Секс

Литература по теме

Секс — (от лат. sexus «пол») в русском языке — вульгарное наименование половых, интимных отношений.

Бог создал мужчин и женщин. Все люди, независимо от пола, являются обладателями одной природы: человеческой. Различия между мужчинами и женщинами относятся не к природным, а к половым особенностям. Как правило, представителям одного пола свойственно влечение к представителям другого. С проявлением этого влечения связана одна из форм любви, в силу которой формируются брачные пары, создаются брачные союзы (сексуальные отношения между представителями одного пола – тягчайший грех (Лев.20:13)). «Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт.1:28). Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.1).

Церковь является категорической противницей так называемой «свободной любви», проституции, сексуальной эксплуатации. Интимные отношения между мужчиной и женщиной законны, если они осуществляются в законном браке. Они законны и уместны только там, где соединены с личностной и духовной общностью, жертвенностью и всецелой ответственностью друг за друга, которые «осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). С другой стороны, «в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему я» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.1). Проявления человеческой сексуальности греховны, когда они противоречат требованиям закона Божия.

Почему внебрачный секс – это плохо

В браке реализуется любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. Заключением брачного союза между людьми подразумевается, что супруги будут хранить верность друг другу, заботиться друг о друге, а в случае рождения детей нести ответственность за них, радеть об их здоровье и воспитании. Христианский брак – это брак, благословленный Самим Богом. Христианский брак подразумевает определенные правила в выстраивании отношений между членами семьи. Сама христианская семья определяется как малая церковь. Имея всё это в виду, нетрудно понять, чем брачные отношения отличаются от внебрачных. Брачно-интимные отношения между мужчиной и женщиной рассматриваются как один из аспектов богоугодных отношений, выстраиваемых на основе любви. Сожительство же часто реализуется на основе симпатий, «любовной» страсти, стремления к комфорту и пр. Ещё менее, и не только с формальной стороны, похожи на интимно-брачные отношения случайные связи, при которых вступление в сексуальную близость происходит ради развлечения, получения сексуального удовольствия или материальных благ (нередко – без сексуального удовольствия), и т. п. Внебрачные связи Церковь артикулирует как блудные (или, в определенных случаях, как прелюбодейные). Греховные внебрачные связи пагубно отражаются на нравственном (а нередко и на телесном) здоровье человека.

«Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).

Внебрачной связью человек оскверняет себя. Если же речь идёт о христианине, то, оскверняя блудным грехом свое тело, он оскверняет не просто тело, но храм Святого Духа. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа», – учит Святая Церковь (Пространный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И «поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – член тела Христова, это утверждает Апостол: Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет! (1Кор.6:15)» (Православное исповедание. Ч. 3, вопрос 28).

Итак, блудное осквернение христианином своего тела – это осквернение телесного храма. А осквернение телесного храма подобно осквернению храмового здания, что оценивается как святотатство. Вот, что по поводу блуда говорил апостол Павел: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:3-7).

Итак, «осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке <…> Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).

См. также 12 аргументов против «гражданского брака» 

Почему просмотр порнографии является грехом

Нормы христианской нравственности предполагают не только сознательное воздержание от греха в поступках, но и в мыслях, фантазиях. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), — говорит Христос. Сексуальные фантазии в отношении лиц, не являющихся законными супругами, являются нарушением этой заповеди. Кроме того, просмотр порнографии имеет иные пагубные последствия для человека – образование сильнейшей формы зависимости и серьезное искажение восприятия созданных Богом отношений между мужчиной и женщиной. Просмотр порнографии создает серьезные препятствия для построения подлинных глубоких отношений с реальными людьми. См. Порнография.

Испытывать половое влечение к человеку, с которым не состоишь в браке, – это плохо?

Сами по себе влечение и половое возбуждение являются нравственно нейтральными физиологическими явлениями. Если человек, желающий вступить в брак, испытывает влечение к симпатичному ему лицу — это естественно и нормально, не следует демонизировать эти чувства и ощущения. Греховным будет их сознательное включение и усиление, в той ситуации, когда сексуальное желание не может быть законно реализовано (например, при просмотре порнографии или в отношении людей, состоящих в браке с иными лицами).

Правда ли, что Церковь против программ полового просвещения в школе?

Это не совсем так. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех программ “полового просвещения”, которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте» (Х.6).

