Тело Христово

Литература по теме

Те́ло Христо́во
1) Тело Господа Иисуса Христа, принадлежащее Ему как Человеку (по человеческому естеству), которое росло в процессе взросления Иисуса, было пригвождено ко Кресту, лежало во Гробе после Его смерти, с которым, по Воскресении, Он вознесся превыше Небес;
2) Евхаристический Хлеб, Истинное тело Христово (Ин.6:35,50-58);
3) Образ и название Церкви, учрежденной Иисусом Христом, Который является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22-23)», «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф.4:15-16)».

azsaints 162 – Тело Христово

Для чего «потребовалось» вочеловечивание Сына Божьего, неужели Бог не мог спасти человека иным способом?

Бог всегда действует наилучшим образом, следовательно, этот способ следует признать наилучшим применительно к тем условиям и обстоятельствам, в рамках которых осуществилось Боговоплощение. По утверждению святых отцов Церкви, Богу было угодно, чтобы диавол, совративший человека, был побежден именно Человеком. Далее. Как Человек Иисус Христос претерпел на Кресте жертвенные страдания и смерть, имевшие искупительное значение; как Человек Он прошел путь, который не смог пройти Адам (путь полного послушания Богу), явив нам образец праведности, святости; как Человек Он сошел душой во ад (после чего оттуда были выведены души праведных); как Человек Он воскрес (при этом была сокрушена смерть); как Человек вознесся превыше Небес (проложив людям путь в Царство Небесное); как Человек воссел одесную Отца.

Каким образом хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Христовы, и для чего верующим следует потреблять Тело и Кровь?

Хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы по особому действию Божию. Как именно это происходит – представляет для нас Тайну. У святых отцов можно встретить такую пояснительную аналогию на данный счёт: когда мы едим хлеб, он становится нашим телом естественным образом; при совершении же Таинства Евхаристии хлеб тоже становится Телом – Телом Христовым, – но только не естественным, а сверхъестественным образом. Потребляемые в Таинстве Евхаристии Тело и Кровь Искупителя нередко именуются духовной пищей и питием. В результате их потребления верующие, по их вере, теснее соединяются с Богом и друг с другом (1Кор.10:16-17); по их вере на них низводится Божественная благодать (особые дары Святого Духа).

Святитель Григорий Нисский указывает: «Явившийся Бог для того соединился с бренным естеством, чтобы общением с Божеством обожилось человечество, поэтому по домостроительству благодати посредством плоти, которая состоит из вина и хлеба, [Он] сообщает Себя всем уверовавшим, срастворяясь с телами их, чтобы единением с бессмертным и человек соделался причастником нетления».

Если у Христа «всего» одно Тело, а частичек Евхаристического Хлеба, которые потребляются верующими, много, то не следует ли из этого, что в каждой такой частичке Господь Иисус Христос присутствует лишь отчасти/частью/частично?

Не следует. Согласно учению Церкви, в каждой Евхаристической частичке Господь пребывает во всей полноте. Как это понять? Это – Тайна, в полной мере понятная лишь Богу. В качестве некоторого пояснения к данному вопросу используется аналогия: направив зеркало в сторону Солнца, в нём можно будет увидеть его отражение; но если разбить это зеркало на множество осколков и расположить их соответствующим образом, то Солнце будет отражаться в каждом из них (получится множество «отраженных Солнц»), при том что в действительности Солнце останется одним.

Тело Христово, Которого причащаются верующие, это то Самое Тело, Которым обладает Христос?

Верующие причащаются истинного Тела и истинной Крови Христовой. Христос, как Человек (по человеческому естеству) обладает одним человеческим Телом: Тем Самым, Которое находилось в утробе Девы Марии, росло, развивалось, висело на Кресте, лежало во Гробе, восстало из Гроба по Воскресении, прославлено, пребывает ныне на Небесах. В это Тело, в Таинстве Евхаристии, прелагается хлеб, это Тело вкушают верующие.

Почему Церковь названа Телом Христовым

Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, восприняла, в соответствии с целями Домостроительства Спасения, человеческое естество: Сын Божий, не преставая быть Богом, стал Человеком, а после совершения Искупления основал Церковь и стал Её Телом.

Церковь Христова – это не просто собрание верующих, возглавляемых Спасителем, как иногда утверждается; Церковь – это Богочеловеческий организм. О Церкви говорится в Писании, что она – «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23). Этим подчеркивается особая теснейшая связь между Богом и прочими представителями Церкви.

Господь соединил в единый организм ангелов, людей, души людей. Однако из того, что Церковь именуется Телом Христовым, не следует, будто все члены Церкви воипостазированы в Ипостась её Главы – Господа Иисуса Христа. Каждый человек, каждый ангел представляет свою ипостась.

Цитаты о Теле Христовом

«Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».
Еф.5:30

«..по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы и Богородицы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога и Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая излилась на Кресте за жизнь мира».
Исповедание православной веры Восточной Церкви

Комментировать

6 комментариев

  • Александр, 29.07.2024
    Почему мы, являясь членами Тела Христова, являясь собственно Его Телом, умираем?
    Ответить »
    • _Gennadiy_, 30.07.2024
      Александр, мы не умираем, умирает тело. Смерть же есть последствие грехопадения; временное разделение души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.
      Рекомендую к прочтению:
      https://azbyka.ru/smert
      https://azbyka.ru/telo-xristovo
      Ответить »
  • Дмитрий, 22.12.2024

    Цитата: «...не следует, будто все члены Церкви воипостазированы в Ипостась её Главы – Господа Иисуса Христа. Каждый человек, каждый ангел представляет свою ипостась».
    ВОПРОС: Приведите, пожалуйста, свидетельства из Св. Писания и Св. Предания Церкви, подтверждающий данный вывод. Дайте ссылку на развернутое учение об именно человеческой личности. Если не трудно, в личный п/я направьте, пожалуйста, контакты автора, обогатившую святоотеческое молчание по данному вопросу, этим удивительным выводом. Есть очень серьезный предмет для дискуссии. С уважением, Дмитрий Абраров.

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 26.12.2024
      Ниже ответ, предоставленный Алексеем Михайловичем Леоновым:

      Господь Иисус Христос является единосущным нам по человеческому естеству. Вот что об этом утверждается в оросе IV Вселенского Собора: «Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха».

      Единосущными же называются разные ипостаси, имеющие одну сущность. Так, единосущны Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа; единосущны и люди между собой (при этом каждый человек представляет собой самостоятельную ипостась).

      Опять же, члены земной Церкви, как, наверно, и вы, «бывают» грешны (1Ин.1:8), а Христос безгрешен. Как же вы считаете их и, вероятно, себя, частью Ипостаси безгрешного Господа Иисуса Христа?

      Вонмите, что сообщает о членах Церкви как о Теле Христовом прп. Максим Исповедник: «Мы говорим о теле Христовом, согласно сказанному: Мы — тело Христово, а порознь - члены. И мы становимся Телом Его не вследствие лишенности собственных тел и не потому, что Он ипостасным образом переселился в нас или разделился на члены [Свои], но потому, что, уподобляясь плоти Господа, отвергаем тление греха. Ибо как Христос по [человеческому] естеству, плотью и душой, благодаря которым Он постигается мыслью как человек, был безгрешен, так и мы, уверовавшие в Него и облачившиеся в Него через [Святой] Дух, можем быть безгрешными в Нем по [собственному] произволению».
      Ответить »
      • Дмитрий, 27.12.2024

        Цитата: «....частью Ипостаси безгрешного Господа Иисуса Христа?

        Уважаемый Алексей Михайлович, ну зачем Вы так неаккуратно с изложением драгоценного материала Православного Святоотеческого наследия? Ну разве сама Божественная природа Иисуса Христа является частью Его Ипостаси? Есть бытие Бога Ипостасное, и есть бытие Бога природное, в энергиях, которыми он творит мир. Первое - выше второго, и связь между ними не механическая, и связь их - сущностная. Эта часть Вашего объяснения - не принимается, потому что непригодна даже для описания пакибытия Бога-Троицы, Своей Единой природой творящей всё.
        Далее, коль скоро пошла речь об оросах Собора в Халкидоне. Сначала процитирую Вас: «Так, единосущны Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа; единосущны и люди между собой (при этом каждый человек представляет собой самостоятельную ипостась)». Православный вывод о единстве двух природ Иисуса Христа следующий: одна Ипостась (Второго Лица Бога-Троицы), одно Божество, одно Человечество. И отсутствие... человеческой ипостаси! Вы в Вашей цитате забыли про ипостась человека Иисуса, которой нет! Продолжая дискуссию, подчеркну еще раз, что Ипостась - это не природа! Вы утверждаете, что у человеков есть «свои ипостаси». А кто же их (ипостаси наши) избавил от смерти Смертью Крестной, если у Спасителя не было человеческой ипостаси? Или он избавляет от смерти только человечество, которое будет в Царствие Божием безличным стадом (без своих спасенных ипостасей)?
        Ну, и наконец, коль скоро Вы, скорее всего заподозрили, что считающий так как я должен мнить себя безгрешным, как Христос, отвечу: нет. Мы неизмеримо далеки от Богочеловека Иисуса Христа. Есть единство Ипостаси и природы сущностное (в том числе человеческой природы Спасителя) , и есть единство Ипостаси с природой «по благодати». В этом - существенное отличие всех нас от Богочеловека. Мы живы и содержимся в «свете самосознания нашего» силой Его Благодати. «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» Пс. 35:10. Мы делаем тьму, используя для дел тьмы Его дар! Здесь - невместимая бесконечная любовь Создателя к творению своему! Никакой речи о переселении в нас, тело церкви, Иисуса Христа «ипостасным образом» (привожу Вашу ссылку на прп. Максима Исповедника), разумеется, идти не может, ибо нет безгрешных в этом земном теле Его, ни одного!
        Если честно, я не получил от Вас ответ на свой вопрос и не увидел ссылки на Православное учение о человеческой личности. Никого не удивляет, что Отцы об этом так единодушно молчали?
        Уважаемый Алексей Михайлович, если будете отвечать здесь, то, пожалуйста, без предваряющей богословской пропедевтики, давайте, лучше сразу по делу.

        Ответить »
        • _Gennadiy_, 31.12.2024
          Ниже ответ, предоставленный Алексеем Михайловичем Леоновым:

          Уважаемый читатель, для удобства восприятия рассредоточим вашу речь на несколько составляющих.

          Вы спрашиваете: «Ну разве сама Божественная природа Иисуса Христа является частью Его Ипостаси?». Отвечаю: правильно говорить: Божественная природа заключена в Ипостаси Господа Иисуса Христа.

          Вы настаиваете: «Есть бытие Бога Ипостасное, и есть бытие Бога природное, в энергиях, которыми он творит мир. Первое – выше второго, и связь между ними не механическая, и связь их – сущностная». Отвечаю: Бог имеет одно бытие, а не несколько. Он – Бог абсолютно простой.

          Вы негодуете: «Вы в Вашей цитате забыли про ипостась человека Иисуса...». Даю справку: при воплощении Сына Божия человеческое естество было воспринято в Ипостась Сына Божия. При этом не было образовано новой человеческой ипостаси.

          Наконец, вы смущены и возмущены: «Если честно, я не получил от Вас ответ на свой вопрос и не увидел ссылки на Православное учение о человеческой личности». Рекомендую: Если хотите увидеть ответ, прочтите его ещё раз (возможно, вы прочитали его невнимательно, возможно, настолько бегло, что попросту не успели понять, о чем там идет речь). Что касается вашей просьбы о ссылке: даю такую ссылку (здесь вы можете найти множество правильных форм ответа на интересующий вас вопрос): https://azbyka.ru/otechnik/ .
          Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka