12 аргументов против «гражданского брака» <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Дионисий Свечников</span>

12 аргументов против «гражданского брака»
Протоиерей Дионисий Свечников

(5 голосов5.0 из 5)

Протоиерей Дионисий Свечников

Сожительство – невероятно популярная форма отношений между мужчиной и женщиной в современном мире. В так называемый «гражданский брак» вступают и молодежь, и люди более старшего возраста, часто уже имеющие за спиной опыт официального брака. Как правило, люди высказывают как аргумент мысль о том, что отсутствие официоза в их отношениях благотворно сказывается на их отношениях. Нет печати в паспорте, полная свобода в действиях – наслаждайся жизнью. Но все ли так просто и безоблачно? На самом деле, сожительство влечет за собой целый клубок проблем, рассказать о которых призвана эта статья. 

1. Нарушение воли Бога

Для того чтобы осознать, как нарушаются заповеди Божьи в сожительстве, необходимо рассмотреть православное учение о браке.

Различие полов – мужского и женского – было даровано человечеству особым актом Божественного творения в начале времен: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Сотворение жены было отлично по форме от акта творения мужчины «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку» (Быт.2:21-22), и именно Адаму, первому человеку, Бог предложил дать имя новому творению: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Еврейское слово «жена» (иша), использованное в книге Бытия, произведено от слова «муж» (иш) и этим самым имеет в себе ясный намек на историю происхождения жены от мужа. Бог установил брачный союз первых людей и преподал им особое благословение: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27-28). Заповедь плодиться и размножаться была высказана Творцом всему живому, но только первобытной чете людей была отведена особая роль обладать землей и всем, что на ней. Бог, установив союз первых людей, обеспечил их всем необходимым для соблюдения Его воли.

Брак, как форма отношений между мужчиной и женщиной, является богоустановленным институтом. Это подтверждает Господь Иисус Христос: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6). Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза, указывая, что только из-за несовершенства человеческих отношений после грехопадения, было дозволено давать разводные письма: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19:8). Таким образом, начальный замысел Божий о мужчине и женщине есть их нерасторжимый моногамный брак, плодом которого является деторождение. Ветхозаветное представление о браке видело его смыслом лишь деторождение. Поэтому рождение детей считалось Божьим благословением семье, а бездетность – наоборот, являлось отсутствием такового. Христианство дало браку особое духовное осмысление, которого не было у древних иудеев – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Это понимание соответствует Божественному замыслу, в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Ап. Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:22-25).

Таким образом, воля Божия в отношении мужчины и женщины, как сказано в чинопоследовании венчания, есть законное супружество и из него чадорождение. Подобное понимание взаимоотношений между мужчиной и женщиной вряд ли возможно в сожительстве, где каждый партнер считает себя независимой единицей, просто живущей под одной крышей с другим партнером. В «гражданских браках», в большинстве случаев, нет желания строить семью раз и навсегда, рожать детей.

2. Блуд – не просто грех

Часто молодые люди, вступающие в сожительство, высказывают цель лучше узнать друг друга перед вступлением в законный брак, но немногие такие сожительства заканчиваются законным браком и освящением его в Церкви. Это «пробные» браки – игра в семью, с различными атрибутами реальной семьи, но таковой не являющейся. Многие люди достаточно легкомысленно относятся к сожительству, видя в нем проявление современных «прогрессивных» нравов, легкость отношений и доступность. Но сожительство – это не игра, а вполне реальная жизнь. И жизнь эта неразрывно связана с грехом блуда. Такое положение вещей довольно четко определил святитель Иоанн Златоуст: «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное».

Понимая брак как богоустановленный законный союз мужчины и женщины, Церковь не может приравнять к нему любое совместное проживание, то есть сожительство. Сожительство без брака Церковь определяет как блуд. Отношения, не объявленные перед людьми (регистрация в ЗАГСе) и в Церкви (венчание) браком не являются. Ни с позиции государственных законов, ни с позиции церковного брачного права. При этом Церковь не объявляет блудным сожительством брак, зарегистрированный государством, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года определил: «Настаивая на необходимости церковного брака, Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Некоторые люди высказывают мнение, что стоит разделять кратковременные или непостоянные блудные связи от постоянного сожительства с некоторыми атрибутами полноценной семьи. Якобы во втором случае «фактические» брачные отношения – это не блуд, и могут быть приравнены браку. Отнюдь. Сожительства, как правило, построены по принципу «секса хочется, а жениться – нет» и выбор делается в пользу одного постоянного партнера. Считается, что лучше быть постоянно и с одним, чем также постоянно и со многими. Но разве от этого меняется суть? Разница с кратковременными блудными связями только в форме, суть остается той же – отношения вне брака – блуд, и никакая бутафория или игра в семью не делает их браком. К тому же, ни гражданское законодательство, ни церковное брачное право не признают браком фактическое сожительство, пусть даже сколь угодно долгое, с наличием детей и ведением общего хозяйства.

Блуд, являясь тяжким грехом и одной из восьми главных человеческих страстей, разрушительно действует на душу, духовное и даже физическое состояние человека. Еще в давние ветхозаветные времена людям была дана заповедь – не прелюбодействуй (Исх.20:14). Однако было бы неверным полагать, что Бог обратил эти слова лишь к нарушителям супружеской верности. Христос конкретизирует заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27-28). Даже похотливый взгляд Господь приравнивает к греху прелюбодеяния. Отношения же, изначально построенные на блуде, и таковым являющиеся в своем продолжении, не могут принести доброго плода. Блуд разрушительно действует не только на семьи, построенные на законном браке, но и на сожительства. Он порождает множество психологических проблем и в браке, и в сожительстве. О них будет сказано позже.

3. Живущие в «гражданском браке» лишают себя участия в Таинствах

Церковь строго стоит на позиции сохранения целомудрия до брака и целостности брака. За блуд и прелюбодеяние, согласно канонам, полагаются епитимьи, причем они довольно строги – отлучение от причащения за блуд на 7 лет и на прелюбодеяние на 15 лет. Эти древние каноны отнюдь не потеряли актуальности сейчас, но в современной практике такое длительное отлучение от причастия вряд ли практикуется, поскольку может привести к тому, что епитимья будет не врачевать грех, а совершенно оттолкнет человека от Церкви. Церковь устанавливает, что мера епитимии зависит от состояния кающегося, и срок епитимии может быть сокращен. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку, состояние общества и каждого конкретного человека. В нормативном документе Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» отмечено, что блудное сожительство является каноническим препятствием к причащению и рассматривает случаи длительного сожительства: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния».

Люди, живущие в сожительстве, не могут быть обвенчаны в Церкви. Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает определенную долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Венчание без предварительной или одновременной (в один день) регистрации брака государством допустимо в исключительных случаях и с благословения архиерея. Также с благословения архиерея допустимо венчание в случаях, когда по веским причинам временно невозможно заключить брак в ЗАГСе.

Люди, живущие в «гражданском браке», не могут стать восприемниками, т.е. крестными родителями. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Духовное воспитание ребенка происходит не только через рассказы о вере, но и через собственный пример. Сомнительно, что человек, живущий в блудном сожительстве, может показать пример добропорядочного христианина-семьянина.

Если люди настаивают на своем праве жить в сожительстве, т. е. в грехе блуда, то священник должен отказать им в желании приступить к Таинствам Церкви. Порой это вызывает недовольство, но в этом нет вины священника. Церковь, ни при каких условиях, не может потакать сознательному желанию человека жить в грехе. Есть только один путь, примиряющий грешника с Богом – это путь покаяния. Покаяние – это не просто констатация факта наличия греха, это искреннее раскаяние в нем и приложение усилий к исправлению.

4. Недоверие и нежелание брать на себя ответственность

Недоверие – это одна из основных причин возникновения сожительств. Как правило, это недоверие сожителю, но кроме этого еще и недоверие собственным чувствам, неуверенность в своем будущем, неопределенность собственных желаний. Часто сожительство – это не принципиальное «не хочу брака», а «не хочу брака именно сейчас или именно с этим человеком». А когда человек неуверен в партнере, то он не желает брать на себя никакую ответственность ни за него, ни за будущее отношений с ним. По мнению психологов, сожительство – это крайняя степень неготовности брать на себя ответственность за своё будущее и будущее сожителя. Проще в этой ситуации обозначить «свободные отношения», весьма популярные в современном мире, которые не обязывают ровным счетом ни к чему. Законный брак порождает правовые отношения и обязанности по отношению друг к другу. У сожителей же декларируемая «свобода», хотя настоящая свобода всегда подразумевает ответственность. Если человек полностью свободен, то за каждое свое действие, слово и поступки отвечает он сам, не получится спихнуть ответственность на родителей, государство или еще кого-то. В случае же с «гражданским браком», когда никто ни за что не отвечает, речь идет о превратном понимании свободы. Это не свобода, а вседозволенность – «мы вроде бы вместе, а вроде бы и нет, что хотим, то и делаем». Это очень удобно. Зачастую сожители имеют раздельный бюджет, снимают совместное жилье при наличии своего уже имеющегося. Получается, что сожители – это просто два человека, живущих под одной крышей, и каждый изначально предполагает, что сожительство может быть временным.

Интересно, что если женщины в сожительствах в подавляющей своей массе все же надеются, что рано или поздно сожитель сделает официальное предложение и все закончится браком, то мужчины попросту считают, что раз они официально не женаты, то холосты. Статистика красноречиво показывает разность отношения полов к сожительству. Более 90% женщин, находясь в сожительстве, считают, что они замужем. Именно поэтому определение «гражданский брак» для них наиболее удобно, какой никакой, а «брак». При этом 85% мужчин-сожителей считают, что они неженаты.

Необходимо отметить, что большинство сожительств образуется по инициативе мужчин. Женщины, как правило, подстраиваются под эти условия, хотя и среди них, по некоторым наблюдениям, сейчас вырос процент принципиально нежелающих брака. Во многих случаях женщины, в основном молодые, идут на поводу у партнера, который не то, чтобы совсем не хочет жениться, а не хочет сейчас. Женщина же, надеясь на то, что, возможно, это и есть ее «единственный, с которым будет любовь до гроба», боится все испортить и подстраивается под него. Таких «единственных» может быть несколько, пока женщина не выйдет замуж, а может и вовсе не выйти, внутренне согласившись с тем, что сожительство – это нормально, современно, и ничего плохого в этом нет. В итоге происходит психологический надлом – женщина вроде как хотела замуж, но не получилось, в итоге должна довольствоваться ролью сожительницы, утешая себя, что это тоже брак, но «гражданский». Ей приходится на людях играть роль жены, порой даже и себя убеждать в этом, верить в то, что у них с сожителем настоящая семья. Тем не менее, такая «семья» может развалиться в любой момент, поскольку нет никаких обязательств, отношения изначально заточены на «безболезненное» их прекращение.

Женщины в более старшем возрасте, у которых уже за плечами другой брак, обычно неудачный, к сожительству готовы. Они активно «охраняют свою территорию», для них отказ от брака вполне осознан – это отказ жертвовать чем-то ради другого, отказ подстраиваться под сожителя. Часто это выливается так называемые «гостевые» отношения, когда мужчина и женщина проживают на своей территории и периодически «встречаются». Такие отношения довольно распространены – более, чем сожительства под одной крышей, они могут длиться годами, причем встречаются они у всех возрастных групп. В этих случаях расставание – вообще не проблема.

Как правило, в сожительствах наблюдается недоверие к партнеру практически во всех аспектах отношений, поскольку сами отношения изначально построены не на доверии и любви, а на некоторой форме потребительского отношении друг к другу. Отсутствие внутренней ответственности и полноценное ощущение себя свободным приводят и к относительно легкому отказу от отношений, если они достигают критической фазы. Хотя стоит сказать, что в некоторых случаях сожители все же внутренне созревают и дорастают до любви, и, как следствие, до настоящего брака. Обычно это происходит во время первых трех лет сожительства у пар, которые изначально предполагали возможность брака, но решили сначала «попробовать». Позже случаев вступления в законный брак мало, люди привыкают к своему состоянию и не хотят ничего менять.

Таким образом, говорить о взаимном доверии и ответственности в сожительствах практически не приходится. Отношения в браке, в отличие от сожительства, строятся на любви, взаимном доверии супругов и ответственности друг за друга. Кто-то возразит – но и сожители любят друг друга. Однако, это не совсем так. Несомненно, они испытывают какие-то чувства друг к другу, и даже называют их любовью. Но это не настоящая любовь, а только ее видимость, зачастую просто самообман. Любовь – это самопожертвование ради предмета любви. Будь то любовь матери к ребенку, ребенка к родителям, мужа к жене, друзей друг к другу, патриота к своей стране и т.д. – всегда это жертва в определенной степени. Настоящая любовь – это ответственность друг за друга и за совместное будущее, за будущее детей. В конце концов, настоящая любовь немыслима без взаимного доверия. Когда один из супругов доверяет свое будущее другому, то возникает и ответственность друг за друга. Вот, что пишет апостол Павел, определяя состояние любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Вряд ли в сожительстве возможны такие отношения.

5. Сожители чаще изменяют своим партнерам, чем супруги

Это горькая правда. Особенно этим грешат мужчины. Причина как раз в том отношении к сожительству, о котором было сказано выше – более 80% мужчин не считают себя женатыми. А раз не женат, то и ответственности за измену никакой. С собственной совестью человеку, живущему в сожительстве, договориться куда проще, чем тому, кто живет в законном браке. Хотя, конечно, изменяют и в браке. Но случается это реже, для мужчины изменять жене – это не то же самое, что изменять «подруге». «Подруга» – это не жена, значит, допускается поиск новой «подруги».

6. Внебрачные интимные отношения обычно не единственные

Это факт, смена партнеров – достаточно распространенное явление. Тут играет роль все та же логика – лучше жить с одним, чем гулять с многими. Традиционных семейных установок в обществе никто не отменял, даже при довольно большом количестве сожительств институт брака в мире силен. Что бы ни говорили сожители, им вряд ли хочется выслушивать порицания со стороны родственников и друзей или чувствовать на себе косые взгляды. Поэтому удобно назвать сожительство «гражданским браком» и всем представляться «мужем» и «женой». Поскольку жениться большинство сожительствующих пар не планируют, изначально не рассматривая свои отношения постоянные, а с возможностью разрыва в любой момент, то работает логика «на безрыбье и рак рыба» – конкретно с этим человеком брака не хочу, но пока нет хорошего варианта, почему бы не иметь постоянного сексуального партнёра, «для здоровья и удовольствия». Количество партнеров в поиске удачного варианта зависит только от «любвеобильности» конкретного человека.

7. Вероятность разрыва отношений больше, чем в браке

Статистика неумолима – только 1 из 5 «гражданских браков» заканчивается реальным браком. Неизвестно, сколько доподлинно из оставшихся 80% сожительств распадаются, поскольку такую статистику вести невозможно, в силу отсутствия какой-либо официальной регистрации «гражданских браков». Некоторые исследования начала прошлого десятилетия указывали не менее 50–60%. Сейчас эта цифра объективно выше. Это косвенно подтверждает статистика официальных разводов. Россия занимает лидирующее положение в мире по статистике разводов. По итогам опубликованных Росстатом данных в 2019 году процент разводов относительно зарегистрированных браков составил 65%, точно такая же цифра наблюдалась и в 2018 году. Для сравнения 30 лет назад данное соотношение было равным 42%, а 70 лет назад всего лишь 4%. Число разводов растет даже при необходимых для этого усилиях и возникающих проблемах. А отсутствие каких-либо обязательств и вседозволенность в сожительстве максимально обесценивает его, что делает расставание партнеров юридически безболезненным. Что легче дается, с тем легче расставаться.

8. Сожительство оказывает влияние на последующие брачные отношения

Действительно, опыт отношений с другими партнерами может мешать семейной жизни. В первую очередь, сам опыт является отрицательным, а если он еще и неоднократный, то это не может не сказываться на психологическом состоянии человека. Волей или неволей человек, имевший опыт сожительства, начинает сравнивать супруга или супругу с бывшими партнерами. И часто это сравнение не в пользу супруга или супруги, хотя во многих случаях эти сравнения необъективные и несправедливые.

Возникает много случаев ревности к прошлому, в отдельных случаях – до серьёзнейших конфликтов между супругами, с обвинениями, недоверием. Но, как правило, это просто банальное обвинение со стороны мужчин в том, что не блюла себя, и подозрение в изменах со стороны женщин. Мужчины иногда не только о прошлом думают, но и подозревают, что раз «гулящая» была, то и сейчас такая. Даже если до этих отношений у женщины был всего один длительный «гражданский брак». Иногда доходит до садизма, с моральным издевательством и даже рукоприкладством. Женщины ведут себя параноидально – проверяют телефоны, роются в вещах, ищут любые подтверждения своим подозрениям.

В православной среде такие проблемы часто встречаются даже у воцерковленных супругов. Причём сильно ревнуют и порой садистически укоряют партнёра даже те, кто сам до брака имел неоднократные связи. Эти сложности есть даже при повторном браке, если супруги были до этого в официальных браках. А уж если у них были любовники или сожительства, то тут нечистота иногда становится непрощаемой, что становится невыносимым и может привести к разводу. Лишь некоторые удерживают это в себе и страдают молча. И в итоге семья в разладе – внешне все идеально, а внутренней близости нет.

9. Некоторые психологические аспекты сожительства

Причины выбора сожительства вместо брака могут быть различными. И проблемы в браке и сожительстве могут быть различными. Нельзя сказать, что все сожительствующие пары неблагополучны с психологической точки зрения. Есть исключения, когда сожители умудряются быть вполне психологически и социально благополучными. Эти исключения – всегда моногамные отношения, без частой или периодической смены партнеров. В этих случаях речь идёт о почти что браке, по каким-то причинам не получившем официальной регистрации и освящения в Церкви. Стоит признать, что многим людям попросту не нужна та духовная полнота, которую дает брак. Их духовное развитие находится на таком уровне, что они просто не в состоянии уловить разницу между браком и сожительством, при этом их взаимоотношения вне брака настолько зрелые, что по сути это практически семья.

Установки и убеждения людей бывают разные, и было бы неверно считать, что установка, отрицающая необходимость брака, бытующая в части общества, делает человека больным или инфантильным. Человек – дитя социума. И если больно общество, то в определенных пределах человек, следуя его принципам, не будет больным психически. Но духовно он повреждается вместе с обществом. Таким образом, в духовно поврежденном обществе можно встретить сожительства, где социально-психологические роли стабильнее, прочнее и адекватнее, чем в некоторых семьях. И только осознание духовной поврежденности отношений может восполнить их законным браком. К сожалению, происходит это нечасто.

Следует отметить, что психологически проблемы сожителей часто выражаются депрессивными состояниями. Согласно результатам исследований Д. Крейга и Р. Зидера, ежегодные показатели депрессии среди сожительствующих пар более чем в 3 раза выше, чем среди женатых. Также, по некоторым данным, женщины в «гражданском браке» чаще страдают от бытового и сексуального насилия со стороны сожителей.

10. «Детские» проблемы в «гражданских браках»

Каждый пятый ребенок в России рождается вне брака. В 2019 году эта цифра составила почти 350 тысяч детей. Нельзя сказать, что все они рождены в сожительствах, очевидно, что некая часть из них рождены от случайных или кратковременных связей. Правда, это не самая печальная статистика в мире. Бесспорное лидерство по количеству внебрачных детей занимают страны Латинской Америки, где вне брака рождается 60–80% детей. Но все же российская статистика – не повод для гордости.

В целом в сожительстве рождается в несколько раз меньше детей, чем в браке. Для партнёров сожительство уже само по себе в значительной степени является ограничением деторождения. Какой смысл заводить детей, если сожительство не подразумевает никаких обязательств и в любой момент может прекратиться безо всяких последствий? В сожительстве дети чаще рождаются случайно, либо когда женщина пытается привязать мужчину. Сожительствующих, осознанно решивших завести детей и при этом не решивших пожениться, чрезвычайно мало. Чаще всего дети в «гражданских браках» – это дети одного из сожителей от первого брака. Чужие для другого партнера. Со всеми вытекающими из этого типичными последствиями – ревность, заброшенность, однобокость воспитания. Нередки конфликты за право вмешиваться в воспитание ребенка. Женщины либо делают ставку на сожителя, отдавая все силы поддержанию отношений, – и тогда ребёнок становится жертвой; либо на ребёнка, и тогда редкий сожитель надолго удержится, особенно если учесть относительную легкость расставания.

Психологи отмечают, что дети в сожительствах психологически более проблемны, чем их сверстники из семей, где родители состоят в законном браке. В первую очередь – это проблемы социальной адаптации. Подобных детей можно рассматривать с позиции маргинальности – они воспитываются одновременно вроде бы в семье, но при этом и не в семье. Ведь у родителей нет брака. И в определенный период жизни, когда происходит встраивание в социум, происходит сопоставление своего статуса и общественных норм. Традиционная норма отношений мужчины и женщины в обществе – брак и семья. Этой нормы придерживается большинство. Еще есть образ семьи в литературе, кино и т.д. Хотя и есть книги и фильмы, обесценивающие семью, но все же подавляющее большинство произведений, даже если описывает негативные примеры, ориентировано на семью как норму. Поэтому в обществе есть легкое (а в отдельных регионах серьёзное) пренебрежение по отношению к сожительствующим и, соответственно, к детям в этих семьях. Восприятие детьми себя как части общества происходит через сопоставление себя с идеалом. И это сравнение в данном случае явно невыигрышно. И тут включаются различные защитные механизмы, может развиться конформизм или наоборот – нонконформизм. Дезадаптации выраженной может и не быть, но внутренние структуры могут развиваться не очень благоприятно: нереализованная потребность в безопасности, неуверенность в себе, боязнь социума, негативизм. В целом, это проблемы, которые могут быть в любой семье, но тут больше поводов этим проблемам возникнуть. А если добавить тот факт, что у родителей при этом либо социальные нестроения (неприятие семьи как ценности), либо внутриличностные конфликты, травмы, инфантильность, то и воспитание они дают порой неблагоприятное.

К тому же не стоит забывать, что дети, как губка впитывают все, что видят вокруг. И если с самого детства они впитывают ту форму отношений между родителями, что есть в сожительстве, то вероятность того, что они повторят ее во взрослом возрасте, достаточно высока. Интересно то, что сами сожители при этом часто имеют целый букет детских страхов, которые не дают им думать о серьезных отношениях. Одной из самых частых причин отказа от семейной жизни можно назвать внутренние травмы, связанные с родительской семьей. Крушение образа семьи, если родители были не счастливы, особенно если в семье было насилие. Например, женщины из семей, где отец был тираном, не хотят серьезных отношений с мужчинами, боясь повторения своей детской истории. Происходит обесценивание семьи как таковой. И дети в сожительствах, несомненно, видят психологические последствия детских травм своих родителей. В итоге психика травмируется, дети получают искаженную установку семейной жизни, и впоследствии переносят выработавшиеся комплексы уже на свои семьи.

11. Сожители чаще делают аборты

Это печальный факт обусловлен все тем же нежеланием брать на себя какую-либо ответственность. Рождение ребенка – несомненная и большая ответственность даже для супругов в законном браке. Относиться к деторождению также легкомысленно, как к возможности «пожить и если что – разбежаться» уже не получается. Поэтому большинство сожителей принимают для себя решение делать аборты при наступлении нежелательной беременности. Часто это бывает не один аборт. Вряд ли стоит в рамках данной статьи подробно разбирать проблему абортов, но то, что аборт – это убийство, что есть несомненный грех, понятно и без подробного объяснения. Сторонники абортов оперируют правом женщины распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Несомненно, это так. Только вот ребенок – это не часть тела женщины, это не рука, не нога, не аппендицит, который можно вырезать при воспалении. Ребенок – это человек, с самого момента своего зачатия. Поэтому сожители, принимая решение сделать аборт, добавляют к греху блуда еще и грех убийства. Есть еще один момент, который обычно умалчивают сторонники абортов – аборт, даже единственный, повышает риск бесплодия. Это вполне ожидаемо после наглого и жесткого вмешательства в репродуктивную функцию. Нередко женщины, сделавшие аборт в сожительстве (очень часто среди молодежи в «пробных» браках), вступив позже в законный брак, не могут иметь детей.

12. Юридические проблемы «гражданских браков»

Семейный кодекс РФ (принят Государственной Думой 8 декабря 1995, последние поправки 6 февраля 2020 года) понимает брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ст. 1 п. 1,2 СК РФ). Брак, будучи юридически оформленным, свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождает взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами. Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не являются браком и не порождают правовых последствий «гражданские браки», не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния. Ниже перечислены некоторые отличия брака от сожительства в юридических вопросах о правах и обязанностях:

  • Имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни, если даже они прожили вместе много лет. Сожители не могут заключить брачный договор, которым, согласно ст. 40 СК РФ, считается имущественное соглашение между супругами или лицами, вступающими в брак. В случае развода супруги могут претендовать на раздел совместно нажитого имущества, а сожители – нет. Имущество принадлежит тому из сожителей, на которого оно зарегистрировано или кем было приобретено. Также и банковские кредиты, взятые в фактическом сожительстве, считаются обязательствами того из сожителей, на кого они оформлены.
  • Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ). В «гражданском браке» сожитель вправе покинуть женщину в любой момент, т.к. не имеет никаких юридических обязательств по отношению к ней и к будущему ребенку.
  • Сожители, в отличие от супругов, не могут претендовать на наследство после смерти одного из них. Также сожители не могут получить от государства помощь на погребение в случае смерти одного из партнеров.
  • Сожители не могут претендовать на алименты, поскольку правила главы 14 «Алиментные обязательства супругов и бывших супругов» СК РФ позволяют связывать возникновение обязанности материального содержания супругов только с браком, а не с простым сожительством.
  • Сожители не могут стать приемными родителями или усыновить одного ребенка. Усыновление возможно лишь одним из сожителей, второй сожитель при этом не будет нести никаких обязанностей по отношению к ребенку.
  • В случае рождения ребенка в фактическом браке возникает необходимость юридического признания отцом собственного ребенка. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка (ст. 48 СК РФ). Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка, поэтому далеко не все мужчины, при рождении ребенка у не состоящей с ними в браке женщины, добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его оформления путем подачи соответствующего заявления в орган записи актов гражданского состояния. В этом нет ничего странного, т.к. большинство мужчин и женщин, вступая в сожительство, нарочито избегают всяческих формальностей, начиная с вызывающего у них неприязнь «штампа в паспорте», заканчивая непризнанием собственного ребенка. В итоге страдают дети, по факту живущие с отцом, но таковым по закону не являющимся. Впрочем, отцовство, в случае необходимости, может быть установлено через суд при помощи генетической экспертизы. Но до этого доходит разве что в случае «развода» сожителей, и то всего 2% женщин пользуются этой возможностью. С глаз долой, из сердца вон – и мать-одиночка может рассчитывать только на свои силы в воспитании ребенка, не имея никаких, положенных по закону алиментов на ребенка. Конечно, о наследстве после смерти отца, не признавшего ребенка, также не может идти речи.
  • Сожители не могут быть допущены к партнерам в больничные палаты и реанимации, куда разрешен допуск только близких родственников.
  • Сожители не могут рассчитывать на получение от государства различных дотаций по программам поддержки семьи.

Комментировать

*

2 комментария

  • Кирилл, 17.02.2021

    Отношения вне брака, временные отношения = консервы.
    Говорят, что когда-то заключённые, бежавшие из северных лагерей, брали с собой консервы. Эти консервы не надо было тащить, они сами бежали рядом. Когда в бескрайней тайге нечем было поживиться, консерву съедали. Консерва до последнего не догадывалась о том, что её участь — быть съеденной. И взяли-то её с собой только для этого. Консерва просто бежала со всеми на волю.

    Ответить »
  • Ксения, 18.02.2021

    Прочитала интересную мысль по теме:
    Что даёт человеку девственность до брака? Даже, если не рассматривать духовный аспект (1Кор.6:16), то девственность даёт отсутствие двух отрицательных опытов: опыта семейной (по форме) жизни и опыта расставания. Первый невольно будет заставлять сравнивать супруга с прежними партнёрами, второй – рассматривать возможность расставания не как трагедию, катастрофу в семейной жизни, а как обычный, естественный итог охлаждения влюблённости.

    Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки