«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке<br><span class="bg_bpub_book_author">Марио Чумурович</span>

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке
Марио Чумурович

(8 голосов5.0 из 5)

Марио Чуму­ро­вич спе­ци­аль­но для «Азбу­ки супружества»

— Марио, рас­ска­жи немно­го о себе, чем ты зани­ма­ешь­ся поми­мо того, что руко­во­дишь пра­во­слав­ным моло­деж­ным про­ек­том «Тео­дул» с 2015 года?

— Я родил­ся в 1992 году в Тес­ли­че в Рес­пуб­ли­ке Серб­ской[1] в Бос­нии и Гер­це­го­вине. После окон­ча­ния шко­лы, закон­чил Уни­вер­си­тет в Баня-Луке по спе­ци­аль­но­сти «поли­то­ло­гия». В школь­ные годы был лиде­ром моло­деж­но­го дви­же­ния Тес­ли­ча, чле­ном сту­ден­че­ско­го сове­та, чле­ном Моло­деж­но­го пар­ла­мен­та общи­ны Тес­лич и моло­дым совет­ни­ком упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам ребён­ка Рес­пуб­ли­ки Серб­ской, а во вре­мя сво­ей уче­бы на факуль­те­те поли­то­ло­гии был лиде­ром сту­ден­че­ской орга­ни­за­ции, чле­ном педа­го­ги­че­ско­го сове­та факуль­те­та поли­ти­че­ских наук и пред­ста­ви­те­лем в сту­ден­че­ском пар­ла­мен­те Уни­вер­си­те­та Баня-Луки и в Сою­зе Сту­ден­тов Рес­пуб­ли­ки Серб­ской. В насто­я­щее вре­мя я руко­во­жу Бал­кан­ским народ­ным сооб­ще­ством, кото­рое в преды­ду­щие годы актив­но раз­ви­ва­ва­ло народ­ную дипло­ма­тию с Рос­сий­ской Феде­ра­ци­ей и дру­ги­ми стра­на­ми, и полу­чил диплом за вклад в орга­ни­за­цию Все­мир­но­го фести­ва­ля моло­де­жи и сту­ден­тов в Сочи. Сей­час я явля­юсь испол­ни­тель­ным дирек­то­ром Цен­тра сотруд­ни­че­ства с сер­ба­ми за рубе­жом (СПОНА) и актив­но изу­чаю, где в мире живут сер­бы, и как они могут помочь сво­ей родине.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

С 2020 года я рабо­таю в пра­ви­тель­стве Рес­пуб­ли­ки Серб­ской и явля­юсь дирек­то­ром Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Ранее я рабо­тал в рам­ках Про­грам­мы раз­ви­тия Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций (ПРООН) над целя­ми в обла­сти устой­чи­во­го раз­ви­тия, так­же рабо­тал в Народ­ной скуп­щине Рес­пуб­ли­ки Серб­ской и Мини­стер­стве эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний и реги­о­наль­но­го сотруд­ни­че­ства, кото­рое было пере­име­но­ва­но в 2018 году.

Поми­мо все­го выше­пе­ре­чис­лен­но­го с 2015 года с дру­зья­ми, кото­рые верят в Бога, я ста­ра­юсь рас­про­стра­нять пра­во­слав­ное уче­ние серб­ских, рус­ских, гре­че­ских и дру­гих пра­во­слав­ных свя­ти­те­лей и Еван­гель­ское учение.

— Как появи­лось назва­ние пра­во­слав­ной стра­ни­цы «Тео­дул»?

— Сло­во «Тео­дул» — кра­си­во, крат­ко и необыч­но для тех, кто его встре­ча­ет впер­вые, но в себе несет вели­кую пра­во­слав­ную идею слу­же­ния Богу, если его пере­ве­сти на серб­ский или рус­ский язык. Во вре­мя уче­бы в уни­вер­си­те­те я про­чи­тал кни­гу «Серб­ский народ как раб Божий» («Срп­ски Народ као Тео­дул»), в кото­рой свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский (Вели­ми­ро­вич) опи­сал, каким дол­жен быть серб­ский пра­во­слав­ный народ, како­во зна­че­ние свя­то­го Сав­вы и дру­гих свя­тых, и что зна­чит, что серб­ский народ дол­жен быть как Тео­дул. Сло­во «Тео­дул» (русск. Фео­дул — прим. ред.) в пере­во­де озна­ча­ет «раб Божий». Св. вла­ды­ка Нико­лай (Вели­ми­ро­вич) так­же исполь­зо­вал и сло­во «Хри­сто­дул», что озна­ча­ет «слу­га Хри­стов», но я всё же счел, что будет луч­ше назвать наш мис­си­о­нер­ский интер­нет-про­ект «Тео­дул».

— Как дав­но ты в Пра­во­слав­ной Церк­ви, и как у тебя воз­ник­ла идея осно­вать пра­во­слав­ную моло­деж­ную стра­ни­цу «Тео­дул»?