Церковь напоминает о важном значении интимных отношений в браке и поэтому не может одобрить «такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества» (Там же).

Предназначение сексуальных отношений в браке

Сексуальные отношения в браке не исчерпываются функцией продолжения человеческого рода. Они «выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Регулярные сексуальные отношения в браке служат предохранением от искушений блуда (1Кор.7:3-5). Согласно библейскому учению, близость супругов также является источником утешения и наслаждения, которые благословляет Бог: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит.5:18-19). Слова апостола Павла: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа» (1Кор.7:3), очевидным образом свидетельствуют о том, что супругам следует взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга.

Образ возвышенных отношений любви между мужчиной и женщиной используется в библейской книге «Песни Песней» для описания таинственного союза Господа Иисуса Христа и Его Церкви. Свт. Иоанн Златоуст называет единение супругов «таинственным изображением Церкви», «таинством» и призывает не стыдиться того, что устроено Богом: «Знаю, что многие стыдятся того, о чем я говорю; причиной тому неумеренность и невоздержность. Это дело унижено от того, что браки совершаются у нас таким образом, – от того, что их портят, между тем как брак у всех честен и ложе непорочно (Евр. 13:4). Что за стыд – дело честное? Зачем краснеть от того, что чисто? Это свойственно только еретикам, да тем еще, которые приводят распутных женщин. Потому-то мне и хочется очистить (брак), возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует, и этим заградить уста еретикам. Осрамлен дар Божий, корень нашего бытия! А все оттого, что около этого корня много навоза и грязи. Вычистим же его своим разумом. Потерпите немного, – ведь и тот, у кого есть грязь, терпит ее зловоние. Мне хочется показать вам, что этого не нужно стыдиться, а нужно стыдиться того, что вы делаете. А ты между тем не думаешь стыдиться последнего, а стыдишься первого, и таким образом осуждаешь Бога, который так устроил».

Регламентирует ли Церковь сексуальные отношения в браке?

Церковь не регламентирует эти отношения. Однако следует помнить, что по словам свт. Иоанна Златоуста, брак «лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения».

Временное сексуальное воздержание в браке находит в церковных документах два обоснования – аскетическое (возможность отдаться особо усердной молитве) и практическое (один из способов контроля рождаемости).

Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Комментируя этот стих, свт. Иоанн Златоуст поясняет, что апостол здесь «разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся, но: да пребываете в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения».

В древних общецерковных канонах по этому вопросу находятся следующие правила.

3‑е правило свт. Дионисия Великого: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла (см. 1Кор.7:5)».

5‑е правило Тимофея Александрийского: «Если жена пребудет ночью со своим мужем или муж с женой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься или нет? Ответ: Не следует, поскольку апостол призывает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7:5)».

13‑е правило Тимофея Александрийского: «На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это? Ответ: То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва». Последнее замечание связано с тем, что согласно церковным канонам, присутствие на литургии обязывает верных причащаться Святых Тайн.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, от тех, кому это не дано (Мф.19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» (XII.3). При этом в вопросе о периоде воздержания перед причастием, Русская Православная Церковь буквально следует древним канонам, предписывая в согласии с ними воздержание накануне причастия (см. Об участии верных в Евхаристии. II.2).

См. Пост и супружеские отношения

Допустимы ли сексуальные отношения во время беременности?

Иеромонах Макарий (Маркиш) так отвечает на этот вопрос: «Канонических норм на этот предмет не существует; взгляды церковных авторов в значительной мере расходятся. Благополучие младенца в материнском чреве требует особой осторожности в первые и последние два месяца беременности. Требование о воздержании от близости на протяжении всего срока беременности, исходящее из поведения животных, необоснованно: нормы животного мира для человека неприемлемы. Конкретную линию поведения супруги (совместно или по отдельности, возможно, с участием священника на исповеди) должны выработать, исходя из конкретной ситуации – как медицинских требований, так и климата в семье, эмоционального и духовного состояния каждого из них и их брачного союза в целом».

Является ли препятствиям для супружеской близости период грудного вскармливания?

Нет, не является. Негативные суждения, встречающиеся по данному вопросу, не имеют основания в церковных канонах и не подкреплены какой-либо здравой аргументацией. Следование им может печально отразиться на отношениях супругов.

Возможно ли предохранение от зачатия в сексуальном союзе супругов?

Вопрос о допустимости употребления контрацепции не имеет единого решения в православной среде. Сторонники того взгляда, согласно которому супружеская близость имеет свое предназначение, главным образом, в деторождении, считают любое уклонение от этого недопустимым. Однако представители такого воззрения, при котором супружеская близость имеет ценность сама по себе, обладая самостоятельным позитивным значением и не нуждаясь в непременном оправдании через деторождение, находят возможным ответственное и разумное использование супругами противозачаточных средств, если они не имеют абортивного эффекта. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (XII.3) выражен осторожный и сбалансированный подход к этому вопросу. Поскольку «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей», они должны с рассуждением подходить к их зачатию и рождению. «Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время». Неабортивная контрацепция не одобряется и не осуждается, кроме случаев, когда ее использование продиктовано «намеренным отказом от рождения детей из эгоистических побуждений». Решения в этой области должны приниматься самими супругами по согласию, прибегая к совету духовника. Приоритетом должна быть забота о сохранении и укреплении семьи.

До какого возраста православным супругам рекомендуется интимное супружеское общение?

Здесь нет никаких правил. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «живущего законным образом с женой даже до старости никто не станет осуждать». Протоиерей Николай Стеллецкий выражает мнение, что супруги, «путем разумного и умеренного удовлетворения физическим потребностям своей природы, должны постепенно отвоевывать себе победу над чувственностью и выводить себя из состояния похоти в состояние духовно-нравственной свободы».

Цитаты

«Брак во всём честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог».
Евр.13:4.

«Если кто-либо осудит брак, или отвергнет и осудит женщину, которая является верующей и благочестивой, и совокупляется со своим мужем, как если бы она не могла войти в Царство Небесное, да будет анафема».
1 канон Гангрского собора

«Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение… Таким образом, кто ищет удовольствия, тот особенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов».
свт. Иоанн Златоуст

«Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви. В этой перспективе ответственное, а не стихийно животное отношение к деторождению не должно рассматриваться как явление греховное. Такое отношение вполне отражает творческий и свободный характер человека, а не подчиняет его стихийным функциям его организма. Ссылки на то, что дети «от Бога», то есть что непредсказуемость их появления укоренена в Божественном провидении, должны быть сопоставлены с критическими замечаниями святых отцов о стихийности и животности деторождения именно в смысле случайности, стихийности и нелогосности такого деторождения».
священник Владимир Шмалий

«Существует точка зрения, согласно которой якобы христианство учит, что брак нужен исключительно для деторождения, что секс — это чуть ли не что-то само по себе греховное. Но на самом деле никогда Православная Церковь такому не учила. Церковь говорит о том, что секс становится греховным, когда он происходит вне брака, то есть осуждаются внебрачные связи, супружеские измены. Что же касается сексуальной жизни в браке, то она никогда Церковью не осуждалась — наоборот, это является неотъемлемой составляющей супружеского общения».
митрополит Иларион (Алфеев)

«Скоропалительная интимная близость – это нарушение очень важных законов любви, по которым отношения между мужчиной и женщиной должны развиваться. Люди очень быстро познают друг друга на уровне психофизиологии, но при этом еще мало что знают друг о друге как о личностях. Их связь еще не окрепла, отношения не сформировались. Думать, что интимная близость станет средством глубже познать друг друга — ошибочно. Потому что секс — это результат глубинного союза двух людей, свидетельство их полного доверия друг другу, а не способ — это доверие установить. Необходимо расти личностно, пройти испытание временем, принять решение о будущем браке, о желании быть вместе навсегда. И тогда он становится чем-то вроде вишенки на свадебном торте, гармонично завершающей композицию. К сожалению, женщины часто испытывают страх: если я не лягу с ним, то найдется другая, которая согласится, и он уйдет, а я его потеряю… Знаете, что на это можно сказать? — Пусть проваливает! Если в отношениях с вами для него это было единственным решающим моментом, значит, он просто потребитель, и с ним лучше поскорее расстаться. То, что сексом можно кого-то надолго удержать – это иллюзия. Люди, которые раньше времени надкусали свадебный торт если и являются на торжество бракосочетания, то на праздничном столе их ждут одни только огрызки».
Н.С. Яночкин, психолог

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka