть, если ты покаешься, может быть, сможешь преодолеть себя, может быть, наконец, ты получишь прощение. То есть здесь он не говорит о своём безвластии, а говорит, что со стороны Симона нет внутреннего условия для прощения грехов. Но если условия есть, как у блудника, который кается искренне, то он получает прощение, о чём и я сказал.

Алан Бедоев: Где мы видим, чтобы апостолы прощали грехи? Что именно простил, подошёл человек, Анания, например, или ещё кто-то, кто бы там ни был, сотник Корнилий подошёл и апостол Пётр ему простил грехи. Но нет такого.

Иерей Евгений Веселов: Корнилий не грешил, мы не знаем про его тяжкие грехи.

Алан Бедоев: Ну, кто-нибудь, без разницы, ни одного свидетельства, что кто-то простил грехи.

Иерей Евгений Веселов: Я уже сказал, что когда про коринфского блудника апостол пишет своё послание и предлагает простить: кого вы простили в чём, того и я простил, итак, примите его, чтобы он не был поглощён чрезмерной печалью (2Кор.2:7–10). Это никакое не дисциплинарное. Отлучение от церковного общения, изгнание из общины означает, что человек оказался чужд Телу Христову. Чужд сейчас, чужд в вечности, он идёт в муку вечную. И наоборот, возвращение его в общину означает, что он является членом Тела Христова и надеется войти в жизнь вечную.

Алексей Грязнов: Ну ладно, допустим, Пётр простил грехи.

Иерей Евгений Веселов: Симону не простил. Он ему угрожал, угрожал гневом Божиим. Симон испугался гнева, просил, чтобы гнева не было, но каяться не захотел.

Алексей Грязнов: Я не об этом, я оговорился. Ну, не простил, или кто-то другой простил. Но ведь не может же рядовой батюшка знать, что у него там внутри, они прощают всем без проблем. Человек приходит – мало ли, что он там, лицемерное покаяние, мало ли что я наговорил, мне нужно причаститься.

Иерей Евгений Веселов: Вы священник? А я священник. Я не знаю насквозь, но я знаю твёрдо, что священник имеет власть прощать или не прощать. Если человек приходит, грех называет, но не кается, а говорит: а все так поступают, а чем я хуже других, оправдывается, то, конечно, он не может получить прощение. Если он в процессе исповеди принёс покаяние, понял, что он грешник, то тогда можно говорить о прощении грехов, а если этого не будет, не будет прощения. Если он обманывает, то священники перед исповедью читает необходимое последование, и там есть предупреждение, что человек, который обманывает и скрывает какие-то грехи, он сугубо согрешает, то есть Бог его вдвойне накажет. И хотя священник произнесёт молитву разрешительную, но гнев Божий будет пребывать на таком грешнике вдвойне, именно потому, что Бог знает сердце человека, в отличие от священника. И хотя священника можно обмануть, но Бога ты не обманешь. Поэтому священник напоминает об этом кающемся, чтобы он не скрывал грехи, чтобы он не приуменьшал их и не обманывал. Итак, получается, что личностный фактор здесь играет минимальную роль. Человек должен искренне приходить с покаянием Богу, но прощение получает через поставленного Богом человека, через священника, имеющего власть, то, что вы сказали из Евангелия от Матфея, и другие подобные места. Мы обязаны каяться Богу, но прощение грехов, особенно тяжких, получаем там, где человек имеет власть, данную им Богом. Тот же Господь, Который требует каяться, Он же поставляет епископов, священников, имеющих власть разрешать грехи, данную им Богом.

Алан Бедоев: Но Пётр же не сказал Симону: приди потом ко мне, я тебе эти грехи отпущу. Он говорит: Бог отпустит тебе. То есть просто от тебя требуется покаяние

Иерей Евгений Веселов: Где здесь сказано что Бог тебе отпустит без моего участия?

Алан Бедоев: «Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» (Деян.8:22). То есть я даже знать не знаю, а может, не отпустится.

Иерей Евгений Веселов: Это очень просто. Если полностью отпускаются, то Симон приходит с покаянием. К кому? к этому самому Петру, который и пообещал ему гнев Божий, это очевидная вещь. Если бы это было неясно, Симон бы спросил, а к кому мне подойти, и Пётр бы подсказал, а Симон даже не спрашивает этого. Вообще-то вы должны понять, что вы, протестанты, поступаете как археологи, которые копают какой-то древний город и находят фрагменты здания, тут полкирпича нашли, тут какой-то сосуд разломанный, и вы по этим кусочкам маленьким реконструируете: вот тут был дворец, тут баня была, тут просто сарай стоял, или ещё что-то было. У нас нет нужды реконструировать, у нас непосредственная церковная традиция от Дня Пятидесятницы до сего дня. И мы знаем, что имели власть отпускать грехи епископы, священники. Я вам цитировал Иоанна Златоуста, это автор IV века. Пожалуйста, вот Киприан Карфагенский, автор III века, он сам мучеником стал, и он говорит, умоляет каждого исповедовать свой грех, и если он приходит в покаяние кающийся говорит так «Умоляю вас, возлюбленнейшие братья! Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» (Книга о падших). Это живая апостольская традиция. Епископ, священник имеет власть отпускать грехи властью, данной ему Богом. Если он ею злоупотребляет, он будет наказан за это, безусловно, но сама власть у него есть. Бог желает, чтобы грехи прощались с помощи священника.

Участие пастора в покаянии грешников-неопротестантов

Алан Бедоев: Если честно, мы здесь немного слукавили с братом. Потому что у нас есть примеры в нашей же общине, практика, когда пастор призывает людей, кто хочет покаяться, и он о них молится, и мы вместе с ним каемся.

Иерей Евгений Веселов: Вот и хорошо, то есть пастор не является посредником, и посягает на прерогативу единственного посредника Бога и человека. Как же так? Как же вашего пастора не выгнали? Ну-ка, расскажите!

Алан Бедоев: Нет, он просто молится за нас.

Иерей Евгений Веселов: Нет, но если он молится за вас вместо вас, то он посредник, он занимает место Христово. Да какие же вы после этого христиане? Вы пасторопоклонники!

Пример получения прощения от Бога: при осуждении других

Алексей Грязнов: Есть разница между грехами, которыми я грешу против себя, есть против Тела Христова, это не одно и то же. Если я грешу против себя, мне достаточно одному покаяться. А если в соблазн приду, например, я блудить начну, я же послужу соблазном для других братьев, я не только против себя грешу. Или пить, у нас в общине все трезвенники, в отличие от вас, все сухой закон исполняем, поэтому если я начну…

Иерей Евгений Веселов: Кстати, хороший пример вы привели. Вы так и сказали, что у нас все трезвенники в отличие от вас, православных. Итак, это общее место в ваших общинах, вы постоянно нас осуждаете: у нас все плохие, все не знаем Священное Писание, все грешим, не то, что вы, праведные и святые. Это гордость, конечно, и это осуждение. Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете, не осуждайте и не будете осуждены» (Лк.6:37) – говорит такие слова?

Алексей Грязнов: Ну да.

Иерей Евгений Веселов: Отлично. Вы сейчас осудили, и за это, по слову Христову, будете осуждены. То есть вы согрешили. Как добиться прощения своего греха перед Богом?

Алексей Грязнов: Почему я согрешил-то, если я называю вещи своими именами?

Иерей Евгений Веселов: Потому что Единый судья, понимаете? Он может судить.

Алексей Грязнов: Но вы же обличаете своих или кого-то других?

Иерей Евгений Веселов: Я же не говорю, что все православные или все баптисты, или пятидесятники,– все грешники. Я просто говорю о том, что если некто согрешил, я скажу, что он согрешил. Но вы помните, что когда фарисей обличил мытаря в том, что он грешник, то Господь за это не похвалил фарисеи, хотя тот вроде бы как бы хвалил Бога, благодарил Бога. А вы сейчас без всякого повода взяли и осудили православных, которые ещё и все, по-вашему, грешат, все пьют, включая младенцев, глубоких стариков, все как один. Осудил всех: православные все пьют. Итак, вы осудили. Господь говорит: не судите, да не судимы будете, не осуждайте, и не будете осуждены. Он вам угрожает осуждением. Вы виноваты перед Ним в том, что нас осудили. Как вам добиться прощения греха? Грех смертный, обещает осуждение. Как получить прощение?

Алексей Грязнов: Я, может, и не задумывался, что осудил.

Иерей Евгений Веселов: Вот, обратите внимание. А когда вы говорите: «Мы все святые, мы все праведные», вы гордитесь. Но гордость тоже препятствует войти в жизнь вечную, в Небесный Иерусалим. Вот в чём ужас ситуации. То есть вы не только грешите против других, вы ещё и против себя грешите, вы носите в себе какие-то грехи: тщеславие, может, даже не говорите даже про него, или гордость тоже, но именно гордость свела с неба Денницу, именно она низвергла его в ад, ни больше, ни меньше.

Алексей Грязнов: Но даже у наших старших братьев, от которых мы отделились, от католиков, если не ошибаюсь, у них там два вида согрешений. Есть формалистский, по-моему, и материалистский, я недавно слушал одного учителя. Формалистский – это когда конкретно выступаю против какого-то догмата, а другое дело, я вообще догмата этого не знаю.

Иерей Евгений Веселов: Вообще неважно, знаете или нет. Вы читаете Священное Писание и знаете слова, которые я процитировал. Вы их нарушили, как вам получить прощение вашего греха, без всякой классификации?

Алан Бедоев: Легко. В 1Ин.1:9 – если исповедуем грехи наши, то есть перед Ним, то Он, будучи верен и праведен…

Иерей Евгений Веселов: А где вы видите, что лично перед Ним, и Он сразу простит автоматически?

Алан Бедоев: Но здесь нет третьих лиц, здесь написано, что исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Иерей Евгений Веселов: Конечно, когда священник совершает исповедь, грехи прощает не лично священник, а Бог, через священника действующий. Действует благодать Божия. Но священник является распорядителем этой власти, как я вам читал у святого Иоанна Златоуста. То есть апостол правильно говорит: он сам имеет власть прощать грехи, апостол Иоанн Богослов. Но способ прощения он в этом стихе не указывает. Способ указывает этот же апостол в своём Евангелии, которое я процитировал, где говорит, что он, апостол, получил Святого Духа для прощения грехов. Вот способ. Вы им не желаете пользоваться. Вы во грехах ваших находитесь и будете осуждены Богом, если не покаетесь перед церковной властью, законно имеющей бытие от Христа Спасителя, имеющей Святого Духа.

Есть ли власть прощать грехи у протестантских пасторов?

Алан Бедоев: А наш пастор может отпустить грехи?

Иерей Евгений Веселов: Ваш пастор может говорить всё, что угодно. Но он не является прямым преемником апостолов, в нём не горит огонь Пятидесятницы. Вот этот огонь, дуновение Христова, которое Господь дал апостолам, огонь Пятидесятницы, эта власть непрерывно должна продолжаться до второго пришествия, передаваясь от одного к другому. Ваш пастор не стоит в той реке, где эта власть передаётся, он где-то там в другом месте гуляет и говорит: «Я тоже имею эту власть, даже больше, чем они». Итак, он восхищает незаконно чужую власть и обманывает себя и вас. Вы бедные несчастные слепые люди. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, приходите в Христову православную Церковь.

Алан Бедоев: Надо заканчивать, Алексей, сюда ходить, а то недалеко осталось.

Иерей Евгений Веселов: Да, пора, пора приходить к покаянию.

Заключительное слово

Иерей Евгений Веселов: Ну что, братья, я так понимаю, что в целом ваши аргументы озвучены. Завершая диспут, мы видим, что прямая власть, прерогатива, данная Христом апостолам, она в Писании хотя и не часто, но проявляется. А на практике постоянно проявлялась и проявляется до сего дня. И если евангелики игнорируют эту власть, то это по единственной причине: потому что они в принципе отвергают церковное Предание. И они считают что их личного покаяния, слов каких-то, обращенных ко Христу, достаточно для того, чтобы действительно стать чистыми от греха. Но как мы видели уже, реальность такова, что все мы много, говорит апостол, согрешаем. И они тоже согрешают, а механизма прощения грехов не имеют, того механизма, который дал Господь Церкви в лице епископов и священников. Всех благодарю за внимание.


Источник: Таинство покаяния. Учебный диспут православного священника с протестантами. (Расшифровка аудио). [Электронный ресурс] // Православный баптист

Комментарии для сайта Cackle