— Сла­ва Богу, мои роди­те­ли — веру­ю­щие люди, дома были Еван­ге­лие и пра­во­слав­ные кни­ги, что зна­чи­тель­но облег­чи­ло  раз­ви­тие моей люб­ви к Богу. Я регу­ляр­но ходил на бого­слу­же­ния в храм. Повзрос­лев, я столк­нул­ся с тем, что мне ста­ло труд­но най­ти собе­сед­ни­ка, кото­рый бы так­же любил читать Еван­ге­лие и пра­во­слав­ные кни­ги, но, сла­ва Богу, с само­го нача­ла у меня был друг и еди­но­мыш­лен­ник, с кото­рым я делил­ся мыс­ля­ми о про­чи­тан­ном. А через рабо­ту над про­ек­том «Тео­дул» Бог дал мне воз­мож­ность по Интер­не­ту позна­ко­мить­ся с боль­шим коли­че­ством веру­ю­щих из Сер­бии, Чер­но­го­рии, Хор­ва­тии, Маке­до­нии, а так­же с сер­ба­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми за гра­ни­цей. Я позна­ко­мил­ся и с неко­то­ры­ми рус­ски­ми, кото­рые под­пи­са­ны на «Тео­дул», и был очень это­му рад, пото­му что мы, сер­бы, очень свя­за­ны с пра­во­слав­ным рус­ским народом.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Во вре­мя уче­бы в шко­ле я посто­ян­но читал пра­во­слав­ные кни­ги, пото­му что хотел рав­но­мер­но раз­ви­вать­ся в сво­их интел­лек­ту­аль­ных и духов­ных позна­ни­ях. Я знал, что это важ­но, пото­му что в Еван­ге­лии Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит, что в мире мы долж­ны быть «муд­ры, как змии, и про­сты, как голу­би» (Мф.10:16). Так­же из поуче­ний Пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Пав­ла я знал, что «овцам выжить сре­ди вол­ков очень труд­но, но воз­мож­но», и как он про­дол­жал: «Гос­подь гово­рит нам, каким обра­зом мы можем сре­ди вол­ков остать­ся и выжить, как овцы Его». А имен­но: «быть муд­ры­ми, как змеи, и без­злоб­ны, слов­но голу­би. Муд­рость не даст нам стать добы­чей, что­бы вол­ки разо­рва­ли нас, то есть, что­бы вра­ги нас не сде­ла­ли без­де­я­тель­ны­ми. Незло­бие и доб­ро­та сохра­нят нас и не дадут самим стать вол­ка­ми». Поэто­му нуж­но раз­ви­вать муд­рость, дан­ную Богом, и в то же вре­мя раз­ви­вать доб­ро­ту. Пото­му что муд­рость без добра пре­вра­ща­ет­ся в зло, а про­сто­та без муд­ро­сти пре­вра­ща­ет­ся в глупость.

Мы мно­го раз дели­лись этой цита­той на «Тео­ду­ле», и поуче­ния Пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Пав­ла очень зна­чи­мы для меня.

До осно­ва­ния «Тео­ду­ла» я читал пра­во­слав­ные кни­ги, а цита­ты, важ­ные для меня, под­чер­ки­вал или запи­сы­вал в тет­радь. Поз­же я начал пуб­ли­ко­вать цита­ты на сво­ем про­фи­ле в Фейс­бу­ке, затем создал «Тео­дул» и начал раз­ме­щать пра­во­слав­ные цита­ты под кра­си­вы­ми фото­гра­фи­я­ми. За год до осно­ва­ния «Тео­ду­ла» я услы­шал, что толь­ко око­ло 5% сер­бов регу­ляр­но посе­ща­ют цер­ковь и регу­ляр­но при­ча­ща­ют­ся. Мне было груст­но от это­го, и одна из при­чин, по кото­рой я осно­вал «Тео­дул», заклю­ча­лась в том, что­бы попы­тать­ся сде­лать всё, что в моих силах, что­бы рас­про­стра­нить пра­во­слав­ное уче­ние сре­ди сер­бов, помочь им луч­ше узнать Пра­во­сла­вие и моти­ви­ро­вать их ходить в храм.

— Кто вдох­но­вил тебя на интер­нет-мис­си­о­нер­ство? Помо­гал ли какой-нибудь свя­щен­ник в раз­ви­тии это­го проекта?

— Вдох­но­ве­ни­ем к осно­ва­нию «Тео­ду­ла» послу­жи­ла мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность отца Гав­ри­и­ла Вуч­ко­ви­ча из Хор­ва­тии. Как насто­я­тель Лепа­ви­н­ско­го мона­сты­ря он был чле­ном Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и сей­час счи­та­ет­ся одним из пер­вых интер­нет-мис­си­о­не­ров нача­ла XXI века. Инте­рес­но, что свою дея­тель­ность он начал с бла­го­сло­ве­ния нынеш­не­го Серб­ско­го Пат­ри­ар­ха Пор­фи­рия, кото­рый тогда был мит­ро­по­ли­том Загреб­ским и Люб­лян­ским и вовре­мя осо­знал, насколь­ко Интер­нет может быть поле­зен в миссионерстве.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке
Осно­ва­тель «Тео­дул» Марио Чуму­ро­вич и архим. Гав­ри­ил (Вуч­ко­вич), мона­стырь Лепавина

Когда я при­нял реше­ние создать стра­ни­цу «Тео­дул» в Фейс­бу­ке, то стал думать, как мне полу­чить бла­го­сло­ве­ние. Я мно­го молил­ся Богу о том, что­бы о. Гав­ри­ил согла­сил­ся стать моим духов­ным отцом, и я бы мог пове­дать ему о сво­ей идее мис­си­о­нер­ско­го интер­нет-про­ек­та. Я поехал в мона­стырь с палом­ни­че­ской орга­ни­за­ци­ей. В мона­сты­ре часто быва­ло мно­го­люд­но, поэто­му я молил­ся  перед ико­ной Божи­ей Мате­ри «Лепа­ви­н­ская» и Богу, что­бы мой замы­сел осу­ще­ствил­ся. После литур­гии отец Гав­ри­ил при­гла­сил народ на тра­пе­зу и напра­вил­ся к выхо­ду. По про­мыс­лу Божье­му он про­хо­дил мимо меня, оста­но­вил­ся и спро­сил: «Зачем ты сего­дня при­шел?» Я был удив­лен, пото­му что обыч­но он не раз­го­ва­ри­вал с палом­ни­ка­ми в хра­ме, но я знал, что это была помощь, полу­чен­ная от Бога. Я ска­зал ему, что при­шел про­сить его стать моим духов­ным отцом. Услы­шав это, он при­гла­сил меня в свой каби­нет, где я изло­жил  свою прось­бу и идею интер­нет-мис­си­о­нер­ства по его при­ме­ру, после чего полу­чил бла­го­сло­ве­ние на раз­ви­тие про­ек­та, а поуче­ния из его книг мы раз­ме­сти­ли на стра­ни­це «Тео­ду­ла». Он ска­зал мне, что­бы я собрал волон­те­ров для рас­про­стра­не­ния пра­во­слав­но­го уче­ния, и попро­сил помочь ему в ауди­о­за­пи­сях для радио мона­сты­ря Лепа­ви­на под назва­ни­ем «Радио Бла­го­ве­ще­ние». Одна из деву­шек, кото­рая была редак­то­ром «Тео­ду­ла» и помо­га­ла отцу Гав­ри­и­лу в запи­си радио­про­грамм, вско­ре реши­ла при­нять мона­ше­ство и ушла в мона­стырь в Черногории.

Так в 2015 году нача­лось раз­ви­тие «Тео­ду­ла».

— Как лич­но ты нахо­дишь отве­ты на раз­лич­ные жиз­нен­ные вопро­сы, воз­ни­ка­ю­щие у тебя на пути тво­е­го духов­но­го возрастания?

— Отец Гав­ри­ил из мона­сты­ря Лепа­ви­на был моим духов­ни­ком до сво­ей кон­чи­ны в 2017 году, и после это­го я решал все свои вопро­сы с о. Доси­фе­ем Хилан­дар­ским со Свя­той Горы Афон. Так­же я обсуж­даю все слож­ные вопро­сы с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми, игу­ме­на­ми и мона­ха­ми, а осо­бен­но радост­но, когда встре­чаю кого-то через «Тео­дул» и могу поде­лить­ся сво­и­ми мыс­ля­ми. Так­же и дру­гие наши редак­то­ры обсуж­да­ют вопро­сы со сво­и­ми при­ход­ски­ми священниками.

— Что вы пуб­ли­ку­е­те на стра­ни­це «Тео­дул» и в каких дру­гих соци­аль­ных сетях веде­те свою деятельность?

— На нашей стра­ни­це мы пуб­ли­ку­ем пра­во­слав­ные цита­ты из книг, кото­рые изда­ют­ся по бла­го­сло­ве­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, а так­же пуб­ли­ку­ем видео или выбор­ки из видео — в виде тек­ста. В насто­я­щее вре­мя стра­ни­ца в соци­аль­ной сети Facebook насчи­ты­ва­ет око­ло 80 000 под­пис­чи­ков, в Instagram — око­ло 30 000, в YouTube — око­ло 3 000, а в Viber у нас боль­шое коли­че­ство групп для пере­пис­ки в чатах, и мно­гие из них охва­ты­ва­ют око­ло 2500 людей. У нас так­же око­ло 5000 под­пис­чи­ков в пра­во­слав­ном чита­тель­ском клу­бе «Тео­дул» на Facebook, где мы и все заин­те­ре­со­ван­ные чле­ны клу­ба пуб­ли­ку­ем кни­ги для ска­чи­ва­ния. Мы так­же выпу­сти­ли один номер жур­на­ла «Тео­дул». Вре­мя от вре­ме­ни мы орга­ни­зу­ем видео- и аудио­бе­се­ды через Zoom, а самые инте­рес­ные отрыв­ки из бесед, кото­рые длят­ся по 4–5 часов, пред­став­ля­ем на нашем YouTube кана­ле. В мар­те 2022 года мы созда­ли стра­ни­цу «Тео­дул» в соци­аль­ной сети ВКон­так­те, и соби­ра­ем­ся пуб­ли­ко­вать на ней тот же кон­тент, что и в Facebook и Instagram.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

— Как у вас орга­ни­зо­ва­но обще­ние в Viber, и, в рам­ках тво­е­го интер­вью про­ек­ту «Азбу­ки супру­же­ства», рас­ска­жи, пожа­луй­ста, как рабо­та­ют зна­ком­ства для созда­ния семьи в серб­ской груп­пе пра­во­слав­ных зна­комств «Тео­дул-брак»?

— Раз­ви­тие про­ек­та «Тео­дул» в Viber вызы­ва­ет осо­бый инте­рес у под­пис­чи­ков, пото­му что мы сфор­ми­ро­ва­ли эти сооб­ще­ства в рам­ках Viber-мес­сен­дже­ра для пуб­лич­ных бесед: «Тео­дул-бесе­ды», «Тео­дул-брак» и два сооб­ще­ства «Тео­дул-зна­ком­ства» для зна­комств — пред­став­ля­ю­щие отдель­но юно­шей и деву­шек, «Тео­дул — корот­кие поуче­ния» и «Тео­дул о мона­ше­стве». Про­ект в Viber был запу­щен в 2020 году как онлайн-пло­щад­ка для раз­го­во­ров на пра­во­слав­ные темы и место, где они могут най­ти вто­рую поло­вин­ку для созда­ния пра­во­слав­ной семьи. В пер­вые два года рабо­ты в груп­пах «Бесе­ды о бра­ке» и «Пра­во­слав­ные зна­ком­ства» было заклю­че­но десять бра­ков, и в этом году мы ожи­да­ем еще два.

В груп­пу «Тео­дул-зна­ком­ства для созда­ния семьи» — для юно­шей — и в груп­пу «Тео­дул-зна­ком­ства для заму­же­ства» — для деву­шек — моло­дые люди при­сы­ла­ют крат­кую инфор­ма­цию о себе, а им в лич­ных сооб­ще­ни­ях пишут заинтересованные.

В сооб­ще­стве «Тео­дул-брак» мы гово­рим о люб­ви, бра­ке, семье и детях, и о дру­гих темах, свя­зан­ных с отно­ше­ни­я­ми, с пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния. Пре­иму­ще­ство всех наших групп типа «Тео­дул-брак» в том, что моло­дые люди делят­ся друг с дру­гом мыс­ля­ми о том, что такое пра­во­слав­ная семья, и как она может раз­ви­вать­ся, а наи­бо­лее актив­ные в этой груп­пе могут най­ти свою вто­рую поло­вин­ку. Для луч­ше­го пони­ма­ния пра­во­слав­но­го бра­ка мы реко­мен­ду­ем моло­дым про­чи­тать две рус­ские кни­ги о пра­во­слав­ной семье, пере­ве­ден­ные на серб­ский язык. Это кни­ги: «Один раз и на всю жизнь» Илии Шуга­е­ва и  «Он и Она» свя­щен­ни­ка Пав­ла Гуме­ро­ва. Моло­дые люди, кото­рые про­чли эти кни­ги, име­ют хоро­шее осно­ва­ние для созда­ния и раз­ви­тия пра­во­слав­но­го брака.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

— Орга­ни­зу­ют­ся ли у вас сов­мест­ные палом­ни­че­ства и встре­чи в рам­ках проекта?

— С момен­та осно­ва­ния «Тео­ду­ла» мы орга­ни­зо­ва­ли несколь­ко палом­ни­че­ских поез­док в серб­ские мона­сты­ри, но эпи­де­мио­ло­ги­че­ская ситу­а­ция в пери­од с 2020 по 2022 год нару­ши­ла наши пла­ны. В нача­ле 2022 года мы орга­ни­зо­ва­ли встре­чи под­пис­чи­ков «Тео­ду­ла» в Баня-Луке и в Бел­гра­де. Мы так­же соби­ра­ем моло­дых людей для обще­ния и сов­мест­ной молит­вы в каком-нибудь пра­во­слав­ном хра­ме, а те, кому инте­рес­ны эти встре­чи, могут най­ти здесь девуш­ку или юно­шу для вступ­ле­ния в брак.

Вре­мя от вре­ме­ни мы орга­ни­зу­ем транс­ля­цию лек­ций пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. Одна из послед­них — лек­ция о пра­во­слав­ном бра­ке  о. Вели­ми­ра, ико­но­пис­ца епи­ско­па Баня-Лук­ско­го. Видео мож­но най­ти на нашем YouTube-канале.

— Когда тебе при­шла идея запу­стить сооб­ще­ство для пра­во­слав­ных зна­комств в Viber?

— Когда в нача­ле 2020 года люди были запер­ты в сво­их домах из-за пан­де­мии,  мы созда­ли интер­нет-пло­щад­ки для обще­ния и тем самым помог­ли моло­де­жи най­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков или вто­рую поло­вин­ку для бра­ка. У двух моло­дых людей, кото­рые позна­ко­ми­лись через «Тео­дул-брак», уже есть дети, и я думаю, что мы сде­ла­ли доб­рое дело, и оно сто­ит уси­лий око­ло 30 моло­дых людей, рабо­та­ю­щих над раз­лич­ны­ми про­ек­та­ми «Тео­ду­ла».

— Что пред­став­ля­ет пра­во­слав­ный брак в XXI веке, как мы можем улуч­шить отно­ше­ния в семье и вос­пи­тать детей православными?

— Когда мы гово­рим о пра­во­слав­ном бра­ке, то про­ще все­го ска­зать так: это брак, в кото­ром двое моло­дых людей живут так, как Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал в Еван­ге­лии, и как апо­сто­лы учи­ли народ, и как гово­ри­ли пра­во­слав­ные отцы: что каж­дый чело­век дол­жен взра­щи­вать в себе доб­ро­де­те­ли. Если мы поста­ра­ем­ся быть хоро­ши­ми пра­во­слав­ны­ми, то у нас будет воз­мож­ность иметь доб­рый пра­во­слав­ный брак и быть хоро­ши­ми родителями.

Мы можем вос­пи­тать детей пра­во­слав­ны­ми толь­ко в том слу­чае, если мы сами будем пра­во­слав­ны­ми. Учить детей луч­ше все­го сво­им лич­ным при­ме­ром, поэто­му мы все долж­ны раз­ви­вать в себе пра­во­слав­ные доб­ро­де­те­ли, если хотим быть доб­ры­ми роди­те­ля­ми и быть «солью зем­ли» и «све­том миру» — как ска­за­но в Евангелии.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Для меня пра­во­слав­ная семья — это семья, вос­пе­ва­ю­щая еди­но­го Бога в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа, или про­сто Свя­тую Тро­и­цу. Те семьи, кото­рые не сла­вят Свя­тую Тро­и­цу, не могут назы­вать­ся пра­во­слав­ны­ми, но люди, обре­та­ю­щие любовь в таких семьях, могут быть малы­ми апо­сто­ла­ми, рас­про­стра­ня­ю­щи­ми веру, и могут сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью спо­двиг­нуть всех чле­нов семьи стать веру­ю­щи­ми людьми.

Мы, жела­ю­щие раз­ви­вать пра­во­слав­ную семью, долж­ны регу­ляр­но ходить в храм, испо­ве­до­вать­ся, при­ча­щать­ся, постить­ся во все сре­ды и пят­ни­цы и во все посты, кото­рые пред­пи­са­ла Цер­ковь, изу­чать Свя­тое Еван­ге­лие, читать пра­во­слав­ные кни­ги, изу­чать жития свя­тых и ста­рать­ся мыс­лить, гово­рить и жить, как они.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

— Слож­но ли создать насто­я­щую пра­во­слав­ную семью, и како­во назна­че­ние такой семьи?

— Кто-то ска­жет, что всё выше­пе­ре­чис­лен­ное слож­но и тре­бу­ет боль­ших уси­лий, но давай­те вспом­ним, что научить­ся читать или писать было труд­но, но мы научи­лись, пото­му что зна­ли, что это­го хотим. Поэто­му, если мы хотим раз­ви­вать и совер­шен­ство­вать пра­во­слав­ные доб­ро­де­те­ли, мы научим­ся все­му, что нуж­но для раз­ви­тия пра­во­слав­ной семьи, либо в нача­ле супру­же­ской жиз­ни, либо в тече­ние брака.

— Насколь­ко важ­но всту­пить в брак с веру­ю­щим человеком?

— Вви­ду мое­го убеж­де­ния, что пра­во­слав­ный брак воз­мо­жен толь­ко, если в бра­ке состо­ят два веру­ю­щих чело­ве­ка, я искал веру­ю­щую девуш­ку. Сла­ва Богу, я нашел такую девуш­ку, и теперь она моя супру­га. Когда я искал себе жену, то мно­го молил­ся свя­той бла­жен­ной Ксе­нии Петер­бург­ской, читал ака­фист перед ико­ной Божи­ей Мате­ри «Лепа­ви­н­ская» и молит­ву о бра­ке. Бог помог мне позна­ко­мить­ся со сво­ей буду­щей супру­гой и начать общать­ся с ней через Интер­нет. А когда мы поня­ли, что мы еди­но­мыш­лен­ни­ки, то реши­ли встре­тить­ся в мона­сты­ре св. Васи­лия Острож­ско­го в Бие­лине. Когда наши взгля­ды встре­ти­лись, я сра­зу понял, что Бог испол­нил мои молит­вы и желания.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Бог помо­гал мне во всех моих делах, и поэто­му я верил, что Он помо­жет мне най­ти пра­во­слав­ную девуш­ку для созда­ния семьи. Не нуж­но чело­ве­ку ниче­го делать само­му. Как гово­рит св. епи­скоп Нико­лай (Вели­ми­ро­вич): «Вся­кий узор сво­ей жиз­ни пле­ти из небес­ных нитей». Пусть дру­гие судят, какие мы есть, но наша цель все та же, какая и была, — быть в семье таки­ми, как того Бог ожи­да­ет от нас, а имен­но, что­бы мы вме­сте, каж­дый из нас, стре­мил­ся быть све­том миру, про­слав­лять Бога и про­по­ве­до­вать сло­во Божье тем, кто жела­ет его слы­шать, и помо­гать друг дру­гу совер­шен­ство­вать­ся в доб­ро­де­те­лях, воз­ло­жить упо­ва­ние на Бога за всю свою жизнь на зем­ле и быть гото­вы­ми вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Серб­ская посло­ви­ца гла­сит, что надо рабо­тать так, как буд­то про­жи­вешь сто лет, а Богу надо молить­ся так, буд­то зав­тра умрешь. Я думаю, это пра­виль­ное высказывание.

— Как вос­пи­тать ?

— У меня родил­ся пер­вый ребе­нок все­го 7 меся­цев назад, и мне еще мно­го­му пред­сто­ит научить­ся, но я думаю, что мы с супру­гой нача­ли вос­пи­ты­вать нашу Марию, когда она была еще в утро­бе. Уже тогда мы регу­ляр­но ходи­ли в храм. Я думаю, что мы можем вос­пи­тать детей пра­во­слав­ны­ми толь­ко в той мере, в какой мере мы сами пра­во­слав­ные, и в какой мере мы усо­вер­шен­ство­ва­ли свои доб­ро­де­те­ли, пото­му что, если я чего-то не усво­ил, я не могу и сво­е­го ребен­ка это­му научить. Сча­стье в том, что мы можем поло­жить­ся на Бога и мно­го молить­ся за наших детей, что­бы Гос­подь научил их все­му тому, чему мы их не научи­ли, и что­бы Он хра­нил их не по нашим доб­рым делам, а по Сво­ей люб­ви к каж­до­му чело­ве­ку. Дети на при­ме­ре сво­их роди­те­лей мно­го­му учат­ся, и поэто­му мы долж­ны быть осто­рож­ны в сво­ем пове­де­нии. Если один из роди­те­лей курит, будет слож­но убе­дить детей, что куре­ние вред­но. То же самое и с дру­ги­ми хоро­ши­ми и пло­хи­ми роди­тель­ски­ми примерами.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Конеч­но, нет чело­ве­ка, кото­рый бы жил и не согре­шил, и мы не все­гда явля­ем­ся луч­шим при­ме­ром, пото­му мы долж­ны мно­го молить­ся за наших детей, что­бы сам Бог защи­тил их, что­бы Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца обе­ре­га­ла. И учить детей тому, что они могут молить­ся о помо­щи и заступ­ни­че­стве перед Богом и свя­ты­ми, кото­рые сла­вят Бога на небе и кото­рых сам Бог про­сла­вил за их дела и веру.

С нашей доче­рью мы с моей супру­гой Сре­тен­кой молим­ся вме­сте перед сном, и я думаю, что таким обра­зом мы пода­ем хоро­ший при­мер нашей Марии. Крат­ко бла­го­да­рим Бога, когда начи­на­ем или закан­чи­ва­ем тра­пе­зу, и кре­стим­ся. Я про­шу Бога о помо­щи, когда начи­наю дело, и бла­го­да­рю Бога, когда закан­чи­ваю его. Когда мы отправ­ля­ем­ся в путь, мы молим Бога защи­тить нас, а когда доби­ра­ем­ся, бла­го­да­рим. Когда у Марии под­ни­ма­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, мы молим Бога исце­лить ее, а когда тем­пе­ра­ту­ра про­хо­дит, мы бла­го­да­рим Бога за Его помощь и здо­ро­вье. Мы так­же чита­ем Марии пра­во­слав­ные кни­ги, она, может, и не пони­ма­ет слов, но опре­де­лен­но чув­ству­ет нашу любовь.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Мы можем научить наших детей на вся­ком месте молить­ся Богу. Мы можем молить­ся, когда идем, когда чего-то ждем, когда путе­ше­ству­ем и так далее, и для таких слу­ча­ев очень полез­на молит­ва «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мя». Я научил­ся молить­ся по чет­кам (бро­я­ни­це) этой корот­кой молит­вой от о. Доси­фея Хилан­дар­ско­го со Свя­той Горы. Полез­на и крат­кая молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, кото­рую св. Сера­фим Саров­ский реко­мен­до­вал читать по 150 раз каж­дый день, и вели­кие чуде­са в жиз­ни и вели­кую помощь Божью полу­ча­ет тот, кто молит­ся так каж­дый день.

Нам нуж­но учить наших детей тому, как это хоро­шо и важ­но каж­дое вос­кре­се­нье и, по воз­мож­но­сти, каж­дый празд­ник ходить в цер­ковь. Мы долж­ны кре­стить детей как мож­но ско­рее после рож­де­ния, и после того как их кре­стим, мы долж­ны их при­ча­щать. Неко­то­рые роди­те­ли при­во­дят к при­ча­стию сво­их детей, но сами не при­ча­ща­ют­ся. Я думаю, что и роди­те­ли долж­ны регу­ляр­но при­ча­щать­ся и сво­им при­ме­ром пока­зы­вать детям, что при­ча­щать­ся — это боль­шая честь. По уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, каж­дый, кто постит­ся в сре­ду и пят­ни­цу в тече­ние года, и кто постит­ся все посты и регу­ляр­но испо­ве­ду­ет­ся име­ет честь при­ча­щать­ся на каж­дой литур­гии по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го свя­щен­ни­ка. Нам нуж­но научить детей тому, что поми­мо литур­гии в хра­мах есть утрен­ние и вечер­ние молит­вы, и что они могут ходить на них вме­сте с нами. И тому, что в хра­ме есть чте­ние ака­фи­стов, и что нам все эти сов­мест­ные молит­вы помо­га­ют оста­вать­ся пра­во­слав­ны­ми. Если мы вме­сте с семьей посе­ща­ем как мож­но боль­ше таких общих молитв в хра­ме, это может очень помочь нам в посто­ян­ном совер­шен­ство­ва­нии наших доб­ро­де­те­лей и в том, что­бы быть пра­во­слав­ной семьей.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Когда дело каса­ет­ся отно­ше­ний в семье, нам нуж­но при­дер­жи­вать­ся того, о чем ска­зал апо­стол Павел в гимне люб­ви. Самое про­стое, что может помочь нала­дить отно­ше­ния в семье, — это при­дер­жи­вать­ся уче­ния Еван­ге­лия, любить друг дру­га и посту­пать друг с дру­гом так, как мы хотим, что­бы дру­гие люди посту­па­ли с нами. Это про­стой прин­цип, но мы — греш­ные люди и часто оши­ба­ем­ся, но даже когда мы оши­ба­ем­ся, мы долж­ны про­сить прощения.

В Еван­ге­лии ска­за­но, что если кто регу­ляр­но гре­шит, то мы долж­ны про­щать его до семи­жды семи­де­ся­ти раз, а если нуж­но, то и боль­ше. Если мы дела­ем что-то не так перед Богом или людь­ми, то все­гда можем пока­ять­ся, пото­му что Пра­во­слав­ная Цер­ковь гово­рит нам, что Бог не про­стит толь­ко те гре­хи, в кото­рых мы не пока­я­лись. Поэто­му будем людь­ми, кото­рых Бог не посты­дит­ся, и тогда нам будет лег­ко стро­ить нашу пра­во­слав­ную семью.

— Пра­во­слав­ный муж­чи­на — какой он?

— Я думаю, что пра­во­слав­ный муж­чи­на — это тот, кто боль­ше все­го на све­те любит Бога и кото­рый дела­ми сво­и­ми на зем­ле Твор­цу наше­му во сла­ву, семье нашей на радость, а Церк­ви и Оте­че­ству на поль­зу. Пра­во­слав­ный муж­чи­на после люб­ви к Богу направ­ля­ет свою любовь боль­шей частью на жену, а после уже и на детей. Толь­ко после люб­ви к Богу, супру­ге и детям при­хо­дит любовь к боль­шой семье, к сво­е­му наро­ду, ко всем пра­во­слав­ным людям и ко всем людям во всем мире. Пра­во­слав­ный муж­чи­на готов из люб­ви и жизнь поло­жить за свою семью, если это необ­хо­ди­мо. Кро­ме того, что­бы жиз­нью сво­ей про­сла­вить Твор­ца наше­го и Бога, пра­во­слав­ный муж­чи­на все­гда дума­ет о том, чем он может быть поле­зен Пра­во­слав­ной Церк­ви и Оте­че­ству, и как он может помочь каж­до­му чело­ве­ку в соот­вет­ствии со сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми. Кому-то нуж­ны день­ги, кому-то нуж­на наша физи­че­ская сила или наша про­фес­си­о­наль­ная помощь, кому-то нужен совет, доб­рое сло­во или моти­ва­ция, что­бы про­дол­жать раз­ви­вать­ся и бороть­ся, а кому-то про­сто нуж­но, что­бы их выслу­ша­ли, и этой помо­щи им доволь­но от нас. Пра­во­слав­ный муж­чи­на есть тот, кто живет так, как учил нас Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Еван­ге­лии, и как потом объ­яс­ня­ли нам свя­тые отцы сво­и­ми сло­ва­ми и дела­ми, о кото­рых мы можем про­честь в их житиях.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

— Долж­на ли жена рабо­тать вне дома на дру­гих людей, когда появ­ля­ет­ся ребенок?

— Если пра­во­слав­ный муж­чи­на хочет облег­чить жизнь сво­ей супру­ге, и если он хочет, что­бы у нее было вре­мя на отдых, тогда муж­чи­на дол­жен сде­лать всё необ­хо­ди­мое ради «хле­ба насущ­но­го» и все­го, что необ­хо­ди­мо для жиз­ни семьи. Если муж­чине уда­ет­ся быть скром­ным и если он доста­точ­но тру­до­лю­бив и настой­чив, то его жена не обя­за­на рабо­тать на дру­гих людей, но может рабо­тать на сво­е­го мужа и на свою семью. Если муж обес­пе­чи­ва­ет жену всем необ­хо­ди­мым для скром­ной семей­ной жиз­ни, то у жены оста­ет­ся доста­точ­но вре­ме­ни для домаш­них и семей­ных обязанностей.

— В чем опас­ность для бра­ка, если жена рабо­та­ет наравне с мужем?

— Если жена вынуж­де­на рабо­тать пол­ный рабо­чий день вне дома, то в какой-то момент она ста­нет очень несчаст­ной, пото­му что у нее не хва­та­ет вре­ме­ни на все обя­зан­но­сти, кото­рые несет на себе роль жены и мате­ри. Это может при­ве­сти к тому, что муж отда­лит­ся от жены, и к тому, что роди­те­ли отда­лят­ся от детей, пото­му что и муж и жена рабо­та­ют, и ни у кого нет вре­ме­ни на детей и на дру­гие раз­ные про­бле­мы, кото­рые есть в браке.

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Ошиб­ки в вос­пи­та­нии детей порож­да­ют ошиб­ки и про­бле­мы в обще­стве, и имен­но поэто­му я думаю, что муж и жена, кото­рые хотят постро­ить пра­во­слав­ную семью, долж­ны знать, что детей вос­пи­ты­ва­ют с само­го зача­тия, и что необ­хо­ди­мо до совер­шен­но­ле­тия ребен­ка, что­бы мать не рабо­та­ла на дру­гих людей вне семьи и дома. В наш век быва­ют раз­ные иску­ше­ния, но всё мож­но орга­ни­зо­вать и устро­ить пра­виль­ным обра­зом, как в семье, так и в обще­стве, если име­ем в себе Бога.

— Мы посто­ян­но стал­ки­ва­ем­ся с тем, что жизнь в горо­дах очень доро­га и что на одну зар­пла­ту про­жить слож­но. Что ты об этом думаешь?

— Чело­век может быть дово­лен тем, что у него есть и что он зара­ба­ты­ва­ет, или быть недо­во­лен тем, чего у него нет. Отве­чу толь­ко, что мож­но иметь всё необ­хо­ди­мое для скром­ной семей­ной жиз­ни и с одной зар­пла­той мужа, если верить в Бога. Тот, кто чуть боль­ше тру­дит­ся и име­ет немно­го боль­ше веры, тот может полу­чить от Бога всё, что ему нуж­но и полез­но для спа­се­ния души. Чем силь­нее наша вера, тем боль­ше помощь, кото­рую мы полу­ча­ем от Бога, и наша семья будет иметь всё, что нам необ­хо­ди­мо, ведь мы хотим, что­бы у мате­ри было доста­точ­но вре­ме­ни для вос­пи­та­ния детей, кото­рые будут на сла­ву Богу и Твор­цу наше­му, роди­те­лям на радость, Церк­ви и родине на пользу.

***

«Теодул» — сербская молодежь о православной миссии и браке

Вме­сте с Марио мы зада­ли вопрос серб­ской моло­де­жи о том, как они пони­ма­ют пра­во­слав­ный брак и семью. Отве­ты неко­то­рых из участ­ни­ков при­во­дим в кон­це интервью:

Ица Мла­де­но­вич
Бого­угод­ный союз. Это долж­но быть ее глав­ной целью.

Весель­ко Божич
Пра­во­слав­ная семья — это любая семья, кото­рая при­дер­жи­ва­ет­ся запо­ве­дей Божи­их и молитв Божи­их. Всё осталь­ное про­ис­хо­дит само собой, здесь нет муд­ро­ва­ния как такового.

Сла­ви­ца Милеушник
Семья — это жизнь…

Мили­ца Броскич
Семья, малая цер­ковь, есть основ­ная еди­ни­ца устро­е­ния и функ­ции жиз­ни. Когда исчез­нет семья, исчез­нет и мир.

Вук Пан­тич
Кни­га «Один раз и на всю жизнь» отлич­но под­хо­дит для того, что­бы начать раз­би­рать­ся в этой теме. Ее мож­но най­ти в интернете.

Еле­на Милинович-Драголевич
Гар­мо­нич­ная семья, в кото­рой мы любим ближ­них, как самих себя.

Иван Пьев­че­вич
Это семья, в кото­рой, поми­мо люб­ви, меж­ду супру­га­ми суще­ству­ет вза­и­мо­ува­же­ние. Поче­му? Пото­му что они оба зна­ют, что брак — это свя­щен­ная тай­на, и всё, что с ней свя­за­но. Всё это под­ра­зу­ме­ва­ет и молит­вы, и пост, и хож­де­ние в цер­ковь. Детей надо с малых лет водить в цер­ковь и вос­пи­ты­вать в пра­во­слав­ном духе. Вели­кое дело сего­дня иметь гар­мо­нич­ную и бла­го­че­сти­вую семью.

Чолич Рада
Пра­во­слав­ная семья та, кото­рая сво­ей душой слу­жит Богу.

Тина Мишич
Семья, где два чело­ве­ка всту­па­ют в брак перед Богом, еще недо­ста­точ­но зна­ют ни о себе, ни о дру­гом. С года­ми они узна­ют и свои и сво­е­го супру­га хоро­шие и пло­хие чер­ты харак­те­ра, но гото­вые сна­ча­ла изме­нить себя. Брак — это Крест, кото­рый несут на пле­чах, без огляд­ки на то, что ино­гда будут слу­чать­ся хоро­шие вещи, а ино­гда горь­кие, бед­ность или рос­кошь. Гар­мо­ния и вза­и­мо­по­ни­ма­ние пре­вы­ше все­го. Если Бог дает иметь детей, как мож­но боль­ше, в это непро­стое вре­мя нуж­но ста­рать­ся ува­жать друг дру­га и сво­их чад, уча их преж­де все­го быть сми­ре­ны­ми перед всем, ведь мир внут­ри — это самая боль­шая радость в насто­я­щее время.

София Мила Димитрова
Это семья, кото­рая преж­де все­го несет Гос­по­да в себе… в таких домах горит лам­па­да перед ико­ной Сла­вы, пах­нет лада­ном… Пост, регу­ляр­ная Испо­ведь и Свя­тое При­ча­стие — а всё осталь­ное, как Бог даст.

Лазарь Уро­ше­вич
Где Хри­стос — гла­ва, где жена послуш­на мужу, как Хри­сту, и муж любит жену боль­ше себя самого!

Дар­ко Вукойчич
Семья — ХРАМ!

Мла­ден­ка Драгутинович
«Малая цер­ковь»…

Алек­сандра Миич
Изна­чаль­но — вен­ча­ние в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Жизнь по вере и все те пра­ви­ла, кото­рые мы по сво­ей сво­бо­де и люб­ви к Богу при­ни­ма­ем и по кото­рым живем. Семья, кото­рая живет в люб­ви и вза­и­мо­под­держ­ке, борь­бе с иску­ше­ни­я­ми. Семья, чья радость и любовь узна­ет­ся и чув­ству­ет­ся окружающими…

Мэри Майя
Кото­рая преж­де все­го посвя­ще­на Богу. Кото­рая учит детей истин­ным ценностям.

Саша Вла­хо­вич
Семья, кото­рую хочет видеть Бог.

Дра­ган Антель
Все пра­во­слав­ные.

Ясми­на Станкович
Пра­во­слав­ная семья — глав­ная ячей­ка обще­ства. С появ­ле­ни­ем совре­мен­ных тех­но­ло­гий, кото­рые долж­ны помо­гать нам в наших повсе­днев­ных заня­ти­ях, уче­бе, обра­зо­ва­нии и т. д., обще­ство мед­лен­но, но вер­но сошло с это­го пути, и, вот, резуль­тат того, где мы сего­дня нахо­дим­ся как обще­ство и как семья. Поче­му бы кому-то не потру­дить­ся над тем, вто­рым, осо­бен­но в то вре­мя, когда наго­та навя­зы­ва­ет­ся нам на каж­дом шагу. Если бы при­кры­ли наго­ту, открыл­ся бы ум, душа и серд­це. Чистая душа, из кото­рой воси­я­ет цело­муд­рие, напо­до­бие Бла­го­дат­но­го огня. Напом­ню сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: да будет укра­ше­ни­ем вашим не укра­ше­ние волос, не кра­со­та одежд, но сокро­вен­ный серд­ца чело­век в нетлен­ной кра­со­те крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го, духа, что дра­го­цен­но пред Богом (1Пет.3:3-4).

Ната­ша Плазинич
Пра­во­слав­ная семья — это малая цер­ковь. В ней преж­де все­го долж­на царить любовь, кото­рая от Гос­по­да снис­хо­дит на гла­ву дома, к шее, а поз­же пере­да­ет­ся и осталь­но­му орга­низ­му или детям.
Самое важ­ное для бра­ка, что­бы Хри­стос был посре­ди муж­чи­ны и жен­щи­ны, пото­му что это един­ствен­ная нераз­рыв­ная и пол­ная связь меж­ду дву­мя людь­ми, кото­рые пла­ни­ру­ют создать семью с Божи­ей помощью.
Вен­ча­ние в церк­ви — это обя­зан­ность, а не дань традиции!
Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что супру­ги явля­ют­ся актив­ны­ми хри­сти­а­на­ми и регу­ляр­но ходят на бого­слу­же­ния, участ­вуя в Свя­тых Хри­сто­вых Таинcтвах.
Все эти духов­ные зна­ния и опыт долж­ны пере­да­вать­ся потом­кам с ран­не­го воз­рас­та, ведь у детей харак­тер фор­ми­ру­ет­ся со вто­ро­го по пятый год жиз­ни. Таким обра­зом, в даль­ней­шей жиз­ни для них всё будет лег­че, пото­му что они уже при­об­ре­ли неко­то­рые из хоро­ших при­вы­чек, хотя мы зна­ем, что жизнь по-пра­во­слав­но­му несет с собой боль­шое бре­мя и тяже­лый крест.
Сво­им при­ме­ром могу засви­де­тель­ство­вать, как мучи­тель­но погру­жать­ся в веру во взрос­лом воз­расте. Послед­ствия будут мучить до кон­ца этой зем­ной жиз­ни, но милость Гос­под­ня так вели­ка, что мы нико­гда не долж­ны терять надеж­ды и думать, что Он оста­вил нас, и что Он не даст нам по вере нашей. Он все­гда дер­жит нас за пра­вую руку. Это и есть, на самом деле, та связь меж­ду роди­те­лем и ребен­ком, кото­рую мы долж­ны уста­но­вить и в нашей семье.
Муж и жена долж­ны каж­дый день ста­рать­ся дарить теп­ло друг дру­гу. При­ят­ны­ми сюр­при­за­ми мож­но чудес­ным обра­зом пока­зать дру­го­му чело­ве­ку, что он явля­ет­ся для нас осо­бен­ным на всю остав­шу­ю­ся жизнь!
Ува­же­ние, тер­пи­мость, вер­ность, вни­ма­ние, неж­ность, защи­щен­ность и мно­гие дру­гие чув­ства спо­соб­ству­ют тому, что брак будет креп­ким и длить­ся вечно.
Конеч­но, быва­ют и такие тяже­лые дни, кото­рые нуж­но пре­одо­леть через жерт­вен­ность, спо­кой­ствие, тер­пе­ние, откры­тое обще­ние и молитву.
Жен­щи­на долж­на быть послуш­ной, крот­кой, спо­кой­ной, забот­ли­вой, скром­ной в одеж­де, не при­вле­кать к себе вни­ма­ния. Жела­ю­щая сво­е­му мужу и детям устро­ить «тра­пе­зу люб­ви» и с радо­стью послу­жить им.
Муж­чи­на дол­жен быть силь­ным, ста­биль­ным, при­леж­ным, тру­до­лю­би­вым, джентльменом.
Гото­вым обес­пе­чить сво­ей семье мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, кото­рое все­гда вто­рич­но по отно­ше­нию ко все­му, что нуж­но обес­пе­чить сво­им характером.
Неко­то­рые вещи мы не можем най­ти в кни­гах. Мы долж­ны про­сто почув­ство­вать их сердцем.
Сла­ва и бла­го­дар­ность Гос­по­ду и Пре­свя­той Бого­ро­ди­це за всё!

Лука Лабан
Семья, кото­рая мно­го тру­дит­ся, помо­га­ет и про­ща­ет, как может. И живет честно!

Бесе­до­ва­ла, пере­ве­ла с серб­ско­го Еле­на Лобанова


[1]Рес­пуб­ли­ка Серб­ская (не путать с Рес­пуб­ли­кой Сер­бия) — не явля­ет­ся неза­ви­си­мым госу­дар­ством, а пред­став­ля­ет собой один из двух энти­те­тов с боль­шой авто­но­ми­ей в Бос­нии и Гер­це­го­вине. Рес­пуб­ли­ка Серб­ская как энти­тет Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны рас­по­ло­же­на на Бал­ка­нах, с пре­иму­ще­ствен­но серб­ским пра­во­слав­ным насе­ле­ни­ем, и гра­ни­чит с Сер­би­ей, Хор­ва­ти­ей и Чер­но­го­ри­ей. — Прим. автора

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки