Тело Христово

Литература по теме

Те́ло Христо́во
1) Тело Господа Иисуса Христа, принадлежащее Ему как Человеку (по человеческому естеству), которое росло в процессе взросления Иисуса, было пригвождено ко Кресту, лежало во Гробе после Его смерти, с которым, по Воскресении, Он вознесся превыше Небес;
2) Евхаристический Хлеб, Истинное тело Христово (Ин.6:35,50-58);
3) Образ и название Церкви, учрежденной Иисусом Христом, Который является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22-23)», «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф.4:15-16)».

azsaints 162 – Тело Христово

Для чего «потребовалось» вочеловечивание Сына Божьего, неужели Бог не мог спасти человека иным способом?

Бог всегда действует наилучшим образом, следовательно, этот способ следует признать наилучшим применительно к тем условиям и обстоятельствам, в рамках которых осуществилось Боговоплощение. По утверждению святых отцов Церкви, Богу было угодно, чтобы диавол, совративший человека, был побежден именно Человеком. Далее. Как Человек Иисус Христос претерпел на Кресте жертвенные страдания и смерть, имевшие искупительное значение; как Человек Он прошел путь, который не смог пройти Адам (путь полного послушания Богу), явив нам образец праведности, святости; как Человек Он сошел душой во ад (после чего оттуда были выведены души праведных); как Человек Он воскрес (при этом была сокрушена смерть); как Человек вознесся превыше Небес (проложив людям путь в Царство Небесное); как Человек воссел одесную Отца.

Каким образом хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Христовы, и для чего верующим следует потреблять Тело и Кровь?

Хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы по особому действию Божию. Как именно это происходит – представляет для нас Тайну. У святых отцов можно встретить такую пояснительную аналогию на данный счёт: когда мы едим хлеб, он становится нашим телом естественным образом; при совершении же Таинства Евхаристии хлеб тоже становится Телом – Телом Христовым, – но только не естественным, а сверхъестественным образом. Потребляемые в Таинстве Евхаристии Тело и Кровь Искупителя нередко именуются духовной пищей и питием. В результате их потребления верующие, по их вере, теснее соединяются с Богом и друг с другом (1Кор.10:16-17); по их вере на них низводится Божественная благодать (особые дары Святого Духа).

Святитель Григорий Нисский указывает: «Явившийся Бог для того соединился с бренным естеством, чтобы общением с Божеством обожилось человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти, которая состоит из вина и хлеба, [Он] сообщает Себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления».

Если у Христа «всего» одно Тело, а частичек Евхаристического Хлеба, которые потребляются верующими, много, то не следует ли из этого, что в каждой такой частичке Господь Иисус Христос присутствует лишь отчасти/частью/частично?

Не следует. Согласно учению Церкви, в каждой Евхаристической частичке Господь пребывает во всей полноте. Как это понять? Это – Тайна, в полной мере понятная лишь Богу. В качестве некоторого пояснения к данному вопросу используется аналогия: направив зеркало в сторону Солнца, в нём можно будет увидеть его отражение; но если разбить это зеркало на множество осколков и расположить их соответствующим образом, то Солнце будет отражаться в каждом из них (получится множество «отраженных Солнц»), при том что в действительности Солнце останется одним.

Тело Христово, Которого причащаются верующие, это то Самое Тело, Которым обладает Христос?

Верующие причащаются истинного Тела и истинной Крови Христовой. Христос, как Человек (по человеческому естеству) обладает одним человеческим Телом: Тем Самым, Которое находилось в утробе Девы Марии, росло, развивалось, висело на Кресте, лежало во Гробе, восстало из Гроба по Воскресении, прославлено, пребывает ныне на Небесах. В это Тело, в Таинстве Евхаристии, прелагается хлеб, это Тело вкушают верующие.

Почему Церковь названа Телом Христовым

Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, восприняла, в соответствии с целями Домостроительства Спасения, человеческое естество: Сын Божий, не преставая быть Богом, стал Человеком, а после совершения Искупления основал Церковь и стал Её Телом.

Церковь Христова – это не просто собрание верующих, возглавляемых Спасителем, как иногда утверждается; Церковь – это Богочеловеческий организм. О Церкви говорится в Писании, что она – «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23). Этим подчеркивается особая теснейшая связь между Богом и прочими представителями Церкви.

Господь соединил в единый организм ангелов, людей, души людей. Однако из того, что Церковь именуется Телом Христовым, не следует, будто все члены Церкви воипостазированы в Ипостась её Главы – Господа Иисуса Христа. Каждый человек, каждый ангел представляет свою ипостась.

Цитаты о Теле Христовом

«Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».
Еф.5:30

«..по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы и Богородицы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога и Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая излилась на Кресте за жизнь мира».
Исповедание православной веры Восточной Церкви

Комментировать

 

6 комментариев

  • Александр, 29.07.2024
    Почему мы, являясь членами Тела Христова, являясь собственно Его Телом, умираем?
    Ответить »
    • _Gennadiy_, 30.07.2024
      Александр, мы не умираем, умирает тело. Смерть же есть последствие грехопадения; временное разделение души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.
      Рекомендую к прочтению:
      https://azbyka.ru/smert
      https://azbyka.ru/telo-xristovo
      Ответить »
  • Дмитрий, 22.12.2024

    Цитата: «...не следует, будто все члены Церкви воипостазированы в Ипостась её Главы – Господа Иисуса Христа. Каждый человек, каждый ангел представляет свою ипостась».
    ВОПРОС: Приведите, пожалуйста, свидетельства из Св. Писания и Св. Предания Церкви, подтверждающий данный вывод. Дайте ссылку на развернутое учение об именно человеческой личности. Если не трудно, в личный п/я направьте, пожалуйста, контакты автора, обогатившую святоотеческое молчание по данному вопросу, этим удивительным выводом. Есть очень серьезный предмет для дискуссии. С уважением, Дмитрий Абраров.

    Ответить »
    • _Геннадий_, 26.12.2024
      Ниже ответ, предоставленный Алексеем Михайловичем Леоновым:

      Господь Иисус Христос является единосущным нам по человеческому естеству. Вот что об этом утверждается в оросе IV Вселенского Собора: «Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха».

      Единосущными же называются разные ипостаси, имеющие одну сущность. Так, единосущны Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа; единосущны и люди между собой (при этом каждый человек представляет собой самостоятельную ипостась).

      Опять же, члены земной Церкви, как, наверно, и вы, «бывают» грешны (1Ин.1:8), а Христос безгрешен. Как же вы считаете их и, вероятно, себя, частью Ипостаси безгрешного Господа Иисуса Христа?

      Вонмите, что сообщает о членах Церкви как о Теле Христовом прп. Максим Исповедник: «Мы говорим о теле Христовом, согласно сказанному: Мы — тело Христово, а порознь - члены. И мы становимся Телом Его не вследствие лишенности собственных тел и не потому, что Он ипостасным образом переселился в нас или разделился на члены [Свои], но потому, что, уподобляясь плоти Господа, отвергаем тление греха. Ибо как Христос по [человеческому] естеству, плотью и душой, благодаря которым Он постигается мыслью как человек, был безгрешен, так и мы, уверовавшие в Него и облачившиеся в Него через [Святой] Дух, можем быть безгрешными в Нем по [собственному] произволению».
      Ответить »
      • Дмитрий, 27.12.2024

        Цитата: «....частью Ипостаси безгрешного Господа Иисуса Христа?

        Уважаемый Алексей Михайлович, ну разве сама Божественная природа Иисуса Христа является частью Его Ипостаси? Есть бытие Бога Ипостасное, и есть бытие Бога природное, в энергиях, которыми он творит мир. Первое - выше второго, и связь между ними не механическая, и связь их - сущностная. Эта часть Вашего объяснения - не принимается, потому что непригодна даже для описания пакибытия Бога-Троицы, Своей Единой природой творящей всё.
        Далее, коль скоро пошла речь об оросах Собора в Халкидоне. Сначала процитирую Вас: «Так, единосущны Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа; единосущны и люди между собой (при этом каждый человек представляет собой самостоятельную ипостась)». Православный вывод о единстве двух природ Иисуса Христа следующий: одна Ипостась (Второго Лица Бога-Троицы), одно Божество, одно Человечество. И отсутствие... человеческой ипостаси! Вы в Вашей цитате забыли про ипостась человека Иисуса, которой нет! Продолжая дискуссию, подчеркну еще раз, что Ипостась - это не природа! Вы утверждаете, что у человеков есть «свои ипостаси». А кто же их (ипостаси наши) избавил от смерти Смертью Крестной, если у Спасителя не было человеческой ипостаси? Или он избавляет от смерти только человечество, которое будет в Царствие Божием безличным стадом (без своих спасенных ипостасей)?
        Ну, и наконец, коль скоро Вы, скорее всего заподозрили, что считающий так как я должен мнить себя безгрешным, как Христос, отвечу: нет. Мы неизмеримо далеки от Богочеловека Иисуса Христа. Есть единство Ипостаси и природы сущностное (в том числе человеческой природы Спасителя) , и есть единство Ипостаси с природой «по благодати». В этом - существенное отличие всех нас от Богочеловека. Мы живы и содержимся в «свете самосознания нашего» силой Его Благодати. «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» Пс. 35:10. Мы делаем тьму, используя для дел тьмы Его дар! Здесь - невместимая бесконечная любовь Создателя к творению своему! Никакой речи о переселении в нас, тело церкви, Иисуса Христа «ипостасным образом» (привожу Вашу ссылку на прп. Максима Исповедника), разумеется, идти не может, ибо нет безгрешных в этом земном теле Его, ни одного!
        Если честно, я не получил от Вас ответ на свой вопрос и не увидел ссылки на Православное учение о человеческой личности. Никого не удивляет, что Отцы об этом так единодушно молчали?

        Ответить »
        • _Геннадий_, 31.12.2024
          Ниже ответ, предоставленный Алексеем Михайловичем Леоновым:

          Уважаемый читатель, для удобства восприятия рассредоточим вашу речь на несколько составляющих.

          Вы спрашиваете: «Ну разве сама Божественная природа Иисуса Христа является частью Его Ипостаси?». Отвечаю: правильно говорить: Божественная природа заключена в Ипостаси Господа Иисуса Христа.

          Вы настаиваете: «Есть бытие Бога Ипостасное, и есть бытие Бога природное, в энергиях, которыми он творит мир. Первое – выше второго, и связь между ними не механическая, и связь их – сущностная». Отвечаю: Бог имеет одно бытие, а не несколько. Он – Бог абсолютно простой.

          Вы негодуете: «Вы в Вашей цитате забыли про ипостась человека Иисуса...». Даю справку: при воплощении Сына Божия человеческое естество было воспринято в Ипостась Сына Божия. При этом не было образовано новой человеческой ипостаси.

          Наконец, вы смущены и возмущены: «Если честно, я не получил от Вас ответ на свой вопрос и не увидел ссылки на Православное учение о человеческой личности». Рекомендую: Если хотите увидеть ответ, прочтите его ещё раз (возможно, вы прочитали его невнимательно, возможно, настолько бегло, что попросту не успели понять, о чем там идет речь). Что касается вашей просьбы о ссылке: даю такую ссылку (здесь вы можете найти множество правильных форм ответа на интересующий вас вопрос): https://azbyka.ru/otechnik/ .
          Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka