«Фактическая» семья<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Максим Козлов</span>

«Фактическая» семья
Протоиерей Максим Козлов

(1 голос5.0 из 5)

Сре­ди тех, кто пред­по­чи­та­ет не загля­ды­вать в буду­щее и не брать на себя ответ­ствен­ность, попу­ля­рен так назы­ва­е­мый граж­дан­ский брак – сов­мест­ная жизнь «без штам­па в пас­пор­те». В Рос­сии пред­ла­га­ют  такие  сожи­тель­ства офи­ци­аль­но при­зна­вать семьей. Ком­мен­та­рий про­то­и­е­рея Мак­си­ма Козлова.

Новая зако­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва: пра­ва­ми закон­но­го супру­же­ства пред­ла­га­ет­ся наде­лить то, что сей­час округ­ло назы­ва­ют «граж­дан­ским бра­ком». Адво­кат Алек­сандр Доб­ро­вин­ский рас­ска­зал «Рос­сий­ской газе­те», что ско­ро долж­на начать­ся про­це­ду­ра сбо­ра под­пи­сей в под­держ­ку зако­но­про­ек­та. «Мы хотим при­рав­нять сожи­тель­ство к бра­ку, начи­ная с опре­де­лен­но­го сро­ка сов­мест­но­го про­жи­ва­ния людей. В том слу­чае, если они рас­хо­дят­ся, куп­лен­ное в тече­ние это­го вре­ме­ни иму­ще­ство долж­но делить­ся 50:50», – заявил он, выра­зив мне­ние, что срок, по исте­че­нии кото­ро­го сожи­тель­ство мож­но счи­тать бра­ком, дол­жен состав­лять два года. Таким обра­зом, счи­та­ет адво­кат, удаст­ся уве­ли­чить демо­гра­фи­че­ские пока­за­те­ли. Дока­зы­вать же сам факт нали­чия «фак­ти­че­ской семьи» мож­но будет с помо­щью сви­де­тель­ских пока­за­ний близ­ко­го окру­же­ния, а так­же фотографий.

Как сооб­ща­ет «Газета.ру», пред­се­да­тель Пат­ри­ар­шей комис­сии по вопро­сам семьи, защи­ты мате­рин­ства и дет­ства про­то­и­е­рей Дмит­рий Смир­нов под­дер­жал идею, но под­черк­нул, что, на его взгляд, отдель­но­го раз­го­во­ра достой­на тема рав­но­пра­вия цер­ков­но­го бра­ка и юри­ди­че­ско­го. «До рево­лю­ции в Рос­сий­ской импе­рии функ­ции ЗАГСов выпол­ня­ли имен­но церк­ви. Надо поду­мать и о вве­де­нии такой нор­мы, соглас­но кото­рой после того, как цер­ков­ная орга­ни­за­ция соеди­нит муж­чи­ну и жен­щи­ну, цер­ков­ный брак был при­рав­нен к закон­но­му», – ска­зал он.

Пред­ло­же­ние о при­ня­тии ново­го зако­на вызва­ло ожив­лен­ное обсуж­де­ние в соци­аль­ных сетях.

«Я так думаю, что граж­дан­ский брак – это тот, кото­рый в ЗАГСе реги­стри­ру­ют, а тот, что ныне тако­вым назы­ва­ют, есть блуд с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства», – делит­ся мыс­ля­ми поль­зо­ва­тель «Фейс­бу­ка» Иван Сусанин.

«Это уве­ли­чит пока­за­те­ли, свя­зан­ные с бра­ком, но не уве­ли­чит свя­зан­ные с детьми, – уве­рен свя­щен­ник Димит­рий Бере­зин. – С одной сто­ро­ны, поз­во­лит выве­сти из тени тыся­чи сожи­тельств, прав­да, судя по все­му, толь­ко в слу­чае раз­во­да, и загру­зит суды… Одно­вре­мен­но даст неко­то­рое поня­тие о вза­им­ной ответ­ствен­но­сти (что явля­ет­ся осо­бен­но­стью нор­маль­но­го бра­ка). С дру­гой сто­ро­ны, делать сожи­тель­ство нор­мой зако­на – это по смыс­лу пло­хая идея».

Миро­сла­ва Рож­де­ствен­ская счи­та­ет: «По мне, “граж­дан­ский брак”  – это уни­же­ние для жен­щи­ны, в первую оче­редь, и улов­ка для муж­чи­ны. Проб­ная семья. …это, увы, рас­про­стра­нен­ный инфан­ти­лизм муж­чи­ны и пота­ка­ние (страх, неуве­рен­ность) со сто­ро­ны женщины».

«Как по мне, луч­ше все оста­вить как есть», – пола­га­ет про­то­и­е­рей Андрей Ефанов.

«Если при­зна­вать цер­ков­ный брак, зна­чит, в Церк­ви при­дет­ся созда­вать отдель­ную струк­ту­ру по веде­нию спис­ков таких бра­ков и при этом ком­пью­тер­ную базу, что­бы какой-нибудь умник не обвен­чал­ся два раза,– раз­мыш­ля­ет  Ека­те­ри­на Нови­ко­ва. –  И брак цер­ков­ный с госу­дар­ствен­ным тоже не нуж­но сли­вать – Цер­ковь уто­нет в фор­ма­лиз­ме от гос­струк­тур и будет втя­ну­та в бра­ко­раз­вод­ные процессы».

С прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать новую зако­но­да­тель­ную ини­ци­а­ти­ву пор­тал «При­хо­ды» обра­тил­ся к про­то­и­е­рею Мак­си­му Коз­ло­ву,  пер­во­му заме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля Учеб­но­го коми­те­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, насто­я­те­лю Пат­ри­ар­ше­го подво­рья – хра­ма пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го на Крас­но­прес­нен­ской набе­реж­ной в Москве. 

– Очень боль­шое чис­ло наших сооте­че­ствен­ни­ков живет в так назы­ва­е­мых граж­дан­ских сою­зах, то есть это более или менее ста­биль­ное сов­мест­ное про­жи­ва­ние с сов­мест­ным веде­ни­ем хозяй­ства, рож­де­ни­ем и вос­пи­та­ни­ем детей, но без реги­стра­ции бра­ка в госу­дар­ствен­ных орга­нах. С дру­гой сто­ро­ны, и заре­ги­стри­ро­ван­ные госу­дар­ством семьи ничуть не ста­биль­нее сою­зов, кото­рые ника­ких штам­пов в пас­пор­тах не име­ют. В этом смыс­ле понят­но побуж­де­ние отра­зить в пра­во­вом поле фак­ти­че­скую ситу­а­цию в обществе.

Одна­ко в свя­зи с этим воз­ни­ка­ют вопро­сы. Пер­вый из них – а что, соб­ствен­но, это даст? Насколь­ко я пони­маю, в слу­чае сов­мест­но­го про­жи­ва­ния, веде­ния хозяй­ства и тем более рож­де­ния детей, если этот союз рас­па­да­ет­ся, дети и так нахо­дят­ся под пра­во­вой защи­той при дока­за­тель­стве отцов­ства. Таким обра­зом, мало что изме­нит­ся с фик­са­ци­ей того рода, что сей­час пред­ла­га­ет­ся сделать.

Кро­ме того, непо­нят­но, како­ва будет про­це­ду­ра уста­нов­ле­ния нали­чия «фак­ти­че­ской семьи». Дети – это ясно, а вот два года сов­мест­но­го про­жи­ва­ния… Что пони­мать под этим? Сов­мест­ное сни­ма­ние жилья или вла­де­ние недви­жи­мо­стью? Путе­ше­ствия сов­мест­ные, про­ве­де­ние досу­га, отпус­ков, отды­ха – это попа­дет под кате­го­рию сов­мест­но­го проживания?

А если один из парт­не­ров не очень верен и у него таких сою­зов не один, а два или три, что тоже, к сожа­ле­нию, неред­ко слу­ча­ет­ся в нашей жиз­ни? По  чет­ным дням он в одном, а по нечет­ным – в дру­гом. Какое сожи­тель­ство счи­тать, соглас­но этой ини­ци­а­ти­ве, семьей, а какое не счи­тать? Слиш­ком неопре­де­лен­но, непо­нят­но сей­час, как фик­са­ция таких отно­ше­ний мог­ла бы про­ис­хо­дить. К тому же не совсем понят­но, чем это фак­ти­че­ски отли­ча­ет­ся от тако­го же сою­за, отли­ча­ю­ще­го­ся толь­ко тем, что нали­че­ству­ет штамп в паспорте?

Какие про­бле­мы в цер­ков­ной прак­ти­ке может вызвать такое зако­но­да­тель­ное уста­нов­ле­ние в слу­чае его принятия?

– Не очень понят­но, будет ли в резуль­та­те это­го зако­на выда­вать­ся какая-то бума­га, что живу­щие вме­сте люди – семья, или толь­ко в слу­чае раз­во­да мож­но будет уста­но­вить, что они семьей были. Поэто­му  мы можем столк­нуть­ся с прак­ти­кой, когда к нам будут при­хо­дить люди, отно­ше­ния кото­рых никак не оформ­ле­ны, и гово­рить: «Мы семья тако­го ново­го типа». Если в нынеш­ней ситу­а­ции есть хотя бы какое-то «бумаж­ное» под­твер­жде­ние – номи­наль­ный этот штамп в пас­пор­те, то в слу­чае реа­ли­за­ции озву­чен­ной ини­ци­а­ти­вы при­дет­ся исхо­дить толь­ко из заяв­ле­ний самих людей.

Мне кажет­ся, с точ­ки зре­ния Церк­ви, вот к чему все это нас под­тал­ки­ва­ет: если такой закон при­мут, нам нуж­но будет прий­ти к тому, что мы вен­ча­ем толь­ко бра­ки реаль­но цер­ков­ных людей: живу­щих цер­ков­ной жиз­нью, испо­ве­ду­ю­щих­ся, при­ча­ща­ю­щих­ся – не решив­ших вдруг повен­чать­ся, а потом, может быть, воцер­ко­вить­ся, а сна­ча­ла воцер­ков­ля­ю­щих­ся, а потом жела­ю­щих освя­тить свой брак в Таин­стве. Это одно.

Вто­рое – допус­кать ли к при­ча­стию чело­ве­ка, если он, пред­по­ло­жим, состо­ит в подоб­но­го рода сою­зе? Мне кажет­ся, это долж­но быть пред­ме­том серьез­но­го цер­ков­но­го обсуж­де­ния, если подоб­ный закон появит­ся. Здесь есть плю­сы и мину­сы, и одно­знач­но не ска­жешь  –  вопрос о том, как реа­ги­ро­вать Церк­ви, мне кажет­ся, нуж­но будет выно­сить на Меж­со­бор­ное присутствие.

И тре­тье. Я совер­шен­но согла­сен с ини­ци­а­ти­вой отца Димит­рия Смир­но­ва: если уж име­ет­ся сво­бод­ное про­из­во­ле­ние людей счи­тать за семью два года сов­мест­но­го про­жи­ва­ния, то у нас есть все осно­ва­ния тре­бо­вать, что­бы цер­ков­ный брак госу­дар­ством реги­стри­ро­вал­ся и при­зна­вал­ся, то есть что­бы наря­ду с фор­мой реги­стра­ции бра­ка в ЗАГСе воз­ник­ла фор­ма цер­ков­но­го бра­ка с теми же пра­во­вы­ми послед­стви­я­ми. Так есть во мно­гих стра­нах мира: мож­но в муни­ци­па­ли­те­те заре­ги­стри­ро­вать­ся, а мож­но в хра­ме освя­тить свой союз, и это будет иметь такие же пра­во­вые послед­ствия, как госу­дар­ствен­ная фиксация.

Приход.ру

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки